Опубликовано 23 мая 2011, 17:45

Нарушая традиции

Феттель едва не упустил победу в Гран-при Испании
Десять лет подряд на Гран-при Испании в Барселоне побеждал только тот пилот, который стартовал с поул-позиции. Вчера эта традиция была прервана - Себастьян Феттель, который в субботу из-за неполадок с системой KERS не смог продолжить свою серию из пяти подряд выигранных квалификаций, сполна отыгрался в воскресенье.
Фото команд-участниц
Фото команд-участниц

Десять лет подряд на Гран-при Испании в Барселоне побеждал только тот пилот, который стартовал с поул-позиции. Вчера эта традиция была прервана. Себастьян Феттель, который в субботу из-за неполадок с системой KERS не смог продолжить свою серию из пяти подряд выигранных квалификаций, сполна отыгрался в воскресенье.

Сказать, что победа немецкого пилота получилась непростой – не сказать ничего. Пожалуй, впервые в этом сезоне в распоряжении Феттеля был не самый лучший автомобиль. На последних кругах лидера Red Bull Racing вплотную преследовал Льюис Хэмилтон – британец так и не смог совершить обгон, но его McLaren был явно быстрее.

Да и обладатель поула Марк Уэббер, прервавший серию квалификационных побед своего напарника, до финиша добрался лишь четвертым. Хотя еще в субботу казалось, что Гран-при Испании превратится в своего рода показательное выступление Red Bull Racing.

Вопрос от Боба

У Боба Маккензи всегда интересные вопросы. Корреспондент Daily Express выглядит примерно так же, как тренер Романа Павлюченко в Tottenham Hotspur Харри Реднапп, которого российский футболист однажды очень метко охарактеризовал следующими словами: "Как будто только что встал из-за барной стойки".

Это было на пресс-конференции в субботу, через четверть часа после окончания квалификации. Боб взял – в его случае можно даже сказать "завладел" микрофоном – и обратился к Хэмилтону: "Льюис, если эти парни из Red Bull завтра уедут вперед и гонка у них сложится нормально, есть ли у тебя хоть малейший шанс опередить их?". В последнем сегменте квалификации чемпион мира 2008 года уступил сидевшему по правую руку Марку Уэбберу почти секунду. "Я сейчас тут подумал, – заулыбался Льюис. – Старый участок трассы ведь еще никуда не делся, два последних быстрых поворота – если бы я мог использовать их и не ехать через шикану, тогда шанс есть. В противном случае – шансов нет".

Феттелю Хэмилтон мог проиграть в квалификации еще больше, чем Уэбберу. Но уже после первого сегмента на автомобиле Себастьяна отказала KERS, и в финале субботней сессии он не смог побороться с напарником за поул. Таким образом, рекорд Айртона Сенны по количеству выигранных подряд квалификаций устоял. В свое время Бразильский волшебник восемь гонок подряд начинал с поула – Феттель остановился на пяти. Серия немца тянулась с Гран-при Абу-Даби прошлого года, и если бы не отказ KERS, он практически наверняка выиграл бы и квалификацию в Барселоне. Уэбберу Себ в итоге проиграл ровно две десятые – с работающей системой могло быть по крайней мере на полсекунды быстрее. Впрочем, чтобы опередить Хэмилтона, KERS Феттелю была не нужна – показать время лучше британца, говорили в пресс-центре, лидер чемпионата мог, даже если бы на его RB7 отказала и DRS.

В результате в субботу вечером в паддоке было не так много людей, готовых поспорить с тем, что за победу в гонке пилоты Red Bull Racing будут бороться исключительно между собой.

Серия поулов Себастьяна Феттеля, может, и прервалась, но его команда по субботам по-прежнему непобедима. Пять квалификаций из пяти выиграли гонщики Red Bull Racing.

Серия поулов Себастьяна Феттеля, может, и прервалась, но его команда по субботам по-прежнему непобедима. Пять квалификаций из пяти выиграли гонщики Red Bull Racing.

Отвечать на вопросы Боба Маккензи в субботу вполне мог и Фернандо Алонсо. Чтобы опередить Хэмилтона и попасть вместе с парнями из Red Bull Racing на пресс-конференцию, ему не хватило всего трех тысячных секунды. Впрочем, испанец и без того был доволен. В субботу прервалась серия не только Феттеля, но и его собственная, только со знаком "плюс" – в первых четырех квалификациях сезона 2011 года Алонсо неизменно оставался пятым. Четвертая позиция на стартовой решетке – в этом году повод для радости.

Позади испанца расположились Дженсон Баттон и Виталий Петров. Россиянин повторил лучший результат в карьере, однако после сессии бы не слишком доволен, признавшись на вечернем брифинге для российских журналистов, что вполне мог стать и третьим. Что именно случилось с ним на втором секторе, Петров не рассказал даже тогда, когда мы выключили диктофоны – но того, что "что-то" все-таки случилось, скрывать не стал. В любом случае – жаль. А ведь мог бы, опять же, пообщаться с Маккензи вместо Хэмилтона. Но теперь уже как-нибудь в другой раз.

Следом за россиянином места в десятке между собой распределили Нико Росберг, Фелипе Масса, Пастор Мальдонадо и Михаэль Шумахер. У семикратного чемпиона мира перед финальным сегментом, как и у Феттеля, отказала KERS, и он даже не стал проезжать быстрый круг, предпочтя сохранить свежий комплект мягких покрышек. Весьма, как оказалось потом, дальновидное решение.

Коварный New Holland

И еще раз про Маккензи. В этом году, по воскресеньям после гонки, все журналисты в пресс-центре становятся немного похожи на Боба. И барные стойки тут совсем ни при чем. Благодаря Pirelli, DRS и KERS гонки стали куда насыщеннее, и вместить их описания в газетные полосы – задача не из простых. Если раньше вся интрига могла уместиться в паре предложений, то теперь количество обгонов и пит-стопов увеличилось многократно.

В Барселоне мы все втайне надеялись, что будет проще - на трассе в Монтмело обгонов всегда было едва ли не меньше, чем в Монако, и именно здесь новый формат Формулы-1 должен был выдержать первый серьезный экзамен.

Формат выдержал. Но журналистам проще не стало.

Пит-стопов в ходе Гран-при Испании было едва ли меньше, чем две недели назад в Турции, да и обгонов тоже случилось немало – столько в Барселоне не было, пожалуй, года с 1996-го, когда гонка проходила под приливным дождем. Тем не менее, система регулирования угла атаки заднего антикрыла на ситуацию повлияла не слишком сильно. На стартовой прямой, где в ходе гонки и было разрешено использовать DRS, обгонять вновь было очень сложно – по той же причине, что и раньше. Последний поворот, выводящий на стартовую прямую, слишком быстр, и приблизиться в нем к сопернику практически невозможно. Ситуацию не спасло даже то, что в Испании FIA сделала обгонную зону как никогда длинной – 830 метров. Но вираж New Holland, как и в былые годы, облегчил жизнь обороняющимся и, возможно, спас гонку Феттеля.

Для Red Bull Racing гонка пошла не по плану с самого начала.

Для Red Bull Racing гонка пошла не по плану с самого начала.

В первый поворот Себ зашел вторым, но не позади Уэббера, и даже не позади Хэмилтона: с четвертой стартовой позиции сразу на первую катапультировался Фернандо Алонсо. Пресс-центр взорвался аплодисментами, а спустя полторы минуты "взорвалась" и центральная трибуна. Испанец завершил лидером и первый круг, и последующие десять, а затем вновь вышел вперед уже после серии пит-стопов у основных соперников.

С первой позицией испанец окончательно расстался только тогда, когда позади была почти треть гонки, но судя по итоговому протоколу, шансов выиграть домашний Гран-при у Алонсо практически не было. То, что пилот Ferrari удержался на первой позиции после первого пит-стопа – во многом случайность. Феттель отправился в боксы на круг раньше испанца, но выехал на трассу позади Баттона. Потратив время на то, чтобы обогнать британца, а затем еще и Нико Росберга, немец в итоге не смог отыграть позицию у Алонсо. На трассе же на расстояние атаки к Фернандо подобраться не удавалось – даже несмотря на DRS. У Феттеля едва ли не впервые в сезоне появилась возможность опробовать систему в действии, но удержаться позади соперника в New Holland, чтобы затем атаковать на прямой, не удавалось даже Себу. Поэтому проезжая мимо главной трибуны в статусе лидера, Фернандо чувствовал себя достаточно комфортно.

Тем не менее, рано или поздно лидер Ferrari должен был остаться позади. На второй пит-стоп Феттель вновь отправился на круг раньше Алонсо, но на сей раз в трафик не попал. Испанец после своей остановки выехал на трассу уже позади немца и затем продолжил терять позиции. После третьего пит-стопа испанца обошел Хэмилтон. Британец на втором отрезке использовал сэкономленный в квалификации комплект свежих мягких шин и банально пересидел Алонсо на трассе. На пит-лейн Льюис отправился на четыре круга позже Фернандо и выехал впереди.

В итоге Алонсо не смог удержаться и на третьей позиции – скорость Ferrari соперничать испанцу с пилотами Red Bull Racing и McLaren не позволяла. Пропустив сначала Баттона, а затем оказавшись и позади Уэббера, Алонсо финишировал пятым – от победителя Фернандо отстал более чем на круг.

В итоге Алонсо не смог удержаться и на третьей позиции – скорость Ferrari соперничать испанцу с пилотами Red Bull Racing и McLaren не позволяла. Пропустив сначала Баттона, а затем оказавшись и позади Уэббера, Алонсо финишировал пятым – от победителя Фернандо отстал более чем на круг.

Борьбы за последнюю ступень подиума тоже не получилось. Дженсон Баттон, как и в Турции, выбрал отличную от остальных лидеров тактику. Если Феттель, Хэмилтон, Уэббер и Алонсо останавливались в боксах по четыре раза, то чемпион мира 2009 года – всего три. Старт Дженсон провалил, закончив первый круг десятым. И если, чтобы опередить Себастьена Буэми, британцу потребовались лишь три круга с небольшим, то за Фелипе Массой Баттон застрял надолго. Вернуться в группу лидеров пилот McLaren смог только благодаря тактике и умению беречь резину – из всех пилотов, стартовавших в первой десятке, Дженсон смог продержаться на стартовом комплекте шин дольше всего – 14 кругов. Во второй раз Баттон остановился в боксах уже тогда, когда свои третьи пит-стопы успели провести Алонсо и Уэббер.

В Турции тактика меньшего количества пит-стопов успеха Баттону не принесла, однако она же отлично сработала в Испании. Когда основные соперники уже перешли на жесткую резину, Дженсон еще продолжал ехать на мягкой. На 35 круге британец догнал Алонсо и Уэббера и обошел их словно круговых. При этом каждому из троих еще предстояло провести по одному пит-стопу.

За первые двадцать лет, что Гран-при Испании проходит на трассе в Монтмело, лишь четырежды в гонке не смог победить пилот, стартовавший с поул-позиции. По разу подобным образом "отличились" Герхард Бергер и Дэймон Хилл и дважды Михаэль Шумахер. Теперь компанию им составил Марк Уэббер.

За первые двадцать лет, что Гран-при Испании проходит на трассе в Монтмело, лишь четырежды в гонке не смог победить пилот, стартовавший с поул-позиции. По разу подобным образом "отличились" Герхард Бергер и Дэймон Хилл и дважды Михаэль Шумахер. Теперь компанию им составил Марк Уэббер.

Пара лидеров, которая в итоге вела сражение за победу, окончательно сформировалась после 24-го круга. Льюису Хэмитону удалось несколько кругов побыть лидером после пит-стопа Алонсо, но после своей остановки в боксах британец предсказуемо вернулся на трассу позади Себастьяна Феттеля. Тем не менее, немец, несмотря на фантастическое преимущество Red Bull в квалификации, в гонке оторваться от британца не смог до самого финиша.

"Мы были быстрее. Мне кажется, если бы я смог пройти его, я бы оторвался, – сказал Хэмилтон на пресс-конференции после финиша. – Но я просто не мог обогнать. Они были очень, очень быстры в скоростных поворотах: в третьем, шестом и последнем".

На выходе из New Holland Феттель раз за разом чуть отрывался от соперника, и Льюис, даже активируя DRS и используя большую часть заряда KERS на прямой, не имел возможности приблизиться на расстояние атаки.

То, что по воскресеньям соперники к Red Bull теперь намного ближе, чем по субботам, после Гран-при Испании стало ясно окончательно. После 300 с лишним километров гонки Феттель опередил Хэмилтона на 0,630 секунды – это меньше, чем британец проиграл немцу на одном круге в квалификации в субботу.

Для Виталия Петрова, по его собственному признанию, гонка в прошедшее воскресенье стала "одной из самых разочаровывающих в жизни". Россиянин отыграл позицию на старте, долгое время держался пятым, но затем постепенно начал терять места одно за другим и в итоге финишировал за пределами очковой зоны.

Для Виталия Петрова, по его собственному признанию, гонка в прошедшее воскресенье стала "одной из самых разочаровывающих в жизни". Россиянин отыграл позицию на старте, долгое время держался пятым, но затем постепенно начал терять места одно за другим и в итоге финишировал за пределами очковой зоны.

После финиша Виталий Петров посетовал на то, что перед гонкой в его распоряжении не осталось ни одного свежего комплекта мягкой резины. "Теперь, наверное, шестое место в квалификации вообще ничего не значит. Похоже, надо просто экономить колеса и стартовать с последнего места", - сказал Петров после гонки. На заключительном отрезке Виталия обошли Ник Хайдфельд, Серхио Перес и Камуи Кобаяси, каждый из которых имел в запасе перед стартом хотя бы один неизношенный комплект шин Soft.

При этом стартовавший с последнего места Ник Хайдфельд закончил гонку восьмым, в очередной раз доказав, что наличие трех свежих комплектов мягкой резины может с лихвой компенсировать недостатки стартовой позиции. Немцу совсем немного не хватило, чтобы под занавес обойти и пилотов Mercedes GP, но Михаэль Шумахер и Нико Росберг в итоге смогли финишировать впереди.

Очки смогли набрать и оба пилота Sauber. Причем дебютант Серхио Перес опередил на финише Камуи Кобаяси – японец вынужден был совершить пит-стоп после прокола на первом круге, но даже несмотря на это финишировал десятым, вновь доказав что автомобиль команды очень бережно относится к покрышкам. После внепланового пит-стопа в конце первого круга Камуи по ходу дистанции останавливался у механиков всего дважды. Похоже, инженеры Sauber действительно знают что-то такое, о чем пока не догадались остальные.