А лучше пять звездочек…
Рассказ о краш-тесте Lada PrioraПрямой вопрос: вы видели краш-тест Chery Amulet? Если нет, обязательно посмотрите. Сразу прошу прощение за неполиткорректность, но думаю, что именно этот крайне популярный в интернете ролик сподвиг АвтоВАЗ на то, чтобы показать журналистам краш-тест Lada Priora. Мы с коллегами попали в лабораторию пассивной безопасности АвтоВАЗа на одно из испытаний этой машины.
Как мы писали еще в апреле, Priora встает на главный конвейер не сразу, а в несколько шагов. Те машины, что выпускаются сейчас, это уже не «десятки», но еще и не «Приоры» в полном смысле этого слова. От ВАЗ-2110 они отличаются основанием кузова, дверями и щитом передка. Однако это еще не все «кузовные» новшества, которые должна получить «Приора». Последнюю модернизацию проведут в начале 2008 года, когда на конвейер встанет автомобиль в комплектации «люкс» — с двумя подушками безопасности, АБС и кондиционером. И сейчас в комплексе ударных испытаний АвтоВАЗа проводятся испытания таких предсерийных образцов. Тот удар, что проиходил на наших глазах — это абсолютно плановое, не показательное «битье» «образца 980». Лобовое столкновение по правилам Euro NCAP, о деформируемый барьер на скорости 64 километра в час с 40-процентным перекрытием.
Баллы и звезды
Фронтальный краш-тест по методике Euro NCAP (European New Car Assestment Program или «Европейская программа по оценке новых автомобилей») — это практически то же испытание, что используется европейцами для сертификации новых машин. Разница в том, что «сертификационный» удар по действующему в Европе правилу № 94 ЕЭК ООН проводят на скорости 56 километров в час, а независимые эксперты из Euro NCAP проверяют пассивную безопасность в более жестких условиях — на скорости 64 километра в час. В обоих случаях используется деформируемый барьер, а перекрытие составляет 40 процентов.
После теста, анализируя показания датчиков, вмонтированных в манекены, специалисты Euro NCAP оценивают, какова вероятность травм головы и шеи, груди, ног и ступней водителя и пассажира. За защиту каждой из этих областей тела машина может получить максимум по четыре балла. Эти баллы суммируются, формируя оценку за фронтальный краш-тест. Она, соответственно, составляет до 16 баллов. Если прибавить к этому оценку за боковой краш-тест (тоже 16 баллов), оценку за испытание «наезд на столб» (2 балла) и «премиальные» за датчики пристегнутых ремней (3 балла), то выйдет общая оценка безопасности взрослых пассажиров. От нее и отталкиваются, присваивая автомобилю «звездный» рейтинг. Если автомобиль набирает от 17 до 24 баллов, то получает три звезды, от 24 до 32 — четыре, а 33 и выше — пять звезд.
Интересно, что даже если манекены в результате краш-теста не получают серьезных «травм», то автомобиль все равно может получить довольно низкий рейтинг по Euro NCAP. Баллы снимаются за деформацию пассажирской ячейки, за контакт водителя с рулевой колонкой и так далее…
За кулисами
В апреле главный конструктор Lada Priora Валерий Козенков сказал, что автомобиль получит за фронтальный краш-тест 12 баллов, что соответствует «четырехзвездному» рейтингу. Тогда все журналситы «хором» подумали, что речь идет о машине «Фазы 1», которая сейчас продается в салонах, но оказалось инженер говорил о «Приоре» 2008 года выпуска.
На АвтоВАЗе могут довольно точно предсказать результаты «реального» краш-теста с помощью компьютерного моделирования. Поэтому еще до появления опытных образцов «Приоры» инженеры знали, как следует изменить конструкцию «десятки», чтобы получить максимальный рейтинг по методике Euro NCAP. Что именно изменено в конструкции кузова, можно увидеть на рисунке.
Подушки безопасности, которых на люксовой «Приоре» две, работают вместе с удерживающей системой — ремни, преднатяжители, и так далее. Что было сделано в этой связи видно на еще одной иллюстрации.
В комплексе ударных испытаний АвтоВАЗа проверяют верность всех этих расчетов и вводят в конструкцию некоторые изменения (как правило вваривают усилители конкретных участков кузова), которые помогут улучшить безопасность, не поднимая при этом стоимость автомобиля и не ухудшая его эксплуатационных характеристик.
После чего делают экспериментальный «полукустарный» образец, ставят его на катапульту, разбивают, смотрять, что получилось. И в зависимости от результатов либо продолжают усовершенствование, либо внедряют предложенные изменения в производство.
На данный момент вазовцев больше всего устраивает результат фронтального краш-теста, который продемонстрировал «образец 937». Разбитую «Приору» с таким порядковым номером после испытаний установили на постамент, и при взгляде на нее сразу можно заметить следы сварки в области передних порогов.
По примеру «образца 937» в опытно-промышленном производстве изготовили новые кузовные детали и отдали на главный конвейер. Получился почти серийный «образец 980», на краш-тест которого тольяттинцы и позвали журналистов. Главная цель такого испытания — проверить, повторит ли он достойный результат «937-й» машины.
На арене
Вот, собственно, и пришло время удара, ради которого мы приехали в Тольятти. Всех журналистов отводят от катапульты на безопасное расстояние, загораются осветительные приборы, включаются скоростные видео- и фотокамеры…
Ждем. Наконец, слышен шум, в поле зрения появляется золотистая «Приора» и уже через мгновение слышен громкий хлопок — это раскрылись подушки безопасности. Затем «покореженная» машина отлетела от бетонного куба.
То, во что визуально превратился новый автомобиль, практически ничего не говорит о результатах краш-теста. Можно лишь отметить, что водительская дверь сама не открылась, пришлось применить лом. Похоже, что был «нестабильный контакт» головы водительского манекена с подушкой — она немного «приложилась» о дверь. И, судя по вс ему, нарушилась целостность пассажирской ячейки — деформировалась передняя стойка кузова и, немного, порог со стороны водителя. Из-за этих двух обстоятельств скорее всего из рейтинга вычтут два балла.
Все остальное можно сказать лишь после анализа данных, зарегистрированных датчиками манекенов.
Когда такая информация была подготовлена, выяснилось, что на диаграмме почти все «зеленое» и «желтое». То есть все участки тела взрослых пассажиров защищены «хорошо» или «достаточно». Подробные результаты краш-теста приведены ниже в таблице, и если кликнуть на нее, можно увидеть рисунок в большом разрешении в отдельном окне.
На этой иллюстрации видно, что баллы вычли за относительно высокую нагрузку на грудь обоих манекенов, бедро «водителя» и голень «пассажира». Выявлена деформация пассажирской ячейки — за это сняли один балл, а также решили перестраховаться и вычесть бал, подозревая «нестабильный контакт» головы водителя с подушкой безопасности. Минус еще два балла за вероятность повреждения бедер при изменении места контакта: проще говоря, в передней панели есть «потенциально опасные элементы», с которыми манекены при данном краш-тесте «не встретились», но, сместившись немного в сторону, могли бы.
Складывая все это, получаем 10,56 балла за фронтальный краш-тест. Это больше, чем у VW Golf IV или Nissan Almera, разработанных в 90-е годы, но меньше, чем практически у любой современной японской или европейской машины. Впрочем, не стоит забывать, что речь идет о модифицированной «десятке», которую проектировали около 20 лет назад.
Для сравнения мы приводим результаты фронтального теста обычной «Приоры» с одной подушкой безопасности. Она набрала всего лишь 6,3 балла. Но если посмотреть на схему — серьезные «травмы» получило лишь правое бедро «водителя». А низкий рейтинг, как и в случае «Приоры-люкс» объясняется штрафными баллами за деформацию пассажирской ячейки, «нестабильный контакт» и так далее.
Звезды
Как мы говорили выше, «звезды» в Euro NCAP начисляются по результатам нескольких краш-тестов, и по одному лишь лобовому столкновению мы не можем объективно судить о безопасности Lada Priora в целом.
Вазовцы говорят, что на «боковых» тестах «десятка» выступала очень достойно, но у «Приоры» результат, скорее всего, будет чуть хуже. Причина — усиленные брусья передних дверей, которые не позволяют пассажирской ячейке деформироваться при лобовом столкновении, зато при ударе вбок передают энергию на центральную стойку кузова.
Еще одна интересная деталь — во время показанного нам испытания на заднем сиденье были установлены детские кресла, а в них — «детские» манекены. И данные, полученные с установленных в них датчиков, нам предоставить не успели.
Впечатления
Что касается «Приоры», то в целом все ясно — вполне безопасный автомобиль, показавший достойный результат на фронтальном краш-тесте. Но…
Сейчас в нашей стране, к сожалению, ни 94-е правило ЕЭК ООН, ни 95-е не являются обязательными при сертификации автомобилей. Тем более сертификационные органы не смотрят на результаты испытаний Euro NCAP.
Чтобы продавать автомобиль у нас на рынке, достаточно провести его краш-тест по правилу № 12. Это удар пустой машины о бетонный куб на скорости 30 миль в час (48,3 километра в час). По итогам такого испытания смотрится лишь смещение рулевой колонки — оно не должно превышать 12,7 сантиметра по горизонтали и столько же по вертикали. Понятно, что с безопасностью водителя и пассажиров в реальных условиях такое испытание коррелирует мало.
И насколько бы безопасной ни была «Приора», реального конкурентного преимущества это ей не дает. На результаты краш-тестов покупатели почти не смотрят, а государство нас от «машин-убийц», к сожалению, ограждать не торопится. Почему? Ходят слухи, что из-за вазовской «классики» и «Волги». Они нормальную сертификацию по 94-му и 95-му правилу вряд ли пройдут. Так что, простите за прямоту, но очень хочется поскорее пожелать им «счастливого пути».