Опубликовано 27 августа 2022, 20:02
3 мин.

В Финляндии создали 4000-сильный мотор для Nissan GT-R

Четыре тысячи лошадиных сил, пять литров и сто тысяч евро — всё о двигателе Hel
Небольшая фирма Elmer Racing завершила создание двигателя Hel, предназначенного для установки на Nissan GT-R. Мотор V6 полностью повторяет родной ниссановский агрегат по размерам и точкам крепления. При этом рабочий объём намного больше — он составляет пять литров, а блок и головки выточены из цельных алюминиевых заготовок.
В Финляндии создали 4000-сильный мотор для Nissan GT-R

Инжиниринговое бюро Elmer Racing работает в пригороде Хельсинки и специализируется на подготовке высокофорсированных турбомоторов — в основном для ралли-кросса, но и для других дисциплин. Их конёк — высокопрочные детали, вырезанные из цельной заготовки на пятикоординатном станке. Среди их продукции впускные коллекторы, усиленные крышки подшипников коленвала, фланцы выпускных коллекторов.

Несколько лет назад финская фирма получила известность, создав двигатель Thor для Porsche 968, на котором австралиец Род Побестек выступал в соревнованиях тайм-аттак. Это четырёхцилиндровый турбомотор объёмом 4 литра, развивавший до 1500 лошадиных сил в кольцевой спецификации.

Последние два года финны проектировали двигатель Hel — V6 объёмом 5 литров. Необычный выбор формата объясняется просто: мотор предназначен для установки на Nissan GT-R в штатное место. Поэтому он сохранил ниссановскую архитектуру — шесть цилиндров, угол развала 60 градусов. Внешние размеры и расположение крепёжных отверстий соответствуют серийному агрегату.

В Финляндии создали 4000-сильный мотор для Nissan GT-R

Двигатель Nissan VR38DETT в стандарте имеет рабочий объём 3,8 литра: диаметр цилиндра 95,5 миллиметра, ход поршня 88,4 миллиметра. Тюнинговые компании HKS, Manley или AMS Performance предлагают нарастить объём до 4,1–4,6 литра. Для этого ставят коленвал с увеличенным радиусом кривошипа, либо вдобавок ещё и растачивают цилиндры.

Судя по их опыту, предельные величины для ниссановского мотора таковы: диаметр цилиндров 100 миллиметров, ход поршня 99 миллиметров. Теоретически это означает, что штатный блок позволяет довести объём до 4665 кубических сантиметров.

Поскольку инженеры Elmer Racing не были ограничены ниссановским блоком, они нарастили объём ещё больше. Диаметр цилиндров довели до 103 миллиметров, ход поршня до 100 миллиметров. При этом межцилиндровое расстояние осталось тем же, что и на двигателе Nissan — 112 миллиметров. Таким образом, рабочий объём мотора Hel составляет 4999 кубических сантиметров. Интересно, что стенки цилиндров покрыты плазменным напылением — в точности как на стандартном моторе Nissan.

По сравнению с ниссановским двигателем, диаметр впускных клапанов увеличен до 42 миллиметров (+5 мм), выпускных — до 36 миллиметров (+4 мм), а каналы в головке сделаны более прямыми. Кстати, такой мотор снабжён датчиками давления в каждом из цилиндров.

Блок цилиндров, головки, крышки коренных подшипников, поддон сухого картера, клапанные крышки и передняя крышка ГРМ выточены из цельных болванок на многокоординатном станке. Точёный стальной коленвал — c противовесами из вольфрама. Интересно, что финнам удалось не просто вписать новый мотор на штатное место, но и скомпоновать его с ниссановской системой полного привода. Можно оставить даже «родные» фазовращатели на распредвалах!

В спецификации Max Hel для дрэг-рейсинга двигатель выдаёт около четырёх тысяч лошадиных сил и крутится до 10 тысяч оборотов в минуту. Для сравнения, штатный блок от GT-R выдерживает форсировку примерно до 1700-1800 лошадиных сил, а дрэговые моторы с точёным блоком выдают порядка трёх тысяч лошадиных сил. Самый мощный заводской вариант мотора Nissan VR38DETT развивает 720 лошадиных сил.

Двигатель обойдётся в 100400 евро, хотя есть возможность немного сэкономить — отказ от датчиков давления в цилиндрах снизит цену на девять тысяч. Моторы изготовляют на заказ, срок ожидания составляет от двух до пяти месяцев.