Запомните этот момент
Как Гран-при Абу-Даби завершил еще одну эру Формулы-1/imgs/2017/11/27/10/1415802/73bf1825deb47ddac23659ca963bfd7c5ba4c021.jpg)
Спустя секунду после финиша небо над Яс-Мариной взорвалось тысячами огней, которые наверняка были видны даже на маленькой планетке в окрестностях Бетельгейзе. Кажется, организаторы дочиста выгребли все китайские склады с пиротехникой, чтобы устроить самый яркий финал в истории чемпионата. Да и пилоты не скупились на «пончики» перед трибунами и прочие спецэффекты. Похвально, вот только гонку это не спасло: сезон, который весной-летом заставлял особо эмоциональных поклонников рыдать в подушку от восторга, сломался после августовского перерыва – да так и не починился обратно.
Вместо наблюдения за воскресной процессией вы могли заняться куда более увлекательными делами: вынести мусор, пересчитать все окна в доме напротив или – гулять так гулять – посмотреть на ютубе, как кто-то готовит гамбургер, а потом его ест. В любом случае, это была последняя гонка Формулы-1 в том виде, в котором мы ее знаем, а вот хорошие это новости или плохие – пока решительно непонятно. «Мотор» делает главные выводы после Гран-при Абу-Даби, подводит итоги сезона и смахивает пыль с редакционного хрустального шара.
/imgs/2017/11/27/07/1415637/15d2e1287fb85ca4e453429de34f74c2c26071d4.jpg)
Бесполезно спорить с Mercedes
Да, они просто взяли и напоследок всех раскатали. До пары серебристых машин и близко не смогли дотянуться ни окрыленный бразильской победой Феттель, ни голодный Ферстаппен с (вроде бы) выкрученным в режим максимальной мощности двигателем. Правда, и в Mercedes движки уже особо не берегли, и это самый тревожный сигнал для соперников: в финале, когда не было смысла придерживать коней, W08 оказалась на голову сильнее всех. Даже на не самой подходящей для нее трассе.
/imgs/2017/11/27/10/1415786/10323e3c4caa52fef0be5d72205c672a2a416727.jpg)
, который набирал очки в каждой гонке своего чемпионского сезона. И единственным, у кого этих гонок в сезоне было 20. Между прочим, Льюис Хэмилтон, вслед за Фанхио и Шумахером, [стал третьим гонщиком в истории](https://twitter.com/F1/status/934809333413613569), который набирал очки в каждой гонке своего чемпионского сезона. И единственным, у кого этих гонок в сезоне было 20.](/thumb/300x0/filters:quality(75)/imgs/2017/11/27/08/1415667/15de08d60d78c343eea21ff6ee60d0531f7e36a4.jpg)
Между прочим, Льюис Хэмилтон, вслед за Фанхио и Шумахером, стал третьим гонщиком в истории, который набирал очки в каждой гонке своего чемпионского сезона. И единственным, у кого этих гонок в сезоне было 20.
Что может измениться в следующем сезоне? Многое. С Red Bull все более-менее понятно: успех будет зависеть от прогресса Renault, а лакмусовой бумажкой станет McLaren. Если сразу две команды, считающие свои шасси лучшими во Вселенной, окажутся близки, но уступят лидерам – значит, дело и впрямь в силовой установке. Наверное.
А вот для Ferrari нынешний сезон мог оказаться зенитом, ведь скорость SF70H – во многом заслуга революционной концепции, заложенной еще Джеймсом Эллисоном. И, судя по всему, нынешние главные технари итальянцев Маттиа Бинотто и Симоне Реста не очень понимают, как ее правильно развивать. Такое уже было, когда Эллисон придумал быстрый, но «тупиковый» Lotus E31 с передним выхлопом, на котором Виталий Петров взял свой единственный подиум в Формуле-1 – возможно, история повторяется и сейчас.
/imgs/2017/11/27/08/1415701/6fa067ac4180619deac7bef784bfd573a089cf53.jpg)
С другой стороны, Джеймс теперь работает в Mercedes, и уже точно известно, что «стрела» для следующего года будет совсем другой: без лимузинной колесной базы, зато с более агрессивным наклоном шасси, в стиле Red Bull. Исходов, как вы понимаете, может быть два. Либо «серебристые» начнут всех рвать еще и на противных им тесных трассах, либо что-то пойдет не так. И на это «не так» мы, как нормальные поклонники спорта, надеемся.
/imgs/2017/11/27/07/1415639/a5243467908f13aba6d46972fa6e42bad454f88b.jpg)
Финны просиживают штаны
Победа Боттаса не должна обманывать ни его болельщиков (есть они тут?), ни самого Валттери. Льюис Хэмилтон провел уикенд на плохо скрываемом расслабоне, ошибся в квалификации, но в гонке все равно едва не обогнал напарника. А теперь следите за руками: британец хвалит финна и говорит, что выкладывался на протяжении всей дистанции, но не смог ничего поделать. А еще он говорит, что из-за сочетания аэродинамики новых машин и конфигурации трассы в Абу-Даби надо «везти» сопернику как минимум 1,4 секунды с круга, чтобы иметь шансы на успешную атаку. И да, в какой-то момент эта атака почти состоялась. Вывод настолько очевиден, что его даже не стоит произносить вслух.
/imgs/2017/11/27/08/1415700/9c450d3d394777720ca555c46300cdf3ae57d750.jpg)
 Весь Кими в [одной гифке](https://twitter.com/f1writers/status/934821092929232896)](/thumb/300x0/filters:quality(75)/imgs/2017/11/27/08/1415699/bdb333d9eae16c342679a7e78139f0181f9419f4.jpg)
Весь Кими в одной гифке
Специфика трассы спасла от унижения и второго финна: если бы Яс-Марина не была так жестока к тем, кто пытается преследовать соперников, Кими Райкконен вряд ли бы удержал Макса Ферстаппена. А так он всего лишь проиграл напарнику почти полминуты на финише. Понятно, что невозмутимому Кими (да и Валлтери тоже) наплевать на то, что мы про них говорим. Но если в следующем сезоне расслоение команд останется таким же серьезным, интриге можно будет сразу петь заупокойную – борьбы хотя бы внутри топовых коллективов не предвидится. Чувствуете, насколько полезен был Формуле-1 «скучный чемпион» Росберг?
/imgs/2017/11/27/07/1415640/f12b8450afb0da408b582863fa3b8cde03b39871.jpg)
Халк – тащить
Нико Хюлькенберг был не слишком заметен в этом сезоне. Отчасти – из-за скорости машины, а отчасти потому, что не блистать на фоне Джолиона Палмера может только Джолион Палмер. Иными словами, преимущество над британцем мы воспринимали как должное, а прыжков выше головы Нико особо не совершал. Дошло до того, что немца начал сходу опережать перешедший в Renault Карлос Сайнс – но теперь кажется, что делал он это скорее с перепуга. Сам же Халк в решающий момент сумел собраться и выдать потрясающую гонку – пожалуй, только ради него (и плясок Стролла с Грожаном) вообще стоило включать трансляцию из Абу-Даби.
/imgs/2017/11/27/08/1415710/5d4c79b3bed0edbf139b948ee46e301a2c0f0c62.jpg)
Несмотря на пять секунд штрафа, несмотря на заминку на пит-стопе, Нико оказался лучшим из остальных и привел свою машину туда, где заводской команде Renault следует регулярно оказываться в следующем сезоне – сразу позади тройки лидеров и впереди всех частников из середины пелотона. Понятно, почему в Force India возмущаются слишком мягким наказанием: действительно, если бы Халк вернул Чеко Пересу позицию, отыгранную за счет срезки поворота, он бы потерял гораздо больше пяти секунд – и вообще не факт, что смог бы пройти мексиканца. Потому что Абу-Даби и аэродинамика. Но и спорить с тем, что желтые машины в этот раз были быстрее розовых, тоже бессмысленно. Шестое место Хюлькенберга на финише принесло его команде аналогичную позицию в Кубке конструкторов – и, несомненно, Renault заслужила ее больше, чем Toro Rosso.
/imgs/2017/11/27/07/1415641/4d61c97440f9e1c5df3eefa830957a08fdf41ea0.jpg)
В новый сезон – с новыми аутсайдерами
У Toro Rosso в концовке сезона плохо абсолютно все, а будет еще хуже. Пьер Гасли и Брендон Хартли пока просто не понимают, где они, кто они и что им делать, а равная борьба с пилотами Sauber – явно не максимум для шасси STR12. Да-да, того самого, на котором Карлос Сайнс взял четвертое место в Сингапуре. И вот расклад на следующий сезон: мутная пара пилотов и мотор Honda против «Заубера», который впервые за четыре года построит действительно новую машину, и получит от Ferrari актуальный мотор и всяческую поддержку. А заодно – одного-двух перспективных гонщиков. Кажется, исход этой борьбы уже ясен: итальянская команда рискует вернуться к своим историческим корням и превратиться обратно в Minardi.
/imgs/2017/11/27/08/1415708/a874d2b0d51dc8ae63a2780c64bf2d4235642cea.jpg)
 с теплыми словами в адрес Квята и Сайнса. Или это все-таки вежливость и благодарность? Видимо, в Toro Rosso и сами начинают осознавать мрачность собственных перспектив: после финиша команда [опубликовала пару твитов](https://twitter.com/ToroRossoSpy/status/934832607455580162) с теплыми словами в адрес Квята и Сайнса. Или это все-таки вежливость и благодарность?](/thumb/300x0/filters:quality(75)/imgs/2017/11/27/08/1415711/51010565a4c11feb78041529be2ca3c71145c95b.jpg)
Видимо, в Toro Rosso и сами начинают осознавать мрачность собственных перспектив: после финиша команда опубликовала пару твитов с теплыми словами в адрес Квята и Сайнса. Или это все-таки вежливость и благодарность?
Но «телята» могут оказаться не одиноки: к соревнованиям по скоростному спуску на дно вполне способна присоединиться и Williams. Лэнса Стролла, похоже, пора вычеркивать – борьба с Грожаном была хороша, но канадец умудрился израсходовать четыре (!!!) комплекта шин, да и вообще весь уикенд проигрывал Фелипе Массе просто неприличное количество времени. Но Масса уходит, а на его место, скорее всего, приходит Роберт Кубица. И при всей искренней симпатии к поляку, пока никто не знает, справится ли он с этой работой – история больше пахнет маркетингом, чем спортом.
/imgs/2017/11/27/09/1415712/94f65ec7728227358068f99d3686e0ea0b1cbfe0.jpg)
На случай, если Роберт не вытянет, нужен сильный резервист, и почему бы им не оказаться молодому, быстрому и технически подкованному Сергею Сироткину? В среду россиянин проведет с командой шинные тесты, причем в один день с ним будет работать и Кубица – без прямых сравнений не обойтись. Давайте пока просто понадеемся на лучшее: к следующему сезону Падди Лоу, бывший техдиректор Mercedes, вполне способен подготовить хорошую машину. Но без хотя бы одного быстрого гонщика она будет бесполезна.
/imgs/2017/11/27/09/1415713/f2dee20550b1de7e67e4400ea02a2e7130a9a50a.jpg)
Мы (не) ждем перемен
Пока Валттери Боттас стоял на непривычной для себя центральной ступени пьедестала, над его головой творилась история: прямо во время церемонии награждения Формула-1 сменила логотип. Видите ли, новые владельцы посчитали болельщиков идиотами, не способными разглядеть единичку в пустом пространстве между буквой F и красным шлейфом, и затеяли революцию. Разумеется, новый вариант был моментально воспринят в штыки, но не потому, что оказался плохим – нормальный он, все быстро привыкнут. Просто Liberty решила починить то, что не было сломано, имея ворох более насущных проблем.
/imgs/2017/11/27/09/1415732/0d976d7bf361553c39cb007b6941f46dd30a9283.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415731/2d7eb8acb18daddd8680693d83fea6c93a31b7dd.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415733/3d4f1275f9638662b59bca708e7e467ee241f8e3.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415735/800cd05557a434026a88cf2b792883cfd20595a0.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415734/0bedcd3a1675efb0310c388a6bb32c3be3729642.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2017/11/27/09/1415732/0d976d7bf361553c39cb007b6941f46dd30a9283.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415731/2d7eb8acb18daddd8680693d83fea6c93a31b7dd.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415733/3d4f1275f9638662b59bca708e7e467ee241f8e3.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415735/800cd05557a434026a88cf2b792883cfd20595a0.jpg)
/imgs/2017/11/27/09/1415734/0bedcd3a1675efb0310c388a6bb32c3be3729642.jpg)
Волна ненависти,которую Формула-1 и Liberty получают прямо сейчас
Медовый месяц закончился: спустя год после смены власти аудитория уже не радуется ей, а критикует – и есть за что. Внешний вид новых машин оказался испорчен «плавниками» и Т-крыльями, сезон сдулся на середине, а в следующем году нас ждут такие мерзкие вещи, как система Halo и ограничение в три двигателя на сезон. Иными словами, машины станут еще страшнее, а фестиваль технических штрафов заиграет новыми гранями абсурда.
/imgs/2017/11/27/10/1415787/fae632268ce47797d0da8ca12aa088c43f8f33fb.jpg)
Но есть и позитив: всю телевизионную графику радикально обновят, Формула-1 широко развернется в соцсетях и наконец-то получит интернет-трансляции, окологоночные шоу станут еще ярче, а Pirelli выкатит линейку из семи «сухих» составов, которые будут значительно мягче нынешних. А значит, вернется все, за что мы любили прошлый сезон: разнообразие тактических схем с двумя-тремя пит-стопами, обилие обгонов и тот неописуемый кавардак, в котором порой так интересно разбираться. Но главное – гонки точно будут. А пока запомните этот момент, чтобы ровно через год сказать: «Раньше было лучше». А лучше – не сказать. Увидимся!
Гран-при Абу-Даби, который вы не видели
/imgs/2017/11/27/10/1415774/d4444df9b06c138408305f75f6e6c259546c1d66.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415772/82d9a191ef6b35b1489c8cddb176d1b7dbc1578e.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415773/fb86b06e9efc02d5907117011226fc9306ab3097.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415776/abe451bae670db6f11a207050deae486e071b78d.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415777/a2b257bf1c304f32b6b66c6fea15180c8fa7cb52.gif)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2017/11/27/10/1415778/21581dda1da0283d947823ba18ee1e3a00a63524.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415779/ba75561c9349d7a852f701f95ac562a84ee99c3a.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415780/a5443da1e5ef21afe13607ec32a01a8823a2253f.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415781/8bd4417604e5c41302a8420f17193d315995fa6d.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415782/88d62078d3d02c6579987b259fb6075c773e8b1c.jpg)
я выбрал вместо рекламы.
/imgs/2017/11/27/10/1415774/d4444df9b06c138408305f75f6e6c259546c1d66.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415772/82d9a191ef6b35b1489c8cddb176d1b7dbc1578e.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415773/fb86b06e9efc02d5907117011226fc9306ab3097.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415776/abe451bae670db6f11a207050deae486e071b78d.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415777/a2b257bf1c304f32b6b66c6fea15180c8fa7cb52.gif)
/imgs/2017/11/27/10/1415778/21581dda1da0283d947823ba18ee1e3a00a63524.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415779/ba75561c9349d7a852f701f95ac562a84ee99c3a.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415780/a5443da1e5ef21afe13607ec32a01a8823a2253f.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415781/8bd4417604e5c41302a8420f17193d315995fa6d.jpg)
/imgs/2017/11/27/10/1415782/88d62078d3d02c6579987b259fb6075c773e8b1c.jpg)
В паддоке был замечен потенциальный дуэт будущего: сыновья Фелипе Массы и Роба Смедли, гоночного инженера бразильца времен Ferrari.
Оценки «Мотора»
На этот раз мы не только ставим оценку за этап, но и выводим среднее арифметическое по итогам всего сезона.
4/5, средняя 4,58
Льюис Хэмилтон
В финале сезона чемпион расслабился, но не сказать, что не имел на это права.
4/5, средняя 3,47
Валттери Боттас
Победителям принято ставить пятерки, но Валттери, будем честны, проехал как обычно. Что отражает и общая оценка за сезон – совсем не на уровне топ-пилота.
5/5, средняя 4,58
Себастьян Феттель
В этом сезоне Себастьян ошибался и упускал шансы, но до титула не дотянулся скорее из-за невезения и недостаточной скорости машины. А если верить нашей статистике, то старался он не хуже Льюиса.
3/5, средняя 3,40
Кими Райкконен
Очередная никакущая гонка от никакущего финна. В этом сезоне Кими выглядел даже хуже Боттаса, и итоговый балл это вполне иллюстрирует.
Б/О, средняя 4,61
Даниэль Риккардо
Фантастическая коллекция подиумов в середине сезона – залог высокой суммарной оценки. И пусть под конец сезона австралиец смотрелся не так бодро, а в финале сошел и-за гидравлики, накопленного импульса ему хватило. Хватит ли на следующий год?
4/5, средняя 4,53
Макс Ферстаппен
Макс, напротив, разогнался именно к последним гонкам, хотя в Абу-Даби мы ждали от него фирменного боевого обгона Райкконена. Любопытный факт: оба гонщика, выступавшие на машине RB13, получили оценки только за 13 гонок. Unlucky for some?
1/5, средняя 3,29
Лэнс Стролл
Несколько ярких гонок в середине сезона (и подиум!) натянули оценку Лэнса на троечку с плюсом, но по общему впечатлению он скорее заслуживает того, что получил за Абу-Даби.
5/5, средняя 4,0
Фелипе Масса
На этот раз удержать Алонсо не удалось, но последняя гонка ветерана все равно была хороша. Да и твердая четверка за сезон – недурно для пенсионера.
2/5, средняя 4,20
Пьер Гасли
Мы выдали многовато авансов брошенному в пекло французу – но, похоже, зря. Впрочем, хочется ошибаться.
2/5, средняя 3,0
Брендон Хартли
Хартли вообще получил оценки всего за две гонки, и в среднем вышла троечка. Определенно, ему еще есть что доказывать.
4/5, средняя 4,22
Серхио Перес
Как и Льюис Хэмилтон, пилоты Force India всего достигли досрочно – может, поэтому под конец расслабились. Но сезон провели сильный.
4/5, средняя 4,33
Эстебан Окон
По сумме впечатлений молодой француз был чуть сильнее авторитетного напарника – и статистика это очень даже подтверждает.
5/5, средняя 3,93
Нико Хюлькенберг
Финальную гонку Нико провел так, как и подобает лидеру заводской команды. Но сезон в целом получился ниже ожиданий – на четверку с хвостиком.
Б/О, средняя 4,19
Карлос Сайнс
По сумме выступлений в Toro Rosso и Renault испанец выглядел неплохо. Но не весь год выдался для Карлоса успешным и безошибочным – так считаем и мы, и статистика.
5/5, средняя 4,66
Фернандо Алонсо
Вы же ждали этого, да? Вот цифровое доказательство того, что Фернандо – до сих пор лучший гонщик чемпионата, и никакой «Хонде» это не испортить.
4/5, средняя 3,25
Стоффель Вандорн
Последнюю гонку Стоффель провел серенько – говорит, что с самого начала в машине что-то сломалось и пропал держак. Но и за весь сезон он сумел блеснуть на фоне звездного напарника лишь пару раз. Хотя в этом случае математика все-таки расходится с субъективным впечатлением – не настолько плох был бельгиец.
5/5, средняя 3,93
Роман Грожан
Пятерка – за единственную борьбу во всей гонке. Что же до сезона в целом, то на статус лидера команды Роман не наработал. Слишком много жалоб, слишком мало результатов.
3/5, средняя 3,56
Кевин Магнуссен
Ошибка в третьем повороте разрушила Кевину гонку, а он сам себе – репутацию по ходу этого года. Самый нелюбимый гонщик в паддоке по этому поводу не парится, но ведь и с цифрами не поспоришь! Так себе сезончик.
5/5, средняя 3,76
Паскаль Верляйн
Напоследок немец выдал шикарнейшую гонку, только это уже не важно: скорее всего, место боевого пилота ему в следующем году не достанется. Провалов в этом сезоне было многовато – это сказалось и на нашем среднем балле и, видимо, на желании команд обеспечивать Паскаля работой.
3/5, средняя 3,12
Маркус Эрикссон
В отличие от напарника, Маркус все еще сохраняет шансы остаться в Sauber. Стоит ли, с такими оценками?
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Валттери Боттас | Mercedes |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
3. | Себастьян Феттель | Ferrari |
4. | Кими Райкконен | Ferrari |
5. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
6. | Нико Хюлькенберг | Renault |
7. | Серхио Перес | Force India |
8. | Эстебан Окон | Force India |
9. | Фернандо Алонсо | McLaren |
10. | Фелипе Масса | Williams |
11. | Роман Грожан | Haas |
12. | Стоффель Вандорн | McLaren |
13. | Кевин Магнуссен | Haas |
14. | Паскаль Верляйн | Sauber |
15. | Брендон Хартли | Toro Rosso |
16. | Пьер Гасли | Toro Rosso |
17. | Маркус Эрикссон | Sauber |
18. | Лэнс Стролл | Williams |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 363 |
2. | Себастьян Феттель | Ferrari | 317 |
3. | Валттери Боттас | Mercedes | 305 |
4. | Кими Райкконен | Ferrari | 205 |
5. | Даниэль Риккардо | Red Bull | 200 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 168 |
7. | Серхио Перес | Force India | 100 |
8. | Эстебан Окон | Force India | 87 |
9. | Карлос Сайнс | Renault | 54 |
10. | Нико Хюлькенберг | Renault | 43 |
11. | Фелипе Масса | Williams | 43 |
12. | Лэнс Стролл | Williams | 40 |
13. | Роман Грожан | Haas | 28 |
14. | Кевин Магнуссен | Haas | 19 |
15. | Фернандо Алонсо | McLaren | 15 |
16. | Стоффель Вандорн | McLaren | 13 |
17. | Джолион Палмер | Renault | 8 |
18. | Паскаль Верляйн | Sauber | 5 |
19. | Даниил Квят | Toro Rosso | 5 |
20. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
21. | Пьер Гасли | Toro Rosso | 0 |
22. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
23. | Брендон Хартли | Toro Rosso | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 668 |
2. | Ferrari | 522 |
3. | Red Bull Racing | 368 |
4. | Force India | 187 |
5. | Williams | 83 |
6. | Renault | 57 |
7. | Toro Rosso | 53 |
8. | Haas | 47 |
9. | McLaren | 30 |
10. | Sauber | 5 |