Кто в доме хозяин
Себастьян Феттель выиграл Гран-при БельгииФормула-1 вышла из отпуска, и если кто-то успел позабыть имя самого быстрого пилота в этом году, то Себастьян Феттель его напомнил. Действующий чемпион и лидер сезона выиграл седьмую гонку в году и едва не довел свое преимущество над преследователями до символической отметки в сотню очков. А главный конкурент и по совместительству напарник немца по команде Red Bull Марк Уэббер сделал все, что мог, чтобы этого не случилось – финишировал вторым.
За год, прошедший с Гран-при Бельгии 2010 года, Себастьян Феттель сильно изменился. Изменилось и отношение к нему со стороны окружающих. Две недели, разделявшие прошлогодние гонки в Спа и Монце выдались, пожалуй, самыми сложными в карьере Себа. Выбив с трассы в Бельгии Дженсона Баттона молодой немец стал едва ли не главным объектом для критики в паддоке. Прошлую осень Феттель начинал "неопытным", "незрелым" и "слишком нестабильным, чтобы бороться за чемпионат".
Потом была невероятная концовка сезона, титул и фантастический старт нового. Кто знает – возможно, не будь того столкновения в Спа с Баттоном в прошлом году, мы бы и не увидели столь сильного Себа в году нынешнем.
Начало чемпионата для него вряд ли могло сложиться лучше: шесть побед, четыре вторых места и лишь один финиш за пределами первой тройки. Теперь Феттель "расслаблен" и "уверен в своих силах", однако фаворитом Гран-при Бельгии его мало кто считал. Не только потому, что Себ ни разу не выигрывал в Спа.
Последняя до начала уик-энда в Бельгии победа Феттеля случилась в самом начале июня в Валенсии. Летом соперники подтянулись к Red Bull, и три подряд Гран-при Феттель "не выиграл". Плюс ко всему, последние автомобили, построенные по эскизам Эдриана Ньюи, никогда не были особенно быстры в Спа, а двигатели Renault – далеко не самые мощные в современной Формуле-1. Перед началом уик-энда казалось, что шансов в четвертый раз подряд "не выиграть" у Феттеля все же чуть больше, чем победить.
Образец напряженности
Свободные заезды не позволили судить о расстановке сил в пелотоне после перерыва. В пятницу, как и положено в Спа, шел дождь. В результате, лучшее время в первой тренировке осталось за Михаэлем Шумахером – немец, отмечавший в Спа 20-летие с момента начала карьеры в Формуле-1, был одним из немногих, кому удалось показать время на более или менее сухой трассе. Во второй сессии лучший результат остался за Марком Уэббером, но и она оказалась "подмочена" – тренировку гонщики заканчивали уже на сыром асфальте.
Сухих сессий не было и в субботу. В начале третьей части свободных заездов пилоты выехали было на трассу, но вскоре в боксы их обратно загнал ливень. Будь вместо квалификации еще одна тренировочная сессия, желающих выехать на трассу в определенные моменты, так же было бы немного.
Главные заезды в субботу – квалификация – были из разряда тех, что принято называть "напряженными". Более того – в этом отношении она была практически образцовой.
Постоянно меняющиеся условия, то прекращающийся, то вновь начинающийся дождь, превратили сессию в лотерею. В ней счастливых билетов не досталось Дженсону Баттону – из-за ошибки команды британец раньше других завершил свою попытку, и в итоге остался за бортом второго сегмента.
Зато повезло другим. Например, Хайме Альгерсуари и Бруно Сенне – испанец добился лучшего своего результата в карьере, так же как и бразилец, который в первой же своей квалификации опередил Виталия Петрова. На автомобиле россиянина по ходу двух первых дней уик-энда были неполадки в работе рулевого управления, из-за чего он вылетел на последних минутах и он остался лишь десятым. Не слишком повезло и Фернандо Алонсо. Испанец не смог собрать быстрый круг, остался восьмым, второй раз подряд проиграв в квалификации Фелипе Массе.
Поул – девятый в этом году – завоевал Феттель. Red Bull Racing по-прежнему непобедима в квалификациях, но даже после успеха в субботу поводов считать Себа фаворитом предстоящего Гран-при не прибавилось. Хэмилтон уступил полсекунды Феттелю, но настолько же опередил Уэббера.
Катапульта Росберга
Однако завершить лидером первый круг в гонке ни одному из этой троицы не удалось. Причем, пелотон возглавил даже не стартовавший четвертым Фелипе Масса, а Нико Росберг. Немец катапультировался со старта, объехал едва не заглохшего Уэббера, а в первом повороте разобрался с Массой и Хэмилтоном. Поначалу Феттель держался впереди, но за счет лучшего выхода из "Красной воды" Нико обошел и лидера чемпионата. Даже удивительно, что на техническом мониторе так и не появилось записей о фальстарте…
В первом же повороте столкнулись оба субботних счастливчика. Бруно Сенна не рассчитал, с каким усилием должен надавить на педаль тормоза в первом повороте, и протаранил Toro Rosso Хайме Альерсуари. Правда, в "Источнике" хватало толкотни и без них. В середине пелотона соперники обстучали с разных сторон McLaren Баттона, и британцу еще повезло, что он увез автомобиль из первого поворота с обоими антикрыльями и четырьмя колесами. Тем не менее, повод посетить боксы у победителя Гран-при Венгрии был. Переднее крыло оказалось повреждено, и спустя три круга Дженсон отправился на пит-лейн, где заодно избавился от комплекта жестких покрышек. На протяжении оставшейся дистанции Баттон ехал только на мягких шинах.
Стоит отметить, что непопадание в третий сегмент квалификации даже сыграло Дженсону на руку – все три комплекта резины Soft перед началом гонки были у британца абсолютно свежими. Что очень помогло ему в конце дистанции.
Росберг продержался во главе пелотона всего пару кругов. Едва получив возможность активировать DRS, Феттель обошел Нико и вернул лидерство. Тем не менее, пилоту Mercedes GP стоит отдать должное – когда на заднем антикрыле Нико повис Фелипе Масса, немец так и не дал бразильцу себя обогнать, дождавшись, когда атаковать начнет испанец…
Фернандо Алонсо – бесспорно, самый агрессивный пилот первых кругов Гран-при Бельгии. Просмотрев "из партера" как Сенна убрал с дороги Альгерсуари, Нандо отправился в погоню за лидерами. Первым на пути попался Хэмилтон – Льюиса лидер Ferrari обошел на втором круге, а еще спустя несколько минут примерился к партнеру по команде. Фелипе к тому моменту уже предпринял несколько атак на позиции Росберга, но ни одну из них не смог довести до конца. Алонсо церемониться не стал ни с первым, ни со вторым. Дуэль пилотов Ferrari выглядела жесткой, но в итоге Масса все же пропустил выпад Алонсо. Пройдя напарника, испанец через пару кругов обошел и Росберга. Причем, это была уже борьба за лидерство…
Первая волна пит-стопов была открыта необычайно рано. В третьем сегменте квалификации все пилоты проехали по шесть кругов подряд – трасса подсыхала, и было важно все время оставаться на трассе. В итоге к началу гонки комплекты, на которых стартовали гонщики в первой десятке, были уже изрядно изношены.
Первым из группы лидеров в боксы отправились пилоты Red Bull. Марк Уэббер, которого к лидерам в тот момент отнести можно было лишь с большой натяжкой, отправился менять шины на четвертом круге, а его напарник – на пятом.
Ставший лидером после обгона Росберга Алонсо к своим механикам заехал еще через два круга. Последним из первой пятерки на пит-лейн свернул сам Нико, в результате чего окатился на заработанное в субботу пятое место.
Коса и камень
Пиршество обгонов просто не могло продолжаться дальше без последствий. Несколько раз некотоыре пилоты были близки к контакту, но в итоге, если не считать разборок на первом круге в "Источнике", первая авария случилась на 13-м круге.
Льюиса Хэмилтона и Камуи Кобаяси называют самыми агрессивными пилотами современной Формулы-1, и даже удивительно, что эти двое еще ни разу не сталкивались на трассе. Теперь это недоразумение ликвидировано.
Совершив свои пит-стопы, лидеры быстро догнали группу пилотов, оттянувших первую остановку в боксах. И если Феттель с Алонсо, вернулись на первые позиции без проблем, то Хэмилтон споткнулся. Британец обошел японца в самом начале 13-го круга, но на прямой "Кеммель" Камуи смог поравняться с гонщиком McLaren. Схватка фактически была проиграна, Кобаяси подошел к повороту "Ле Комб" с внешней стороны, при этом еще и отставая на полкорпуса, но Льюис перед самым виражом чуть сместился влево. Контакт, разворот, удар о рельс безопасности – сход. По пути McLaren чемпиона мира 2008 года в клочья разнес пенопластовый указатель поворота. Поводов выпустить на трассу автомобиль безопасности у судей было достаточно.
Выезд из боксов серебристого Mercedes SLS AMG сыграл на руку пилотам Red Bull. Феттель, к тому моменту проехавший на втором комплекте шин уже восемь семикилиметровых кругов по "Спа-Франкошам", под шумок решил поставить новый комплект. Потери оказались незначительными. Созданного отрыва Себу хватило, чтобы вернуться на трассу третьим – при том, что у него уже было два пит-стопа, а у остальных по одному.
Еще сильнее столкновение Кобаяси и Хэмилтона помогло Марку Уэбберу. Австралиец после неудачного старта и ранней смены резины откатился в начале гонки на 15 место, но затем обошел немало соперников, а в результате волны пит-стопов вышел... на вторую позицию.
Когда автомобиль безопасности покинул трассу, Уэббера практически сразу обошел Феттель, но главное для Марка было остаться в непосредственной близости позади Алонсо. Команда выбрала для Уэббера удачную стратегию, поставив на пит-стопе жесткие шины – это позволило австралийцу продержаться на трассе достаточно долго, и во второй раз сменить шины позднее испанца. Пока Алонсо был на шинах типа Soft, ему удавалось даже немного отрываться от Марка, но после того, как на последнем отрезке и на Ferrari, и на Red Bull оказались Medium, Уэббер стремительно сократил отрыв, а затем и обошел Фернандо.
Слово юбиляру
Алонсо вполне мог рассчитывать на подиум в пятой гонке подряд, но за пару кругов до финиша на испанца накатил серебристый экспресс Дженсона Баттона. Британец, один из немногих, кто заканчивал гонку на Soft, был быстрейшим пилотом на последних кругах, на каждом из них отыгрывая у Ferrari по секунде. Откладывать обгон в долгий ящик Дженсон не стал, да и времени на это не было - Баттон опередил Фернандо за пару кругов до финиша.
Еще одним героем финала Гран-при Бельгии стал Михаэль Шумахер. В субботу семикратный чемпион мира стал жертвой гайки крепления левого заднего колеса – она открутилась еще на прогревочном круге в первом сегменте квалификации, и Михаэлю таким образом пришлось стартовать в своей юбилейной гонке с последнего места.
Прорыв немца получился даже более впечатляющим, чем у Уэббера или Баттона. За первый круг Шуми отыграл сразу десять (!) позиций. Как и у Дженсона, в его распоряжении были три свежих комплекта Soft, и в конце дистанции он не просто пробился в очковую зону, но и догнал своего напарника – Нико Росберга, который через три поворота после старта лидировал в гонке. Правда, впечатление от обгона напарника чуть подпортило сообщение, которое получил Нико с командного мостика – за пару кругов до того, как два Mercedes W02 поменялись местами, Росберг получил команду "экономить топливо". Многими она была воспринята как вежливая просьба угодить юбиляру...
Лучшая часть сезона
Преимущество Феттеля над конкурентами в чемпионате теперь достигло 92 очков. При благоприятном стечении обстоятельств, он может завоевать титул уже на Гран-при Сингапура, который пройдет через месяц. Математические шансы помешать ему остались теперь лишь у четырех его преследователей: Марка Уэббера, Фернандо Алосно, Дженсона Баттона и Льюиса Хэмилтона.
Но это всего лишь теория. Рассчитывает ли кто-нибудь из них догнать Себа на самом деле? Давайте начистоту – конечно, нет. Что бы они не говорили в своих интервью.
Значит ли это, что чемпионат закончен? Напротив, теперь начинается самое интересное. Ведь теперь каждая гонка будет чемпионатом в миниатюре. В каждом случае на кону будет победа в Гран-при. И уже никто не будет считать очки, прежде чем пойти в атаку...