Продолжение сезона
Гран-при Турции закончился очередной победой ФеттеляСебастьян Феттель в четвертый раз стартовал с поул-позиции и в третий раз победил, гонка Формулы-1 вновь изобиловала обгонами, а резина Pirelli вновь заставила команды избрать для своих пилотов разные тактики. Этап чемпионата мира в Стамбуле получился предсказуемо интересным, но вместе с тем получил и предсказуемого победителя.
##Долгая дорога домой
"С началом европейских Гран-при сезон Формулы-1 стартует заново", – фраза изрядно избитая, к истине уже не имеющая практически никакого отношения, но все еще очень любимая журналистами. Формально азиатско-тихоокеанское турне "Большого цирка" на старте сезона завершилось лишь вчера – в конце концов, трасса "Истанбул Парк", принимавшая четвертый этап сезона 2011 года, находится в азиатской части Стамбула. Но география в данном случае бессильна. У Гран-при Турции были все признаки первого европейского этапа.
Впервые с начала сезона команды получили трехнедельный перерыв между двумя гонками. Практически все привезли в Стамбул технические новинки и практически все снабдили четверговые пресс-релизы стандартными фразами про количество десятых, которые планируется отыграть у соперников.
Стандартные ответы были получены, материалы были написаны, но расстановка сил, которая, согласно прописной истине про первый европейский этап, должна была измениться, делать этого не спешила. Гран-при Китая трехнедельной давности в этом отношении был намного более любопытным. В Шанхае очевидного прогресса добилась Mercedes GP, и в Стамбуле пилоты команды продемонстрировали, что скорость, показанная в Китае, никуда не делась. Точнее, один пилот.
##Три поула до Сенны
Нико Росберг сотворил, пожалуй, главный сюрприз квалификации. Немец показал третье время в финальном сегменте, чуть более десятой уступив Марку Уэбберу. Австралиец в четвертый раз в сезоне проиграл квалификацию напарнику по команде, но столько же раз Феттель в 2011 году оставлял позади и всех остальных. В Стамбуле немец заработал пятый подряд поул – серия началась в прошлом году в Абу-Даби, и если действующий чемпион сможет продлить ее до этапа в Монреале, то превзойдет рекорд Айртона Сенны. "Бразильский волшебник" в свое время выиграл восемь квалификаций подряд, и четыре десятых секунды, которые разделили двух пилотов Red Bull в субботу днем, наталкивают на мысль о том, что совсем скоро достижение Сенны будет перекрыто.
Феттелю не помешало даже то, что большую часть пятничных свободных заездов он вынужден был пропустить – по ходу первой тренировки, которая впервые в сезоне дала пилотам возможность чуть поработать с дождевыми шинами, Себастьян разбил свой Red Bull RB7 уже после четырех кругов. Механикам удалось восстановить автомобиль лишь к утренней тренировке в субботу.
Уэббер, несмотря на поражение в схватке с напарником, остался доволен квалификацией – с первого ряда в 2011 году австралиец еще не стартовал. На пресс-конференции после окончания сессии Марк признал, что практически не допустил ошибок на своем быстром круге, и даже если бы все сложилось идеально, вряд ли мог навязать борьбу Себастьяну. Оба пилота Red Bull сохранили по одному свежему комплекту мягких шин на гонку: выехав на трассу в начале финального сегмента, они застолбили за собой места на первом ряду и на последних минутах сессии наблюдали за происходящим на трассе со стороны.
Победитель Гран-при Китая Льюис Хэмилтон еще до начала свободных заездов признал, что McLaren привезла в Стамбул не так много новинок, как соперники, и четвертое время англичанина сюрпризом не стало. Следом за ним расположились Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон, Виталий Петров, Ник Хайдфельд, Михаэль Шумахер и Фелипе Масса. В финальном сегменте многие совершили сразу по две попытки на мягких шинах.
В итоге лидеры спокойно прошли во второй сегмент, совершив свои попытки на жестких шинах. Лишь Фелипе Масса на последних минутах вынужден был использовать один из мягких комплектов – в первой попытке бразилец ошибся и не захотел рисковать. В финале пилот Ferrari ошибся еще раз и даже не стал завершать быстрый круг, вернувшись в боксы, так и не показав результата. Сохранить по одному свежему комплекту на гонку, помимо Феттеля и Уэббера, решили пилоты Mercedes GP, но если Нико Росберг по итогам единственного быстрого круга едва не вклинился между гонщиками Red Bull, то Михаэль Шумахер остался только восьмым, проиграв напарнику более секунды.
##Протянуть резину
Про разность тактик, выбираемых командами на гонки в сезоне 2011 года, можно выпускать отдельные брошюры – Pirelli добавила головной боли не только стратегам команд, но и журналистам. После этапа в Стамбуле практически всем руководителям конюшен пришлось отвечать на вопрос о том, не слишком ли много пит-стопов стало в Формуле-1. Абразивный асфальт "Истанбул Парка" буквально съедал шины за десять с небольшим кругов, и большинство пилотов по ходу гонки использовали пять комплектов резины.
Большая часть гонщиков, не попавших в финальный сегмент в квалификации, выбрала тактику трех пит-стопов – выделились из общего ряда лишь Жером Д'Амброзио и Пол Ди Реста. Бельгиец из Marussia Virgin стал единственным, кому удалось проехать гонку всего с двумя остановками, но финишировал он в двух кругах позади победителя. Шотландец из Force India планировал провести три пит-стопа, но уже по ходу гонки вместе с инженером принял решение изменить тактику – в итоге Ди Реста, как и большинство лидеров, останавливался в боксах четыре раза. Тем не менее, из-за технических неполадок шотландец не смог добраться до финиша, составив компанию в числе неклассифицированных Тимо Глоку. Лидер Marussia Virgin из-за поломки коробки передач не смог добраться даже до стартовой решетки.
Из пилотов, начавших гонку из-за пределов первой десятки, по четыре раза на пит-лейн заезжали также Витантонио Лиуцци, Хайме Альгерсуари, Пастор Мальдонадо и Серхио Перес - правда, каждый из них по разу посетил пит-лейн вынужденно. Пересу после столкновения с Мальдонадо на первом круге понадобилось сменить переднее крыло, а сам венесуэлец один раз проехал мимо здания боксов в качестве наказания за превышение скорости на все той же пит-лейн. Альгерсуари планировал менять шины лишь три раза, но на последнем отрезке его покрышки изнашивались слишком интенсивно, и всего за два круга до финиша испанец отправился в боксы в четвертый раз.
##Все, все, все и Баттон
Квалифицировавшиеся в первой десятке пилоты, за исключением Дженсона Баттона, останавливались в боксах по четыре раза. Вполне возможно, три пит-стопа планировал провести и Михаэль Шумахер, однако уже вскоре после начала гонки семикратному чемпиону мира пришлось заехать на пит-стоп для смены переднего обтекателя. Немец обошел на старте Виталия Петрова, но россиянин и не думал сдаваться. В конце второго круга пилот Renault атаковал Шумахера, выбрался было вперед, но получил удар в правое заднее колесо. R31 россиянина не была повреждена, но россиянин все же потерял позицию относительно Фелипе Массы.
После проблем в квалификации бразилец, трижды выигрывавший в Стамбуле, неплохо начал гонку. Пройдя Шумахера и Петрова, пилот Ferrari вскоре догнал плохо стартовавшего Льюиса Хэмилтона и перед первой остановкой в боксах выбрался на шестую позицию. Воскресные неприятности Фелипе начались с небольшой заминки во время пит-стопа. Бразилец простоял у своих механиков чуть дольше, чем Хэмилтон – пилоты бок о бок проехали половину пит-лейн, но в итоге британец все-таки оттер соперника в сторону. Затем Фелипе долгое время держался в плотной группе пилотов, сражавшихся за шестое место, но после еще двух неудачных пит-стопов откатился за пределы десятки сильнейших. Из пилотов, квалифицировавшихся в первой десятке, только Масса и Шумахер не смогли попасть по итогам гонки в очковую зону.
Два освободившихся места в конце первой десятки достались в итоге Себастьену Буэми и Камуи Кобаяси, причем японец практически в точности повторил китайский прорыв в исполнении Марка Уэббера. После сбоя в квалификации в распоряжении Камуи остались три абсолютно новых комплекта мягких шин и, даже стартовав последним, он смог пробиться в очковую зону. Причем, по словам самого японца, если бы не прокол колеса, который случился в результате небольшого контракта с автомобилем Буэми, он мог добраться и до седьмой позиции.
На ней в итоге финишировал Ник Хайдфельд. По ходу всего уик-энда Renault смотрелась несколько бледно на фоне других топ-команд, но после финиша глава коллектива Эрик Булье призвал журналистов не делать поспешных выводов. В Стамбуле у конюшни возникли трудности с мягкими составами Pirelli. После квалификации Виталий Петров признался, что шин не хватило на полный быстрый круг, а потому, даже идя с опережением графика Дженсона Баттона после двух секторов, россиянин не смог превзойти результат британца.
В гонке и Петров, и Хайдфельд, в отличие от всех основных соперников, использовали по три комплекта жестких шин и лишь по два мягких – конкуренты распорядились своими покрышками с точностью наоборот. Плюс ко всему, под конец дистанции пилотам пришлось чуть сбавить темп, поскольку расход топлива оказался выше, чем предполагали инженеры.
Тем не менее, при всех осложнениях, и у Петрова, и у Хайдфельда были все шансы подняться в итоговом протоколе выше. Россиянин перед заключительным пит-стопом уверенно держался на пятом месте, но, судя по всему, на последних кругах в баках R31 Петрова топлива осталось чуть меньше, чем у напарника. Темп Виталия упал, и его без труда смог обойти державшийся большую часть дистанции позади Хайдфельд. Немец затем буквально съел Буэми и ближе к финишу вплотную подобрался к Баттону. Чтобы обогнать британца Нику не хватило одного или двух кругов.
Баттон, проведший три пит-стопа, после финиша признал, что тактика была ошибочной. Если по ходу первого отрезка британец еще боролся с Льюисом Хэмилтоном и даже шел впереди, то к концу дистанции отстал почти на двадцать секунд.
Для самого Льюиса, несмотря на стартовый провал, гонка прошла относительно спокойно. После первой волны пит-стопов Льюис закрепился на четвертом месте и практически всю дистанцию ехал в одиночестве. Чуть понервничать британцу пришлось на третьем пит-стопе, когда один из механиков не смог с первой попытки прикрутить правое переднее колесо, но Льюису хватило отрыва, чтобы удержать позади Нико Росберга.
##Абсолютная победа
Без неожиданностей гонка сложилась, пожалуй, только у одного пилота. Себастьян Феттель уверенно реализовал преимущество поула, а удачно стартовавший Росберг обезопасил немца от атак Марка Уэббера в начале дистанции. Австралиец выбрался обратно на второе место лишь к пятому кругу, но в этот момент отрыв Феттеля уже был достаточно значительным. По ходу дистанции Себастьян лишь раз уступил лидерство – после первого пит-стопа вперед ненадолго вышел Баттон. Все остальные пит-стопы немец провел позже основных соперников – в том числе и за счет сэкономленного в субботу комплекта мягких шин.
Уэбберу в свою очередь пришлось постараться, чтобы закончить стамбульскую гонку позади напарника. На 28 круге Марка обогнал Фернандо Алонсо, и быть бы испанцу вторым, отнесись Ferrari чуть бережнее к комплектам резины в квалификации. На последнем пит-стопе лидер "красных" получил уже использованные в субботу жесткие шины, в то время как у Уэббера один новый комплект был припасен именно для заключительного отрезка. За восемь кругов до финиша Марк вернул себе вторую позицию, позволив Red Bull, как это ни странно, заработать всего-навсего первый дубль в сезоне.
В Ferrari, тем не менее, остались довольны итогами Гран-при Турции. Если и смогла какая-нибудь из команд отыграться за трехнедельный перерыв между гонками, то это именно итальянцы. К Барселоне Ferrari обещает привезти еще один большой пакет обновлений. Кто знает, может быть, там пресловутый "новый старт сезона" все-таки случится. В конце концов, именно в Испании пройдет первый настоящий европейский Гран-при чемпионата. Безо всяких оговорок.
##Результаты Гран-при Турции Место Гонщик Команда Время
- Себастьян Феттель Red Bull 1ч 30:17.558
- Марк Уэббер Red Bull +8.807
-
Фернандо Алонсо Ferrari +10.075
-
Льюис Хэмилтон McLaren +40.232
-
Нико Росберг Mercedes GP +47.539
-
Дженсон Баттон McLaren +59.431
-
Ник Хайдфельд Renault +1:00.857
-
Виталий Петров Renault +1:08.168
-
Себастьен Буэми Toro Rosso +1:09.300
-
Камуи Кобаяси Sauber +1:18.000
-
Фелипе Масса Ferrari +1:19.800
-
Михаэль Шумахер Mercedes GP +1:25.400
-
Адриан Сутил Force India +1 круг
-
Серхио Перес Sauber +1 круг
-
Рубенс Баррикелло Williams +1 круг
-
Хайме Альгерсуари Toro Rosso +1 круг
-
Пастор Мальдонадо Williams +1 круг
-
Ярно Трулли Team Lotus +1 круг
-
Хейкки Ковалайнен Team Lotus +2 круга
-
Жером Д'Амброзио Marussia Virgin +2 круга
-
Нараин Картикеян HRT +3 круга
-
Витантонио Лиуцци HRT +5 кругов
-
Пол ди Реста Force India сход
-
Тимо Глок Marussia Virgin не стартовал
##Положение в личном зачете после четвертого этапа
Место Гонщик Команда Очки
-
Себастьян Феттель Red Bull 93
-
Льюис Хэмилтон McLaren 59
-
Марк Уэббер Red Bull 55
-
Дженсон Баттон McLaren 46
-
Фернандо Алонсо Ferrari 41
-
Фелипе Масса Ferrari 24
-
Ник Хайдфельд Renault 21
-
Виталий Петров Renault 21
-
Нико Росберг Mercedes GP 20
-
Камуи Кобаяси Sauber 8
##Положение в Кубке конструкторов после четвертого этапа
Место Команда Очки
-
Red Bull 148
-
McLaren 105
-
Ferrari 65
-
Renault 42
-
Mercedes GP 26
-
Sauber 8
-
Toro Rosso 6
-
Force India 4
-
Team Lotus 0
-
Williams 0
-
Marussia Virgin 0
-
HRT 0