Компания BMW запатентовала электрический турбонагнетатель
Компания BMW разработала турбину для двигателя нового M3Компания BMW получила патент на электрический турбонагнетатель, который в ближайшем будущем будет устанавливаться на двигатели баварской марки. По слухам, новинка впервые появится на шестицилиндровом моторе с тремя турбинами для семейства M3 следующего поколения.
Новинка представляет собой турбину, которая может раскручиваться как выхлопными газами, так и электромотором. При этом, в отличие от традиционных агрегатов, разработка BMW лишена жесткой связи между ротором и нагнетателем – между ними появился дополнительный узел, включающий в себя электродвигатель и пару фрикционов. На холостом ходу или при движении накатом ротор отсоединяется от нагнетателя и вращается свободно, не увеличивая нагрузку на двигатель. Электродвигатель при этом тоже функционирует, но без нагрузки - электроника лишь подстраивает его обороты под скорость вращения вала нагнетателя. Когда водитель начинает движение или нажимает на педаль газа после движения накатом, сцепление между электромотором и компрессором (цифра 7 на схеме) замыкается. В этом случае компрессор раскручивается исключительно за счет электромотора, что обеспечивает высокую отзывчивость двигателя и позволяет избежать турбоямы.
При средних нагрузках, когда ротор турбины, до этого момента вращавшийся свободно, раскручивается до рабочих оборотов, замыкается и второе сцепление (цифра 6 на схеме) – в этом случае компрессор приводится сразу и за счет энергии выхлопных газов, и за счет работы электродвигателя. При высоких нагрузках и во время отпускания педали газа электродвигатель переключается в режим генератора, вырабатывая ток за счет избыточной скорости вращения ротора турбины. Вместе с тем, наличие такого режима работы нагнетателя позволяет отказаться от использования перепускного клапана.
Отметим, что готовности серийно выпускать электрические турбонагнетатели для автомобилей в 2009 году объявила британская компания Controlled Power Technologies (CPT). По словам представителей фирмы, подобные агрегаты позволят автопроизводителям вписаться в новые экологические нормы, которые в Европе вступят в силу с 2015 года.