Бастуют все?
Есть ли забастовка на АвтоВАЗе?1 августа на АвтоВАЗе, вроде бы, началась забастовка. Точно сказать, проводится она или нет, пока нельзя. Ибо организаторы акции утверждают, что производство автомобилей остановлено. В то же время в администрации завода заявляют, что 1 августа оставили свои места лишь 50 рабочих. При этом они не бастуют, а "проводят беседы между собой", и конвейер работает в штатном режиме.
Организаторы забастовки на АвтоВАЗе - это независимый профсоюз "Единство", лидером которого является Петр Золотарев. Члены "Единства" требуют от АвтоВАЗа повышения заработной платы как минимум в три раза, а затем - постоянной ее индексации в связи с инфляцией.
У завода есть еще один профсоюз - АСМ ("Автосельхозмаш") - официальный. Однако его лидер Николай Карагин, напротив, выступает против забастовки. Он заявил агентству "Регнум", что существует коллективный договор, и он выполняется руководством завода - заработная плата с 1 марта была повышена на пять процентов, а с 1 июля - на 4,6 процента. Карагин также предположил, что за забастовщиками стоят некие силы, которые "может быть, хотели бы, чтобы АвтоВАЗ остановился". Впрочем, к причинах забастовки мы вернемся чуть ниже, а сейчас попробуем понять, что происходит в Тольятти.
Что происходит?
Никаких видеорепортажей с места событей мы не нашли, поэтому можем судить о забастовке лишь по сообщениям других СМИ. О самом большом числе бастующих сообщает радио "Свобода". По сведениям корреспондента радиостанции, на улице находятся около 500 человек, которые собираются пробыть там сутки. Эта акция носит предупредительный характер, и если руководство завода не удовлетворит требования рабочих, то есть трехкратное повышение зарплаты, то забастовка повторится.
По словам организатора забастовки, лидера профсоюза "Единство" Петра Золотарева, число работников завода, принимающих участие в акции, в полтора раза меньше, чем сообщает радио "Свобода" - около 300 человек. При этом Золотарев утверждает, что конвейер Волжского автозавода стоит, и будет запущен лишь после того, как руководство предприятия прислушается к участникам акции. По словам Золотарева, после обеденного перерыва бастовали сотрудники первой смены, а в 15:45 к ним должны присоединиться рабочие, пришедшие на конвейер во вторую смену.
Еще один организатор забастовки, сварщик машинно-контактной сварки Александр Афанасьев заявил Газете.Ru, что конвейер все-таки движется. Но в цехе 45-2, где работает Афанасьев, сборкой машин никто не занимается. Поэтому на следующий участок конвейера автомобили приходят неукомплектованными.
Наконец, по информации администрации АвтоВАЗа, в акции принимают участие лишь 50 человек, и она никак не повлияла на процесс сборки автомобилей. Такую информацию со ссылкой на представителя завода Ивана Скрыльника и председателя совета директоров АвтоВАЗа Владимира Артякова озвучили ряд информагентств.
Зачем бастуем?
Официальное требование "Единства" - повышение зарплаты в три раза. С нынешних 6-8 до 25 тысяч рублей. Причем сумма 25 тысяч рублей была взята Золотаревым и его коллегами не "с потолка". Дело в том, что перед выборами в самарский парламент кандидаты от "Единой России" использовали лозунг "Зарплата в 25 тыс. — это реально". И, как заявил Золотарев, от руководителей завода, большинство из которых входит в эту партию, профсоюз потребовал исполнения предвыборных обещаний. Они заявляли это с плакатами в руках, вот мы и попросили то, что «реально», заявил "Эксперту Online" Золотарев.
Явный "наезд" на "Единую Россию", безусловно, заставляет задуматься о том, что у забастовки не только экономические, но и политические причины. Такая точка зрения высказываются в газетах "Ведомости" и "Коммерсант", в сообщении информагентства "Росбалт", и в комментариях, которые дал "Регнуму" вышеупомянутый лидер официального профсоюза завода Николай Карагин.
Некоторые эксперты считают, что забастовка в первую очередь выгодна "Справедливой России" накануне выборов в Госдуму. Однако ни разу представители этой партии прямо не заявляли, что поддерживают действия "Единства" и бастующих работников АвтоВАЗа.
Другой политический аспект забастовки аналитики находят в амбициях лидера профсоюза Золотарева. Как известно, нынешний мэр Тольятти несколько месяцев назад был задержан по подозрению во взяточничестве, и сейчас кресло градоначальника пустует. А на выборах 2004 года именно Золотарев был главным соперником Уткина, и скорее всего он будет баллотироваться на этот пост весной 2008 года. В связи с этим проходящая на АвтоВАЗе забастовка рассматривается некоторыми аналитиками как часть предвыборной кампании Золотарева.
Что будет?
Рано или поздно, все же, будет ясно, остановился в Тольятти конвейер или нет. Работал цех 45-2 или не работал. Если все же бастующим удалось или удастся остановить конвейер, то очевидно, завод понесет огромные убытки, а имидж его руководства - как в глазах власти, так и у простых россиян - "несколько пострадает". Если же на улицы действительно вышли 50 человек, которые, "проводят беседы между собой" и никак не влияют на работу автогиганта, то Золотареву вряд ли удастся второй раз стать российским ньюсмейкером номер один.
P.S.
Судя по сообщению агентства "Интерфакс", забастовка все-таки провалилось. Рабочие, пришедшие на завод во вторую смену, отказались принимать участие в акции, и ее пришлось прекратить. И даже сам Золотарев сообщил, что желание продолжить забастовку выразило недостаточное количество участников, и сама "забастовка носила предупредительный характер". Кроме того, агентство передает, что рабочие встретились с представителями администрации, и те пообещали никак не наказывать участников акции.