Скука в городе
Себастьян Феттель выиграл Гран-при ЕвропыПосле фантастической гонки в Канаде Формула-1 вернулась в Старый свет и, вместе с тем, словно бы на несколько лет назад. В те годы, когда гонки были скучными, а побеждал в них почти всегда один и тот же немец. И если к победам немцев мы уже вновь начали привыкать, то первое чуть подзабылось. Гран-при Европы в Валенсии, в отличие от большинства других гонок этого сезона, не вызвал бури эмоций. И есть основания полагать, что подобных ему в 2011 году будет становиться все больше.
В субботу Себастьяну Феттелю пришлось отчитываться перед прессой за свои эмоции. Журналистам по-прежнему не удается выбить из чемпиона хотя бы пару слов про возможное завоевание второго подряд титула или, на худой конец, признание, что от нескончаемых поулов и побед немцу, наконец, стало скучновато. В эфир по традиции попала часть радиопереговоров между победителем квалификации и его инженером. Стандартные «Good job, pole position», скромный ответ «Yes, thanks». За него-то Феттелю и влетело от журналистов: «Привык, наверное, уже?», – спросили Себа на пресс-конференции после того, как он завоевал седьмой поул из восьми возможных в этом сезоне. Но он сумел выкрутиться: момент, мол, был не подходящий, и машину надо было правильно запарковать – времени на эмоции просто не осталось.
Вполне, кстати, жизнеспособная версия. Феттель установил лучшее время квалификации в первой попытке в третьем сегменте и во второй раз выехал на трассу уже на всякий случай – просто подстраховаться. Но ему даже не пришлось заканчивать круг – никому из соперников перебить результат немца не удалось, и у того появилась возможность досрочно прервать свой быстрый круг. Времени на пламенные речи, и правда, было меньше чем обычно. Поверим.
Пелетон, похоже, начинает обретать более стройные черты. В Валенсии в спор Red Bull, Ferrari и McLaren ни Mercedes GP, ни Renault вмешаться не удалось. Последняя, к тому же, и вовсе, похоже, начала отставать от лидеров. Виталий Петров во второй раз в сезоне не смог пробиться в первую десятку в квалификации, а сделавший это Ник Хайдфельд даже не стал проезжать быстрый круг – в команде понимали, что соперничать с Нико Росбергом и Михаэлем Шумахером ему в любом случае было не под силу.
Во втором сегменте Петров и Хайдфельд проиграли «трехлучевым» около полусекунды с круга и даже позволили втиснуться между собой Адриану Сутилю. Была вероятность, что россиянин окажется на стартовой решетке еще и позади Пола Ди Ресты, но шотландец на своем круге допустил ошибку и остался двенадцатым.
Позади в шахматном порядке расположились пилоты Sauber и Williams. За ними – две Toro Rosso: Себастьян Буэми опередил Хайме Альгерсуари. Но испанец нашел чем ответить напарнику в воскресенье.
Феноменальный Перес
Альгерсуари в воскресенье стал одним из немногих пилотов, кто решился провести по ходу гонки меньше трех пит-стопов. Большинство лидеров выбрали другую тактику, и в итоге Хайме стал единственным, кто пробился в очковую зону, затратив на всю гонку лишь три комплекта резины. Правда, уик-энд для испанца начинался скомканным: вторую сессию свободных заездов в пятницу ему пришлось пропустить из-за неполадок машины, в субботу он не смог выйти из первого сегмента квалификации, составив компанию пилотам Team Lotus, Marussia Virgin и HRT, но в воскресенье был в ударе. Борьба за место в Toro Rosso становится все интереснее. Если после первых шести гонок казалось, что дни Альгерсуари в команде сочтены и вскоре его заменит за рулем боевого автомобиля Даниэль Риккардо, то теперь дамоклов меч навис над Себастьеном Буэми. У швейцарца и испанца теперь одинаковое количество очков, причем Хайме набрал свои за две последние гонки.
Помимо него тактику двух пит-стопов в Валенсии избрали только пилоты дебютировавших в Формуле-1 в прошлом году команд: Ярно Трулли, Тимо Глок и Жером д'Амброзио, а также примкнувший к ним Камуи Кобаяси. Но больше всех удивил, конечно, напарник японца по Sauber Серхио Перес.
В Валенсии мексиканский гонщик выступил уверенно и не дал поводов усомниться в своей форме. Вновь, как и по ходу первой гонки чемпионата в Австралии, ему удалось преодолеть всю дистанцию на двух комплектах резины. Остановившись для смены шин всего раз, Серхио при старте с шестнадцатого места пробился на одиннадцатое, и если бы был чуть более удачлив, то смог бы побороться и за десятую позицию с Ником Хайдфельдом.
Зато команда Renault провела худший уик-энд в этом сезоне и увезла из Валенсии всего одно очко, набранное Ником. Немец еще на старте пропустил вперед Адриана Сутиля, но по ходу гонки темп Renault так и не позволил вернуть позицию обратно.
Виталий Петров, в свою очередь, решил начать гонку на более жестких шинах, рассчитывая отыграться на последних кругах – для них у россиянина был припасен свежий комплект мягких шин. Но воспользоваться такой тактикой Петрову помешали сразу несколько факторов.
Для Виталия гонка не заладилась уже со старта. Судя по всему, как только погасли огни стартового светофора, Петров случайно пальцем задел лепесток переключения передач и раньше времени перешел на вторую. В итоге, к первому повороту россиянин добрался уже пятнадцатым, проиграв сразу четыре позиции. Отыграть их обратно возможным не представлялось – привезенные компанией Pirelli в Валенсию шины Medium были примерно на полторы-две секунды с круга «медленнее», чем Soft, и спустя четыре круга Петров вынужден был пропустить еще и Альгерсуари.
И первый пит-стоп, возможно, пришлось провести чуть раньше запланированного – в Renault россиянина въехал покидавший пит-лейн Михаэль Шумахер. Прокола не случилось, но команда зазвала Виталия в боксы, и он получил первый для себя в гонке комплект Soft. Но выбраться из глубин пелетона ему так и не удалось.
Когда Виталий получил свой свежий комплект мягких шин, впереди оказался Камуи Кобаяси. Японец останавливался лишь дважды и на последний отрезок, как и россиянин, припас не использованный в квалификации Soft. Их дуэль на последних кругах получилась красивой, Петров дожал-таки соперника, но наградой ему стало лишь пятнадцатое место на финише.
В итоге, Renault по-прежнему держится на четвертой строчке в Кубке конструкторов, но Mercedes GP подобралась уже совсем близко. Михаэль Шумахер после столкновения с Петровым финишировал семнадцатым, но зато общий счет команды на шесть очков пополнил Нико Росберг. Теперь немцы всего на три балла отстают от своих главных соперников.
И снова Феттель
Навязать борьбу лидерам Росберг не мог. На стартовом круге Нико обошел Дженсона Баттона, но победителю Гран-при Канады потребовалось не так много времени, чтобы вернуть себе шестое место. На нем британец в итоге и финишировал, проиграв лидеру чуть более минуты. Небесам Дженсону на сей раз помочь не удалось – с утра перед гонкой синоптики оценили вероятность дождя в ноль процентов, а посуху за McLaren Баттон еще не побеждал. Тем не менее, надо отдать Дженсону должное – он закончил в этом году все гонки и ни разу при этом не финишировал ниже шестого места.
Больше всех на старте проиграл Льюис Хэмилтон. За полторы недели пилот McLaren имел возможность выслушать и прочитать мнение о себе едва ли не всех "жителей" паддока. Последние аварии с участием Льюиса стали главной темой для обсуждения перед Гран-при Европы, поэтому в преддверии уик-энда британец пообещал «дважды подумать, прежде чем обгонять».
В Валенсии Льюис, и правда, держался скромно, а на старте, видимо, раздумывал дольше, чем было нужно. Тем не менее, добытое в итоге четвертое место – похоже, максимум того, на что могли рассчитывать в McLaren. Потерянную на старте позицию по отношению к Массе удалось вернуть благодаря более ранним пит-стопам и заминке во время смены колес у Фелипе. Бразилец до второй остановки в боксах мог рассчитывать хотя бы побороться с Льюисом за четвертое место, но в ходе пит-стопа возникла заминка с одним из гайковертов, из-за чего были потеряны четыре секунды. Хэмилтон вышел вперед и за оставшиеся круги подобраться к себе Массе не позволил.
Зато Фернандо Алонсо, вопреки ожиданиям, не отставал от пары Red Bull, а спустя несколько кругов после первого пит-стопа и вовсе начал атаковать Уэббера. Обгон случился на двадцатом круге, но вскоре произошла еще одна рокировка – Марк отправился на свой второй пит-стоп раньше Фернандо и в итоге, за счет преимущества свежих покрышек, вновь вышел вперед.
Развязка наступила на 41 круге. Уэббер так и не смог оторваться от Алонсо и решил провести свой последний пит-стоп раньше. Тем не менее, переходить пришлось уже на Medium, и, как оказалось, даже свежие «средние» покрышки не обеспечивали того сцепления с асфальтом, как изношенные мягкие. В итоге Фернандо просто пересидел Марка на трассе и отвоевал у австралийца второе место. Более того, даже если бы пилоту Red Bull удалось удержаться впереди, на последних кругах Фернандо практически наверняка имел бы возможность пойти в атаку. За семь кругов до финиша на RB7 австралийца возникли неполадки с коробкой передач, и Марк доезжал до конца дистанции уже в «безопасном режиме».
И все же благодаря третьему месту Уэбберу удалось сравняться по количеству набранных очков с Дженсоном Баттоном.
Действующий чемпион, стартовавший с "поула", упустил лидерство лишь раз – после первого пит-стопа вперед немца вышел задержавшийся на трассе Фелипе Масса. Бразилец возглавлял пелетон на протяжении всего одного круга, а затем на первую строчку технических мониторов вновь вернулся Феттель.
К концу дистанции Себастьян обеспечил себе достаточно комфортный отрыв и выиграл шестую гонку в этом сезоне и шестнадцатую в карьере. Его преимущество в личном зачете уже столь велико, что даже если он пропустит все три гонки, запланированные на июль, никто не сможет сместить его с первой строчки промежуточных протоколов!
Гонка Феттеля была идеальной, не придерешься.
Хотя, знаете что... Эти его послегоночные «Yeeeees!» и «Wooohooo!», адресованные команде по радио, в Валенсии показались чрезмерными и даже фальшивыми. Ну откуда у него, после шестой победы в восьми гонках, есть запал и силы вот так орать в микрофон? Или испугался, что опять обвинят в недостатке эмоций?
Надо будет спросить его об этом в Сильверстоуне.
Результаты Гран-при Европы
Место | Гонщик | Команда | Время |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 1:39.36,169 |
2. | Фернандо Алонсо | Ferrari | +10,891 |
3. | Марк Уэббер | Red Bull | +27,255 |
4. | Льюис Хэмилтон | McLaren | +46,190 |
5. | Фелипе Масса | Ferrari | +51,705 |
6. | Дженсон Баттон | McLaren | +1.00,065 |
7. | Нико Росберг | Mercedes GP | +1.38,090 |
8. | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso | +1 круг |
9. | Адриан Сутил | Force India | +1 круг |
10. | Ник Хайдфельд | Renault | +1 круг |
11. | Серхио Перес | Sauber | +1 круг |
12. | Рубенс Баррикелло | Williams | +1 круг |
13. | Себастьен Буэми | Toro Rosso | +1 круг |
14. | Пол ди Реста | Force India | +1 круг |
15. | Виталий Петров | Renault | +1 круг |
16. | Камуи Кобаяси | Sauber | +1 круг |
17. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | +1 круг |
18. | Пастор Мальдонадо | Williams | +1 круг |
19. | Хейкки Ковалайнен | Team Lotus | +2 круга |
20. | Ярно Трулли | Team Lotus | +2 круга |
21. | Тимо Глок | Marussia Virgin | +2 круга |
22. | Жером Д'Амброзио | Marussia Virgin | +2 круга |
23. | Витантонио Лиуцци | HRT | +3 круга |
24. | Нараин Картикеян | HRT | +3 круга |
Положение в общем зачете после восьмого этапа
Место | Гонщик | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 186 |
2. | Дженсон Баттон | McLaren | 109 |
3. | Марк Уэббер | Red Bull | 109 |
4. | Льюис Хэмилтон | McLaren | 97 |
5. | Фернандо Алонсо | Ferrari | 87 |
6. | Фелипе Масса | Ferrari | 42 |
7. | Нико Росберг | Mercedes GP | 32 |
8. | Виталий Петров | Renault | 31 |
9. | Ник Хайдфельд | Renault | 30 |
10. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | 26 |
Положение в Кубке конструкторов после восьмого этапа
Место | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Red Bull | 295 |
2. | McLaren | 206 |
3. | Ferrari | 129 |
4. | Renault | 61 |
5. | Mercedes GP | 58 |
6. | Sauber | 27 |
7. | Toro Rosso | 16 |
8. | Force India | 12 |
9. | Williams | 4 |
10. | Team Lotus | 0 |
11. | HRT | 0 |
12. | Marussia Virgin | 0 |