Опубликовано 16 марта 2016, 14:23

Гран-при старой Европы

Как Азербайджан воскрешает дух Формулы-1 пятидесятых
В середине июня 2016 года Формула-1 впервые приедет в Азербайджан. На улицах Баку обустроят шестикилометровую городскую трассу, которая примет восьмой Гран-при чемпионата мира. «Мотор» побывал на месте будущей гонки и попытался понять, зачем Формуле-1 Баку и почему этап называется не Гран-при Азербайджана, а Гран-при Европы.
Гран-при старой Европы

В середине июня 2016 года Формула-1 впервые приедет в Азербайджан. На улицах Баку обустроят шестикилометровую городскую трассу, которая примет восьмой Гран-при чемпионата мира. «Мотор» побывал на месте будущей гонки и попытался понять, зачем Формуле-1 Баку и почему этап называется не Гран-при Азербайджана, а Гран-при Европы.

«Шесть километров – это самая длинная уличная трасса в календаре. Длина участка между 16-м и первым поворотом – два километра. Весь этот отрезок пилоты будут проходить «газ в пол». В конце прямой скорость достигнет 340 километров в час», – рассказывает Том Бутчер, руководитель службы управления трассой Формулы-1 в Баку. Том родом из Австралии, но в Азербайджане живет долго: 19 марта 2016 года, в день квалификации первого этапа Формулы-1 нового сезона, исполнится пять лет с момента его приезда. «Кажется, я никогда отсюда не уеду», – смеется австралиец.

«Смотрели Европейские Игры?» – задает риторический вопрос Бутчер. В положительном ответе на этот вопрос в Баку сомневаться не принято: местные жители называют прошедший спортивный турнир Олимпиадой. Том Бутчер возглавлял строительство спортивного парка для Европейских Игр-2015 – в ведении австралийца был центр водных видов спорта, поле для пляжного волейбола и другие арены, на которых проводились соревнования.

Теперь Том перешел на работу в администрацию «Уличного автодрома Баку» и с гордостью рассказывает о том, какую трассу здесь построят. Разумеется, автором проекта числится традиционный архитектор Формулы-1 Герман Тильке, но воплощать идеи немца доверили Бутчеру.

К середине июня прямая старт-финиш Гран-при Европы будет выглядеть примерно так.

К середине июня прямая старт-финиш Гран-при Европы будет выглядеть примерно так.

«Специально для Формулы-1 мы переложили асфальт на всем протяжении трассы, – объясняет Том. – Посмотрите на двухкилометровую прямую, проспект Нефтяников: сейчас он идеально ровный. Когда я сюда приехал, дорога была похожа на американские горки. И на этой дороге они проводили гонки GT. Думаю, местные водители благодарны нам за то, что мы наконец сделали проспект гладким».

С 2012 по 2014 год Баку действительно принимал у себя городскую гонку серии GT под названием Baku City Challenge. На одном из этапов стартовал даже Себастьен Леб – для знаменитого раллиста гонка закончилась тем, что француз ошибся и вылетел с трассы в чей-то двор. Однако конфигурация для Формулы-1 повторяет ее лишь процентов на 10 – в остальном это совершенно новая трасса. С десятилетним контрактом на проведение Гран-при Формулы-1 и первой гонкой, которая пройдет 19 июня.

Гран-при старой Европы

© Конфигурация трассы Гран-при Европы в Баку. Иллюстрация «Мотора»

####Столица Европы

«Все спрашивают меня, почему гонка называется Гран-при Европы, а не Гран-при Азербайджана. Дело в том, что мы хотим позиционировать Азербайджан как европейскую страну, с европейским обществом и открытым менталитетом», – объясняет генеральный промоутер бакинского этапа Формулы-1 Ариф Рагимов. «Все началось с того, что в 2011 году мы провели Евровидение, – продолжает его отец Азад Рагимов, министр спорта и молодежной политики Азербайджана. – В 2015 году у нас были Европейские игры, в 2016-м пройдет Формула-1, а в 2017-м году – Исламские игры. Таким образом мы оказываемся и в центре Европы, и в центре исламского мира».

Гран-при старой Европы

Несмотря на то, что 80 процентов населения Азербайджана исповедуют ислам, для туристов Баку выглядит абсолютно европейским городом. Чистые мощеные улицы, классические здания XIX — начала XX века, зеленая набережная с просторными прогулочными зонами и, конечно же, Старый город – уникальный памятник архитектуры, включенный в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Когда-то здесь располагалась крепость, внутри которой бурлил средневековый город. Жив он и сейчас: в исторических зданиях проживают обычные азербайджанцы – сушат белье, рубят дрова и даже вешают кондиционеры, ничуть не смущаясь охранного статуса построек. Для Азербайджана Старый город – не забытый памятник, а обычный район современной столицы. И это роднит Баку с европейскими городами, которые приспосабливают историю к повседневным нуждам. Если же говорить об архитектуре, то неподготовленный турист легко примет Старый город за Италию или Испанию — недаром развитием Баку во время нефтяного бума XIX-XX веков занимались в том числе иностранцы.

«Изначально мы даже не думали о том, что гонку можно назвать Гран-при Европы, – признается Азад Рагимов. – Эту идею нам подало руководство Формулы-1. Естественно, мы не возражали. Название только прибавило престижа нашей гонке».

####Трасса против правил

«Уличный автодром Баку» нарушает сразу две рекомендации Международной автомобильной федерации (FIA). Первая касается времени старта: правила FIA требуют, чтобы Гран-при Формулы-1 начинались не позднее, чем за четыре часа до захода солнца. Гран-при Европы начнется в 18:00 – за 3 часа 14 минут до заката. По словам коммерческого директора трассы Бюлента Озердима, организаторы в этом не виноваты – шестичасовое начало предложили FOM (обладатель коммерческих прав на Формулу-1) и FIA. Ранее Озердим несколько лет возглавлял оргкомитет Гран-при Турции, а полгода назад присоединился к организаторам этапа Формулы-1 в Баку.

Возведение временных павильонов паддока идет полным ходом.

Возведение временных павильонов паддока идет полным ходом.

«Может быть, дело в пересечении с «24 часами Ле-Мана» – наши гонки финишируют в один день, – рассуждает Озердим. – Гран-при Европы начнется в тот самый момент, когда марафон завершится. Если говорить обо мне, то я бы предпочел дневную гонку в Баку, чтобы у зрителей оставался свободный вечер, но мы следуем рекомендациям организаторов [чемпионата] и даем старт в 18:00». По словам Озердима, вариант с ночной гонкой в Баку даже не рассматривают.

Вторая рекомендация касается минимальной ширины трассы. FIA требует, чтобы дорожное полотно на автодромах Формулы-1 было не меньше восьми метров в каждой точке трассы. На «Уличном автодроме Баку» есть зона, где трасса сужается до семи с половиной метров – на отрезке от восьмого до одиннадцатого поворота. Это самый экстремальный и, пожалуй, самый зрелищный участок новой трассы. «В этом месте гонщики поднимаются по 12-процентному уклону. Это самый крутой подъем и самое медленное место на трассе – машины здесь будут замедляться до 80 километров в час, – рассказывает Том Бутчер. – Поскольку пилот сидит примерно в 45 сантиметрах над дорогой, на подъеме к 11-му повороту гонщик будет видеть только небо, деревья, и, может быть, крепостную стену. Поворота он не увидит».

Сверхузкий участок вплотную прилегает к Старому городу – создателям трассы понадобилось это место, чтобы показать зрителям красоты исторических мест Баку. Изначально здесь была брусчатка, но специально для Формулы-1 поверх брусчатки положили асфальт. Сложность в том, что дорога является частью охраняемой зоны и находится под надзором ЮНЕСКО, а значит изменять вид булыжной мостовой нельзя. Выходом оказался временный характер трассы: каждый год участок будут временно асфальтировать, а после Гран-при срезать свежий асфальт, открывая исторические булыжники. Ежегодная замена асфальта затронет примерно 300 метров дорожного полотна.

Новый асфальт в Старом городе уже проложен – прямо поверх исторической брусчатки.

Новый асфальт в Старом городе уже проложен – прямо поверх исторической брусчатки.

«Когда гоночный директор FIA Чарли Уайтинг приехал к нам с инспекцией, мы с опасением ждали его вердикта о восьмом повороте, – признался Ариф Рагимов. – Мы боялись, что Уайтинг скажет, что проложить здесь трассу невозможно. Вместо этого Чарли заявил, что восьмой поворот Баку – это лучшее, что могло случиться с Формулой-1». В результате концепцию трассы утвердили без изменений, а Формула-1 получила самый узкий поворот за всю историю «тилькедромов».

####Гонка для иностранцев

Гран-при Европы станет одним из наиболее камерных этапов Формулы-1 – увидеть гонку своими глазами смогут всего 30 тысяч болельщиков. На данный момент 65 процентов билетов купили иностранные фанаты. И на первом месте в этом списке – жители России. «Россияне приобрели 25-30 процентов всех билетов, – рассказал Бюлент Озердим. – Сейчас это самая большая группа покупателей. На втором месте фанаты из Великобритании. В пятерку лидеров также входят Германия, Нидерланды и Украина».

Гран-при старой Европы

Интерес российских болельщиков оказался настолько высоким, что организаторы бакинского этапа даже договорились с устроителями Гран-при России о взаимной рекламе: павильон Гран-при Европы должен открыться на Сочи Автодроме во время национального этапа Формулы-1 в мае.

«Мы надеемся, что со временем пропорция изменится. Мы бы хотели, чтобы иностранные болельщики сформировали 25 процентов зрительской аудитории, а три четверти билетов купили азербайджанцы, – рассуждает Озердим. – Это свойственно здешнему менталитету: местные жители не знают, что будут делать через три месяца, зато непосредственно перед гонкой продажи должны усилиться. Мы начали продажи в полдень по местному времени – а первый покупатель оказался из Северной Америки. В тот момент там было 3 или 4 часа утра, но канадский болельщик все равно стал первым обладателем билета на Гран-при Европы».

В скором времени «Уличный автодром Баку» запустит отдельную рекламную кампанию в России. Деньги на продвижение выделит федеральная казна: на организацию Гран-при Формулы-1 в бюджете Азербайджана зарезервированы 100 миллионов манат (примерно 61 миллион долларов по текущему курсу), рассказал Азад Рагимов. «Это предельная сумма, которую мы для себя определили. Выше этой точки расходы не поднимутся», – уточнил министр.

Гран-при старой Европы

© Фото Faik Nagiyev

«Сумма господдержки может уменьшиться за счет вложений спонсоров, – добавил Рагимов. – На сегодняшний день крупные банки Азербайджана в качестве спонсоров выделили 4 миллиона манат ($2,5 миллиона) и 9 миллионов манат ($5 миллионов). Также направлены предложения о спонсорстве крупным компаниям нашей страны. Сумма пока точно неизвестна – возможно, еще 15 или 20 миллионов манат ($9-12 миллионов) будут привлечены за счет частных компаний. Если же говорить о плане FOM за право проведения гонки, то по требованию организаторов Формулы-1 мы не можем раскрывать эту сумму. Могу лишь сказать, что сумма находится в границах, которые сегодня существуют в чемпионате мира – то есть, между Монте-Карло и Сочи». Стоит отметить, что Монако является единственной страной, которая не платит за проведение Гран-при Формулы-1, а ежегодный взнос российских организаторов оценивается в 60 миллионов долларов.


В начале марта официальным послом бакинского Гран-при Европы стал двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо. Испанца привезли в Азербайджан, где он проехал по будущей трассе на дорожном McLaren. На пресс-конференции Алонсо ни разу не произнес слово «Азербайджан». Вместо этого Фернандо вспоминал свои победы на Гран-при Европы – за последние десять лет гонка Формулы-1 с таким названием побывала в Германии и Испании, и в обеих странах чемпион становился победителем. Похоже, благодаря этому организаторы и выбрали Алонсо на роль посла: на счету пилота три победы в Гран-при Европы.

Фернандо Алонсо (справа) и Ариф Рагимов

Фернандо Алонсо (справа) и Ариф Рагимов

После экскурсии по уличной трассе, встрече с организаторами Гран-при, а главное – после нескольких дней пребывания в Баку – ощущение наигранности европейского статуса пропадает само собой. Да, вне пределов Азербайджана название «Гран-при Европы» для этапа в Баку действительно звучит нелепо. Но стоит пройти по узким переулкам Старого города, остановиться на Площади фонтанов или побывать на пешеходной улице Низами, как становится ясно: в этом месте есть нечто, утраченное в «настоящей» Европе.

Гран-при старой Европы

Сейчас в Формуле-1 не осталось трасс с таким характером. В пятидесятых что-то подобное было в испанском Монжуике, португальском Порту или итальянской Пескаре – на городских трассах, которые петляли между жилыми домами. Нарушая все современные традиции, «Уличный автодром Баку» воссоздает ту ауру беззаботных гонок, воспроизвести которую стационарным трассам с огромными зонами безопасности и широким полотном уже не под силу. Баку – это не просто «тилькедром». Баку – это нечто особенное.