Опубликовано 09 мая 2011, 18:38

Продолжение сезона

Гран-при Турции закончился очередной победой Феттеля
Себастьян Феттель одержал в Стамбуле третью победу из четырех возможных в сезоне 2011 года и еще дальше оторвался от преследователей в личном зачете чемпионата мира. Вторым финишировал его напарник по Red Bull Марк Уэббер, а третьим – Фернандо Алонсо из Ferrari. "Авто.Лента" представляет отчет о Гран-при Турции.
Фото команд-участниц Формулы-1
Фото команд-участниц Формулы-1

Себастьян Феттель в четвертый раз стартовал с поул-позиции и в третий раз победил, гонка Формулы-1 вновь изобиловала обгонами, а резина Pirelli вновь заставила команды избрать для своих пилотов разные тактики. Этап чемпионата мира в Стамбуле получился предсказуемо интересным, но вместе с тем получил и предсказуемого победителя.

##Долгая дорога домой

"С началом европейских Гран-при сезон Формулы-1 стартует заново", – фраза изрядно избитая, к истине уже не имеющая практически никакого отношения, но все еще очень любимая журналистами. Формально азиатско-тихоокеанское турне "Большого цирка" на старте сезона завершилось лишь вчера – в конце концов, трасса "Истанбул Парк", принимавшая четвертый этап сезона 2011 года, находится в азиатской части Стамбула. Но география в данном случае бессильна. У Гран-при Турции были все признаки первого европейского этапа.

Впервые с начала сезона команды получили трехнедельный перерыв между двумя гонками. Практически все привезли в Стамбул технические новинки и практически все снабдили четверговые пресс-релизы стандартными фразами про количество десятых, которые планируется отыграть у соперников.

Впервые в сезоне в паддоке появились собственные моторхоумы конюшен, и по ходу четверговых пресс-брифингов, в них прошедших, львиная доля вопросов была посвящена именно "новому старту сезона 2011 года".

Впервые в сезоне в паддоке появились собственные моторхоумы конюшен, и по ходу четверговых пресс-брифингов, в них прошедших, львиная доля вопросов была посвящена именно "новому старту сезона 2011 года".

Стандартные ответы были получены, материалы были написаны, но расстановка сил, которая, согласно прописной истине про первый европейский этап, должна была измениться, делать этого не спешила. Гран-при Китая трехнедельной давности в этом отношении был намного более любопытным. В Шанхае очевидного прогресса добилась Mercedes GP, и в Стамбуле пилоты команды продемонстрировали, что скорость, показанная в Китае, никуда не делась. Точнее, один пилот.

##Три поула до Сенны

Нико Росберг сотворил, пожалуй, главный сюрприз квалификации. Немец показал третье время в финальном сегменте, чуть более десятой уступив Марку Уэбберу. Австралиец в четвертый раз в сезоне проиграл квалификацию напарнику по команде, но столько же раз Феттель в 2011 году оставлял позади и всех остальных. В Стамбуле немец заработал пятый подряд поул – серия началась в прошлом году в Абу-Даби, и если действующий чемпион сможет продлить ее до этапа в Монреале, то превзойдет рекорд Айртона Сенны. "Бразильский волшебник" в свое время выиграл восемь квалификаций подряд, и четыре десятых секунды, которые разделили двух пилотов Red Bull в субботу днем, наталкивают на мысль о том, что совсем скоро достижение Сенны будет перекрыто.

Феттелю не помешало даже то, что большую часть пятничных свободных заездов он вынужден был пропустить – по ходу первой тренировки, которая впервые в сезоне дала пилотам возможность чуть поработать с дождевыми шинами, Себастьян разбил свой Red Bull RB7 уже после четырех кругов. Механикам удалось восстановить автомобиль лишь к утренней тренировке в субботу.

Эта картина начинает уже потихоньку надоедать. В квалификациях сезона 2011 года Себастьян Феттель пока непобедим.

Эта картина начинает уже потихоньку надоедать. В квалификациях сезона 2011 года Себастьян Феттель пока непобедим.

Уэббер, несмотря на поражение в схватке с напарником, остался доволен квалификацией – с первого ряда в 2011 году австралиец еще не стартовал. На пресс-конференции после окончания сессии Марк признал, что практически не допустил ошибок на своем быстром круге, и даже если бы все сложилось идеально, вряд ли мог навязать борьбу Себастьяну. Оба пилота Red Bull сохранили по одному свежему комплекту мягких шин на гонку: выехав на трассу в начале финального сегмента, они застолбили за собой места на первом ряду и на последних минутах сессии наблюдали за происходящим на трассе со стороны.

Победитель Гран-при Китая Льюис Хэмилтон еще до начала свободных заездов признал, что McLaren привезла в Стамбул не так много новинок, как соперники, и четвертое время англичанина сюрпризом не стало. Следом за ним расположились Фернандо Алонсо, Дженсон Баттон, Виталий Петров, Ник Хайдфельд, Михаэль Шумахер и Фелипе Масса. В финальном сегменте многие совершили сразу по две попытки на мягких шинах.

Сэкономить один лишний комплект до финального сегмента смогли практически все десять пилотов пяти топ-команд – помогла авария Камуи Кобаяси. Японец остановился на трассе в самом начале первого сегмента, не успев показать результат. Таким образом, именно пилот Sauber автоматически попал в число семи неудачников по итогам открывающей части квалификации, составив компанию завсегдатаям последних рядов из Team Lotus, Marussia Virgin и HRT.

Сэкономить один лишний комплект до финального сегмента смогли практически все десять пилотов пяти топ-команд – помогла авария Камуи Кобаяси. Японец остановился на трассе в самом начале первого сегмента, не успев показать результат. Таким образом, именно пилот Sauber автоматически попал в число семи неудачников по итогам открывающей части квалификации, составив компанию завсегдатаям последних рядов из Team Lotus, Marussia Virgin и HRT.

В итоге лидеры спокойно прошли во второй сегмент, совершив свои попытки на жестких шинах. Лишь Фелипе Масса на последних минутах вынужден был использовать один из мягких комплектов – в первой попытке бразилец ошибся и не захотел рисковать. В финале пилот Ferrari ошибся еще раз и даже не стал завершать быстрый круг, вернувшись в боксы, так и не показав результата. Сохранить по одному свежему комплекту на гонку, помимо Феттеля и Уэббера, решили пилоты Mercedes GP, но если Нико Росберг по итогам единственного быстрого круга едва не вклинился между гонщиками Red Bull, то Михаэль Шумахер остался только восьмым, проиграв напарнику более секунды.

##Протянуть резину

Про разность тактик, выбираемых командами на гонки в сезоне 2011 года, можно выпускать отдельные брошюры – Pirelli добавила головной боли не только стратегам команд, но и журналистам. После этапа в Стамбуле практически всем руководителям конюшен пришлось отвечать на вопрос о том, не слишком ли много пит-стопов стало в Формуле-1. Абразивный асфальт "Истанбул Парка" буквально съедал шины за десять с небольшим кругов, и большинство пилотов по ходу гонки использовали пять комплектов резины.

Большая часть гонщиков, не попавших в финальный сегмент в квалификации, выбрала тактику трех пит-стопов – выделились из общего ряда лишь Жером Д'Амброзио и Пол Ди Реста. Бельгиец из Marussia Virgin стал единственным, кому удалось проехать гонку всего с двумя остановками, но финишировал он в двух кругах позади победителя. Шотландец из Force India планировал провести три пит-стопа, но уже по ходу гонки вместе с инженером принял решение изменить тактику – в итоге Ди Реста, как и большинство лидеров, останавливался в боксах четыре раза. Тем не менее, из-за технических неполадок шотландец не смог добраться до финиша, составив компанию в числе неклассифицированных Тимо Глоку. Лидер Marussia Virgin из-за поломки коробки передач не смог добраться даже до стартовой решетки.

Уик-энд Тимо Глока удачным никак не назовешь. В квалификации немец показал время хуже, чем у его молодого напарника Жерома Д'Амброзио, а в гонке не смог даже стартовать.

Уик-энд Тимо Глока удачным никак не назовешь. В квалификации немец показал время хуже, чем у его молодого напарника Жерома Д'Амброзио, а в гонке не смог даже стартовать.

Из пилотов, начавших гонку из-за пределов первой десятки, по четыре раза на пит-лейн заезжали также Витантонио Лиуцци, Хайме Альгерсуари, Пастор Мальдонадо и Серхио Перес - правда, каждый из них по разу посетил пит-лейн вынужденно. Пересу после столкновения с Мальдонадо на первом круге понадобилось сменить переднее крыло, а сам венесуэлец один раз проехал мимо здания боксов в качестве наказания за превышение скорости на все той же пит-лейн. Альгерсуари планировал менять шины лишь три раза, но на последнем отрезке его покрышки изнашивались слишком интенсивно, и всего за два круга до финиша испанец отправился в боксы в четвертый раз.

##Все, все, все и Баттон

Квалифицировавшиеся в первой десятке пилоты, за исключением Дженсона Баттона, останавливались в боксах по четыре раза. Вполне возможно, три пит-стопа планировал провести и Михаэль Шумахер, однако уже вскоре после начала гонки семикратному чемпиону мира пришлось заехать на пит-стоп для смены переднего обтекателя. Немец обошел на старте Виталия Петрова, но россиянин и не думал сдаваться. В конце второго круга пилот Renault атаковал Шумахера, выбрался было вперед, но получил удар в правое заднее колесо. R31 россиянина не была повреждена, но россиянин все же потерял позицию относительно Фелипе Массы.

После проблем в квалификации бразилец, трижды выигрывавший в Стамбуле, неплохо начал гонку. Пройдя Шумахера и Петрова, пилот Ferrari вскоре догнал плохо стартовавшего Льюиса Хэмилтона и перед первой остановкой в боксах выбрался на шестую позицию. Воскресные неприятности Фелипе начались с небольшой заминки во время пит-стопа. Бразилец простоял у своих механиков чуть дольше, чем Хэмилтон – пилоты бок о бок проехали половину пит-лейн, но в итоге британец все-таки оттер соперника в сторону. Затем Фелипе долгое время держался в плотной группе пилотов, сражавшихся за шестое место, но после еще двух неудачных пит-стопов откатился за пределы десятки сильнейших. Из пилотов, квалифицировавшихся в первой десятке, только Масса и Шумахер не смогли попасть по итогам гонки в очковую зону.

Шумахер, как и когда-то в начале века, как будто вновь выступает в своей собственной лиге. С тем лишь исключением, что теперь его лига – низшая. После столкновения с Петровым и внепланового пит-стопа семикратный чемпион героически прорвался сквозь пелотон и финишировал на двенадцатом месте.

Шумахер, как и когда-то в начале века, как будто вновь выступает в своей собственной лиге. С тем лишь исключением, что теперь его лига – низшая. После столкновения с Петровым и внепланового пит-стопа семикратный чемпион героически прорвался сквозь пелотон и финишировал на двенадцатом месте.

Два освободившихся места в конце первой десятки достались в итоге Себастьену Буэми и Камуи Кобаяси, причем японец практически в точности повторил китайский прорыв в исполнении Марка Уэббера. После сбоя в квалификации в распоряжении Камуи остались три абсолютно новых комплекта мягких шин и, даже стартовав последним, он смог пробиться в очковую зону. Причем, по словам самого японца, если бы не прокол колеса, который случился в результате небольшого контракта с автомобилем Буэми, он мог добраться и до седьмой позиции.

На ней в итоге финишировал Ник Хайдфельд. По ходу всего уик-энда Renault смотрелась несколько бледно на фоне других топ-команд, но после финиша глава коллектива Эрик Булье призвал журналистов не делать поспешных выводов. В Стамбуле у конюшни возникли трудности с мягкими составами Pirelli. После квалификации Виталий Петров признался, что шин не хватило на полный быстрый круг, а потому, даже идя с опережением графика Дженсона Баттона после двух секторов, россиянин не смог превзойти результат британца.

В гонке и Петров, и Хайдфельд, в отличие от всех основных соперников, использовали по три комплекта жестких шин и лишь по два мягких – конкуренты распорядились своими покрышками с точностью наоборот. Плюс ко всему, под конец дистанции пилотам пришлось чуть сбавить темп, поскольку расход топлива оказался выше, чем предполагали инженеры.

В начале гонки напарники по Renault столкнулись в борьбе за позицию, и после финиша в эфире BBC Ник Хайдфельд сказал несколько резких слов в адрес Виталия Петрова. Россиянин подробно комментировать эпизод не стал, а глава команды Эрик Булье сказал, что не видит в случившемся ничего страшного.

В начале гонки напарники по Renault столкнулись в борьбе за позицию, и после финиша в эфире BBC Ник Хайдфельд сказал несколько резких слов в адрес Виталия Петрова. Россиянин подробно комментировать эпизод не стал, а глава команды Эрик Булье сказал, что не видит в случившемся ничего страшного.

Тем не менее, при всех осложнениях, и у Петрова, и у Хайдфельда были все шансы подняться в итоговом протоколе выше. Россиянин перед заключительным пит-стопом уверенно держался на пятом месте, но, судя по всему, на последних кругах в баках R31 Петрова топлива осталось чуть меньше, чем у напарника. Темп Виталия упал, и его без труда смог обойти державшийся большую часть дистанции позади Хайдфельд. Немец затем буквально съел Буэми и ближе к финишу вплотную подобрался к Баттону. Чтобы обогнать британца Нику не хватило одного или двух кругов.

Баттон, проведший три пит-стопа, после финиша признал, что тактика была ошибочной. Если по ходу первого отрезка британец еще боролся с Льюисом Хэмилтоном и даже шел впереди, то к концу дистанции отстал почти на двадцать секунд.

Для самого Льюиса, несмотря на стартовый провал, гонка прошла относительно спокойно. После первой волны пит-стопов Льюис закрепился на четвертом месте и практически всю дистанцию ехал в одиночестве. Чуть понервничать британцу пришлось на третьем пит-стопе, когда один из механиков не смог с первой попытки прикрутить правое переднее колесо, но Льюису хватило отрыва, чтобы удержать позади Нико Росберга.

##Абсолютная победа

Без неожиданностей гонка сложилась, пожалуй, только у одного пилота. Себастьян Феттель уверенно реализовал преимущество поула, а удачно стартовавший Росберг обезопасил немца от атак Марка Уэббера в начале дистанции. Австралиец выбрался обратно на второе место лишь к пятому кругу, но в этот момент отрыв Феттеля уже был достаточно значительным. По ходу дистанции Себастьян лишь раз уступил лидерство – после первого пит-стопа вперед ненадолго вышел Баттон. Все остальные пит-стопы немец провел позже основных соперников – в том числе и за счет сэкономленного в субботу комплекта мягких шин.

Из 100 возможных очков на старте сезона Себастьян Феттель заработал 93, и уже точно уедет лидером чемпионата из Барселоны, где пройдет следующий этап. Даже если сойдет с дистанции. В подобный исход верится чуть больше, чем в то, что Себастьян финиширует вторым.

Из 100 возможных очков на старте сезона Себастьян Феттель заработал 93, и уже точно уедет лидером чемпионата из Барселоны, где пройдет следующий этап. Даже если сойдет с дистанции. В подобный исход верится чуть больше, чем в то, что Себастьян финиширует вторым.

Уэбберу в свою очередь пришлось постараться, чтобы закончить стамбульскую гонку позади напарника. На 28 круге Марка обогнал Фернандо Алонсо, и быть бы испанцу вторым, отнесись Ferrari чуть бережнее к комплектам резины в квалификации. На последнем пит-стопе лидер "красных" получил уже использованные в субботу жесткие шины, в то время как у Уэббера один новый комплект был припасен именно для заключительного отрезка. За восемь кругов до финиша Марк вернул себе вторую позицию, позволив Red Bull, как это ни странно, заработать всего-навсего первый дубль в сезоне.

В Ferrari, тем не менее, остались довольны итогами Гран-при Турции. Если и смогла какая-нибудь из команд отыграться за трехнедельный перерыв между гонками, то это именно итальянцы. К Барселоне Ferrari обещает привезти еще один большой пакет обновлений. Кто знает, может быть, там пресловутый "новый старт сезона" все-таки случится. В конце концов, именно в Испании пройдет первый настоящий европейский Гран-при чемпионата. Безо всяких оговорок.

##Результаты Гран-при Турции Место Гонщик Команда Время

  1. Себастьян Феттель Red Bull 1ч 30:17.558
  2. Марк Уэббер Red Bull +8.807
  3. Фернандо Алонсо     Ferrari +10.075  
    
  4. Льюис Хэмилтон     McLaren +40.232  
    
  5. Нико Росберг     Mercedes GP +47.539  
    
  6. Дженсон Баттон     McLaren +59.431  
    
  7. Ник Хайдфельд     Renault +1:00.857  
    
  8. Виталий Петров     Renault +1:08.168  
    
  9. Себастьен Буэми     Toro Rosso +1:09.300  
    
  10. Камуи Кобаяси     Sauber +1:18.000  
    
  11. Фелипе Масса     Ferrari +1:19.800  
    
  12. Михаэль Шумахер     Mercedes GP +1:25.400  
    
  13. Адриан Сутил     Force India +1 круг  
    
  14. Серхио Перес     Sauber +1 круг  
    
  15. Рубенс Баррикелло     Williams +1 круг  
    
  16. Хайме Альгерсуари    Toro Rosso +1 круг  
    
  17. Пастор Мальдонадо     Williams  +1 круг  
    
  18. Ярно Трулли     Team Lotus +1 круг  
    
  19. Хейкки Ковалайнен     Team Lotus     +2 круга  
    
  20.  Жером Д'Амброзио     Marussia Virgin     +2 круга  
    
  21. Нараин Картикеян     HRT     +3 круга    
    
  22. Витантонио Лиуцци     HRT     +5 кругов  
    
  23. Пол ди Реста     Force India     сход  
    
  24. Тимо Глок     Marussia Virgin     не стартовал
    

##Положение в личном зачете после четвертого этапа

Место Гонщик Команда Очки

  1. Себастьян Феттель     Red Bull     93  
    
  2. Льюис Хэмилтон     McLaren     59  
    
  3. Марк Уэббер     Red Bull     55  
    
  4. Дженсон Баттон     McLaren     46  
    
  5. Фернандо Алонсо     Ferrari     41  
    
  6. Фелипе Масса     Ferrari     24  
    
  7. Ник Хайдфельд     Renault     21  
    
  8. Виталий Петров     Renault     21  
    
  9. Нико Росберг     Mercedes GP     20  
    
  10. Камуи Кобаяси     Sauber     8  
    

##Положение в Кубке конструкторов после четвертого этапа

Место Команда Очки

  1. Red Bull     148  
    
  2. McLaren     105  
    
  3. Ferrari     65  
    
  4. Renault     42  
    
  5. Mercedes GP     26  
    
  6. Sauber     8  
    
  7. Toro Rosso     6  
    
  8. Force India     4  
    
  9. Team Lotus     0  
    
  10. Williams     0  
    
  11. Marussia Virgin     0  
    
  12. HRT     0