Опубликовано 27 июня 2011, 21:32

Скука в городе

Себастьян Феттель выиграл Гран-при Европы
В восьмой гонке сезона Себастьян Феттель в седьмой раз в сезоне стартовал с поул-позиции и в шестой раз победил. Отрыва немца от соперников теперь хватит, чтобы уже точно уйти лидером чемпионата на летний перерыв. У Михаэля Шумахера, и правда, появился достойный преемник.
Фото команд
Фото команд

После фантастической гонки в Канаде Формула-1 вернулась в Старый свет и, вместе с тем, словно бы на несколько лет назад. В те годы, когда гонки были скучными, а побеждал в них почти всегда один и тот же немец. И если к победам немцев мы уже вновь начали привыкать, то первое чуть подзабылось. Гран-при Европы в Валенсии, в отличие от большинства других гонок этого сезона, не вызвал бури эмоций. И есть основания полагать, что подобных ему в 2011 году будет становиться все больше.

В субботу Себастьяну Феттелю пришлось отчитываться перед прессой за свои эмоции. Журналистам по-прежнему не удается выбить из чемпиона хотя бы пару слов про возможное завоевание второго подряд титула или, на худой конец, признание, что от нескончаемых поулов и побед немцу, наконец, стало скучновато. В эфир по традиции попала часть радиопереговоров между победителем квалификации и его инженером. Стандартные «Good job, pole position», скромный ответ «Yes, thanks». За него-то Феттелю и влетело от журналистов: «Привык, наверное, уже?», – спросили Себа на пресс-конференции после того, как он завоевал седьмой поул из восьми возможных в этом сезоне. Но он сумел выкрутиться: момент, мол, был не подходящий, и машину надо было правильно запарковать – времени на эмоции просто не осталось.

Вполне, кстати, жизнеспособная версия. Феттель установил лучшее время квалификации в первой попытке в третьем сегменте и во второй раз выехал на трассу уже на всякий случай – просто подстраховаться. Но ему даже не пришлось заканчивать круг – никому из соперников перебить результат немца не удалось, и у того появилась возможность досрочно прервать свой быстрый круг. Времени на пламенные речи, и правда, было меньше чем обычно. Поверим.

Феттель единственным проехал в квалификации круг быстрее 1 минуты и 37 секунд. Соседнее место в первом ряду досталось Марку Уэбберу, а третьим стал Льюис Хэмилтон. Отставание британца получилось совсем небольшим, и казалось, что в гонке McLaren сможет навязать борьбу Red Bull Racing. Об этом в субботу сказал даже Дженсон Баттон, хотя сам квалифицировался позади двух Ferrari. Последние результаты итальянской «конюшни» наводят на мысль о том, что в Маранелло действительно нашли, в чем была причина их отставания в начале сезона. Ставший четверым в квалификации Фернандо Алонсо не без удовольствия констатировал, что проигрывает Феттелю лишь около полусекунды.

Феттель единственным проехал в квалификации круг быстрее 1 минуты и 37 секунд. Соседнее место в первом ряду досталось Марку Уэбберу, а третьим стал Льюис Хэмилтон. Отставание британца получилось совсем небольшим, и казалось, что в гонке McLaren сможет навязать борьбу Red Bull Racing. Об этом в субботу сказал даже Дженсон Баттон, хотя сам квалифицировался позади двух Ferrari. Последние результаты итальянской «конюшни» наводят на мысль о том, что в Маранелло действительно нашли, в чем была причина их отставания в начале сезона. Ставший четверым в квалификации Фернандо Алонсо не без удовольствия констатировал, что проигрывает Феттелю лишь около полусекунды.

Пелетон, похоже, начинает обретать более стройные черты. В Валенсии в спор Red Bull, Ferrari и McLaren ни Mercedes GP, ни Renault вмешаться не удалось. Последняя, к тому же, и вовсе, похоже, начала отставать от лидеров. Виталий Петров во второй раз в сезоне не смог пробиться в первую десятку в квалификации, а сделавший это Ник Хайдфельд даже не стал проезжать быстрый круг – в команде понимали, что соперничать с Нико Росбергом и Михаэлем Шумахером ему в любом случае было не под силу.

Во втором сегменте Петров и Хайдфельд проиграли «трехлучевым» около полусекунды с круга и даже позволили втиснуться между собой Адриану Сутилю. Была вероятность, что россиянин окажется на стартовой решетке еще и позади Пола Ди Ресты, но шотландец на своем круге допустил ошибку и остался двенадцатым.

Позади в шахматном порядке расположились пилоты Sauber и Williams. За ними – две Toro Rosso: Себастьян Буэми опередил Хайме Альгерсуари. Но испанец нашел чем ответить напарнику в воскресенье.

Феноменальный Перес

Альгерсуари в воскресенье стал одним из немногих пилотов, кто решился провести по ходу гонки меньше трех пит-стопов. Большинство лидеров выбрали другую тактику, и в итоге Хайме стал единственным, кто пробился в очковую зону, затратив на всю гонку лишь три комплекта резины. Правда, уик-энд для испанца начинался скомканным: вторую сессию свободных заездов в пятницу ему пришлось пропустить из-за неполадок машины, в субботу он не смог выйти из первого сегмента квалификации, составив компанию пилотам Team Lotus, Marussia Virgin и HRT, но в воскресенье был в ударе. Борьба за место в Toro Rosso становится все интереснее. Если после первых шести гонок казалось, что дни Альгерсуари в команде сочтены и вскоре его заменит за рулем боевого автомобиля Даниэль Риккардо, то теперь дамоклов меч навис над Себастьеном Буэми. У швейцарца и испанца теперь одинаковое количество очков, причем Хайме набрал свои за две последние гонки.

Помимо него тактику двух пит-стопов в Валенсии избрали только пилоты дебютировавших в Формуле-1 в прошлом году команд: Ярно Трулли, Тимо Глок и Жером д'Амброзио, а также примкнувший к ним Камуи Кобаяси. Но больше всех удивил, конечно, напарник японца по Sauber Серхио Перес.

Перес, наконец, смог провести уик-энд целиком. После аварии в квалификации в Монако Серхио вынужден был пропустить и саму гонку в княжестве, и большую часть Гран-при Канады.

Перес, наконец, смог провести уик-энд целиком. После аварии в квалификации в Монако Серхио вынужден был пропустить и саму гонку в княжестве, и большую часть Гран-при Канады.

В Валенсии мексиканский гонщик выступил уверенно и не дал поводов усомниться в своей форме. Вновь, как и по ходу первой гонки чемпионата в Австралии, ему удалось преодолеть всю дистанцию на двух комплектах резины. Остановившись для смены шин всего раз, Серхио при старте с шестнадцатого места пробился на одиннадцатое, и если бы был чуть более удачлив, то смог бы побороться и за десятую позицию с Ником Хайдфельдом.

Зато команда Renault провела худший уик-энд в этом сезоне и увезла из Валенсии всего одно очко, набранное Ником. Немец еще на старте пропустил вперед Адриана Сутиля, но по ходу гонки темп Renault так и не позволил вернуть позицию обратно.

Виталий Петров, в свою очередь, решил начать гонку на более жестких шинах, рассчитывая отыграться на последних кругах – для них у россиянина был припасен свежий комплект мягких шин. Но воспользоваться такой тактикой Петрову помешали сразу несколько факторов.

Для Виталия гонка не заладилась уже со старта. Судя по всему, как только погасли огни стартового светофора, Петров случайно пальцем задел лепесток переключения передач и раньше времени перешел на вторую. В итоге, к первому повороту россиянин добрался уже пятнадцатым, проиграв сразу четыре позиции. Отыграть их обратно возможным не представлялось – привезенные компанией Pirelli в Валенсию шины Medium были примерно на полторы-две секунды с круга «медленнее», чем Soft, и спустя четыре круга Петров вынужден был пропустить еще и Альгерсуари.

И первый пит-стоп, возможно, пришлось провести чуть раньше запланированного – в Renault россиянина въехал покидавший пит-лейн Михаэль Шумахер. Прокола не случилось, но команда зазвала Виталия в боксы, и он получил первый для себя в гонке комплект Soft. Но выбраться из глубин пелетона ему так и не удалось.

По ходу Гран-при Европы Виталию Петрову пришлось несколько раз обгонять пилотов Sauber.

По ходу Гран-при Европы Виталию Петрову пришлось несколько раз обгонять пилотов Sauber.

Когда Виталий получил свой свежий комплект мягких шин, впереди оказался Камуи Кобаяси. Японец останавливался лишь дважды и на последний отрезок, как и россиянин, припас не использованный в квалификации Soft. Их дуэль на последних кругах получилась красивой, Петров дожал-таки соперника, но наградой ему стало лишь пятнадцатое место на финише.

В итоге, Renault по-прежнему держится на четвертой строчке в Кубке конструкторов, но Mercedes GP подобралась уже совсем близко. Михаэль Шумахер после столкновения с Петровым финишировал семнадцатым, но зато общий счет команды на шесть очков пополнил Нико Росберг. Теперь немцы всего на три балла отстают от своих главных соперников.

И снова Феттель

Навязать борьбу лидерам Росберг не мог. На стартовом круге Нико обошел Дженсона Баттона, но победителю Гран-при Канады потребовалось не так много времени, чтобы вернуть себе шестое место. На нем британец в итоге и финишировал, проиграв лидеру чуть более минуты. Небесам Дженсону на сей раз помочь не удалось – с утра перед гонкой синоптики оценили вероятность дождя в ноль процентов, а посуху за McLaren Баттон еще не побеждал. Тем не менее, надо отдать Дженсону должное – он закончил в этом году все гонки и ни разу при этом не финишировал ниже шестого места.

Старт лидеров получился достаточно интересным. Фелипе Масса сорвался с места лучше всех и на подходе к первому повороту не только оставил позади напарника, но и поравнялся с Марком Уэббером. Австралиец в свою очередь зажал бразильца на входе в первый поворот, и почти все, что Фелипе отыграл за счет реакции, было проиграно: Алонсо зашел в вираж по лучшей траектории и вышел из него позади двух Red Bull.

Старт лидеров получился достаточно интересным. Фелипе Масса сорвался с места лучше всех и на подходе к первому повороту не только оставил позади напарника, но и поравнялся с Марком Уэббером. Австралиец в свою очередь зажал бразильца на входе в первый поворот, и почти все, что Фелипе отыграл за счет реакции, было проиграно: Алонсо зашел в вираж по лучшей траектории и вышел из него позади двух Red Bull.

Больше всех на старте проиграл Льюис Хэмилтон. За полторы недели пилот McLaren имел возможность выслушать и прочитать мнение о себе едва ли не всех "жителей" паддока. Последние аварии с участием Льюиса стали главной темой для обсуждения перед Гран-при Европы, поэтому в преддверии уик-энда британец пообещал «дважды подумать, прежде чем обгонять».

В Валенсии Льюис, и правда, держался скромно, а на старте, видимо, раздумывал дольше, чем было нужно. Тем не менее, добытое в итоге четвертое место – похоже, максимум того, на что могли рассчитывать в McLaren. Потерянную на старте позицию по отношению к Массе удалось вернуть благодаря более ранним пит-стопам и заминке во время смены колес у Фелипе. Бразилец до второй остановки в боксах мог рассчитывать хотя бы побороться с Льюисом за четвертое место, но в ходе пит-стопа возникла заминка с одним из гайковертов, из-за чего были потеряны четыре секунды. Хэмилтон вышел вперед и за оставшиеся круги подобраться к себе Массе не позволил.

Пожалуй главным украшением гонки стала дуэль в борьбе за второе место между Фернандо Алонсо и Марком Уэббером.

Пожалуй главным украшением гонки стала дуэль в борьбе за второе место между Фернандо Алонсо и Марком Уэббером.

Зато Фернандо Алонсо, вопреки ожиданиям, не отставал от пары Red Bull, а спустя несколько кругов после первого пит-стопа и вовсе начал атаковать Уэббера. Обгон случился на двадцатом круге, но вскоре произошла еще одна рокировка – Марк отправился на свой второй пит-стоп раньше Фернандо и в итоге, за счет преимущества свежих покрышек, вновь вышел вперед.

Развязка наступила на 41 круге. Уэббер так и не смог оторваться от Алонсо и решил провести свой последний пит-стоп раньше. Тем не менее, переходить пришлось уже на Medium, и, как оказалось, даже свежие «средние» покрышки не обеспечивали того сцепления с асфальтом, как изношенные мягкие. В итоге Фернандо просто пересидел Марка на трассе и отвоевал у австралийца второе место. Более того, даже если бы пилоту Red Bull удалось удержаться впереди, на последних кругах Фернандо практически наверняка имел бы возможность пойти в атаку. За семь кругов до финиша на RB7 австралийца возникли неполадки с коробкой передач, и Марк доезжал до конца дистанции уже в «безопасном режиме».

И все же благодаря третьему месту Уэбберу удалось сравняться по количеству набранных очков с Дженсоном Баттоном.

Пары предложений заслуживает и гонка Себастьяна Феттеля. Немец отлично стартовал, не дал никому подобраться к себе в первом повороте и затем уверенно контролировал ход гонки.

Пары предложений заслуживает и гонка Себастьяна Феттеля. Немец отлично стартовал, не дал никому подобраться к себе в первом повороте и затем уверенно контролировал ход гонки.

Действующий чемпион, стартовавший с "поула", упустил лидерство лишь раз – после первого пит-стопа вперед немца вышел задержавшийся на трассе Фелипе Масса. Бразилец возглавлял пелетон на протяжении всего одного круга, а затем на первую строчку технических мониторов вновь вернулся Феттель.

К концу дистанции Себастьян обеспечил себе достаточно комфортный отрыв и выиграл шестую гонку в этом сезоне и шестнадцатую в карьере. Его преимущество в личном зачете уже столь велико, что даже если он пропустит все три гонки, запланированные на июль, никто не сможет сместить его с первой строчки промежуточных протоколов!

Гонка Феттеля была идеальной, не придерешься.

Хотя, знаете что... Эти его послегоночные «Yeeeees!» и «Wooohooo!», адресованные команде по радио, в Валенсии показались чрезмерными и даже фальшивыми. Ну откуда у него, после шестой победы в восьми гонках, есть запал и силы вот так орать в микрофон? Или испугался, что опять обвинят в недостатке эмоций?

Надо будет спросить его об этом в Сильверстоуне.

Результаты Гран-при Европы

МестоГонщикКомандаВремя
1.Себастьян ФеттельRed Bull1:39.36,169
2.Фернандо АлонсоFerrari+10,891
3.Марк УэбберRed Bull+27,255
4.Льюис ХэмилтонMcLaren+46,190
5.Фелипе МассаFerrari+51,705
6.Дженсон БаттонMcLaren+1.00,065
7.Нико РосбергMercedes GP+1.38,090
8.Хайме АльгерсуариToro Rosso+1 круг
9.Адриан СутилForce India+1 круг
10.Ник ХайдфельдRenault+1 круг
11.Серхио ПересSauber+1 круг
12.Рубенс БаррикеллоWilliams+1 круг
13.Себастьен БуэмиToro Rosso+1 круг
14.Пол ди РестаForce India+1 круг
15.Виталий ПетровRenault+1 круг
16.Камуи КобаясиSauber+1 круг
17.Михаэль ШумахерMercedes GP+1 круг
18.Пастор МальдонадоWilliams+1 круг
19.Хейкки КовалайненTeam Lotus+2 круга
20.Ярно ТруллиTeam Lotus+2 круга
21.Тимо ГлокMarussia Virgin+2 круга
22.Жером Д'АмброзиоMarussia Virgin+2 круга
23.Витантонио ЛиуцциHRT+3 круга
24.Нараин КартикеянHRT+3 круга

Положение в общем зачете после восьмого этапа

МестоГонщикКомандаОчки
1.Себастьян ФеттельRed Bull186
2.Дженсон БаттонMcLaren109
3.Марк УэбберRed Bull109
4.Льюис ХэмилтонMcLaren97
5.Фернандо АлонсоFerrari87
6.Фелипе МассаFerrari42
7.Нико РосбергMercedes GP32
8.Виталий ПетровRenault31
9.Ник ХайдфельдRenault30
10.Михаэль ШумахерMercedes GP26

Положение в Кубке конструкторов после восьмого этапа

МестоКомандаОчки
1.Red Bull295
2.McLaren206
3.Ferrari129
4.Renault61
5.Mercedes GP58
6.Sauber27
7.Toro Rosso16
8.Force India12
9.Williams4
10.Team Lotus0
11.HRT0
12.Marussia Virgin0