Опубликовано 19 марта 2021, 13:43
2 мин.

Видео: «Яндекс» провел зимние испытания беспилотного автомобиля на московских дорогах

Специалисты рассказали о самых тяжелых условиях для беспилотников
Компания «Яндекс» опубликовала видео, в котором продемонстрировала испытания своего беспилотного автомобиля во время снегопада в Москве. Кроме того, специалисты рассказали, с какими трудностями сталкиваются беспилотники в период зимней эксплуатации.
Видео: «Яндекс» провел зимние испытания беспилотного автомобиля на московских дорогах
© Яндекс

«Яндекс» впервые запустил беспилотные автомобили в 2017 году. За четыре года испытаний машины компании проехали больше десяти миллионов километров, большую часть из которых — по московским дорогам. В зависимости от времени года автономные системы беспилотников сталкиваются с самыми разнообразными трудностями: от запутанных улиц и переулков до перепадов температур и обильных осадков. На этот раз специалисты продемонстрировали, как беспилотный автомобиль справился с рекордными снегопадами, обрушившимися на столичный регион в минувшем феврале.

Беспилотный автомобиль «Яндекса» нового поколения

Беспилотный автомобиль «Яндекса» нового поколения

© Яндекс

Первой проблемой, с которой сталкиваются беспилотники во время снегопада, является плохая видимость. Автономные машины оборудованы множеством датчиков и лидаров, испускаемые лучи которых отражаются от окружающих объектов и возвращаются обратно. Когда идёт снег, часть лучей может отражаться от снежинок, в связи с чем образуется посторонний «шум» вокруг автомобиля. В таких ситуациях на помощь автономной системе беспилотника приходит нейросеть, способная отличить реальные объекты от помех.

Лидары расположены с двух сторон на передних крыльях, а радары — на крыше

Лидары расположены с двух сторон на передних крыльях, а радары — на крыше

© Яндекс

Искусственный интеллект также помогает беспилотнику распознавать дым и пар, исходящий в холодную погоду из выхлопных труб автомобилей, вентиляционных шахт и ливневых канализаций. Для этого нейросети обучают на записях, сделанных во время зимних поездок. С их помощью лидары способны распознавать пешеходов и других участников движения даже при минимальной видимости.

Специалисты «Яндекса» научили свои беспилотные автомобили адаптироваться под разное дорожное покрытие. Автономная система способна определять коэффициент трения и учитывать его во время поворотов, а также при соблюдении скоростного режима, торможении и маневрировании.

На этом фото есть пешеход, который стоит на обочине. Человеческий глаз не смог его увидеть, зато лидар — распознал его даже за облаком пара

На этом фото есть пешеход, который стоит на обочине. Человеческий глаз не смог его увидеть, зато лидар — распознал его даже за облаком пара

© Яндекс

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются беспилотные автомобили, является изменившаяся после осадков местность. В память беспилотника загружена трёхмерная карта, которую он постоянно сопоставляет с данным лидара и, таким образом, точно определяет свое местоположение. Однако после обильного снегопада дорожная разметка может быть занесена, границы полос движения скрыты под снегом, а на обочинах могут образоваться сугробы.

В «Яндексе» научили автономную систему автоматически обновлять карту в зависимости от меняющейся дорожной обстановки. Кроме того, благодаря использованию нескольких источников данных автомобиль способен определять свое местоположение даже в сложных дорожных ситуациях.

По словам представителей компании, поскольку в Москве за год бывают все виды плохой погоды, а также непредсказуемые дорожные ситуации, столичный регион является идеальным полигоном, который позволяет подготовить систему автономного вождения для эксплуатации в разных городах и странах.

В июне прошлого года компания «Яндекс» представила беспилотник нового поколения на базе Hyundai Sonata. Новинка получила усовершенствованный набор сенсоров, дополнительные камеры и радары, которые теперь расположены на крыше автомобиля, а также улучшенные лидары.

Источник: «Яндекс»