Вышел Льюис из тумана
Итоги олдскульного Гран-при Китая и что все это значит для Формулы-1Минутка занудного реализма. Пятничный туман фактически сорвал командам первые две тренировки и не позволил толком разобраться с шинами, внеся сумятицу в итоговую расстановку сил. Воскресный дождь выявил среди гонщиков пару неудачников и пару супергероев, которые своими выступлениями изрядно украсили гонку, и, во многом повлиял, на ее исход. Но давайте без прикрас: если бы не погода, китайский этап точно прошел бы намного спокойнее. Гонка в Бахрейне состоится меньше чем через неделю — и там вполне могут подтвердиться те скептические прогнозы, которые одолевали нас до сих пор. Но это будет потом. А пока «Мотор» делает главные выводы после Гран-при Китая и молится о том, чтобы настоящее лицо «новой Формулы-1» оказалось именно таким.
Претенденты, какими мы их любим
Об этом надо говорить шепотом, потому что гонка вооружений очень быстро может качнуть баланс сил в чью-нибудь одну сторону и разрушить волшебное равновесие. Но прямо сейчас (факт!) у нас есть два гонщика, имеющие одинаковые шансы на победу — и, впервые за долгое время, это гонщики разных команд. Скорость Хэмилтона и Феттеля настолько близка, что конечный успех будет зависеть от мельчайших деталей и безупречной работы. И их самих, и их коллективов. В Австралии мы с наслаждением наблюдали, как зазевавшаяся Mercedes-AMG пропустила мощный удар от Ferrari и, несколько ошалев, пыталась осознать, как же так вышло. А вот Китай не менее смачно напомнил уже самим итальянцам, что выйти на чемпионский уровень и стать чемпионами — совсем не одно и то же.
На первый взгляд, Льюис снова принялся за старое: взял поул, хорошо стартовал и доехал до финиша в гордом одиночестве, ни на секунду не отдав лидерство. Более того, по пути он собрал и хет-трик, и Большой Шлем. Скукота? Скукота. Но стратеги Скудерии имели все шансы ее развеять. Достаточно было одной давно забытой фразы: «Кими, Себастьян быстрее тебя».
В том, что к седьмому кругу оба пилота Ferrari оказались позади обоих гонщиков Red Bull, точно есть вина сотрудника итальянской команды — но не совсем того, о котором вы думаете. Третий пилот Ferrari Антонио Джовинацци вдруг засмущался и решил положить конец всем хвалебным речам, которыми мы осыпали его после Мельбурна. Для этого он два раза (один глупее другого) расколотил свой Sauber, причем в воскресенье даже призвал натуральный пейс-кар, и насолил всем тем, кто парой кругов раньше уже поменял резину под пейс-каром виртуальным. В том числе и Феттелю с Райкконеном. Но это чистое невезение, так бывает.
А вот дальше с мостика «алых» просто обязана была поступить команда на финско-немецкую рокировку. Мы не хотим сказать, что Кими — ленивый и растерявший скорость пенсионер. Мы даже уверены, что в этом сезоне он выдаст еще не одну крутую гонку. Но именно то время, которое за ним промариновался Себ, в итоге и спасло Хэмилтона от жесткого прессинга. А в том, что Mercedes умеет безупречно работать под прессингом, сейчас нет вообще никакой уверенности. Иными словами, могло быть вкусно.
Мы, конечно же, за честную борьбу и против командной тактики, тем более на таких ранних стадиях. Но эта нерешительность еще может больно аукнуться Ferrari к концу сезона. Впрочем, и «Серебряным стрелам» теперь придется платить за ошибки куда больше привычного. Да, на этот раз борьба за победу не состоялась — но важнее то, что состояться она могла. В отличие от нескольких предыдущих лет. Требуем продолжения!
Гонки, какими мы их любим
В такие моменты очень приятно ошибаться. Да, по сравнению с тем сумасшедшим домом, который творился в Шанхае год назад, обгонов стало раз в семьсот меньше. Зато все как на подбор — загляденье! И это повод тихонько пискнуть от рвущегося наружу восторга. Феттель на Рикьярдо, Магнуссен на Переса, сам Перес на Массу и Квята, Грожан на Палмера — все это были движения из той Формулы-1, которая еще была «торт». И делались они не за счет катастрофической разницы в шинах, помноженной на эффект от «читерской» DRS, а как надо: смело, виртуозно, на пределе возможностей. Похоже, теперь обгон — это не строчка в хронологии гонки, а событие, которое можно обсуждать с друзьями: видел, мол, как он его? И это круто.
Если на всех грядущих этапах мы будем наблюдать что-то подобное, то под конец сезона впору будет создавать пространственно-временную петлю и навечно застревать в 2017-м. Такой размен количества обгонов на их качество нам определенно нравится, да и тактика с двумя пит-стопами, на которую пошло большинство пилотов, — это очень неплохой баланс между событийностью и структурированностью сюжета гонки.
Но разрешите вбросить немного скепсиса, чтобы потом был шанс еще раз приятно ошибиться. Во-первых, есть Монако, Хунгароринг и прочие Сочи, где обмен позициями и раньше был редок, а теперь точно будет еще реже. Во-вторых, Шанхай с холодным подсыхающим асфальтом и без накатанной прорезиненной траектории — это едва ли не самое обгоноугодное сочетание в календаре. В-третьих, если бы не старт на промежуточной резине и не сгинувшие в тумане пятничные тренировки, подавляющее большинство команд пошло бы на общую тактику софт-суперсофт (или наоборот) с единственным пит-стопом. Иными словами, есть шанс, что со спортивной точки зрения мы видели одну из самых насыщенных гонок сезона, а остальные окажутся чем-то средним между Австралией и Китаем.
Гонщики, какими мы их любим
Что точно не должно поменяться на других трассах, так это феноменальная форма Алонсо и Ферстаппена. То, что эти парни показали в Китае, вполне могло бы сойти за чудо, если бы произошло в первый раз. Но нет: и голландец, и испанец продемонстрировали, что к подобным их выступлениям пора привыкать.
Ферстаппен на мокрой трассе — как тот шмель, который по всем законам аэродинамики летать не должен, но не знает об этом, а потому летает. Вот и Максу невдомек, что дождь — это когда машина хуже держит трассу и медленнее едет, и малейшая ошибка чревата разворотом, а то и преждевременным финишем в стене. Своим Джовинацци, Палмерам и Боттасам это рассказывайте! А Макс просто объезжает соперников и наверняка еще успевает задаваться вопросом, что с ними не так. С шестнадцатого на седьмое за один круг, с седьмого на пятки Хэмилтону за следующие десять — и черт его знает, чем бы все закончилось, если бы трасса не высохла, вернув машину Red Bull туда, где она должна быть по чистой скорости.
Впрочем, и это не предел: вон, Алонсо живым примером доказывает, что даже чистую скорость (точнее, ее отсутствие) можно просто брать и не замечать. Вторую гонку подряд Нандо едет там, куда дотягиваться не должен ни при каких раскладах. Вдумайтесь: позади середина дистанции, а McLaren с муляжом двигателя Honda уступает только пилотам трех ведущих команд! Осталось всего ничего: научиться игнорировать еще и технические проблемы, чтобы доезжать до финиша даже после отказа всего, что может отказать. Хотя зачем тогда Алонсо машина? Такими темпами у него гораздо больше шансов на третий титул, если он будет гоняться вообще сам. На чистой энергии Ци. Или откуда он там берет свою запредельную скорость.
Гонщики, какими мы их не любим
На фоне подобных спецэффектов еще сильнее расстраивают провальные выступления других пилотов. Причем не абы каких! Если в двойном фейле Джовинацци отчасти виноваты все мы (перехвалили парня!), а неудачи того же Палмера объясняются просто тем, что он Палмер, то с Боттасом, Райкконеном, Массой и отчасти Рикьярдо все сложнее и трагичнее.
Особенно плохо все у двух финнов. Когда у тебя самая быстрая машина чемпионата, финишировать на пятом-шестом месте ты имеешь право только в том случае, если у машины нет как минимум пары колес, да и то к тебе будут вопросы. А уж глупейший разворот в режиме пейс-кара (Валттери) и отсутствие даже малейших намеков на инициативу (Кими) — это совсем за гранью. И вопрос тут даже не в том, что с подобными выступлениями их обоих очень скоро переведут во «вторикеллы» по причинам, озвученным в первом параграфе. Вопрос в том, что вторикеллить тоже надо уметь.
Несколько хороших советов на эту тему мог бы дать Масса, но ему хватает и своих забот. Лэнс Стролл на сей раз не успел сделать ничего плохого, пав жертвой карающего Переса на первом же круге, но факт остается фактом: бразильский ветеран снова оказался тем единственным, кому надлежало тащить Williams. Так вот, Фелипе, «тащить» — это вверх, а не на дно! И если в прошлых сезонах подобные рассыпающиеся в прах гонки немного компенсировались Боттасом, то теперь от Массы зависит чуть ли не будущее всей команды. По крайней мере, до тех пор, когда (и если) его юный напарник не наберет форму.
Что же до Рикьярдо, то сам-то он выступает здорово, сообразно возможностям машины. Проблема в напарнике. Нет смысла спорить: Макс на голову выше любого соперника в том, что касается дождевого пилотажа. Возможно, будь он в одной команде с Алонсо (Хэмилтоном, Феттелем), чемпионы тоже выглядели бы на его фоне так, будто только что купили права. Но не повезло Дэну. Ну, а как, скажите, избавиться от мыслей о том, что к моменту, когда Ферстаппен пробился наверх пелотона, Рикьярдо на такой же машине уже должен был подъезжать к Бахрейну? Правильно, очень трудно от таких мыслей избавиться.
Сезон, каким мы (надеемся) его полюбим
Как бы то ни было, вышеозначенной четверке надо всеми правдами и неправдами показывать зубы уже на следующем этапе. И ради себя самих, и ради красоты всего чемпионата. На этой неделе нас ждет, возможно, первая по-настоящему показательная гонка сезона: если скучноватый Мельбурн спасли новости об истинной скорости Ferrari, а на впечатления от Шанхая сильно повлияла погода, то на Сахире все должна решать чистая спортивная форма.
Чего мы ждем? Развития всего, что уже видели. Ждем, что лидеры продолжат усложнять друг другу жизнь. Что команды средней группы продолжат уплотняться: на фоне побледневших Williams и Force India приятно удивила квалификационная форма Хюлькенберга и подтвердившаяся скорость Haas — причем на сей раз, внезапно, силами Магнуссена. Ждем, что в самой ровной по скорости паре чемпионата наступит равенство и по надежности: на Квята, у которого начало сезона снова идет под откос из-за техники, уже больно смотреть. И новой феерии от Алонсо — потому что любое шоу становится лучше, если добавить в него элементы трагикомического эпоса.
Но главное, чего мы ждем, — это еще одного шага к пониманию, какой же все-таки стала Формула-1. Одно известно наверняка: в этом сезоне состоялось уже на две классных гонки больше, чем предсказывали скептики.
я выбрал вместо рекламы.
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5
Льюис Хэмилтон
Типичный Льюис. Но не спешите к этому привыкать.
2/5
Валттери Боттас
За такие ошибки двойку можно получить даже в «Заубере». Плохо.
5/5
Себастьян Феттель
Сегодня Ferrari была чуть слабее, но к самому Себу это не относится.
3/5
Кими Райкконен
Кто-нибудь, разбудите его?
4/5
Даниэль Риккьярдо
Если бы не напарник, мы бы поверили, что на большее Red Bull была не способна.
5/5
Макс Ферстаппен
Ждем мемуаров Хельмута Марко. Там он обязан рассказать, чем кормит Макса, что тот так ездит.
2/5
Фелипе Масса
Нет, Фелипе, с такими выступлениями этот паровоз далеко не улетит.
Б/О
Лэнс Стролл
В этот раз Лэнс увернулся от критиков. Заслужит ли похвалу в следующий?
Б/О
Даниил Квят
Уик-энд начинался на пятерку, которая по ходу гонки начинала превращаться в четверку. Узнать итог было, увы, не суждено.
5/5
Карлос Сайнц
Карлос не попал в основной текст, но гонку выдал феноменальную. Отважный старт на сликах, сильная гонка, финиш «лучшим из остальных» — красавчик.
4/5
Серхио Перес
Кажется, у розовых дела пошли чуть похуже, чем в прошлый раз. Но Серхио оставил впечатление, что сам отработал неплохо.
4/5
Эстебан Окон
Более менее соответствовать уровню сильного напарника — неплохо для полудебютанта.
5/5
Фернандо Алонсо
Как? Как он это делает? И почему он еще не разорвал на части тех, кто ответственен за надежность?
Б/О
Стоффель Вандорн
Стоффель не Фернандо, а потому едет так высоко и настолько далеко, насколько позволяет машина. То есть, невысоко и недалеко.
4/5
Роман Грожан
Штраф после квалификации не помог результату, но в целом мы привыкли ждать от Романа большего.
5/5
Кевин Магнуссен
Ого, Кевин проснулся! По крайней мере, уже на вторую гонку за Haas он развеял «проклятие Гутьерреса» и заехал в очки. Ну-ка, ну-ка…
3/5
Нико Хюлькенберг
Скорость у Халка была, но два (!) новичковых штрафа за обгоны под сейфти-каром — это что-то не то.
2/5
Джолион Палмер
Палмер, как и Грожан, был наказан за дерзость под желтыми флагами в квалификации, и тоже получил три штрафных балла. Тем самым приблизив момент, когда за руль может сесть Сироткин. И это единственная хорошая новость.
2/5
Антонио Джовинацци
Была пятерка, теперь двойка. В Бахрейне будет третий шанс, по которому Тонио мы и запомним.
3/5
Маркус Эрикссон
Есть такой гонщик в Формуле-1. Вроде бы. Мы не уверены.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
2. | Себастьян Феттель | Ferrari |
3. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
4. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull |
5. | Кими Райкконен | Ferrari |
6. | Валттери Боттас | Mercedes |
7. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
8. | Кевин Магнуссен | Haas |
9. | Серхио Перес | Force India |
10. | Эстебан Окон | Force India |
11. | Роман Грожан | Haas |
12. | Нико Хюлькенберг | Renault |
13. | Джолион Палмер | Renault |
14. | Фелипе Масса | Williams |
15. | Маркус Эрикссон | Sauber |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 43 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 43 |
3. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 25 |
4. | Валттери Боттас | Mercedes | 23 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 22 |
6. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull | 12 |
7. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 10 |
8. | Фелипе Масса | Williams | 8 |
9. | Серхио Перес | Force India | 8 |
10. | Кевин Магнуссен | Haas | 4 |
11. | Даниил Квят | Toro Rosso | 2 |
12. | Эстебан Окон | Force India | 2 |
13. | Нико Хюлькенберг | Renault | 0 |
14. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
15. | Стоффель Вандорн | McLaren | 0 |
16. | Фернандо Алонсо | McLaren | 0 |
17. | Лэнс Стролл | Williams | 0 |
18. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
19. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
20. | Роман Грожан | Haas | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 66 |
2. | Ferrari | 65 |
3. | Red Bull Racing | 37 |
4. | Toro Rosso | 12 |
5. | Force India | 10 |
6. | Williams | 8 |
7. | Haas | 4 |
8. | Renault | 0 |
9. | Sauber | 0 |
10. | McLaren | 0 |