Красные — опасные
Что произошло на гонке Формулы-1 в МельбурнеПервый Гран-при Формулы-1 в сезоне — это всегда интересно, но не всегда показательно. Австралия подарила нам захватывающую гонку, победитель которой был не очевиден почти до самого финиша. Тем не менее, расклад сил между командами так до конца и не ясен, а значит делать серьезные выводы слишком рано. «Мотор» рассказывает, что произошло на Гран-при Австралии, после которого стало понятно только одно: Формула-1 умеет быть интересной.
Ferrari едва не выиграла гонку, и это сенсация
Льюис Хэмилтон доминировал все выходные. В пятницу, когда шел дождь, в субботу, когда было сухо — чемпиону мира было все равно. Опередив в квалификации Нико Росберга на три десятых секунды, а Себастьяна Феттеля на восемь десятых, Хэмилтон поверг некрепких духом болельщиков в уныние. Казалось, что доминированию Mercedes последних двух лет не видно конца, но в гонке выяснилось, что все не так плохо.
Узнать о том, что происходило в гонке на каждом круге, можно в нашем онлайне.
Провалив старт из-за пробуксовки (а возможно из-за новых правил, по которым гонщикам теперь разрешено использовать только один подрулевой «лепесток» сцепления), Хэмилтон к концу первого круга был лишь шестым. Росберг со второго места откатился на третье, а в лидеры уже к первому повороту вышли пилоты Ferrari.
После квалификации Феттель намекал, что скорость итальянской команды не так плоха, но все посчитали это таким же ритуалом, как и уважительные реверансы Mercedes в сторону Ferrari. Оказалось, что Себастьян не блефовал — на первых кругах Росберг не смог ничего поделать ни с ним, ни с Кими Райкконеном. И кто знает, как бы закончилась гонка, если бы не красный флаг, просчет итальянцев в выборе резины, заминка на пит-стопе Феттеля, небольшой вылет немца за пределы трассы, очередная поломка болида Райкконена и феноменальная выносливость шин обоих «Мерседесов».
На финише Росберг и Хэмилтон снова заняли первые две позиции, но как же этот дубль отличается от всех предыдущих. Да, в Австралии нетипичная трасса, и на следующих гонках мы можем увидеть возросший темп чемпионов. Но пока все выглядит так, будто Ferrari и правда притаила в рукаве не то пару козырей, не то мачете, которым на каждой гонке будет отсекать преимущество Mercedes.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
3. | Себастьян Феттель | Ferrari |
4. | Дэниэл Риккардо | Red Bull Racing |
5. | Фелипе Масса | Williams |
6. | Роман Грожан | Haas |
7. | Нико Хюлькенберг | Force India |
8. | Вальттери Боттас | Williams |
9. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
10. | Макс Ферстаппен | Toro Rosso |
11. | Джолион Палмер | Renault |
12. | Кевин Магнуссен | Renault |
13. | Серхио Перес | Force India |
14. | Дженсон Баттон | McLaren |
15. | Фелипе Наср | Sauber |
16. | Паскаль Верляйн | Manor |
Алонсо попал в аварию, и это было действительно страшно
Это был тот же поворот, в котором в 1996 году Мартин Брандл расколол свой болид пополам, а в 2001 году колесо от болида Жака Вильнева убило маршала. Как и в тех двух авариях, Фернандо Алонсо наехал на колесо соперника, перевернулся и отправился в отбойник.
The crash 😳 #Alonso #AusGP pic.twitter.com/0aP43a1VQL
— Gianlu DʼAlessandro (@Gianludale27) March 20, 2016
Фернандо повезло – он остался жив. Гораздо хуже выглядел его болид — казалось, что McLaren пожевало и выплюнуло огромное животное, которое наверняка водится в австралийской пустыне. Эстебан Гутиеррес, на которого наскочил испанец, не пострадал и первым делом после аварии спросил свою команду по радио: «Как он?». «Я хотел вылезти из машины как можно скорее, потому что я знал — гонку смотрит моя мама», — признался Фернандо после гонки.
К чести обоих пилотов, они не стали клеймить друг друга и тут же обнялись. «Я пытался попасть в слипстрим Гутиерреса до самой точки торможения, и в последний момент несколько факторов наложились друг на друга, — объяснил Алонсо. — Это был гоночный инцидент. Мы оба боролись. Иногда мы забываем, что несемся на скорости 300 километров в час, и любая маленькая авария может стать намного больше». «Гонок у нас много, а жизнь одна. Слава богу, с нами все в порядке», — написал Гутиеррес после гонки в твиттере.
Формула-1 опять облажалась — на сей раз с квалификацией
Новую квалификацию обсуждали перед началом сезона едва ли не жарче других новостей. Еще во время зимних тестов пилоты пытались отговорить руководителей Формулы-1 от нее, но так и не сумели. В Австралию Ф-1 приехала с новой системой «на выбывание», как в компьютерных играх. И, по иронии судьбы, принимали эту систему боссы тех самых гонщиков, которые так сопротивлялись ей.
В первом сегменте все шло неплохо: трасса была до отказа забита болидами, команды паниковали, лидеры нервничали, ошибались и тратили резину. Первый звоночек прозвенел в Q2, когда за две минуты до конца на трассе не осталось никого из тех, кто по идее должен был бороться за прохождение в финальную часть. В Q3 это приняло катастрофический масштаб: вся первая восьмерка стала известна за четыре минуты до конца сессии. Квалификация еще не кончилась, а обладатель третьего места Себастьян Феттель уже переоделся в джинсы. «Хэмилтон мог бы помахать клетчатым флагом сам себе», — невесело пошутил чемпион мира 1996 года и комментатор Sky Sports Дэймон Хилл.
Реакция Твиттера на квалификацию
я выбрал вместо рекламы.
После окончания сессии руководители Mercedes Тото Вольфф и Ники Лауда назвали квалификацию «ерундой» и «глупостью», промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун счел ее «довольно дерьмовой», а руководитель Red Bull Кристиан Хорнер попросил у болельщиков прощения. «Не понимаю, почему все удивлены, — сказал Феттель. — Мы все предупреждали, что именно произойдет. Это и произошло». Позже Лауда объяснил, почему руководители команд проголосовали за то, что всем заведомо показалось неправильным. По его словам, они спасали Формулу-1 от идеи Экклстоуна переворачивать стартовое поле по итогам квалификации — так, чтобы обладатель поула стартовал десятым, а десятый гонщик — первым. «Мы все посмеялись [над этим предложением], но потом оказалось, что это серьезно», — сказал Лауда, признав, что действия «спасателей» привели к не меньшей ошибке. «Очевидно, что когда мы принимали это решение, никто не вдавался в детали», — добавил он.
Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, команды уже в воскресенье утром провели новую встречу, на которой приняли решение вернуть к следующей гонке в Бахрейне старую квалификацию. Это соглашение еще должно пройти формальное одобрение Стратегической группы и Комиссии Формулы-1, после чего оно попадет ко Всемирному совету FIA по автоспорту, где и получит официальный статус. Или не получит.
Новые шинные правила оказались великолепными
А вот что FIA действительно удалось, так это новые правила использования шин. Дополнительный тип резины сыграл важную роль в Гран-при Австралии — не в последнюю роль благодаря красному флагу, появившемуся после аварии Алонсо. Из-за того, что трасса оказалась усыпанной обломками, всех пилотов зазвали на пит-лейн, где командам разрешили поменять резину. Все получили по «бесплатному пит-стопу», но если Mercedes сориентировался и переобул своих парней в медиум, то Ferrari поставила Феттелю суперсофт, на чем он в итоге и проиграл.
Мало кто ожидал, что Росбергу и Хэмилтону после этого удастся доехать до финиша без пит-стопов, но у них получилось. Оправдывая решение Ferrari, главный инженер команды Джок Клиа сказал, что они просто не знали, как поведет себя медиум, поскольку не успели как следует протестировать эти шины. Так или иначе, но больший выбор резины привел к разной тактике — и это пошло на пользу зрелищности.
Команды сделали много ошибок, и это на них не похоже
Мы все привыкли к тому что команды Формулы-1 — это что-то вроде центра управления полетами NASA, где нет места ошибкам и просчетам. Но первая гонка сезона показала, что это не так.
И дело не только в ошибках с выбором резины. Все началось с того, что Тото Вольфф не смог получить пропуск в паддок на весь сезон — оказалось, что он забыл вовремя отправить на него заявку, а Экклстоун отказался идти навстречу и теперь руководитель команды Mercedes будет вынужден получать пропуска перед каждой гонкой. В пятницу отличилась Force India, один из сотрудников которой забыл о режиме комендантского часа и пришел в паддок в неурочное время. Команда оправдывала это джетлагом и тем, что он «все равно ничего не делал», но FIA тем не менее записала на ее счет нарушение.
В субботу перед квалификацией Williams забыла передать FIA данные о настройке подвески болида Боттаса — серьезное нарушение, которое могло повлечь исключение результата финна из сессии. Команду простили, но лишь после того, как та детально объяснила причины недоразумения. А в самой квалификации многие команды просто не поняли, когда надо выпускать пилотов на трассу — что привело к печальному результату для Даниила Квята, не прошедшего в Q2.
Макс Ферстаппен устроил команде истерику по радио
Насколько удачной получилась для главного молодого дарования Формулы-1 квалификация, настолько же у него не сложилась гонка. Стартовав пятым (лучшая позиция в карьере), Макс какое-то время даже шел на четвертом месте, но неудачный второй пит-стоп отбросил его назад, и он оказался позади напарника по команде. Ферстаппен был этим так недоволен, что не стеснялся в выражениях, несколько раз вынудив режиссера трансляции «запикать» самые сочные его слова, сказанные в адрес команды по радио.
Пилоты Toro Rosso застряли за Джолионом Палмером, после чего Ферстаппен спросил, может ли он обогнать Сайнца. Получив положительный ответ, Макс ничего не смог сделать до тех пор, пока оба не опередили пилота Renault. Но и после этого Ферстаппен не успокоился, а продолжил требовать преференций. Преференций не последовало, и раздраженный голландец едва не выбил Карлоса с трассы. Ферстапенна развернуло, он продолжил гонку и под финиш даже снова догнал напарника. Но вряд ли такое поведение можно рассматривать как заявку на переход в топ-команду.
Чудеса случаются: Haas завоевала очки в первой же гонке
Это действительно чудо: команда-новичок, которая едва успела собрать после тестов второй болид и жаловалась на ограниченное количество запчастей в Австралии, закончила гонку получше многих «ветеранов».
Выходные выдались для Джина Хааса и его коллектива непросто. В пятницу лил дождь, из-за чего инженеры не успели собрать все необходимые данные. В самом начале субботней тренировки в Романа Грожана на пит-лейне врезался Рио Харьянто, после чего на болиде француза пришлось менять днище. В воскресенье в машину Гутиерреса приехал Алонсо, но именно этот красный флаг и помог Грожану закончить гонку на высоком шестом месте. По сути, ему даже не пришлось ни разу заезжать на пит-стоп: единственная смена шин пришлась на стояние на пит-лейне в ожидании рестарта.
Дерьмо случается: Даниил Квят даже не смог стартовать
Когда пару недель назад в Формуле-1 вводили новую квалификацию, ее главной целью было объявлено «перемешенное стартовое поле». То есть, она была должна сработать так, чтобы лидирующие пилоты оказались в хвосте пелотона, а аутсайдеры — впереди. В Австралии лидирующих пилотов в хвосте оказалось ровно два: Вальттери Боттас и Даниил Квят. Причем Квят пострадал от неразберихи больше всех, не пройдя в Q2 и оставшись на 18-м месте.
Это была еще не трагедия: в конце концов, тот же Роман Грожан стартовал 19-м, а на финише был шестым. Но ключевое слово здесь «стартовал», потому как поломка электроники не позволила Квяту сделать даже этого. Болид уфимца замер поперек стартовой решетки, когда гонщики уже выстраивались на ней после прогревочного круга. Red Bull заклинило так капитально, что его едва успели откатить на пит-лейн во время второго прогревочного круга. Ни о каком старте для Квята речи уже не шло. Впрочем, по сравнению с прошлогодней Австралией, когда Даниил сошел на круге выезда из боксов перед стартом, поломка после «прогрева» — уже прогресс.
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes | 25 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 18 |
3. | Себастьян Феттель | Ferrari | 15 |
4. | Дэниэл Риккардо | Red Bull Racing | 12 |
5. | Фелипе Масса | Williams | 10 |
6. | Роман Грожан | Haas | 8 |
7. | Нико Хюлькенберг | Force India | 6 |
8. | Вальттери Боттас | Williams | 4 |
9. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 2 |
10. | Макс Ферстаппен | Toro Rosso | 1 |
11. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
12. | Кевин Магнуссен | Renault | 0 |
13. | Серхио Перес | Force India | 0 |
14. | Дженсон Баттон | McLaren | 0 |
15. | Фелипе Наср | Sauber | 0 |
16. | Паскаль Верляйн | Manor | 0 |
17. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
18. | Кими Райкконен | Ferrari | 0 |
19. | Рио Харьянто | Manor | 0 |
20. | Эстебан Гутиеррес | Haas | 0 |
21. | Фернандо Алонсо | McLaren | 0 |
22. | Даниил Квят | Red Bull Racing | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 43 |
2. | Ferrari | 15 |
3. | Williams | 14 |
4. | Red Bull Racing | 12 |
5. | Haas | 8 |
6. | Force India | 6 |
7. | Toro Rosso | 3 |
8. | Renault | 0 |
9. | McLaren | 0 |
10. | Sauber | 0 |
11. | Manor | 0 |