Арифмометр
Как финишировать шестым и стать чемпионом мираНевероятный сезон Формулы-1 получил невероятный финал. Лидерство Нико Хюлькенберга, «двойка» Романа Грожана, щит и меч Фелипе Массы, чудовищный первый круг Себастьяна Феттеля и прощание Михаэля Шумахера. «Мотор» подводит итоги Гран-при Бразилии, на котором Формула-1 обрела нового трехкратного чемпиона мира.
До гонки
Свободные заезды шли своим чередом, но происходящее на трассе интересовало лишь немногих. С куда большим любопытством Формула-1 изучала прогнозы синоптиков. Преимущество Феттеля в 13 очков говорило о том, что в «нормальной» гонке он завоюет титул без особых проблем. Поэтому для поддержания интриги требовался дождь.
Метеорологи пообещали осадки во время гонки в Сан-Паулу еще за неделю до старта последнего этапа чемпионата. Но все тренировки в итоге прошли посуху. Дождь зарядил за полчаса до начала квалификации, но быстро стих и даже в начале первого сегмента, пусть трасса и была еще слегка мокрой, пилоты выехали на сликах. К концу сессии асфальт уже был абсолютно сухим. Но неожиданностей в субботу и без того случилось немало.
McLaren, воскресшая под конец сезона, вчистую переиграла Red Bull. Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон оккупировали первый ряд стартового поля, Марк Уэббер опередил Себастьяна Феттеля и стал третьим, но для самого немца – что бы он там ни говорил – важнее было другое: Фернандо Алонсо уступил не только ему, но и Фелипе Массе, Нико Хюлькенбергу и Пастору Мальдонадо. Ferrari могла рассчитывать только на что-то невероятное. Штраф Мальдонадо передвинул Алонсо на седьмую позицию, но на чудо это было похоже слабо – Фернандо тоже молил о дожде.
Гонка
Если вы пропустили трансляцию из Бразилии воскресным вечером, можете винить только себя. Никакие тысячи складно сложенных букв не передадут вам всех ощущений. Их не прочувствовать, даже если посмотреть гонку прямо сейчас. Она была хороша. Но восхитительна – только в режиме live.
Никогда не верьте синоптикам. Никогда. Прогнозы менялись практически каждый час. Еще за 40 минут до начала гонки метеорологи отрапортовали, что вероятность дождя оценивается не больше, чем в 20 процентов. А потом... Право дело, это самая бесполезная работа, какую только можно себе представить.
Первые капли упали на трассу за 15 минут до старта. Но даже до того, как асфальт стал по-настоящему мокрым, в гонке произошло немало событий. Для того, чтобы перевернуть все с ног на голову, хватило четырех поворотов.
Феттель провалил старт, пропустив не только Массу и Хюлькенберга, но и Алонсо. А в середине первого круга случилась настоящая катастрофа. Сначала в Себа сзади чуть не влетел Кими Райкконен, которому удалось увернуться от Red Bull ценой экскурсии по траве. Но спустя секунду увернуться от лидера чемпионата не смог Бруно Сенна. Контакт, разворот Себа, еще контакт... Создатель чемпионской машины Эдриан Ньюи был не единственным, кто в этот момент подумал, что гонка для немца закончена. RB8 Феттеля на пару секунд застыл на трассе.
Как задняя подвеска болида выдержала такой удар – одна из главных загадок этого невероятного сезона.
Ко второму кругу ситуация вновь поменялась в корне. Фернандо Алонсо, с помощью Массы справившись с Марком Уэббером, вышел на третье место. Если бы гонка закончилась в том порядке, в котором пилоты пересекли финишную линию через несколько минут после старта, чемпионом мира стал бы именно испанец. Но гонка к тому моменту только начиналась.
Потом был дождь. Были пит-стопы. Была невероятная борьба между Нико Хюлькенбергом и Дженсоном Баттоном за лидерство! Были моменты когда казалось, что эту гонку вообще выиграет пилот Force India – очень уж круто Нико смотрелся на мокрой трассе. Был прорыв Феттеля, еще пит-стопы, вылеты, аварии, проколы. Была машина безопасности. Были моменты, когда казалось, что вот теперь-то все уже точно решено. Когда Себастьян выбрался на пятое место, а Фернандо ехал непосредственно перед ним четвертым, поверить в чемпионство испанца было практически невозможно. Но потом...
Потом вновь был дождь, новые пит-стопы, тактическая ошибка Red Bull и столкновение лидеров, которыми на тот момент уже стали Хэмилтон и Хюлькенберг. Были моменты, когда казалось, что победа точно достанется Алонсо. Два подряд пит-стопа Феттеля (сначала ему поставили свежие слики, а потом комплект промежуточных шин) подарили испанцу надежду: Себ откатился за пределы топ-10, а сам Фернандо шел на четвертом месте, позади верного товарища Фелипе, который всегда готов подвинуться. Сам бразилец, проведя отличную гонку, порой использовал собственную машину как щит, порой – как меч. В этот день он сделал все, чтобы лидер его команды победил. И он пропустил Фернандо, когда тот оказался позади.
Но затем дождь усилился, Феттель отыграл несколько позиций, а за пару кругов до финиша в аварию угодил Пол ди Реста и на трассу вновь выехала машина безопасности. Фернандо финишировал вторым, Себ – шестым. Немец стал чемпионом. В третий раз подряд.
Ах да, у гонки ведь еще был победитель... Последний Гран-при сезона выиграл тот же человек, что и первый. Дженсон Баттон. В любой другой день в Формуле-1 говорили бы только о нем и о его блестящем умении пилотировать в сложных условиях. Но только не вчера.
Гран-при Бразилии, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Виталий Петров
Мы предвзяты. Да, мы понимаем, что Себастьян Феттель стал трехкратным чемпионом мира, что Фелипе Масса отработал в гонке за себя и за того парня, что Дженсон Баттон одержал еще одну невероятную победу, и даже то, что Нико Хюлькенберг едва не выиграл гонку за рулем – да-да! – Force India. Но ничего не можем поделать: один из главных героев Гран-при Бразилии – парень из Выборга, Виталий Петров. Мало того, что одиннадцатое место россиянина – лучший результат команды Caterham за всю ее историю (включая годы, когда команда называлась еще Lotus). Так оно еще и вывело дружину Тони Фернандеса на десятую позицию в Кубке конструкторов – впереди Marussia. Для Caterham это означает дополнительные 10-15 миллионов долларов призовых.
Главное, чтобы Тони теперь не запамятовал, кто ему их добыл.
Провал: Роман Грожан
«Это был учебный год для Романа Грожана», – гласит заголовок к интервью с пилотом по итогам Гран-при Бразилии на сайте Lotus. Этап в Сан-Паулу оставил впечатление, что Роман так ничему и не научился. Необязательное столкновение с Педро де ла Росой в квалификации привело к тому, что Грожан остался за бортом в первом же сегменте сессии. На старте француз проиграл Виталию Петрову, а потом просто вылетел с трассы – хорошо еще, что на этот раз он не прихватил никого с собой. Ошибок меньше не стало, и прогресс Романа теперь заметен, похоже, одному лишь шефу команды Эрику Булье.
Короче, опять двойка.
Запомнилось: вылет Кими Райкконена
Завершившийся сезон Формулы-1 был великолепен. Но стоит признать, что без Кими Маттиаса Райкконена он был бы скучнее. Болельщики всего мира, которых трясло от происходящего на трассе на протяжении почти двух часов, на одну минуту могли расслабиться и от души посмеяться, когда финн совершил небольшую экскурсию за пределы трассы. Кими даже вылететь с трассы может по-особенному! Промахнувшись мимо поворота «Жунсао», Райкконен неожиданно продолжил движение прямо, уверенно нашел брешь в барьере, преодолел шикану и выехал... на старую трассу. Как выяснилось, Кими (как всегда) знал, что он делает: «Вообще-то там можно выбраться обратно на трассу – для этого необходимо проехать через пит-лейн, который используется для гонок поддержки. Но, чтобы выехать, надо преодолеть ворота. Я знаю это, потому что в 2001 году уже делал так, но тогда ворота были открыты. На этот раз их кто-то закрыл. В следующем году я удостоверюсь, чтобы их снова открыли». Он невероятно крут!
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при Бразилии собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 5/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 4 | 6 | 8 | 281 |
Марк Уэббер | 3 | 4 | 12 | 179 |
Red Bull Racing в Сан-Паулу была очень близка к тому, чтобы проиграть. Лишний пит-стоп едва не стоил Себу титула. В целом, в Бразилии от доминирования «быков» не осталось и следа. Мы как будто вернулись в лето, когда RB8 еще никто не думал называть «лучшей машиной чемпионата». Уикенд получился нервным, но все хорошо, что хорошо кончается.
McLaren: 9/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 2 | 1 | 25 | 188 |
Льюис Хэмилтон | 1 | сход | 0 | 190 |
По-хорошему, в этот уикенд оба пилота McLaren должны были подняться на подиум. Возможно, где-то между ними затесался бы Нико Хюлькенберг и дубля бы не получилось, но, даже если так, McLaren могла бы отыграть у Ferrari вторую позицию в Кубке конструкторов. С одной стороны, Льюису Хэмилтону не повезло – его вины в столкновении с немцем точно не было. Но в итоге команда не досчиталась по крайней мере полутора десятка очков. Удивительно: McLaren провела последнюю гонку так же, как и первую – доказав, что именно у нее лучшая в пелотоне техника. Но в итоговом протоколе Кубка конструкторов британцы остались лишь третьими. И винить в этом могут только себя. Хюлькенберг тут не при чем.
Ferrari: 9/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 7 | 2 | 18 | 278 |
Фелипе Масса | 5 | 3 | 15 | 122 |
Фернандо Алонсо вновь выжал максимум из ситуации – правда, на сей раз не без помощи напарника. Фелипе был в Сан-Паулу великолепен: быстрее напарника и в квалификации, и в гонке. В итоге оба поднялись на подиум – между прочим, впервые за два с лишним года. Блестящая командная работа, которая в итоге позволила Ferrari удержать вторую позицию в командном зачете. Да, многим запомнится лишь поражение Алонсо в борьбе за титул. Но, учитывая скорость красных машин по ходу всего чемпионата, «серебро» в обоих зачетах – очень неплохой результат.
Mercedes AMG: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 13 | 7 | 6 | 49 |
Нико Росберг | 9 | 15 | 0 | 93 |
Проводить Шуми команде удалось более или менее достойно. Семикратный чемпион мира в последней гонке в карьере порадовал и себя, и болельщиков несколькими шикарными дуэлями. Нам будет его не хватать.
Lotus: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 8 | 10 | 1 | 207 |
Роман Грожан | 18 | сход | 0 | 96 |
Скверный уикенд. Роман был верен себе, изрядно подмочив и без того не сухую репутацию под конец чемпионата. Кими заблудился. С кем не бывает? Сезон для него в итоге все равно получился неплохим – третье место в чемпионате.
Force India: 8/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол ди Реста | 10 | 19 | 0 | 46 |
Нико Хюлькенберг | 6 | 5 | 10 | 63 |
Хюлькенберг провел просто невероятную гонку. Даже с учетом нелепого столкновения с Хэмилтоном он достоин похвалы. Нико – вдумайтесь в это – боролся в Сан-Паулу за победу! Пол ди Реста смотрелся бледновато, но если бы не вылет под конец гонки, он тоже мог бы заработать очки.
Sauber: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 14 | 9 | 2 | 60 |
Серхио Перес | 12 | сход | 0 | 66 |
Расставание Серхио Переса с Sauber получилось грустным. Мексиканец вновь стал участником аварии, пусть в этот раз он в ней и не был виноват. Шесть гонок подряд без очков – слишком много для будущего пилота McLaren. Камуи Кобаяси (жаль, но, видимо, на прощание) напомнил нам всем о том, что в умении обгонять он даст фору в Формуле-1 кому угодно.
Toro Rosso: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 15 | 14 | 0 | 10 |
Жан-Эрик Вернь | 17 | 8 | 4 | 16 |
Жан-Эрик заработал еще четыре очка для себя и для команды. Неплохое завершение сезона. Дэниэл тоже был неплох в нескольких гонках. Ждем прогресса в следующем году.
Williams: 2/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 16 | сход | 0 | 45 |
Бруно Сенна | 11 | сход | 0 | 31 |
Гонка Williams закончилась после двух кругов. Зато команда смогла уехать с трассы быстрее всех.
Caterham: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 20 | 14 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 19 | 11 | 0 | 0 |
Справедливость восторжествовала. Caterham была быстрее Marussia на протяжении всего сезона. Отвоевать десятое место помогла хаотичная гонка и блестящий пилотаж Петрова.
HRT: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 24 | 17 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 23 | 18 | 0 | 0 |
Гран-при Бразилии, скорее всего, стал последним в истории славной испанской конюшни. Помолчим.
Marussia: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 21 | 16 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 22 | 12 | 0 | 0 |
Шарль Пик повторил лучший результат команды в истории, но даже этого не хватило, чтобы удержать позади Caterham. Потерять 10-15 миллионов долларов, наверное, чувство не из приятных.
Следующая остановка
Конец маршрута. Это был невероятный по накалу чемпионат с фантастическим финалом. Мы будем вспоминать его еще долго. Особенно часто – в ближайшие четыре месяца. А потом все начнется снова. Австралия, Мельбурн, Альберт-Парк. Феттель, Алонсо, Баттон, Хэмилтон (если повезет), Уэббер...
А пока можно немного отдохнуть.