Опубликовано 14 января 2021, 15:51

Продажи новых автомобилей в России: итоги 2020 года и прогноз на 2021-й

За 12 месяцев ушедшего года автомобильный рынок просел на 9,1 процента
Ассоциация Европейского бизнеса опубликовала отчет о продажах легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2020 году и озвучила прогноз на 2021 год. За январь-декабрь прошлого года в стране реализовали 1 598 825 машин, что на 9,1 процента меньше, чем в 2019 году. В 2021 году участники рынка не ожидают каких-либо значительных изменений.
Lada Granta
Lada Granta
© Carsweek.ru

Вопреки ожиданиям, предновогодние скидки и акции не принесли желаемых результатов и в декабре было продано 166 666 автомобилей, что на 2,1 процента меньше, чем в том же месяце 2019 года. Что же касается продаж за год, которые составили почти 1,6 миллиона машин, то этот результат немного превышает недавний прогноз АЕБ (1,5 миллиона автомобилей), но он все же ниже результатов предыдущего года.

«2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка: продажи новых автомобилей превышали показатели предыдущего года всего четыре месяца, — отметил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель, — но, несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на четвертое место».

По прогнозу АЕБ, в 2021 году особых изменений не предвидится, однако рынок может выйти в плюс. Рост продаж автомобилей в России составит 2,1 процента, то есть в совокупности будет продано 1 632 000 транспортных средств — на 33 тысячи больше, чем в 2020 году.

В топ-5 крупнейших автобрендов в стране по объемам продаж вошли Lada, Kia, Hyundai, Renault и Volkswagen, однако все они демонстрируют отрицательную динамику. Так, Lada реализовала 343 512 автомобиля (-5 процентов), Kia — 201 727 шт. (-11 процентов), Hyundai — 163 244 шт. (-9 процентов), Renault — 128 408 шт. (-11 процентов), а Volkswagen — 100 171 (-4 процента).

Из первой десятки, в которую также вошли Skoda, Toyota, Nissan, ГАЗ и BMW, лишь две компании завершили год в плюсе: это Skoda (94 632 автомобиля, +7 процентов) и BMW (42 721 автомобиль, +3 процента).

Лидерами по росту продаж в 2020 году оказались китайские бренды: Changan, продажи которого увеличились на 153 процента, до 7 102 штук, Chery (11 452 шт., +80 процентов), Geely (15 475 шт., +61 процент) и Haval (17 381 шт., +41 процент). Кроме того, на 4369 процентов выросли продажи Opel, который в конце 2019 года вернулся в Россию.

Аутсайдерами рынка стали премиальные бренды Infiniti (1 892 шт., -46 процентов) и Genesis (1 286 шт., -43 процента). Ожидаемо низкие продажи у компаний, которые покинули или покидают российский рынок: Datsun (14 772 шт., -34 процента) и Lifan (1 384 шт., -65 процентов).

Что же касается самых популярных моделей в России, то в первую пятерку вошли Lada Granta, Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Creta и Volkswagen Polo.

Ниже в таблице приведены 25 самых продаваемых автомобилей в стране за 2020 год. Традиционно в рейтинг попали исключительно модели российской сборки.

МодельЯнварь-декабрь 2020 годаЯнварь-декабрь 2019 годаРазница
1. Lada Granta126 112135 831-9 719
2. Lada Vesta107 281111 459-4 178
3. Kia Rio88 06492 475-4 411
4. Hyundai Creta73 53771 4872 050
5. Volkswagen Polo58 45556 1022 353
6. Hyundai Solaris49 28058 682-9 402
7. Lada Lagrus37 16643 123-5 957
8. Toyota RAV436 43330 6275 806
9. Volkswagen Tiguan32 98237 242-4 260
10. Renault Logan32 62835 391-2 763
11. Renault Duster31 64039 031-7 391
12. Lada 4x429 08931 923-2 834
13. Kia Sportage28 19034 370-6 180
14. Toyota Camry27 37334 017-6 644
15. Skoda Rapid II26 2670-
16. Renalult Sandero26 03825 158-3 048
17. Nissan Qashqai22 1101 7181 135
18. Hyundai Tucson22 10722 753-646
19. Skoda Octavia21 62227 161-5 539
20. Skoda Kodiaq20 57825 069-4 491
21. Renault Kaptur20 28425 799-5 515
22. Nissan X-Trail20 23720 915-678
23. Mazda CX-520 03322 565-2 532
24. Lada XRay19 28628 967-9 681
25. Mitsubishi Outlander17 83623 894-6 058

Как и прежде, в АЕБ отмечают критически важное значение мер государственной поддержки для устойчивости автомобильного бизнеса в России. Так, например, более 18 процентов от общего числа проданных в 2020 году автомобилей были реализованы по программам льготного кредитования. Ранее стало известно, что правительство продлило действие наиболее популярных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» до 2023 года. Они распространяются на машины российский сборки стоимостью до 1,5 миллиона рублей.

Источник: Ассоциация европейского бизнеса