Опубликовано 19 марта 2012, 17:07

Лучшее, конечно, впереди

В Австралии стартовал новый сезон Формулы-1
Дженсон Баттон одержал тринадцатую победу в карьере и третью на трассе в Мельбурне. Доминирование Red Bull Racing закончилось. У McLaren – бесспорно лучшая машина на старте нового сезона Формулы-1. Впервые с ноября 2010 года турнирную таблицу личного зачета возглавляет не Себастьян Феттель.
Фотографии команд-участниц чемпионата
Фотографии команд-участниц чемпионата

Забудьте на секундочку про Дженсона Баттона. Его гонка была превосходна, но до известной степени скучна. Гран-при Австралии был прекрасен другим. Тем, что трех пилотов, финишировавших позади него, на финише разделили две с половиной секунды. Тем, что Пастор Мальдонадо из Williams атаковал до середины последнего круга – страшно сказать – Ferrari Фернандо Алонсо... И тем, что на последнем круге вся вторая половина первой десятки вдруг перетряхнулась до неузнаваемости. Стартовый этап нового чемпионата мира получился что надо. Но главное, таким будет, похоже, весь новый сезон.

Мельбурн, наверное, не самое лучшее место для того, чтобы делать окончательные выводы о расстановке сил в пелотоне. Трасса в городском парке с не самым типичным покрытием вряд ли способна дать исчерпывающие ответы на все вопросы, оставшиеся после межсезонья. Но это даже к лучшему – будет о чем гадать на неделе перед гонкой в Малайзии. Информации, полученной в ходе первого боевого уик-энда Формулы-1 в 2012 году, и так было достаточно.

Всем слить топливо

Всё началось еще с субботы. Её ждали даже с большим нетерпением, чем гоночное воскресенье. Суббота во время Гран-при Австралии – тот самый день, когда все команды, наконец, слили из своих машин топливо и вывалили на стол, все, что наработали за зиму. День, когда стало окончательно ясно, кто и на что в этом году сможет рассчитывать.

Лучшее, конечно, впереди

И оказалось, что у Ferrari, например, действительно не все хорошо. F2012 в субботу в Альберт-Парке была не просто медленной, а очень медленной. Да, об истинной скорости машины под управлением Фернандо Алонсо говорить было сложно – испанец отправил машину в гравий практически в самом начале второго сегмента, проехав лишь один быстрый круг на использованном комплекте. В то же время, Фелипе Масса, избежавший экскурсий в гравий, не добрался даже до результата напарника. Ferrari в полном составе осталась за пределами десятки, а бразилец и вовсе стал лишь 16-м. Суббота в Мельбурне если и не вычеркнула Ferrari из числа претендентов на главные трофеи чемпионата, то поставила рядом с названием итальянской команды жирный знак вопроса.

По-настоящему удивила команда Lotus. Не тем, что Кими Райкконен выбыл из борьбы еще в первом сегменте: финна, надо полагать по раллийной привычке, на последних секундах первой части сессии потянуло на гравий. Кими потерял время и просто не успел отвоевать себе место в числе 17-ти лучших – первая квалификация после возвращения вышла комом. Зато блистал Роман Грожан: француз, выцарапавший себе место в Формуле-1 успешными выступлениями в GP2, преподнес главный сюрприз субботы, квалифицировавшись третьим. Впереди Михаэля Шумахера и, самое главное, обоих пилотов Red Bull Racing!

Лучшее, конечно, впереди

«Австрийцы», в прошлом году завоевавшие 18 из 19 возможных поулов, и в каждой гонке имевшие хотя бы одну машину на первом стартовом ряду, удивили едва ли не сильнее Ferrari. Если о скромных скоростных характеристиках угловатой F2012 говорить начали еще в феврале, то RB8 в предстартовых прогнозах все время называлась если не «лучшей» то «одной из лучших машин пелотона» точно. Но в итоге места впереди обоих пилотов Red Bull на стартовой решетке заняли представители трех разных команд, а лидерам парни из RB проиграли и вовсе больше 0,7 секунды.

Стоит, конечно, отметить тот факт, что ни один из пилотов чемпионского коллектива не использовал потенциал RB8 на все сто: Себастьян Феттель чуть ошибся во время решающей попытки, а Марк Уэббер проехал свой быстрый круг с неработающей KERS. Но ровно год назад Феттель – тоже, на секундочку, с отказавшей KERS – на своем быстром круге в Альберт-Парке «привез» соперникам почти секунду...

Все тузы на сей раз оказались на руках у пилотов McLaren. Еще зимой стало понятно, что если кто и способен побороться с Red Bull – это именно подопечные Мартина Уитмарша. Квалификация в Мельбурне полностью изменила формулировку вопроса – теперь впору задуматься, а способен ли будет вообще кто-нибудь в этом году вмешаться в борьбу за титул между Дженсоном Баттоном и Льюисом Хэмилтоном? «Red Bull» из всех вариантов ответа "да" в субботу вечером выглядел далеко не самым очевидным. Даже Mercedes смотрелся увереннее – Михаэль Шумахер впервые в «новой» карьере втащил свой автомобиль на четвертое место в квалификации, а Нико Росберг, не ошибись он в третьем повороте решающего круга, мог бы оказаться еще выше.

Лучшее, конечно, впереди

В любом случае, команда McLaren в квалификации была недосягаема. Льюис Хэмилтон показал лучшее время еще в первой попытке, и даже не стал завершать вторую. Завоеванный "поул" автоматически сделал британца фаворитом гонки: первая стартовая позиция в Альберт-Парке – это всегда большое преимущество.

Дженсон Баттон признался, что потерял одну десятую на втором секторе своего быстрого круга, но расстроенным совсем не выглядел – поводов порадоваться у него было гораздо больше. Впервые за время сотрудничества в McLaren с Льюисом Хэмилтоном они заняли весь первый ряд стартового поля.

Шуми и порох

Однако "поул" Льюису не помог. Хэмилтон в начале гонки лидировал всего несколько метров – Дженсон среагировал на сигнал светофора лучше, и несмотря на то, что стартовал с грязной стороны трассы, на подходе к первому повороту поравнялся с напарником и уже имел преимущество за счет того, что находился на внутренней траектории.

Лучшее, конечно, впереди

Позади – с той же чистой стороны, что и Хэмилтон – провалился Роман Грожан. Француз пропустил не только Шумахера, но и Себастьяна Феттеля с Нико Росбергом. А еще через полтора круга Роман попал под горячую руку Пастора Мальдонадо – венесуэлец, также совершивший маленький подвиг в квалификации и начавший заезд восьмым, жестко оттеснил Грожана в повороте «Аскари» – тот не успел вовремя увернуться, и в результате контакта правая передняя подвеска Lotus E20 оказалась повреждена. Роман припарковался на обочине, а спустя десять минут уже отвечал на вопросы журналистов.

Погоню за McLaren на первых кругах возглавили два представителя Mercedes AMG – Росбергу удался впечатляющий рывок на старте, он некоторое время повисел на заднем антикрыле Шумахера, но затем пропустил вперед Феттеля. В целом, сложилось впечатление, что W03 пока выглядит несколько лучше в руках Михаэля, нежели Нико.

Семикратный чемпион был в Мельбурне близок к тому, чтобы, наконец, освежить коллекцию кубков, которая не пополняется вот уже пять лет.

Лучшее, конечно, впереди

Шуми десять кругов отъездил третьим, и даже как будто не слишком сильно отвлекался на оборону от Себастьяна Феттеля. Действующий чемпион мира подбирался на расстояние атаки дважды. В первый раз – лишь для того, чтобы допустить ошибку и чуть отстать от более титулованного соотечественника. Вторая попытка была более успешной, но только благодаря отказу коробки передач на W03 Шуми. Поломка случилась ровно в тот момент, когда пара немцев подлетела к первому повороту одиннадцатого круга: Михаэль совершил экскурсию на газон, пропустил Феттеля вперед и не спеша покатил в боксы. Не слишком удачный итог уик-энда, однако повод думать, что Шумахер в этом году "еще повоюет", теперь точно есть.

Если кто-то думал, что в пороховницах Шуми уже закончился порох, то зря. Похоже, он просто берёг его до лучших времен...

Феттель вышел вперед без боя, но затем сделал достаточно для того, чтобы полностью восстановить пошатнувшуюся было репутацию Red Bull – по темпу немец ничуть не уступал пилотам McLaren. А Хэмилтона даже смог в итоге опередить в ходе второй волны пит-стопов.

Лучшее, конечно, впереди

Его напарник Марк Уэббер большую часть гонки решал несколько иные задачи – до соревнований в скорости с McLaren ему явно не было дела. Да, в первой квалификации сезона австралиец опередил напарника, однако Уэббер в очередной раз провалил старт, и к концу первого круга был уже позади Ferrari Фернандо Алонсо. При том, что сам испанец стартовал двенадцатым! Конечно, молодцом оказался и сам Нандо: лидер Ferrari отыграл на старте сразу четыре позиции, а Марк столько же потерял.

Не так страшна F2012...

Не слишком приятным сюрпризом для Уэббера, похоже, стала и скорость болида Алонсо. Испанец провел действительно потрясающий Гран-при. Удачный старт и пара сходов соперников позволили пилоту Ferrari сразу оказаться в лидирующей группе. Более того, по ходу гонки, после первого пит-стопа, Фернандо несколько кругов даже висел на хвосте у Феттеля. Чем, возможно, сохранил работу паре человек из технического департамента "Феррари"...

Уэбберу удалось пройти испанца не без доли везения – помогло появление на трассе автомобиля безопасности. Его спровоцировал сход Виталия Петрова: на Caterham CT01 россиянина сломалось рулевое управление, и он припарковался непосредственно на стартовой прямой. Чтобы эвакуировать машину, судьям пришлось выпускать на трассу не только серебристый Mercedes-Benz SLS AMG Берндта Майландера, но и эвакуатор.

Виталий Петров провел первый гоночный уик-энд в составе Caterham. В квалификации россиянин показал двадцатое время и, как и предполагали специалисты перед началом Гран-при, уступил своему напарнику Хейкки Ковалайнену, выступающему за команду третий сезон. Штраф Серхио Переса позволил россиянину стартовать 19-м. Гонку Виталий провел уверенно. В первом повороте, чтобы избежать контакта с развернутым поперек трассы Williams FW34 Бруно Сенны, Виталий выехал на траву, однако благополучно вернулся на асфальт. После первой волны пит-стопов россиянин опередил Ковалайнена и начал отрываться – вплоть до тех пор пока на 34 круге не сошел из-за поломки рулевого управления. До схода Петров занимал 14 позицию. Ковалайнен вынужден был остановиться из-за идентичной неисправности, что и у болида Виталия, спустя четыре круга.

Виталий Петров провел первый гоночный уик-энд в составе Caterham. В квалификации россиянин показал двадцатое время и, как и предполагали специалисты перед началом Гран-при, уступил своему напарнику Хейкки Ковалайнену, выступающему за команду третий сезон. Штраф Серхио Переса позволил россиянину стартовать 19-м. Гонку Виталий провел уверенно. В первом повороте, чтобы избежать контакта с развернутым поперек трассы Williams FW34 Бруно Сенны, Виталий выехал на траву, однако благополучно вернулся на асфальт. После первой волны пит-стопов россиянин опередил Ковалайнена и начал отрываться – вплоть до тех пор пока на 34 круге не сошел из-за поломки рулевого управления. До схода Петров занимал 14 позицию. Ковалайнен вынужден был остановиться из-за идентичной неисправности, что и у болида Виталия, спустя четыре круга.

Фернандо Алонсо к тому моменту уже совершил свой пит-стоп, а Уэббер побывал в боксах сразу после того, как судьи вывесили желтые флаги. Согласно правилам, все автомобили должны были сбросить скорость, и таким образом, пока механики Red Bull обслуживали машину Марка, Алонсо не мог ехать в полную силу – за счет этого Уэббер и вырвался вперед. Точно так же, к слову, второе место у Хэмилтона отобрал Феттель.

После рестарта Уэббер оказался позади Льюиса – на протяжении полутора десятка кругов австралиец наседал на британца, но в итоге так и остался четвертым. Что, впрочем, стало его лучшим результатом в домашнем Гран-при за все время выступлений в Ф-1.

Лучшее, конечно, впереди

Сам Алонсо в финале гонки о схватке с Red Bull и не помышлял, отбиваясь... от атак Пастора Мальдонадо! Williams венесуэльца буквально летел по трассе. Команда добилась заметного прогресса за зиму, и не соверши Пастор экскурсию в гравий в самом начале гонки, он вполне мог бы финишировать пятым, непосредственно позади McLaren и Red Bull. Вместо этого Мальдонадо в конце дистанции оказался позади более медленной Ferrari, и в итоге слегка переусердствовал в попытках ее опередить. Непоправимое случилось на самом последнем круге: Пастора сорвало с траектории в повороте «Марина», машину развернуло поперек трассы и бросило в стену. А ведь Пастор был всего в полукруге от лучшего результата в своей карьере...

Полкруга на обгоны

Авария Мальдонадо спровоцировала целую серию обгонов, коих всего за половину последнего круга случилось великое множество. Серхио Перес тоже был близок к тому, чтобы добиться лучшего результата в карьере – сход Мальдонадо выводил гонщика Sauber на шестое место, и мексиканец был, наверное, как никто другой достоин его занять. Ведь Серхио стартовал последним из-за штрафа за замену коробки передач, но в ходе гонки останавливался в боксах для смены резины лишь раз – подобными трюками он частенько удивлял и в прошлом году, и на сей раз тактика сработала идеально. Перес сохранил покрышки до самого финиша и, казалось, без проблем сдерживал на последних кругах Нико Росберга. Но все это было до того, как Пастор разбил машину.

Лучшее, конечно, впереди

Увидев разбитый Williams, Серхио снял ногу с педали газа и подпустил на расстояние атаки Росберга. Немец атаковал мексиканца еще через пару поворотов и даже прошел... но с контактом. Прокол колеса заставил Нико тут же сбросить темп, и мимо пронеслась группа из пяти машин: вслед за Камуи Кобаяси немца в течение пары секунд опередили Кими Райкконен, оба пилота Toro Rosso и Пол Ди Реста на Force India.

Камуи и Кими за оставшиеся несколько поворотов успели добраться и до Переса – шины на Sauber мексиканца в результате контакта с Росбергом также оказались повреждены, он добрался до финиша, но сдержать японца и финна не сумел.

Кобаяси финишировал шестым – Камуи, по традиции, поучаствовал в нескольких схватках и из большей их части вышел победителем.

«Камбэк» Кими тоже можно признать удачным – финн реабилитировался за неудачи в квалификации и подтвердил, что в этом году от него многого можно ожидать. Тем более, что у Lotus, судя по всему, получилась одна из лучших машин пелотона.

«Малые» очки достались Дэниэлу Риккардо и Полу Ди Ресте – шотландец опередил Жана-Эрика Верня в самом последнем повороте...

Marussia в Австралии впервые опробовала новое шасси в боевых условиях – MR01 прошел краш-тесты FIA уже после того, как завершились официальные тесты, а потому обкатка машины состоялась в рамках «съемочных» дней в Сильверстоуне всего за 10 дней до старта первых тренировок Гран-при Австралии. «Боем» автомобиль проверяли уже непосредственно в Мельбурне. Несмотря на практически полное отсутствие наката, MR01 позволила Тимо Глоку и Шарлю Пику без труда пробиться в 107 процентов в квалификации. Но так как гонщикам HRT не удалось проехать так же быстро, пилоты Marussia стартовали последними. По чистой скорости в гонке ни Глок, ни Пик не могли бороться даже с гонщиками Caterham, но, в отличие от них, добрались до финиша. Глок был классифицирован 14-м, что само по себе является повторением лучшего результата «конюшни» прошлого сезона.

Marussia в Австралии впервые опробовала новое шасси в боевых условиях – MR01 прошел краш-тесты FIA уже после того, как завершились официальные тесты, а потому обкатка машины состоялась в рамках «съемочных» дней в Сильверстоуне всего за 10 дней до старта первых тренировок Гран-при Австралии. «Боем» автомобиль проверяли уже непосредственно в Мельбурне. Несмотря на практически полное отсутствие наката, MR01 позволила Тимо Глоку и Шарлю Пику без труда пробиться в 107 процентов в квалификации. Но так как гонщикам HRT не удалось проехать так же быстро, пилоты Marussia стартовали последними. По чистой скорости в гонке ни Глок, ни Пик не могли бороться даже с гонщиками Caterham, но, в отличие от них, добрались до финиша. Глок был классифицирован 14-м, что само по себе является повторением лучшего результата «конюшни» прошлого сезона.

Насыщенной гонка получилась и у тех, кто очков не набрал. Больше всего внимания на себя обращал Фелипе Масса. У пилотов Ferrari получились совершенно разные гонки – порой казалось даже странным, что машина бразильца была раскрашена в те же цвета, что и у Алонсо. Фелипе в начале гонки пробился было в десятку, но затем лишь «мешался под ногами» у пилотов Sauber, Toro Rosso и прочих "середняков". Масса даже дал повод после финиша козырнуть яркой фразой исполнительному директору Caterham Раиду Асмату. Тот, рассказывая о гонке, с чистой совестью сказал, что его пилоты шли в темпе Force India, Williams «и даже Ferrari» – до своего схода Массу действительно догонял Виталий Петров.

Гонка Фелипе закончилась так, как и была должна – Масса столкнулся с Бруно Сенной, пилотом, который откатился в самый хвост пелетона после аварии на старте...

Главный герой

Теперь, пожалуй, можно вспомнить и про Дженсона Баттона. Он был в воскресенье угрожающе безупречен: отлично стартовал и моментально создал такой отрыв от Хэмилтона, что тот к началу третьего круга уже и не вспоминал о наличии DRS. Чуть понервничать Дженсону пришлось лишь в момент, когда на трассу выехала машина безопасности – от его десятисекундного отрыва вдруг не осталось и следа. Но на рестарте Баттон повторил свой трюк, моментально уехав от Феттеля.

Появление автомобиля безопасности в итоге сыграло Дженсону на руку – после финиша стало известно, что в McLaren чуть ошиблись с расчетами, и залили в баки автомобиля Баттона мало топлива. За те пять кругов, что пелотон вместо Дженсона попеременно возглавляли Берндт Майландер на SLS AMG и неизвестный австралиец на эвакуаторе, Баттон сэкономил достаточно горючего, чтобы без проблем доехать до финиша.

Феттель под конец дистанции начал было сокращать отрыв, но Баттон сразу ответил. Две секунды, что в итоге разделили Дженса и Себа на финише, не дают никакого представления о реальном преимуществе британца – в этот день он полностью контролировал ситуацию.

Лучшее, конечно, впереди

Третье место Льюиса Хэмилтона – свидетельство того, что McLaren вряд ли выиграет этот сезон «в одну калитку». Под конец дистанции британец едва справлялся с атаками Марка Уэббера и даже не помышлял о том, чтобы гнаться за Феттелем.

Гран-при Австралии дал понять, что в сезоне 2012 года на титул могут претендовать как минимум четверо.

С натяжкой можно говорить и о пятом претенденте – от Фернандо Алонсо просто так еще никто не уходил.

Почему бы в конце наступившей недели, где-нибудь в окрестностях Куала-Лумпур, о своих претензиях на чемпионство не заявить кому-нибудь еще? Михаэль? Кими? Ваш выход. Все только начинается.

Результаты Гран-при Австралии Формулы-1

МестоГонщикКомандаВремя
1.Дженсон БаттонMcLaren1.34:09.6
2.Себастьян ФеттельRed Bull+2.1
3.Льюис ХэмилтонMcLaren+4.0
4.Марк УэбберRed Bull+4.5
5.Фернандо АлонсоFerrari+21.5
6.Камуи КобаяcиSauber+36.7
7.Кими РайкконенLotus+38.0
8.Серхио ПересSauber+39.4
9.Дэниэл РиккардоToro Rosso+39.5
10.Пол ди РестаForce India+39.7

Положение в личном зачете

МестоГонщикКомандаОчки
1.Дженсон БаттонMcLaren25
2.Себастьян ФеттельRed Bull18
3.Льюис ХэмилтонMcLaren15
4.Марк УэбберRed Bull12
5.Фернандо АлонсоFerrari10

Положение в Кубке конструкторов

МестоКомандаОчки
1.McLaren40
2.Red Bull30
3.Sauber12
4.Ferrari10
5.Lotus6