Чтобы помнили
Марк Уэббер одержал первую победу в последней гонке сезонаНа протяжении всего сезона Марк Уэббер, будучи членом команды, которой досрочно достались два главных титула чемпионата, не мог победить даже в одной гонке. Но свой последний шанс австралиец использовал. Правда, не без помощи коробки передач болида Себастьяна Феттеля...
Можно было бы сказать, что вырисовываться итоговая победа Марка на "Интерлагосе" начала еще в пятницу, когда австралиец возглавил протокол первой сессии свободных заездов, но это было бы, конечно, преувеличением. Уэббер возглавил протокол первой официальной сессии Гран-при Бразилии, но время его было лишь на полторы сотых секунды лучше, чем у Дженсона Баттона. Пилоты McLaren по ходу пятницы смотрелись на фоне Red Bull достаточно неплохо, и Льюис Хэмилтон даже установил лучшее время второй сессии.
Но в субботу все вернулось на круги своя: Себастьян Феттель показал лучший результат и в третьей части тренировок, и выиграл затем квалификацию. В решающем сегменте немец единственным проехал круг быстрее, чем за минуту и 12 секунд, и побил-таки достижение Найджелла Мэнселла. В 1992 году британский пилот, выступая за Williams, завоевал по ходу чемпионата 14 поул-позишн – Феттелю в 2011 году удалось выиграть 15 квалификаций. Правда, в распоряжении немца было 19 Гран-при, вместо 16-ти, что были у Мэнселла. Но кто теперь вспомнит про старика Найджа?
Уэббер составил компанию Феттелю на первом ряду и, как оказалось, именно этим обеспечил себе победу. Но об этом, как гласит известный штамп, позже.
Места во втором ряду достались парням из McLaren. Дженсон Баттон опередил Льюиса Хэмилтона, что по субботам в этом году случается гораздо реже, чем по воскресеньям.
Четкое формирование стартовой решетки по командному признаку первым посмел нарушить Фелипе Масса. Если лидер Ferrari Фернандо Алонсо свою законную пятую строчку в протоколе квалификации занял уверенно, то бразилец пропустил вперед Нико Робсерга из Mercedes GP. Восьмым стал Адриан Сутиль, а замкнули десятку Бруно Сенна и Михаэль Шумахер. Бразилец каким-то чудом втянул свою Renault в десятку сильнейших, и в субботу вечером признался, что и сам не ждал подобного результата – Виталий Петров на такой же R31 остался 15-м.
Последний старт сезона
Стартовый круг больших сюрпризов не принес. Феттель увез свою RB7 с поула быстро и уверенно, в первый поворот зайдя по оптимальной траектории. На входе во второй, в отличие от Абу-Даби, ни одна из покрышек не лопнула, и Себ помчался, как казалось тогда, за очередной победой.
Уэббер среагировал на сигналы светофора чуть хуже, но расстояние до первого поворота на "Интерлагосе" не слишком большое – воспользоваться медлительностью австралийца не смогли ни Дженсон Баттон, ни Фернандо Алонсо. Но у испанца и без того был повод считать свой старт удачным – на пути к первому повороту он обошел Льюиса Хэмилтона. Фелипе Масса на старте также отыграл одну позицию, опередив Нико Росберга.
Позади впечатлили прорыв Виталия Петрова с 15-й на 12-ю позицию и провал Рубенса Баррикелло. Бразилец, стартовав с шестого ряда, ко второму повороту умудрился пропустить даже Пастора Мальдонадо, при том, что венесуэлец начал гонку с 18-й позиции. Рубенс понадеялся на прогноз синоптиков, обещавших дождь на воскресенье – первая передача в коробке Williams бразильца была длинной. В теории это могло помочь при старте на мокром асфальте, но дождя в итоге не случилось.
Еще один бразилец свою позицию удержал – Бруно Сенна остался девятым и некоторое время шел впереди Михаэля Шумахера, но скорости Renault уже давно не хватает, чтобы удерживать позади Mercedes. Шуми на старте пропустил Пола Ди Ресту, но вскоре исправил оплошность, а затем догнал и Сенну.
Мотивации, чтобы удержаться впереди, у бразильца было с избытком и без учета переполненных трибун: шаткое положение Бруно в команде необходимо было укрепить хорошим результатом, и когда Сенна увидел сбоку от себя Шуми, пропускать его без боя отказался. На подходе к первому повороту девятого круга Бруно занял внутреннюю траекторию, но перед началом торможения Михаэль был уже на полкорпуса впереди.
Бразилец принял в сторону Шуми, машины слегка соприкоснулись, но Сенна не отступил даже после этого. Спустя доли секунды после первого контакта, последовал второй – передним антикрылом бразилец пропорол заднюю левую шину Mercedes Шумахера и заставил бывшего соперника своего дяди целый круг ковылять до боксах на трех колесах. Судьи моментально принялись "рассматривать" инцидент, но решение о наказании Сенны было вынесено уже после того, как бразилец совершил свой первый пит-стоп. Гонка обоих была в итоге испорчена – выбраться из глубин пелетона не удалось ни тому, ни другому.
Индийские радости
Два места в первой десятке освободились и во многом благодаря стараниям напарника в очковую зону на финише попал Виталий Петров. Позиции россиянина в команде кажутся чуть более прочными, но и ему не мешало под занавес чемпионата продемонстрировать руководителю коллектива Эрику Булье что-нибудь эдакое. Тактически в Renault на сей раз сработали неплохо – кто знает, может памятное интервью россиянина тут все же пригодилось – и в этом плане Виталию было практически не на что жаловаться. Чуть несвоевременный второй пит-стоп, возможно, стоил Петрову одной позиции, но подняться выше девятого места у пилота Renault шансов почти не было.
Девятым стал Камуи Кобаяси – этим результатом японец фактически гарантировал Sauber седьмое место в Кубке конструкторов. Перед началом Гран-при швейцарский коллектив опережал Toro Rosso всего на одно очко, и финиш Кобаяси в зачетной зоне не только принес два зачетных балла Sauber, но и не позволил оказаться в десятке Хайме Альгерсуари – испанец финишировал одиннадцатым.
Пол Ди Реста завершил свой дебютный сезон на высокой ноте. Благодаря финишу на восьмом месте шотландец обошел в споре споре за 13 место в личном зачете все того же Альгерсуари. Но еще больших похвал в Бразилии заслужил напарник Ди Ресты по Force India Адриан Сутиль. Немец повторил свой лучший результат сезона, финишировав шестым. В ходе гонки он даже смог обогнать Mercedes Нико Росберга – в первой половине чемпионата о подобном в индийской конюшне могли только мечтать! Благодаря этому результату Адриан отыграл сразу две позиции в личном зачете, опередив и Ника Хайдфельда, и Виталия Петрова.
Подарок для Марка
Фелипе Масса вновь был худшим из пилотов топ-команд на финише, хотя в этот уик-энд все же мог избежать подобного исхода. В заключительной стадии гонки бразилец шел по трассе впереди Льюиса Хэмилтона, и, не откажи у британца коробка передач, вполне возможно, сдержал бы пилота McLaren.
Схватка двух главных дуэлянтов этого сезона получилась интересной, но короткой. Более того – на сей раз обошлось без столкновений: либо бразилец и британец стали корректнее относиться друг к другу, либо времени столкнуться им просто не хватило. На 47-м круге барахлившая трансмиссия на MP4-26 Хэмилтона отказала окончательно, и Льюис закончил сезон 2011 года одним из первых – раньше "отстреляться" успели только Пастор Мальдонадо и Тимо Глок.
Третье место делили всю гонку Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо. Испанец, обойдя на старте Хэмилтона, еще до начала первой волны пит-стопов успешно атаковал и Баттона. Пока Фернандо ехал на мягкой резине, Ferrari была быстрее McLaren, но, переобувшись по занавес гонки в Medium, Алонсо сначала растерял почти десятисекундный отрыв, а за десять кругов до финиша выпустил Дженса вперед.
Баттон на финальном отрезке был быстр, но, недостаточно, чтобы догнать хотя бы одного из пилотов Red Bull. Даже несмотря на то, что у финишировавшего вторым Себастьяна Феттеля с пятого круга начала терять масло коробка передач. Немец, оторвавшийся было от Марка Уэббера на первом отрезке дистанции, затем вынужден был – в прямом смысле – сбавить обороты и подпустить австралийца. На 30-м круге произошла рокировка. Марк Уэббер на исправном Red Bull RB7, как оказалось, может ехать быстрее Себастьяна Феттеля на неисправном.
Обгоном случившееся назвать можно лишь с теоретической точки зрения – немец посторонился на входе в первый поворот, запустив в распахнутую дверь напарника. После этого Феттель продолжил бороться лишь со своей трансмиссией, уже не следя за Уэббером. На Баттона и Алонсо отвлекаться особого смысла тоже не было: ни McLaren, ни Ferrari на трассе в Сан-Паулу быстрее сломанной RB7 ехать были не в состоянии.
Доведя машину до финиша, Феттель совершил маленький подвиг – на последних пяти кругах масла в коробке Себастьяна фактически не осталось.
Марк после того, как опередил товарища, своего уже не упустил – везло австралийцу в этом году нечасто, но хотя бы одну ложку меда в бочку дегтя, что накопил Уэббер по ходу чемпионата, ему добавить удалось.
Теперь все формальности улажены. Сезон завершен официально, хотя ощущение, что он еще продолжается пропало уже очень давно.
Результаты Гран-при Бразилии Формулы-1
Место | Гонщик | Команда | Время |
---|---|---|---|
1. | Марк Уэббер | Red Bull | 1.32:17.434 |
2. | Себастьян Феттель | Red Bull | +16.983 |
3. | Дженсон Баттон | McLaren | +27.638 |
4. | Фернандо Алонсо | Ferrari | +35.048 |
5. | Фелипе Масса | Ferrari | +1:06.733 |
6. | Ариан Сутил | Force India | +1 круг |
7. | Нико Росберг | Mercedes GP | +1 круг |
8. | Пол ди Реста | Force India | +1 круг |
9. | Камуи Кобаяcи | Sauber | +1 круг |
10. | Виталий Петров | Renault | +1 круг |
11. | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso | +1 круг |
12. | Себастьен Буэми | Toro Rosso | +1 круг |
13. | Серхио Перес | Sauber | +1 круг |
14. | Рубенс Баррикелло | Williams | +1 круг |
15. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | +1 круг |
16. | Хейкки Ковалайнен | Team Lotus | +2 круга |
17. | Бруно Сенна | Renault | +2 круга |
18. | Ярно Трулли | Team Lotus | +2 круга |
19. | Жером д'Амброзио | Marussia Virgin | +3 круга |
20. | Дэниэл Риккардо | HRT | +3 круга |
Итоговое положение в общем зачете
Место | Гонщик | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 392 |
2. | Дженсон Баттон | McLaren | 270 |
3. | Марк Уэббер | Red Bull | 258 |
4. | Фернандо Алонсо | Ferrari | 257 |
5. | Льюис Хэмилтон | McLaren | 227 |
6. | Фелипе Масса | Ferrari | 118 |
7. | Нико Росберг | Mercedes GP | 89 |
8. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | 76 |
9. | Адриан Сутил | Force India | 42 |
10. | Виталий Петров | Renault | 37 |
11. | Ник Хайдфельд | Renault | 34 |
12. | Камуи Кобаяси | Sauber | 30 |
13. | Пол ди Реста | Force India | 27 |
14. | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso | 26 |
15. | Себастьен Буэми | Toro Rosso | 15 |
16. | Серхио Перес | Sauber | 14 |
17. | Рубенс Баррикелло | Williams | 4 |
18. | Бруно Сенна | Renault | 2 |
19. | Пастор Мальдонадо | Williams | 1 |
Итоговое положение в Кубке конструкторов
Место | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Red Bull | 650 |
2. | McLaren | 497 |
3. | Ferrari | 375 |
4. | Mercedes GP | 165 |
5. | Renault | 73 |
6. | Force India | 69 |
7. | Sauber | 44 |
8. | Toro Rosso | 41 |
9. | Williams | 5 |
10. | Team Lotus | 0 |
11. | HRT | 0 |
12. | Marussia Virgin | 0 |