Опубликовано 06 марта 2017, 16:03
5 мин.

Тестовая гуща

Чего ждать от нового сезона Ф1? Первые осторожные выводы
Вообще, мы не планировали делать этот материал. Говорить о расстановке сил в новом формульном сезоне, основываясь на результатах всего четырех дней первых тестов — это настоящее гадание на кофейной гуще. По скайпу. С завязанными глазами. В псилоцибиновом трипе. Но мы люди до мягкотелости отзывчивые — и, на свою беду, не смогли проигнорировать ваши комментарии с просьбами написать хоть что-нибудь. Поэтому накануне второй тестовой сессии, которая стартует в Барселоне уже во вторник, «Мотор» несколько запоздало подводит итоги первой.
Тестовая гуща

Вообще, мы не планировали делать этот материал. Говорить о расстановке сил в новом формульном сезоне, основываясь на результатах всего четырех дней первых тестов — это настоящее гадание на кофейной гуще. По скайпу. С завязанными глазами. В псилоцибиновом трипе. Но мы люди до мягкотелости отзывчивые — и, на свою беду, не смогли проигнорировать ваши комментарии с просьбами написать хоть что-нибудь. Поэтому накануне второй тестовой сессии, которая стартует в Барселоне уже во вторник, «Мотор» несколько запоздало подводит итоги первой.

Только давайте сразу договоримся: об истинной форме команд нельзя судить ни сейчас, ни после окончания тестов. Ни даже тогда, когда на стартовой прямой мельбурнского Альберт-Парка появится дядька с клетчатым флагом и зафиксирует порядок финишировавших. Слишком специфическим обычно выходит первый этап, слишком много «детских болячек» привозят туда с собой команды — а устаканится все ближе к Бахрейну, а то и к Сочи. Но кое-что предположить уже можно.

Тестовая гуща

Машины могли бы выглядеть круче

Благие намерения FIA и команд сделать дизайн машин более агрессивным и стремительным в итоге обернулись… Ну не провалом, нет, но и всеобщего: «Ух ты, вот это просто отпад!» по планете как-то не прокатилось. Широкие шины и антикрылья — это круто, но безжалостных инженеров, способных убить любую эстетику ради пары тысячных с круга, составители правил снова недооценили.

Тестовая гуща

В итоге над шикарными передними крыльями все так же торчат сомнительные пипки (ну, а каким словом их еще называть?), а на кожухи двигателей вернулись изгнанные несколько лет назад плавники, уродующие силуэты машин. И вдобавок уже сейчас начинающие обрастать дополнительными закрылками, число и изощренность которых будет только увеличиваться.

Тестовая гуща

Причем еще на самых ранних этапах разработки некоторые товарищи, включая Кристиана Хорнера, ходили к руководству чемпионата и говорили: «Джентльмены, там у вас регламент так прописан, что если вы не запретите плавники законодательно, то все их точно поналепят, а болельщики потом будут ругаться».

Не запретили. Поналепили. Ругаемся. Не оттого, что стало плохо — стало лучше. Но могло быть и «более лучше».

Тестовая гуща

Они чертовски быстрые

Вот что бывает, если радикально увеличить уровень прижимной силы и механического сцепления с трассой. На первых тестах команды традиционно не работают над скоростью, а выясняют, в какой конкретно последовательности ломаются компоненты их машин. Но Боттас и Райкконен все равно сумели одолеть барселонский круг менее чем за 1:20.

Тестовая гуща

Это на две с лишним секунды быстрее прошлогоднего поула Хэмилтона, на пару десяток быстрее квалификационного рекорда Уэббера образца 2010 года — и всего в полутора секундах от абсолютного рекорда трассы, поставленного Массой в 2008-м. Иными словами, мы имеем дело с потенциально быстрейшими машинами в истории Формулы-1. И если рекорд не падет на этой неделе, то во время майского Гран-при Испании ему точно не устоять.

Тестовая гуща

На них трудно ездить

Значительное повышение нагрузок на пилотов, о котором говорили задолго до начала сезона, действительно состоялось. По некоторым оценкам, перегрузки в отдельных поворотах выросли аж на 1 g, а Льюис Хэмилтон, например, признавался, что обнаружил у себя синяки в самых неожиданных местах. В общем, гонщики начали всерьез уставать — и это хорошо.

Тестовая гуща

Яркий пример — 18-летний дебютант Лэнс Стролл, который пришел не просто так, а после многих тысяч километров, намотанных на машинах прошлого поколения за деньги своего папы. Чемпион Формулы-3, опять же. И что? На тестах он умудрился разбивать свой новенький Williams FW40 аж два дня подряд. Чем фактически пустил под откос всю программу первых тестов, запланированную командой — и получил в свой адрес бодрящий заряд скептических комментариев.

Тестовая гуща

Кажется, Формула-1 действительно возвращает себе статус мужского (а не юношеского) спорта. Ну, а в честь канадца уже поднят тематический сайт «Врезался ли Стролл сегодня?».

Тестовая гуща

Обгонов не ждите

Новые машины красивы, быстры и требовательны к пилотам, но сами гонки почти наверняка будут «паровозными». Как и ожидалось, первые комментарии гонщиков не обнадеживают: из-за более развитой аэродинамики преследовать соперника вплотную теперь еще труднее, ибо позади него прижимная сила снижается едва ли не вдвое.

Тестовая гуща

Возросшее лобовое сопротивление радикально уменьшило скорости на прямых (потери доходят до 40 км/ч), тормозной путь тоже уменьшился, плюс сами автомобили стали шире — в итоге обгонять друг друга гонщикам будет просто некогда и негде. На этот счет очень хочется ошибаться, но не удивляйтесь, если вдруг обнаружите недостачу очной борьбы на трассе.

Тестовая гуща

Кстати, и на борьбу тактическую особо не рассчитывайте: новые шины Pirelli почти не изнашиваются, и уже сейчас звучат прогнозы о том, что большинство гонок пройдет с единственным пит-стопом.

Тестовая гуща

Их может быть трое

Обстоятельства предыдущего пункта резко повысят значение квалификации — и мы осторожно надеемся на то, что в равную борьбу за поул включатся пилоты сразу трех команд.

C Mercedes все понятно: действующие чемпионы только и занимались тем, что четыре дня подряд сотнями наматывали круги без единой серьезной заминки. И пусть Хэмилтон и Боттас не ставили каких-то сокрушительных времен, нам всем дали понять главное: как только «трехлучевые» поедут на скорость, всем остальным не поздоровится. Тут даже и добавить нечего.

Тестовая гуща

Форма Ferrari после проваленного предыдущего сезона удивила многих: пилоты «Скудерии» стабильно показывали сопоставимый с Mercedes темп, причем зачастую на более жестких шинах. Да, в прошлом году итальянцев тоже успели записать в главные спасители интриги чемпионата — а в итоге вышло сами знаете что. Но мы снова выдадим им кредит доверия — по двум причинам. Во-первых, Ferrari сейчас сконцентрировалась на единственном деле: ворочать мешки. А трындеж (в смысле, раздача интервью) сведен к минимуму — всех сотрудников команды пока что просят воздерживаться от комментариев. К радости Райкконена.

Тестовая гуща

Вторая же причина (пока косвенная) — убедительная форма Haas, использующей такие же двигатели, коробки передач и массу других деталей. Все четыре дня машина Грожана и Магнуссена была надежна и относительно быстра. Вроде бы.

Тестовая гуща

А вот обе команды Red Bull собрали за первую тестовую сессию нехилое количество мелких и не очень мелких проблем — например, силовую установку Renault на Toro Rosso пришлось менять дважды. Начало не самое радостное, но в коллективах пока сохраняют оптимизм, хвалят базовые конфигурации обеих машин и уверяют, что каких-то серьезных просчетов нет — только легкие хвори.

Поэтому четырех гонщиков «быков» со счетов давайте пока не сбрасывать: от Рикьярдо и Ферстаппена мы все еще ждем борьбы за лидерство в своей группе, а от Квята и Сайнца — в своей. А вот если на этой неделе у них снова все будет ломаться — уже можно будет понемногу поднимать панику.

Тестовая гуща

Honda — опять

Хотя до такой катастрофической ситуации, в которой снова оказалась McLaren, остальным в любом случае еще обламываться и обламываться. Цвета новые, проблемы — старые: силовые установки Honda опять предпочитают больше ломаться, чем ездить. Фанаты привычным движением тянутся к стратегическим запасам валокордина, Фернандо Алонсо уже думает, стоят ли такие мучения даже его астрономической зарплаты, а Эрик Булье краснеет и говорит, что все не так плохо, как было в прошлые годы. Ну да, Эрик, это уже не седьмой круг ада, а всего четвертый-пятый.

Тестовая гуща

Впрочем, уже завтра все может поменяться. Раз — и Honda вдруг заработает как надо. Два — и баланс сил в плотной группе из Force India, Williams, Renault, Haas и Toro Rosso прояснится. Сейчас там такой кавардак, что даже теории строить бессмысленно. Три — и Sauber, пока выглядящий единственным стопроцентным аутсайдером, подтянется. Глядишь, и у лидеров что-нибудь куда-нибудь качнется.

Тестовая гуща

А может, и не будет этого всего. Это тесты. Скорее всего, к концу недели мы будем иметь самое приблизительное представление о квалификационной форме команд, но — эту мантру можно повторять бесконечно — пока что делать сколько-нибудь серьезные выводы попросту нельзя. Ждем Мельбурна. Хотя до него все равно соберемся еще разок, да и погадаем на кофейной гуще. Милое же дело!