Погоня началась
Феттель проиграл Гран-при ГерманииИстория повторяется дважды. В 2009 году Дженсон Баттон громил соперников на старте чемпионата, из первых семи гонок выиграв шесть и еще в одной финишировав третьим. Британец после каждой гонки непременно отправлялся на подиум и впервые без бутылки шампанского остался только на домашнем Гран-при – на родном "Сильверстоуне".
Когда-то это в любом случае должно было случиться. Преимущество Red Bull Racing над соперниками таяло медленно, но все-таки верно. С начала лета Себастьян Феттель выиграл всего одну гонку и две – пусть в каждом из случаев всего одному сопернику, но все-таки – "проиграл". Тем не менее, статистика немца выглядела почти безупречно: семь поулов, шесть побед, три вторых места и отрыв в 80 очков от ближайшего соперника. Теперь статистика испорчена. И вновь, как в случае с Баттоном, на домашнем Гран-при.
Без поула
Еще в пятницу немец был недоволен балансом своей RB7 и в итоге не просто упустил поул, но и прервал серию из 15 подряд стартов с первого ряда. Марку Уэбберу Феттель проиграл менее полутора десятых секунды, но в них "поместился" еще и Льюис Хэмилтон.
Самому Льюису уже непросто верить на пресс-конференциях – в который уже раз британец заявил, что его квалификационный круг был "лучшим в карьере". Еще в пятницу Хэмилтон был настроен пессимистично – в McLaren бороться за поул не собирались, но в итоге от первой субботней победы в чемпионате темнокожего британца отделили ничтожные 0,055 секунды. "Моя первая попытка в третьей части квалификации была идеальной, – заявил Льюис. – А вторая… еще лучше".
Пожалуй, именно в субботу стало окончательно ясно: у Red Bull Racing больше нет явного преимущества в скорости. Для того чтобы в третий раз в сезоне завоевать право стартовать с поула, Марку Уэбберу также потребовался идеальный круг. "Если бы меня кто-то опередил в этой квалификации, он бы по-настоящему заслуживал этот поул", – и про австралийца не скажешь, что подобными фразами он бросается регулярно. Допусти Марк хоть малейшую ошибку, и впервые в чемпионате первая стартовая позиция досталась бы не пилоту Red Bull. Но он не допустил.
Отставание квалифицировавшегося четвертым Фернандо Алонсо также большим не назовешь – испанец уступил времени Уэббера четыре десятых секунды. Был ли идеальным его круг – осталось неизвестным.
Далее расположились Фелипе Масса, Нико Росберг и Дженсон Баттон. Адриан Сутил преподнес главный сюрприз, квалифицировавшись восьмым. Виталий Петров в седьмой раз в сезоне опередил Ника Хайдфельда, заняв девятое место, а замкнул десятку Михаэль Шумахер – семикратный чемпион мира в последнее время постоянно находится где-то неподалеку от россиянина.
Старт
В том, что именно у Red Bull была быстрейшая машина первой половины чемпионата – сомнений, пожалуй, быть не может. Но, как это ни удивительно, до начала Гран-при Германии один из ее пилотов официально не лидировал в девяти гонках ни единого круга. Марк Уэббер, даже несмотря на то, что дважды стартовал с поула, ни в Барселоне, ни в Сильверстоуне, где побеждал в квалификациях, не доезжал лидером даже до первого поворота.
Не доехал и на сей раз. Хэмилтон среагировал на сигнал стартовых светофоров лучше, и Уэббера не спасло даже то, что по сравнению с гонкой 2009 года стартовую решетку на "Нюрбургринге" перенесли на 240 метров ближе к первому повороту – к тому моменту, когда пилоты доехали до послестартовой шпильки, австралиец уже твердо обосновался на втором месте. Стартовавшие со второго ряда Феттель и Алонсо также поменялись местами. Испанец поравнялся с Феттелем на торможении и вышел из первого поворота следом за Уэббером. С третьим рядом приключилось то же самое – Нико Росберг опередил Фелипе Массу.
Позади потерял несколько позиций Дженсон Баттон – британец пропустил Сутиля, Петрова и Шумахера и первый круг закончил десятым, при том что его напарник лидировал в гонке.
На протяжении 15 кругов McLaren экс-чемпиона мира сдерживал Виталий Петров, но смысла бороться с Баттоном на было – после финиша пилот Renault признал, что даже правильнее было бы пропустить британца вперед и не терять время из-за борьбы.
В субботу россиянин говорил о том, что на "Нюрбургринге" у Renault нет шансов бороться даже с Mercedes GP. Команда не успевает за соперниками по темпу развития автомобиля, и Петров на протяжении большей части дистанции с боем отстаивал свое место в очковой зоне от представителей Sauber. В который уже раз тактика Renault была далека от идеала – Петров дольше основных соперников оставался на трассе как на первом комплекте шин, так и на втором, и в итоге уступил на финише квалифицировавшемуся 18-м Камуи Кобаяси.
Японец закончил Гран-при Германии на девятом месте, а Петров – на десятом. После финиша россиянин около получаса провел в компании своего гоночного инженера Айо Комацу. Детали разговора доподлинно неизвестны, но пару раз россиянин подносил руку к горлу.
Единственное очко, заработанное Виталием – весь "улов" Renault на Гран-при Германии. Гонка Ника Хайдфельда была насыщенной, но короткой. В послестартовой связке немец столкнулся с Полом Ди Рестой, и оба откатились в конец пелетона. Через пару десятков минут стюарды гонки, состав которых на сей раз укрепил восьмикратный победитель "24 часов Ле-Мана" Том Кристенсен, выписали Нику штраф в виде проезда через пит-лейн. По иронии судьбы на технических мониторах отметка о наказании появилась спустя несколько секунд после того, как Renault R31 немца замерла в гравийной ловушке…
К десятому кругу Хайдфельд добрался до 16 позиции и пустился в атаку на Себастьена Буэми. Швейцарец то ли не заметил соперника, то ли намеренно выдавил его на траву с внешней траектории на торможении перед шпилькой. Ник отступать не стал, порадовав телезрителей во всем мире красочной картинкой: R31 немца подпрыгнула на кочке, снесла часть рекламного щита и приземлилась в гравии. HD в Ф-1 – именно для таких моментов.
Приключения немцев в Германии
Ник стал единственным из шести немецких пилотов, сошедших с дистанции на домашнем Гран-при. Остальные пятеро клетчатый флаг увидели, но довольными Нюрбург покинули далеко не все из них. Тимо Глок отметил подписание нового контракта с Marussia Virgin Racing финишем на 17 месте в трех кругах позади победителя – и даже непонятно, радоваться ему после этого или огорчаться. Наверняка со смешанными чувствами покидал "Нюрбургринг" и Михаэль Шумахер. После не слишком удачной квалификации, семикратный чемпион мира был близок к тому, чтобы опередить в гонке Нико Росберга, но допустил ошибку – после разворота на 23 круге Михаэль потерял несколько мест, но к финишу смог отыграть их вновь. Правда, о борьбе с Росбергом пришлось забыть. Пара пилотов Mercedes GP финишировала на седьмом и восьмом местах – позади еще одного немца – Адриана Сутила.
До последнего круга казалось, что впереди Сутиля финиширует и еще один немец, но стройные ряды при помощи механиков Ferrari разбил Фелипе Масса. Бразилец большую часть гонки провел в компании Себастьяна Феттеля и, даже больше того, большую часть этой большей части гонки этого Феттеля опережал. Просидев в начале дистанции за спиной Нико Росберга немногим более десяти кругов, бразилец прошел его, а после первой волны пит-стопов оказался и впереди Феттеля. С этого момента второй пилот Ferrari был главным претендентом на четвертое место на финише и потерял его лишь из-за заминки на финальном пит-стопе.
Все, кто называют современную Формулу-1 искусственной, на Гран-при Германии получили неплохой повод для новой порции критики. Pirelli привезла в Германию составы Soft и Medium, и последние работали столь плохо, что каждый из пилотов в гонке решил провести на них как можно меньше времени. Масса и Феттель продержались на трех комплектах Soft всю дистанцию и за своими Medium поехали на самом последнем круге.
Борьбу за четвертую позицию проиграл не Масса, а механики Ferrari. Двухсекундной заминки хватило, чтобы вперед вышел Феттель.
Началось!
Сам Феттель этот Гран-при себе в актив занести может вряд ли. Что-то не заладилось с самого начала. Даже несмотря на то, что на втором круге Себу удалось воспользоваться ошибкой Алонсо и вернуть себе завоеванную в квалификации третью позицию, Феттель так и не приблизился к тому, чтобы считаться хотя бы претендентом на победу в домашнем Гран-при.
Просидев за спиной лидера чемпионата шесть кругов, Алонсо вновь вырвался вперед и больше поводов вспоминать о Феттеле у испанца не было. Спустя еще круг Себ, вылетев с трассы, потерял около десяти секунд, а вместе с ними, как оказалось потом, и шансы на подиум.
Заминка Ferrari на пит-стопе испортила, надо полагать, настроение не только Фелипе Массе, но и Фернандо Алонсо. Испанец наверняка предпочел бы, чтобы его напарник финишировал впереди лидера сезона, но Феттелю удалось минимизировать потери.
На отрыве от соперников "провал" Себа сказался не слишком сильно – по отношению к главному преследователю, собственному напарнику по команде Марку Уэбберу, немец проиграл всего три очка. Но сам факт того, что отрыв сократился – уже повод для радости тем, кто еще рассчитывает увидеть в 2011 году борьбу за титул в личном зачете.
Как британец, испанец и австралиец победу в Германии делили
Льюис, конечно, чересчур эмоционален, но в чем-то он, конечно, прав. Это действительно была одна из лучших гонок в его карьере и, пожалуй, одна из лучших гонок этого сезона – хотя нечто подобное в 2011 году говорилось чуть ли не после каждого Гран-при.
Это и правда очень интересный чемпионат, по крайней мере, с точки зрения самих гонок. Но ему катастрофически не хватает главной составляющей – интриги. Не будь в нем Феттеля, болельщики бы сейчас наблюдали невероятную по своей напряженности борьбу за титул между тремя гонщиками, которые в итоге стали главными героями Гран-при Германии.
Такого, чтобы за победу на протяжении всей гонки боролись три представителя трех разных команд, не было уже давно. Но на "Нюрбургринге" Марк Уэббер, Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон подарили болельщикам настоящее шоу.
Уэббер все-таки открыл счет кругам лидирования в этом чемпионате – после старта австралиец чуть отпустил Хэмилтона, но незадолго до первой волны пит-стопов бросился в атаку. Марк вышел на первое место на 11 круге, затем пересек финишную черту, зафиксировав "круг лидирования" и тут же вновь стал вторым. Контратака Льюиса была молниеносной.
Австралиец вернул себе лидерство за счет более раннего пит-стопа. Остановившись на два круга раньше Льюиса и Фернандо, Марк вновь возглавил пелетон и прибавил себе на счет еще 13 кругов лидирования.
Как ни странно, со вторым пит-стопом подобная тактика не сработала. Из трио лидеров Уэббер вновь первым заехал "переобуться", но вместо того, чтобы сохранить и увеличить лидерство, откатился сразу на третью позицию. По сути финишный порядок сформировался именно после второй волны пит-стопов. Последним из группы лидеров во второй раз остановился Фернандо Алонсо, и испанец после этого едва вовсе не вышел на чистое первое место. Покинув пит-лейн, лидер Ferrari оказался впереди Хэмилтона, но британцу потребовалась всего пара поворотов, чтобы вновь протиснуться мимо испанца.
Затем Льюису удалось уйти в небольшой отрыв. Свой финальный пит-стоп он также провел раньше соперников и сохранил лидерство. Алонсо пытался пересидеть британца, но тщетно.
Каждый из тех, кто в итоге поднялся на подиум после гонки на "Нюрбругринге", вправе считать себя преследователем Феттеля в чемпионате – наверняка, каждый из них не прочь возглавить погоню за немцем. Вот только если Хэмилтон, Алонсо и Уэббер будут отбирать очки друг у друга, догнать Себа не удастся уже точно. Погоня началась. Вот только кто именно в нее бросился – понятно пока не совсем.