Опубликовано 15 декабря 2008, 13:55

Верховный суд РФ разрешил привлекать к уголовной ответственности скутеристов

Верховный суд пояснил, как привлекать водителей к уголовной ответственности
Верховный суд РФ разъяснил, как нужно рассматривать дела об уголовных преступлениях, связанных с нарушениями ПДД. В тюрьму смогут попасть водители, оставившие место аварии, владельцы скутеров и водители без прав. Если же авария произошла из-за разбитой дороги, а пассажир не был пристегнут, то наказание могут смягчить.
Фото с сайта ura.ru
Фото с сайта ura.ru

Верховный суд (ВС) РФ разъяснил нижестоящим судам, как следует рассматривать дела об уголовных преступлениях, связанными с нарушением водителями ПДД, эксплуатацией автомобилей, а также с угоном и хищением транспортных средств. Об этом говорится в опубликованном на сайте ВС постановлении Пленума Верховного суда РФ №25.

Всего даны разъяснения по 32 вопросам, в частности, касающихся статьи 264 Уголовного кодекса (УК) "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств", предусматривающей наказание в виде лишения свободы до десяти лет. Пленум ВС постановил, что виновным может быть признан не только водитель, имеющий право управлять автомобилем, но и "лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства".

Если же виновным в аварии был признан водитель скутера - транспортного средства с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров и развивающих максимальную скорость не более 50 километров в час - то он будет нести ответственность по статье 268 УК "Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта". Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы до восьми лет. В свою очередь, водитель, самовольно оставивший место аварии, может быть признан виновным по статье 125 УК "Оставление в опасности", предусматривающей арест на срок до трех месяцев.

Между тем, ВС разъяснил случаи, когда наказание для водителя может быть смягчено. Это может произойти, если пассажир, пострадавший или погибший в ДТП, не был пристегнут ремнем безопасности или ехал без шлема. Кроме того, смягчающим обстоятельством может быть признано "несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам", что могло повлиять на исход аварии.

Напомним, за последние несколько лет ВС несколько раз выпускал сборники судебной практики, в которых разъяснял вопросы, возникающие при рассмотрении дел, связанных с наказаниями для водителей. Одним из самых известных постановлений пленума стал документ 2006 года, когда игнорирование знаков «обгон запрещен» и «кирпич» было приравнено к выезду на встречную полосу с последующим лишением прав. А в ноябре 2008 года ВС запретил судам лишать водителей прав по формулировке "опьянение неустановленным веществом".