Не отпускать
и не сдаваться
Что происходило на одном из самых сумасшедших Гран-при сезонаФормула-1 не просто вернулась с каникул. Она подарила болельщикам праздник, который все ждали. В Спа-Франкошам были столкновения лидеров, жутковатая авария, великолепные прорывы и не менее впечатляющие обгоны. «Мотор» разбирает Гран-при Бельгии по косточкам и готовится к последней европейской гонке сезона.
В Спа все еще чудовищно весело
Такой уикенд можно было бы ждать и дольше четырех недель! Сначала в Mercedes-AMG решили подарить болельщикам красивый прорыв Льюиса Хэмилтона из хвоста пелотона, поменяв на его машине все компоненты силовой установки. И сделали они это несколько раз — потому что у британца из-за приключений в начале сезона попросту не осталось достаточного количества свежих агрегатов, чтобы закончить сезон без штрафов. Поэтому все наказания было решено отбыть разом, в Бельгии.
На W07 Hybrid трехкратного чемпиона за одни выходные поставили три новых двигателя внутреннего сгорания, а также новые турбины вместе с генераторами кинетической и тепловой энергии. Суммарный штраф за такой комплект составил 55 позиций, который потом, из-за сорванной с коробки передач пломбы, превратился в 60. Поэтому в квалификации Льюис появился на трассе, только чтобы показать в Q1 время в рамках 107 процентов от круга лидера, а после пошел раздавать интервью. Лидером, в отсутствии Хэмилтона был, конечно же, Нико Росберг, который без лишних приключений завоевал шестой поул в сезоне.
Уже сейчас понятно, что поул Росберга и последний ряд Льюиса спасли парней из Mercedes-AMG от «веселья», которым сопровождались первые девять кругов Гран-при Бельгии. Например, в первом же повороте местный любимец Макс Ферстаппен не поделил трассу с гонщиками Ferrari. Голландец неудачно стартовал, пропустил вперед и Феттеля, и Райкконена, но решил не откладывать реванш в долгий ящик и исполнил приговор в первом же повороте.
Макс заправил свой Red Bull так близко к стене, как только можно было, Кими ехал параллельно, стараясь не отставать от молодого дарования, а Феттель посчитал, что борьба напарника и Макса — дело не его уровня и бросился в погоню за лидерами. И все бы ничего, но зачем немец рванул наперерез Райкконену и Ферстаппену, непонятно. Итог: Кими не осталось места и он почти одновременно поддел Феттеля, болид которого развернуло, и сломал переднее крыло «Ред Буллу» Макса.
К счастью, никто больше в этот завал не попал, а сами участники заварушки, пусть и с потерями, но смогли продолжить гонку. Однако стоило пелотону добраться до конца первого сектора, как Верляйн влетел в Баттона, отправив и себя, и чемпиона-2009 досматривать гонку по телевизору. Еще через пару кругов взорвалась шина на машине Карлоса Сайнца, уничтожив заднее крыло Toro Rosso и заставив его сойти с дистанции.
В итоге, еще до завершения первой трети гонки мы имели завал в группе лидеров и четверых сошедших (Эрикссона подвела техника, ничего криминального). А потом случилось это.
В Спа все еще чудовищно страшно
Шел шестой круг гонки. К моменту, когда все окончательно запуталось: Хюлькенберг догонял Росберга в борьбе за лидерство, а Хэмилтон, вместе со стартовавшим с ним с последнего ряда Фернандо Алонсо, прорвались на пятое и четвертое место соответственно. И тут Кевин Магнуссен решил смешать карты еще раз, попав в жутковатую аварию.
На выходе из «Радийона» (третьего поворота трассы) задняя ось Renault датчанина поскользнулась, Кевин потерял контроль над машиной и полным ходом влетел в отбойник из шин на противоположной стороне трассы. Выглядело это настолько жутко, что в голову полезли самые неприятные мысли. К счастью, через минуту Магнуссен выбрался из кокпита и, прихрамывая, отправился с медиками на осмотр. Пилот Renault отделался только ушибом лодыжки, но в случае с его машиной пластырем точно не обойдется.
Естественно, на трассу выехала машина безопасности, а еще через пару кругов судьи вывесили красный флаг, чтобы персонал на трассе мог беспрепятственно восстановить состояние отбойника и вычистить трассу от обломков. Оставшиеся в гонке болиды выстроились на пит-лейне, получив новые шины (те, кто их еще не получил), отремонтировались и в 14:41 по местному времени выехали обратно за пейс-каром. Больше остановок не случилось.
Комбинация Хэмилтон-Mercedes все еще лучшая в чемпионате
Да, Росберг победил, опередив на финише Риккардо на 14 секунд. Да, он лидировал от старта до финиша, проведя два гоночных отрезка на самых медленных шинах — медиуме. Да, Нико сделал главное — сократил свое отставание от Хэмилтона в чемпионате. Но то, что сотворил Льюис, заставляет серьезно усомниться в шансах немца на титул и в этом году.
«Если бы не аварии, красный флаг, заварушка на старте, где был бы твой Льюис?», — спросите вы. Скорее всего, там же, отвечу я. Конечно, Хэмилтону помогли происшествия на трассе и том числе из-за них он уже к восьмому кругу был пятым после старта на 21 месте. Но, во-первых, Льюис мог и сам стать жертвой какого-нибудь горячего юнца, среди которых он стартовал (но не стал). Во-вторых, Хэмилтон уже на старте был на самых медленных шинах. В-третьих, вместо того, чтобы отсиживаться на пятом месте, которое ему подарили коллеги, и трястись за пару очков, британец рисковал, обгоняя Алонсо и Хюлькенберга, а это вам не Оконов с Насрами разбрасывать.
Уже к 18 кругу самый поющий пилот Формулы-1 шел третьим! То есть, ему потребовалось меньше половины дистанции для того, чтобы отыграть восемнадцать мест. И это было с обгонами, борьбой и всем, за что мы любим гонки.
В Бельгии Хэмилтон во второй раз дал понять, что даже несмотря на свой противоречивый имидж, он пользуется своими возможностями по-чемпионски и не разбрасывается шансами. В первый раз он сделал это, став лидером чемпионата перед летним перерывом и после скомканного начала сезона, а второй раз — именно в Спа-Франкошам. У Росбега, даже когда Льюис был не в духе, так еще не получалось.
Если новые моторы, из-за которых Хэмилтон лишился 55 мест на старте, вдруг не окажутся продукцией Honda, то Росбергу придется молить высшие силы о чуде. Или о потере мотивации у напарника. Но этим сейчас даже не пахнет.
Ферстаппен переотдыхал на каникулах
Знаете как это бывает: уходил на каникулы отличником, а летом погулял, завел новых друзей, попробовал пива, познакомился с девочкой и вернулся в школу совсем другим человеком. Это все про Макса Ферстаппена.
Сомневаться в его чистой скорости — как доказывать, что его отец примерный семьянин. Второе место в квалификации вкупе с прошлыми заслугами Макса в этом сезоне — прямое подтверждение его таланта. Но в первой после летнего перерыва гонке Ферстаппен вел себя как настоящий отморозок.
Инцидент на старте мы опустим, хотя Себастьян Феттель вряд ли с этим согласится. Несколько лет назад в похожей ситуации Роман Грожан чудил покруче. А дальше была борьба с Кими Райкконеном, в ходе которой Макс пусть и не получил штрафы, но мог бы вести себя по отношению к ветерану немного корректнее.
Сначала Макс начал менять траекторию на прямой «Кеммель», когда Райкконен накатывал на него полным ходом, а в следующем эпизоде тормозил настолько поздно, что отправил в зону безопасности не только Кими, но и сам заглянул в нее, пусть и неглубоко.
Конечно, парень борется, не хочет отдавать позиции, тем более в сражении с прямыми конкурентами, но если бы не опыт Кими (или его инстинкт самосохранения), оба пилота вполне могли бы закончить заезд в отбойнике. Когда-нибудь на месте Райкконена окажется не чемпион мира и пилот Ferrari, а условный Эрикссон на условном «Заубере». И тогда последствия предсказать будет трудно.
Да и поведение Макса во время красного флага не делает ему чести. Ферстаппен сразу же побежал к Хорнеру оправдываться за аварию в первом повороте. Кристиан под камерами, конечно же, обвинил во всем парней из Ferrari. Мы бы на его месте поступили также, но после крепко задумались бы о том, стоит ли полагаться на Макса так же, как Red Bull сделал в Испании. Ведь в команде есть практически безупречный Дэн Риккардо, а Ферстаппена не смогли привести в чувство даже тысячи голландцев, приехавших болеть за него в Спа-Франкошам.
Температура в середине пелотона растет
Погрязший в судебных разбирательствах и бегающий от кредиторов Виджай Малья должен быть доволен: его парни после гонки в Бельгии вышли на чистое четвертое место в Кубке конструкторов. Хюлькенберг, регулярно хорошо выступающий в Спа, закончил гонку на четвертом месте, а Перес, которого прочат в Renault, — на пятом. Суммарно это 22 очка. За весь 2009-й команда заработала меньше! Кажется, запахло хорошими барышами по итогам сезона.
При этом семейство Уильямс сейчас ломает голову над тем, как жить дальше. Таланта Боттаса и опыта Массы уже не всегда хватает даже для того, чтобы цепляться за очки. Болид проявляет недюжинные способности в потреблении резины, а парни из Force India построили вокруг такого же мотора Mercedes-Benz шасси, работающее эффективнее.
Конечно, и тем и другим пока далеко до Ferrari. Итальянцы, некогда бывшие грозной силой, комфортно засели на третьем месте и при таких темпах развития Red Bull вряд ли смогут претендовать на большее. Тем не менее, если Force India продолжит работать так же, как в это воскресенье, то к концу года подопечным Арривабене будут жечь пятки боевые индийские слоны под управлением немца и, пока еще, мексиканца.
Ниже Force India и Williams в турнирной таблице не так весело. Только McLaren наконец-то опередил команду Toro Rosso, которая выступает с прошлогодними силовыми установками Ferrari и потерявшим, кажется, всякую мотивацию Даниилом Квятом. От Haas сюрпризов ждать не приходится. Темпа нет ни на быстрых, ни на медленных трассах, Гутиеррес рискует так и остаться «подающим надежды», а Грожан, кажется, не прочь подыскать вариант поинтереснее. Про форму Renault, Manor и Sauber говорить и вовсе как-то неприлично.
я выбрал вместо рекламы.
Оценки от «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места
5/5
Нико Росберг
Когда рядом нет Льюиса, Нико действует безукоризненно.
5/5
Льюис Хэмилтон
Хэмилтон действует безукоризненно, даже когда у него проблемы.
4/5
Себастьян Феттель
Немец на Ferrari должен разбираться с напарниками иначе.
4/5
Кими Райкконен
Финишировал и заработал очки, несмотря на козни Ферстаппена.
5/5
Дэниэл Риккардо
Дэн — лидер Red Bull, а несколько поражений от Ферстаппена сделали его сильнее.
3/5
Макс Ферстаппен
От человека, которого называют самым талантливым молодым пилотом, ждешь чего-то большего.
3/5
Фелипе Масса
Опять неубедительно и опять сильно позади напарника.
4/5
Вальттери Боттас
Наверное, финн в день рождения мог рассчитывать на большее, но и сам для этого мог бы сделать больше.
3/5
Даниил Квят
Мы устали это повторять, но все-таки: «Даня, проснись!».
Б/О
Карлос Сайнц
Карлос стал жертвой обстоятельств. И хотя до схода он был в очковой зоне, это «до схода» продлилось всего пару кругов.
5/5
Нико Хюлькенберг
Отличная гонка, справедливый результат.
Б/О
Кевин Магнуссен
Жив-здоров и уже хорошо.
2/5
Джолион Палмер
Даже во время отсутствия напарника на трассе остается его блеклой тенью. А ведь напарник ни разу не Хэмилтон…
5/5
Фернандо Алонсо
Прорыв с 22 места на седьмое место на McLaren с мотором Honda, который сломался за день до этого, — это и правда подвиг.
Б/О
Дженсон Баттон
Сошел слишком рано по вине дебютанта.
3/5
Роман Грожан
Мы уже и забыли про то, как Роман выступал в начале года. С такими результатами в топ-команду не возьмут.
3/5
Эстебан Гутиеррес
Опередил напарника. Что же, молодец!
Б/О
Маркус Эрикссон
Нечего тут оценивать.
1/5
Фелипе Наср
Уж с дебютантом Оконом, который ехал на Manor, надо было как-то справляться.
2/5
Паскаль Верляйн
Убрать Баттона — плохой пункт в резюме.
4/5
Эстебан Окон
Дебютировал на худшей машине чемпионата и в первой же гонке не просто финишировал, но еще и кого-то опередил. Хорошо!
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Нико Росберг | Mercedes-AMG |
2. | Дэниэл Риккардо | Red Bull |
3. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG |
4. | Нико Хюлькенберг | Force India |
5. | Серхио Перес | Force India |
6. | Себастьян Феттель | Ferrari |
7. | Фернандо Алонсо | McLaren |
8. | Вальттери Боттас | Williams |
9. | Кими Райкконен | Ferrari |
10. | Фелипе Масса | Williams |
11. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
12. | Эстебан Гутиеррес | Haas |
13. | Роман Грожан | Haas |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso |
15. | Джолион Палмер | Renault |
16. | Эстебан Окон | Manor |
17. | Фелипе Наср | Sauber |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes-AMG | 232 |
2. | Нико Росберг | Mercedes-AMG | 223 |
3. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 151 |
4. | Себастьян Феттель | Ferrari | 128 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 124 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 115 |
7. | Вальттери Боттас | Williams | 62 |
8. | Серхио Перес | Force India | 58 |
9. | Нико Хюлькенберг | Force India | 45 |
10. | Фелипе Масса | Williams | 39 |
11. | Фернандо Алонсо | McLaren | 30 |
12. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 30 |
13. | Роман Грожан | Haas | 28 |
14. | Даниил Квят | Toro Rosso | 23 |
15. | Дженсон Баттон | McLaren | 17 |
16. | Кевин Магнуссен | Renault | 6 |
17. | Паскаль Верляйн | Manor | 1 |
18. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes-AMG | 455 |
2. | Red Bull | 274 |
3. | Ferrari | 252 |
4. | Force India | 103 |
5. | Williams | 101 |
6. | McLaren | 48 |
7. | Toro Rosso | 45 |
8. | Haas | 28 |
9. | Renault | 6 |
10. | Manor | 1 |