Правый три на левый шесть
Чему учат в раллийной школе BMWЯ давно не считаю сверхмощных монстров типа BMW M5 спортивными автомобилями. Дорогие игрушки, стимуляторы эго или просто красивый способ потратить много денег – все что угодно, но к спорту они не имеют отношения. Настоящий спорт начинается там, где в машине есть хотя бы каркас безопасности; остальное – игры. Поэтому здорово, что у российской школы водительского мастерства BMW появилась раллийная программа на подготовленных автомобилях. Клиентам она будет доступна со следующего сезона, но мы смогли опробовать ее уже сейчас.
Место действия – ралли-парк Laitse Rally Park, что в получасе езды от Таллина. Здесь построена грунтово-асфальтовая трасса с самопересечением для парных гонок, трек для картинга, технический центр для подготовки и обслуживания спортивных автомобилей, а в перспективе добавится трасса для мотокросса и небольшой автомобильный музей.
Эта трасса – действующий Super Special Stage одного из этапов эстонского чемпионата по ралли. Четверть трассы покрыта асфальтом, остальная часть – гравий. Есть трамплины и подбросы, скоростные повороты и тесные шпильки. Laitse Rally Park предоставил российской школе для "пилотного проекта" тренировочные машины BMW 318i – обычно их сдают в аренду местным спортсменам и любителям.
"Серийная" версия курса будет рассчитана на два-три ездовых дня (у нас было два). Но где она в итоге будет проходить, пока не знают даже в BMW. "Хотелось бы проводить курс недалеко от Москвы или Питера, чтобы ученикам не надо было далеко добираться и заниматься визами, – вздыхают организаторы. – Но в России так сложно найти подходящее место".
А вот инструкторы будут те же. Это действующие раллисты и мастера спорта: Алексей Маслов, Алексей Лукьянюк, Дмитрий Никончук и Ярослав Бирюков. Все они – с огромным гоночным опытом, а Лукьянюк в российской раллийной тусовке давно стал легендой. Шутка ли – человек ездит в прибалтийских чемпионатах (конкуренция в которых покруче наших) на Mitsubishi Lancer Evolution X – и при этом часто опережает машины старшего класса Super 2000! Поэтому недавняя новость о том, что 33-летний гонщик в следующем году поедет в чемпионате Европы и мира на Citroen DS3 класса R5, никого не удивила.
Наши машины – немолодые BMW 318i (кузов E36) – в отличие от гоночных инструкторов-монстров, ничего особенного собой не представляют. Двигатели – стандартные восьмиклапанные "четверки" объемом 1,8 литра. Они развивают мощность 115 лошадиных сил и крутящий момент 168 Нм – стандартные "сто восемнадцатые" с механическими коробками передач разгоняются до ста километров в час с места за 11 секунд. Наши машины, правда, облегчены до предела: из них убрана шумоизоляция и большинство элементов интерьера, передние кресла заменены на легкие гоночные "ковши", установлен болтовой каркас безопасности.
Кроме того, немного доработана трансмиссия (тут стоит другая главная пара), отправлена на свалку ненужная электроника типа АБС, слегка жестче подвеска и… пожалуй, все. Ни тебе кулачковой коробки передач, ни дорогущей раллийной подвески, ни даже дифференциала повышенного трения – ничего такого в "парковых" BMW 318i не предусмотрено.
Но тут-то важно другое: это, как-никак, "корчи", которые сделаны только для того, чтобы на них хардкорно гоняли. Этим-то мы и займемся!
Вечерний брифинг. Никакого повтора азов вроде правильной посадки за рулем и очередных объяснений того, что же такое траектория – считается, что те, кто дойдут до "раллийной" программы, это все и так уже знают. Зато инструкторы рассказывают, как управлять машиной на неоднородном покрытии, и подробно разъясняют тонкости составления стенограмм. Лукьянюк, например, объяснял, чем различаются различные системы записи "стенки", как определять градацию поворотов, какие элементы стенограммы читать слитно, а какие раздельно. Мы общались час-полтора, не меньше. Алексей вдавался в такие детали, что у одного коллеги, который "ездил на болиде Формулы-1 за Дэймоном Хиллом", кажется, вскипел мозг. Но дьявол всегда в деталях, поэтому перенимать опыт у такого опытного человека – великая удача.
Так что не удивлюсь, если на раллийные курсы BMW будут записываться начинающие гонщики: где еще такому научат.
Утром еще одна отличная новость. Никаких "базовых" упражнений, которым даже на самых продвинутых курсах многих школ водительского мастерства уделяют по полдня. Короткая разминка, чтобы привыкнуть к машине, и сразу в бой!
А привыкать приходится: руль у машины достаточно длинный, сцепление не самое информативное. Передачи в коробке включаются достаточно четко, но ходы рычага великоваты. Ну и мощности, понятно, не очень много.
Но как же послушно "трешка" ведет себя на скользком покрытии! Я, признаться, не самый продвинутый "юзер" заднеприводных машин, и перед началом тренировок в голове промелькнула мысль: "Ну все, сейчас буду бороться с заносами и позорно разворачиваться в каждом втором повороте".
Как бы не так! "Тридцать шестая" не пытается мести хвостом при первом удобном случае, не проваливается без разрешения в глубокий занос и практически лишена избыточной поворачиваемости. Все происходит очень плавно и предсказуемо. Сбросил (или, наоборот, добавил) газ в крутом повороте – и 318 уходит в легко контролируемый занос. Не выпендриваешься – едет как по рельсам.
Мощности у машины, конечно, негусто, но ведь за счет выкинутого на помойку салона и шумоизоляции автомобиль стал весить примерно на полтора центнера меньше. Добавьте сюда покрытие под колесами, по большей части состоящее из гравия и снега, и не самые цепкие зимние (не гоночные) шины... В общем, даже со 115 "лошадями" на газ приходилось давить аккуратно.
Положение усугубляется тем, что подвеска BMW 318i осталась практически нетронутой, а межколесный дифференциал у машины – свободный. Поэтому, увы, эффектно (и эффективно) проехать боком затяжной вираж не получится: порой "трешка" просто не может нормально ускориться на выходе из скользкого поворота. Но это, пожалуй, единственное, что действительно огорчало в учебных машинах.
Тренировочный день пролетел незаметно: я не только освоился с E36, но и окончательно понял – гонять на гражданской машине по треку не надо: для покатушек достаточно и максимально дешевого, но "боевого" автомобиля. А благодаря тому, что машины все старые и без серьезной подготовки, "наши" E36 получаются очень дешевыми. И пусть у них нет безумных по мощности моторов, боевой подвески и дифференциала повышенного трения – веселья хоть отбавляй.
Постойте, все уже закончилось? Хочу еще!
На второй день занятий нам приготовили настоящее соревнование по спецучасткам с использованием стенограммы (не зря же мы так долго обсуждали ее предыдущим вечером). В каждом журналистском автомобиле было по два человека: весь день мы тренировались по очереди (как поначалу бесило заново пристегиваться многоточечными ремнями при смене пилотов на каждом упражнении!) – а на следующий день мы должны были выступать как экипаж. Но, чтобы все были равны, наши времена на трех спецучастках суммировались: одну попытку прокатился за рулем, другую отработал штурманом. То же самое и с записью стенограммы: у каждого пилота было по два проезда для ознакомления с трассой. Итого – по шесть "зачетных" заездов на экипаж.
В паре со мной гонял Вадим Гагарин – один из быстрейших автомобильных журналистов. Да и я, судя по тренировочным временам, не из самых медленных. Еще во время первого дня мы то и дело догоняли экипажи, которые стартовали перед нами, так что сомнений не было: шансы на победу, пусть и в "школьном" соревновании, у нас есть.
Но мы так увлеклись быстрым прохождением небольшого участка с жестким трамплином, что буквально уничтожили задние амортизаторы нашей BMW. В результате машина еще кое-как ехала по грунту, но отказывалась разгоняться на асфальте: ведущие колеса беспомощно скакали вверх-вниз даже на едва заметных неровностях. Поэтому наш итоговый результат – лишь второе место.
Но какая была борьба: по сумме времен мы проиграли лидерам всего 0,7 секунды! Эх, будь машина целой... "Это ралли, – улыбается Алексей Маслов. – Тут мало уметь ехать быстро: нужно учиться не совершать ошибок и беречь технику".
Это ралли? Это Спарта!
И все же, это было прекрасно. На два дня в нашем распоряжении оказались опытнейшие инструкторы и классный трек. Мчать двести пятьдесят на серийной BMW M5? После слабеньких 318i на незнакомой скользкой трассе это уже не доставит особых эмоций. Остается вопрос: а при чем тут, собственно, BMW? Ведь подобная школа больше подошла бы Subaru или Mitsubishi.
Ну, во-первых, BMW все же участвует в ралли: на BMW M3 E36 выступают те же Маслов и Никончук. А во-вторых, школа водительского мастерства BMW Driving Experience в России и так забита под завязку – многие клиенты требуют новых программ вождения. Тем более, что гонять на заднем приводе – весело, а грунт и снег, пожалуй, самые подходящие для этого типы покрытия.