Возвращение чемпиона
Себастьян Феттель одержал первую победу в 2012 годуЧетвертый победитель в четырех гонках, робкое вождение Кими Райкконена, механики с коктейлем Молотова, а также клоуны в паддоке, бесконечные беды Михаэля Шумахера и многое-многое другое. Формула-1 побывала в Бахрейне – «Мотор» подводит итоги насыщенного уикенда на автодроме «Сахир» и за его пределами.
До гонки
На протяжении всего уикенда в Бахрейне спорт конфликтовал с политикой. В четверг внимание паддока было привлечено к Force India: в микроавтобус с механиками команды угодил коктейль Молотова, брошенный кем-то из протестующих в сторону полицейских. В результате инцидента несколько сотрудников коллектива покинули Бахрейн, а сама конюшня решила не участвовать во второй пятничной тренировке, чтобы отправить персонал в отели до наступления темноты. Про Force India в паддоке столько не говорили с того момента, как Адриан Сутиль год назад в Шанхае пырнул разбитым бокалом совладельца Lotus Renault GP Эрика Люкса в шею.
Политическая обстановка в Бахрейне
была главной темой для разговоров в последние недели. После некоторых колебаний Формула-1 все же приехала в королевство, однако далеко не все были в восторге от такого решения. Вот, что "Мотору" рассказали журналисты перед командировкой в Бахрейн.
В FOM, похоже, решили, что с Force India достаточно общественного внимания, и телевизионная бригада чемпионата просто игнорировала команду во время квалификации. За час с лишним, что продолжалась трансляция главной субботней сессии, автомобиль команды лишь раз попался на экраны, да и то случайно – когда Марк Уэббер в ходе своей решающей попытки обогнал Пола Ди Ресту. Экклстоун заявил, что случившееся – лишь совпадение, но анонимный источник в самой команде сообщил прессе, что то была «расплата»: если бы неосторожные механики Force India не влезали в чужие споры или хотя бы не рассказывали об этом журналистам, уикенд Ф-1 в Бахрейне вполне мог сойти и за «обычный».
Квалификация на «Сахире» заставила паддок хотя бы на время отвлечься от конфликта суннитов и шиитов. Первая сенсация субботы – непопадание во второй сегмент Михаэля Шумахера: из-за проблем с DRS немец не смог совершить вторую попытку, и в итоге из борьбы его вывел Хейкки Ковалайнен на Caterham. Во втором сегменте не повезло уже Кими Райкконену – финну, решившему сэкономить шины для гонки, не досталось места в десятке. Ну а главный сюрприз в третьей части сессии преподнес Себастьян Феттель: кто-то уже успел списать Red Bull Racing со счетов, но явно рано. Чемпион мира завоевал 31-й поул в карьере и вновь показал всем свой указательный палец. И это было только начало.
Гонка
Залогом победы Феттеля стал стартовый отрезок Гран-при. Себастьян успел создать неплохой отрыв от основного пелотона, пока Кими Райкконен разбирался с остальными пилотами. Квалификацию Кими можно назвать провальной, но именно благодаря нескольким сохраненным комплектам шин в субботу финн был быстрейшим на протяжении почти всей гонки. Став, в итоге, главным соперником Феттеля.
Кими катапультировался с 11 места на старте и после первого круга был уже седьмым. После этого он неоправданно долго возился с Фелипе Массой, однако к окончанию первой волны пит-стопов все-таки пробрался на третью позицию. На второй к этому времени был уже Роман Грожан. Француз провел не менее впечатляющий первый отрезок, но именно это, возможно, и лишило Lotus победы – на протяжении пары кругов напарник сдерживал более быстрого Райкконена. Обгон Кими сложно назвать «боевым» - Роман учтиво посторонился в начале 24 круга, но время все равно было потеряно. Догнать Феттеля Райкконен все-таки успел, но лишь перед финальной серией пит-стопов. Единственная серьезная атака финна не увенчалась успехом, но тогда казалось, что их будет еще несколько. Увы, к разочарованию Эрика Булье после последнего пит-стопа Феттель смог взвинтить темп и унести ноги.
Марк Уэббер, следовавший позади первой тройки, неудобств лидерам не создавал. Австралиец быстро понял, что сдержать пилотов Lotus не в состоянии, и сосредоточился на том, чтобы не упустить четвертое место. Претендентов на него было не так много: Нико Росберг, оказавшийся на финише пятым, был больше занят оборонительными действиями. В одном и том же месте в конце первого сектора немец жестко выдавил с трассы сначала Льюиса Хэмилтона, а потом и Фернандо Алонсо – и англичанин, и испанец, уворачиваясь от «серебряной стрелы», проехали всеми колесами по незаасфальтированной части пустыни. Впрочем, стюарды в действиях Нико ничего противозаконного не усмотрели.
Отдельных слов заслуживает бригада механиков McLaren. Льюис Хэмилтон мог финишировать по крайней мере пятым, но дважды по ходу гонки терял время на пит-стопах. Оба раза сложности возникали с креплением заднего левого колеса – после гонки глава команды Мартин Уитмарш рассказал, что из-за двух подряд неудачных пит-стопов было принято решение заменить механика на проблемной позиции. Тем не менее, шесть очков, которых, возможно, не досчитался Льюис из-за пит-стопов, уже не вернуть, – а они могли бы помочь британцу сохранить первую строчку в промежуточном протоколе чемпионата.
Вместо него на трехнедельный перерыв лидером сезона теперь отправляется Феттель.
Гран-при Бахрейна, который вы (возможно) не видели
«Мотор» отыскал занимательные снимки из паддока в твиттерах команд, пилотов и журналистов.
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Себастьян Феттель
Хотели посмотреть на Себастьяна Феттеля за рулем не самой быстрой машины – смотрите. В Китае Себастьян откатал квалификацию и гонку со старой выхлопной системой и дал возможность Эдриану Ньюи хорошенько проанализировать все имеющиеся в распоряжении команды варианты. Неделя – достаточный срок для того, чтобы он смог сделать надлежащие выводы. Если бы не малайзийский инцидент с участием Нараина «Огурца» Картикеяна, Феттель лидировал бы в чемпионате уже с солидным преимуществом.
Поул, ни единой ошибки в гонке, победа. Но все не так просто, как кажется. В Бахрейне была машина и побыстрее, чем Red Bull RB8. Тем ценнее успех Себастьяна.
Провал: Михаэль Шумахер
Шуми – главный неудачник не только Гран-при Бахрейна, но и всей первой части чемпионата. Пока ни один уикенд «семикратный» не может провести без проблем – и большая их часть возникает не по его вине. Да, возможно, в своей первой квалификационной попытке он был не безгрешен, и безусловно мог проехать круг на 13 тысячных секунды быстрее – именно столько в итоге выиграл у него Хейкки Ковалайнен. Но продолжить борьбу помешала неисправность в работе DRS. Даже после этого у Шуми оставались шансы неплохо провести гонку – в его распоряжении было три нетронутых комплекта Soft, и будь температура в воскресенье чуть повыше, они могли стать серьезным оружием. Но за пару часов до старта в пустыне почему-то пошел дождь: трасса остыла и износ резины в гонке оказался не столь существенным, как предполагалось изначально. Шуми продрался в очковую зону, но два десятых места в четырех гонках – это совсем не то, на что Михаэль мог рассчитывать на старте сезона.
Запомнилось: атака Райкконена на Феттеля
Вряд ли неудачная атака на 36 круге Гран-при Бахрейна будет сниться Кими Райкконену по ночам, но, возможно, именно в этом эпизоде финн упустил победу. На протяжении всего уикенда Lotus E20 была очень быстра на прямых, и Кими, пришпорив машину при помощи KERS и DRS, подлетел к Феттелю на торможении перед первым поворотом. Казалось, Себ оставил калитку незапертой, и у финна была возможность просунуться между RB8 немца и апексом, но Кими принял влево и отступил – скорее всего, подумав, что затем представится более реальная возможность для обгона. Не представилась.
@Истории с гонки: Пресс-центр в twitter @87327 @ @Каждый уважающий себя журналист в паддоке Гран-при Бахрейна считал нужным хоть как-то «пройтись» по Берни Экклстоуну или Жану Тодту. Фотограф Джеймс Мой в пятницу заявил, что те, «кто говорят нам, что здесь безопасно, прибыли в паддок с двумя охранниками каждый». «Немного лицемерно, не так ли?» – задал риторический вопрос Джеймс. Журналисты до сих пор недовольны тем, что Тодт так и не созвал по случаю поездки Ф-1 в мятежный Бахрейн пресс-конференцию. Корреспондент Speed TV Уилл Бакстон нашел в интернете фотографию президента FIA, ярко иллюстрирующую его поведение в последние недели. На снимке не слишком четко видно лицо Тодта, поэтому со своей стороны не будем утверждать, что это был именно он. @ Забавы ради каждое утро журналисты по пути на трассу считали количество полицейских машин. Аналитик Autosport Адам Купер в субботу установил личный рекорд – 88. Вопреки сообщениям о том, что в воскресенье охрана автодрома была усилена, Ян Паркс из Press Association перед гонкой насчитал всего 86 автомобилей. Возможно, Ян просто жил ближе к трассе. @ В пятницу тот же Паркс разразился тирадой в 139 печатных знаков (весомая часть которых была восклицательными) в адрес охранников автодрома, не пустивших его в паддок с бутылкой воды. К воскресенью блюстители порядка, видимо, перестали бояться жидкостей, и Ян, как сообщил его друг из Reuters Алан Болдуин, все-таки пронес емкость в пресс-центр. Стоит отметить, что даже жадные до денег европейские капиталисты предоставляют журналистам воду бесплатно непосредственно на рабочем месте, не говоря уже про щедрых организаторов гонок на Ближнем Востоке. Возможно, Ян проносит в бутылках на трассу совсем другую жидкость... @ В воскресенье перед гонкой (видимо, обеспокоенный историей с бутылками) пообщаться с Парксом и Болдуином в пресс-центр пришел Экклстоун, прихватив с собой по случаю руководителя Гран-при Заеда Аль-Заяни. Последний в короткой дружественной беседе высказал мысль о том, что надо бы провести еще одну гонку в Бахрейне в 2012 году – вместо той, что была отменена в прошлом. «Думаю, он просто пошутил», – осторожно предположил Болдуин.
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Бахрейна собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 9/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 1 | 1 | 25 | 53 |
Марк Уэббер | 3 | 4 | 12 | 48 |
Уикенд как из прошлого сезона: Феттель добыл для команды поул и победу, а Марк Уэббер в четвертый раз подряд финишировал четверым. Добавить нечего: Red Bull Racing, несмотря на все проблемы начала сезона, отправляется в Европу лидируя в обоих зачетах. На то они, наверное, и чемпионы.
McLaren: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 4 | 18 | 0 | 43 |
Льюис Хэмилтон | 2 | 8 | 4 | 49 |
Парням в Уокинге будет, о чем подумать в предстоящие пару недель. Разобравшись всего месяц назад с соперниками в Мельбурне, McLaren дала повод считать себя фаворитом чемпионата. Но от былой формы не осталось и следа – мало того, что нескольких очков подопечные Мартина Уитмарша недосчитались из-за непрекращающихся ошибок на пит-стопах и технических проблем, так еще и MP4-27 выглядит совсем не так здорово, как в марте.
Ferrari: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 9 | 7 | 6 | 43 |
Фелипе Масса | 14 | 9 | 2 | 2 |
Еще один солидный уикенд в исполнении Алонсо – вряд ли F2012 могла позволить испанцу финишировать в Бахрейне выше седьмого места. В первых четырех гонках Фернандо собрал почти все, что только мог. Фелипе Масса, в свою очередь, наконец конвертировал сожженный бензин в заработанные очки. По ходу Гран-при бразилец даже висел на хвосте у Алонсо, но вряд ли в самой команде обрадовались бы борьбе двух южан. Темп Массы в Бахрейне был идеальным для Ferrari: Фелипе проиграл напарнику совсем чуть-чуть и смог при этом набрать очки. До Гран-при Испании его теперь точно не уволят.
Mercedes AMG: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 22 | 10 | 1 | 2 |
Нико Росберг | 5 | 5 | 10 | 35 |
Mercedes AMG приехала в Бахрейн побеждать: по своим характеристикам «Сахир» во многом схож с автодромом в Шанхае, но «серебряные стрелы» летали по Бахрейну уже не с той ошеломляющей скоростью, что неделей ранее. Уикенд Шуми был испорчен в субботу, и при нынешнем раскладе сил вряд ли «семикратный» мог рассчитывать на что-то большее, чем десятое место, после старта с 22-го. Тем более, что в гонке W03 даже в руках победителя Гран-при Китая Нико Росберга, мягко говоря, выглядел не лучшим образом. Тем не менее, молодой немец добился, пожалуй, лучшего результата, на который Mercedes AMG могла рассчитывать в гонке – автомобили Red Bull Racing и Lotus были просто быстрее.
Lotus: 9/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 11 | 2 | 18 | 34 |
Роман Грожан | 7 | 3 | 15 | 23 |
Команда давненько не уезжала в Энстоун с призовыми кубками, а теперь отправляется на базу сразу с двумя. Да, самый крупный трофей достался соседям из Милтон-Кинса, но поводов для оптимизма более чем достаточно: оба пилота Lotus впервые в сезоне проехали «чистые» гонки, и этого оказалось достаточно, чтобы они поднялись на подиум. В воскресенье E20 была быстрейшей машиной в пелотоне - стартуй Кими чуть ближе к лидерам, он мог бы доставить Себастьяну Феттелю больше проблем.
Force India: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол Ди Реста | 10 | 6 | 8 | 15 |
Нико Хюлькенберг | 13 | 12 | 0 | 2 |
Если вы в шляпе – снимите: Пол Ди Реста в Бахрейне творил чудеса. Еще неделю назад Force India выглядела безнадежно, и, если судить по выступлениям Нико Хюлькенберга в Бахрейне, с тех пор мало что изменилось. Но протеже Mercedes-Benz был великолепен: в субботу телевизионщики не захотели показывать его машину (даже несмотря на то, что он пробился в десятку), но в воскресенье шотландец просто не оставил им выбора. Ди Реста – единственный, кто набрал очки, совершив лишь два пит-стопа и при этом не слишком уступив по темпу лидерам. Force India на шестой строчке в итоговом протоколе смотрится инородно, но выступление Пола – еще один повод сказать, что в этом году от гонщиков тоже многое зависит. Если в конце сезона Михаэль Шумахер решит уйти из Формулы-1 еще годика на три, Пол наверняка будет первым, кому позвонит Росс Браун.
Sauber: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 12 | 13 | 0 | 9 |
Серхио Перес | 8 | 11 | 0 | 22 |
Вы еще не забыли, что четыре недели назад Серхио Перес едва не выиграл Гран-при Малайзии? Сейчас в это верится с большим трудом. Из Бахрейна Sauber уезжает с пустыми руками, и причины тому не стоит искать в каком-то стечении обстоятельств: скорость C31 в гонке банально не позволяла Пересу и Камуи Кобаяси надеяться на очки. Может быть, это был просто не день Sauber? Или, наоборот, «день Sauber» был в Малайзии? Как-то надо определиться.
Toro Rosso: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 6 | 15 | 0 | 2 |
Жан-Эрик Вернь | 17 | 14 | 0 | 4 |
Дэниэл Риккардо шокировал всех в субботу, втащив STR7 на шестое место в квалификации, но продолжения в гонке не последовало: провалив старт, австралиец затем полгонки боролся с Виталием Петровым из Caterham. Жан-Эрик Вернь был более стабилен, но плюсов в этом еще меньше: непопадание во второй сегмент квалификации и 14 место на финише – поводов обнаружить в себе нового Феттеля француз пока не предоставил. То же самое, пусть и в меньшей степени, относится к Риккардо.
Williams: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 21 | сход | 0 | 4 |
Бруно Сенна | 15 | 22 | 0 | 14 |
Два схода из двух возможных – похоже, в Williams очень хотели покинуть трассу в Бахрейне еще до наступления темноты. Если отбросить шутки в сторону, у Williams получился сложный уикенд: темп FW34 позволял рассчитывать лишь на малые очки, но и за них пришлось бы побороться. Ноль очков: итог хоть и печален, но более или менее закономерен.
Caterham: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 16 | 17 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 18 | 16 | 0 | 0 |
У «зеленых» был отличный повод для веселья в субботу: в квалификации Хейкки Ковалайнен выкинул из числа 17 лучших Верня и Шумахера и впервые втащил Caterham CT01 во вторую часть квалификации. В гонке для финна все пошло наперекосяк с самого старта – прокол отбросил Хейкки далеко назад, и Виталий Петров вновь увидел клетчатый флаг раньше напарника.
HRT: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 20 | 20 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 24 | 21 | 0 | 0 |
Педро де ла Роса и Нараин Картикеян довезли машины до финиша, и команда в итоговом пресс-релизе отрапортовала, что «цель, поставленная перед началом уикенда, была достигнута». Наши поздравления.
Marussia: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 23 | 19 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 19 | сход | 0 | 0 |
Впервые в сезоне хотя бы одна из «Марусь» не была классифицирована – на автомобиле Шарля Пика случились неполадки в работе мотора. Тимо Глок доехал до финиша... и слава богу.
Следующая остановка
Формула-1 возвращается в Европу. До следующей гонки целых три недели, но это не значит, что команды собираются бездельничать. Перед Гран-при Испании в Барселоне им предстоит провести тесты в Мюджелло.
Подводя промежуточный итог чемпионата, можно с уверенностью сказать: пока понятно только то, что ничего непонятно. Четыре гонки выиграли четыре пилота на четырех разных машинах. Расстановка сил меняется от этапа к этапу, и глупее занятия, чем делать прогнозы, даже трудно себе представить. В теории, на победу в чемпионате могут рассчитывать и Red Bull, и McLaren и даже Ferrari с Mercedes AMG. Именно эти команды заняли четыре первых места в Кубке конструкторов по итогам прошлого сезона. Стало быть, теперь пришла очередь выиграть гонку и Lotus, которая была пятой? Скорость у E20 есть, чемпион мира тоже присутствует – пора побеждать. В конце концов, в этом была бы хоть какая-то логика.
Результаты Гран-при Бахрейна Формулы-1
Место | Гонщик | Команда | Время |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 1.35:10.9 |
2. | Кими Райкконен | Lotus | +3.3 |
3. | Роман Грожан | Lotus | +10.1 |
4. | Марк Уэббер | Red Bull | +31.7 |
5. | Нико Росберг | Mercedes AMG | +55.4 |
6. | Пол ди Реста | Force India | +57.5 |
7. | Фернандо Алонсо | Ferrari | +57.8 |
8. | Льюис Хэмилтон | McLaren | +58.9 |
9. | Фелипе Масса | Ferrari | +1:04.9 |
10. | Михаэль Шумахер | Mercedes AMG | +1:11.4 |
11. | Серхио Перес | Sauber | +1:12.7 |
12. | Нико Хюлькенберг | Force India | +1:16.5 |
13. | Камуи Кобаяси | Sauber | +1:30.3 |
14. | Жан-Эрик Вернь | Toro Rosso | +1:33.7 |
15. | Дэниэл Риккардо | Toro Rosso | +1 круг |
16. | Виталий Петров | Caterham | +1 круг |
17. | Хейкки Ковалайнен | Caterham | +1 круг |
18. | Дженсон Баттон | McLaren | +1 круг |
19. | Тимо Глок | Marussia | +2 круга |
20. | Педро де ла Роса | HRT | +2 круга |
21. | Нараин Картикеян | HRT | +2 круга |
22. | Бруно Сенна | Williams | +3 круга |
-. | Пастор Мальдонадо | Williams | сход |
-. | Шарль Пик | Marussia | сход |
Положение в личном зачете после четвертого этапа
Место | Гонщик | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 53 |
2. | Льюис Хэмилтон | McLaren | 49 |
3. | Марк Уэббер | Red Bull | 48 |
4. | Дженсон Баттон | McLaren | 43 |
5. | Фернандо Алонсо | Ferrari | 43 |
6. | Нико Росберг | Mercedes AMG | 35 |
7. | Кими Райкконен | Lotus | 34 |
8. | Роман Грожан | Lotus | 23 |
9. | Серхио Перес | Sauber | 22 |
10. | Пол ди Реста | Force India | 15 |
11. | Бруно Сенна | Williams | 14 |
12. | Камуи Кобаяси | Sauber | 9 |
13. | Жан-Эрик Вернь | Toro Rosso | 4 |
14. | Пастор Мальдонадо | Williams | 4 |
15. | Нико Хюлькенберг | Force India | 2 |
16. | Дэниэл Риккардо | Toro Rosso | 2 |
17. | Фелипе Масса | Ferrari | 2 |
18. | Михаэль Шумахер | Mercedes AMG | 2 |
Положение в Кубке конструкторов
Место | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Red Bull | 101 |
2. | McLaren | 92 |
3. | Lotus | 57 |
4. | Ferrari | 45 |
5. | Mercedes AMG | 37 |
6. | Sauber | 31 |
7. | Williams | 18 |
8. | Force India | 17 |
9. | Toro Rosso | 6 |
-. | Marussia | 0 |
-. | Caterham | 0 |
-. | HRT | 0 |