Доктор Хаос
Дженсон Баттон выиграл еще одну дождевую гонкуЭто было символично. Может быть, даже слишком. Дженсон Баттон одержал победу в своем двухсотом в карьере Гран-при – причем там, где почти ровно пять лет назад выиграл свою первую в Формуле-1 гонку – на венгерском "Хунгароринге". И вновь под дождем.
Это был бы очень интересный чемпионат, начнись он не в марте, а в июне. И вторая в сезоне победа Дженсона Баттона лишь обострила бы и без того напряженную ситуацию в личном зачете. Британец чуть отыгрался после двух подряд фиаско в Сильверстоуне и на "Нюрбургринге", и в таком вот "летнем" чемпионате приблизился бы к лидирующей группе вплотную. А так…
Сама по себе гонка была, конечно, хороша. Какие-то яркие эпитеты для Гран-при этого сезона придумывать уже очень сложно – венгерский этап чемпионата, пожалуй, был столь же интересным, как и большинство остальных. А это само по себе уже немалый комплимент. Но с точки зрения борьбы за титул интриги чемпионату он явно не добавил. Да, Себастьян Феттель вновь не выиграл. Страшно сказать – уже в третий раз подряд. Но отрыв от ближайшего из преследователей только увеличился. Ибо из всех соперников немца – если о некоем соперничестве вообще имеет смысл говорить – Дженсон является пока наименее опасным. Себ закончил Гран-при Венгрии вторым и довел свое преимущество над Марком Уэббером, который несмотря на финиш на пятом месте сохранил за собой вторую строчку в протоколе личного зачета, до 85 очков. Но это мелочи…
До Гран-при Венгрии теоретические шансы на победу в чемпионате сохраняли все без исключения пилоты. С математической точки зрения побороться за титул была возможность даже у Жерома д'Амброзио или Нараина Каритикеяна. Да что уж там – они были у каждого из нас с вами. Но после Гран-при Венгрии список претендентов поредел. Теперь до конца чемпионата в розыгрыше осталось всего 200 очков, а Феттель уже набрал 234 – значит, все, у кого на данный момент меньше 34 очков шансы на титул уже утратили. В их числе, к слову, Михаэль Шумахер и Виталий Петров…
Итак, в чемпионской гонке официально осталось всего восемь пилотов. За восемь Гран-при до конца сезона. Тоже как никак символично, не правда ли?
Red Bull Racing пока непобедимы в квалификациях
О том, что тон в Будапеште будут задавать пилоты McLaren, можно было догадаться еще в пятницу – обе тренировки первого дня Гран-при выиграл Льюис Хэмилтон. Тем не менее, суббота осталась за Феттелем. В пятницу Себастьян не был доволен поведением своей RB7 и в итоге Red Bull Racing впервые в сезоне воспользовалась правом оставить механиков работать на ночь – у каждой команды есть лишь четыре возможности по хочу чемпионата нарушить введенный с начала сезона 2011 года "комендантский час". Работа над машиной действующего чемпиона велась до пяти утра субботы.
В итоге за Себом осталось не только лучшее время в третьей тренировке, но и победа в квалификации. Феттель опередил Льюиса Хэмилтона менее чем на две десятые секунды и завоевал таким образом восьмой для себя поул в этом сезоне. Серия побед в квалификациях Red Bull Racing продолжается – в этом году с первой позиции на старте гонки начинали только пилоты австрийской команды.
Лучший круг Хэмилтона, по его собственным словам, не был идеальным, но его хватило, чтобы во второй раз подряд квалифицироваться на первом ряду стартового поля и опередить напарника по команде. Баттон проиграл Льюису менее одной десятой секунды, занял третье место и остался им вполне доволен – позади расположились два пилота Ferrari, причем Фелипе Масса впервые в сезоне опередил в квалификации Фернандо Алонсо. Марк Уэббер остался шестым – у австралийца возникли проблемы с KERS и задним антикрылом, и напарнику он в итоге проиграл около полсекунды.
Нико Росберг снова был быстрее Михаэля Шумахера. Молодой немец привез "старому" в квалификации почти секунду, в которую поместился и пилот Force India Адриан Сутил. Индийский коллектив явно сделал шаг вперед по сравнению с началом чемпионата.
Во второй раз в карьере в Формуле-1 пробился в десятку лучших в квалификации и Серхио Перес. В первый раз в Q3 мексиканец принял участие в Монако, но тогда закончить ни одного быстрого круга не сумел, попав в аварию – та квалификация возобновилась только после того, как Серхио увезли в госпиталь. На сей раз пилот Sauber и вовсе решил не выезжать на трассу, чтобы сэкономить резину на гонку – бороться с представителями более сильных команд просто не было смысла.
Ни одна из Renault вновь не попала в финальный сегмент: Виталий Петров признался, что ошибся на быстром круге в девятом повороте – в итоге россиянин остался 12-м. Ник Хайдфельд вновь был медленнее, показав только 14-е время. Справедливости ради стоит отметить, что немец пропустил первую часть свободных заездов, так как команда решила дать возможность сесть за руль третьему пилоту Бруно Сенне – вполне возможно, именно это и не позволило Нику подняться в протоколе чуть выше. В любом случае, результаты квалификации вряд ли обрадовали руководителя коллектива Эрика Булье. Но то были еще цветочки.
##Правильный дождь
Летний сезон в Формуле-1 получается дождливым: с начала июня в каждом, за исключением этапа в Валенсии, Гран-при хотя бы одна из сессий получалась дождевой. Перед началом уик-энда в Будапеште синоптики также прогнозировали осадки, однако вероятность дождя в воскресенье была практически минимальной. Тем не менее, как и положено синоптикам, они снова ошиблись. Дождь начался в воскресенье в Будапеште еще с утра и, то стихая, то усиливаясь вновь, к началу гонки довел трассу до идеального с точки зрения интриги состояния. Асфальт был достаточно мокрым, чтобы заставить пилотов обуть промежуточные покрышки, но недостаточно для того, чтобы судьи решили дать старт за машиной безопасности.
Старт прошел на удивление спокойно – несмотря на мокрый асфальт, серьезных инцидентов удалось избежать. В первой тройке перестановок не произошло: Феттель уверенно сохранил лидерство на входе в первый поворот, а Хэмилтон отбил атаку Баттона на подходе ко второму. Позади провалился Фелипе Масса. Бразилец пропустил вперед не только Алонсо, но и обоих пилотов Mercedes GP. Не удался старт и Марку Уэбберу – австралиец закончил первый круг восьмым, позади самого Массы.
Первые круги получились весьма насыщенными. Феттель явно с трудом сдерживал Хэмилтона, пока на четвертом круге не сдался – Льюис обошел Себастьяна и стал быстро отрываться. Лидер же чемпионата продолжил всматриваться в зеркала заднего вида – в них уже маячил второй McLaren. Пока трасса оставалась сырой, Баттон был менее настойчив, но как только пилоты перешли на слики, Дженсон вырвался вперед.
Волну пит-стопов открыл Марк Уэббер – австралиец остановился в боксах в конце десятого круга и, переобувшись в SuperSoft, начал отыгрывать время у соперников. Кругом спустя слики поставили Баттону, и только затем – Феттелю. Выехав из боксов на непрогретой резине Себастьян не смог удержать Дженсона позади.
В этот момент казалось, что гонку полностью контролирует Хэмилтон – британец отрывался от напарника, и в какой-то момент отрыв едва не перевалил за десять секунд. Но Баттон славен не только тем, что хорошо ездит в дождь. Один из главных плюсов чемпиона мира 2009 года – умение сохранять шины. К концу первого отрезка на SuperSoft, когда Льюис вынужден был сбросить скорость из-за перегрева резины, Дженсон начал отыгрывать у напарника по полторы секунды с круга. Отрыв стал практически минимальным перед второй волной пит-стопов, но затем на свежих шинах Льюису удалось вновь взвинтить темп и сбросить напарника с заднего антикрыла. Тем не менее, ситуация повторилась вновь – к концу третьего отрезка Дженсон опять догнал Льюиса.
После третьего пит-стопа в борьбе за лидерство началось самое интересное. Руководителю спортивного подразделения Pirelli Полу Хэмбри действительно есть чем гордиться – раз за разом тактика пилотов разнится, и гонкам это добавляет остроты. На третьем пит-стопе Хэмилтон получил очередной комплект SuperSoft, в то время как его напарник предпочел более жесткие Soft – с расчетом, что сможет продержаться на них до конца дистанции. Педед Льюисом таким образом встала непростая задача: ему во чтобы-то ни стало надо было создать отрыв от напарника, чтобы успеть до конца дистанции провести еще один пит-стоп, оставшись при этом впереди.
Неправильный дождь
Но вышло совсем наоборот. Начался легкий дождь, и на 47 круге Льюиса развернуло на выходе из шиканы. В этот самый момент, как оказалось, Льюис и выбыл из числа претендентов на победу. Вернуть McLaren на траекторию британцу удалось быстро, но заминки хватило, чтобы вперед протиснулся Баттон. Кроме того, разворачивая свой MP4-26, Льюис вынудил съехать на траву отстававшего на круг Пола Ди Ресту – судьям это не слишком понравилось, но до тех пор, пока они вынесли решение о наказании, прошло еще пять кругов.
Эти самые пять кругов стали, пожалуй, главным украшением Гран-при Венгрии 2011 года. Баттон и Хэмилтон несколько раз менялись местами, обгоняя друг друга и ошибаясь. Дженсон дважды вылетел с трассы на слегка мокром асфальте, но в итоге все-таки вышел вперед.
Гонка Хэмилтона окончательно была разрушена на 52 круге. На командном мостике McLaren решили, что пришло время переобуть пилотов в промежуточные покрышки, и зазвали обоих в боксы. Первым к механикам должен был ехать Баттон. "Они сказали: «В конце круга заезжай за промежуточными», – но потом, за два поворота до въезда на пит-лейн, я услышал: «Первым заедет Льюис, оставайся на трассе», – рассказал Дженсон после финиша. – На самом деле, я заезжать и не собирался».
Баттон в итоге так и остался на трассе, а Хэмилтон получил промежуточные шины – как раз в тот момент, когда дождь идти перестал. Одновременно с этим пришло известие о наказании – судьи оштрафовали Льюиса проездом через пит-лейн за эпизод с Ди Рестой. В итоге в период с 52 по 56 круг Льюис заезжал на пит-лейн в общей сложности трижды. На всем этом британец потерял около минуты и в результате откатился на пятое место.
Лидировать остались Баттон и Феттель, но действующий чемпион просто не мог навязать борьбу "человеку дождя" – на RB7 Себа возникли проблемы с коробкой передач, и атаковать в полную силу он не имел возможности.
Третьим финишную черту пересек Фернандо Алонсо. Для испанца это четвертый подиум в четырех последних гонках.
В начале дистанции лидер Ferrari был очень активен. Пропустив на старте Нико Росберга, он смог его пройти на третьем круге, но лишь для того, чтобы из-за собственной ошибки вновь откатиться назад. Еще один разворот двумя кругами спустя позволил выйти вперед относительно Алонсо его напарнику по команде Фелипе Массе. Но бразилец и не думал сдерживать Фернандо, через несколько поворотов учтиво посторонившись.
Обойдя напарника, испанец вскоре окончательно расправился с Росбергом, но затем более половины гонки провел за Марком Уэббером. Чтобы опередить австралийца, Алонсо выбрал агрессивную стратегию с большим количеством пит-стопов. Сложно сказать, увенчалась ли бы успехом эта попытка испанца, но Уэббер устранился от борьбы самостоятельно – в числе многих решив переобуться в промежуточные покрышки, когда начался дождь. После двух лишних пит-стопов рассчитывать на то, чтобы опередить Фернандо, Марк уже не мог.
В конце гонки основным соперником Уэббера стал Льюис Хэмилтон. Британец, совершивший ту же ошибку, что и австралиец, после серии из трех подряд визитов на пит-лейн оказался позади Марка. Сказать, что Льюис был быстрее – преувеличение, но тем не менее, обогнать австралийца пилоту McLaren все же удалось. Соавтором маневра стал Камуи Кобаяси. Отстававший на круг от лидеров японец чуть придержал Уэббера и ситуацией воспользовался Хэмилтон. Отыграться до конца дистанции Марк так и не сумел.
Шестым, вновь позади всех остальных пилотов топ-команд, финишировал Фелипе Масса. У бразильца также выдалась очень насыщенная гонка – после вылета в начале дистанции он был близок к сходу, но даже несмотря на контакт с заграждением, смог вернуться на трассу. Тем не менее, выше шестого места Массе вновь подняться не удалось, даже несмотря на тактические просчеты соперников.
Остальные
Из пилотов команд, борющихся за четвертую позицию в Кубке конструкторов, очки смог набрать только Нико Росберг. Его напарник по Mercedes GP Михаэль Шумахер вновь выступил довольно бледно и в итоге сошел из-за проблем с коробкой передач.
Оба пилота Renault большую часть гонки провели за пределами первой десятки. Ник Хайдфельд, провалив старт, долгое время не мог опередить даже Хейкки Ковалайнена из Team Lotus: большую часть своей гонки немец провел на 18 позиции. Мучения закончились на 23 круге. Renault Ника вспыхнула после второго пит-стопа – во время остановки случилась заминка и выхлопные трубы, судя по всему, перегрелись. Хайдфельд запарковался на обочине и вылез из машины, практически полностью объятой пламенем.
Виталий Петров мог закончить Гран-при Венгрии в очках, но как и Хэмилтон с Уэббером пострадал из-за решения перейти на промежуточные покрышки во время дождя. В итоговом протоколе россиянин остался 12-м. Гран-при Венгрии – словно символ спада Renault: по итогам гонки на "Хунгароринге" конюшня впервые в сезоне осталась без очков.
Росберг закончил гонку девятым – Нико также переобувался в промежуточные шины и также из-за этого потерял немало очков. Впереди него финишировали Пол Ди Реста и стартовавший 23-м Себастьен Буэми. Для Toro Rosso это была сотая гонка в истории команды, и помимо швейцарца в очковую зону также пробился и Хайме Альгерсуари.
Теперь в чемпионате будет перерыв – следующий Гран-при пройдет в Бельгии в самом конце августа. Еще по крайней мере на протяжении четырех недель претендентов на титул официально будет восемь. Потом их число начнет уменьшаться стремительно.