Ты меня уважаешь?
Как гонщики лидирующих команд оформили отношения на Гран-при ВенгрииКороткий, узкий и извилистый Хунгароринг и так считается главным картодромом в календаре Формулы-1 – а уж в этом году на яростную борьбу с тысячей обгонов в минуту вряд ли рассчитывали даже те, кто лично знаком со снежным человеком и кому в детстве приносил подарки настоящий Дед Мороз. Широкие машины, навороченная аэродинамика и жара под 30 градусов означали буквально следующее: каким бы быстрым ты ни был, подобраться к сопернику ближе, чем на секунду, почти нереально. А если подберешься, но просидишь за ним дольше, чем пару кругов – рискуешь перегреть машину и вообще угробить себе гонку. Плюс живучая резина, сводящая весь креатив стратегов к тактике единственного пит-стопа.
Получили ли мы в итоге унылую процессию от старта до финиша? И да, и нет. Да – потому что даже на «кривой» машине Себастьян Феттель все равно доехал до победы. Нет – потому что благодаря его проблемам мы увидели принципиальную разницу во взглядах Ferrari и Mercedes на жизнь. «Мотор» удивляется, насколько разным может быть уважение между напарниками по команде, и делает главные выводы после Гран-при Венгрии.
Ferrari взяла свое
После Монако еще не было ни одной трассы, где серебристые машины не выглядели бы однозначными фаворитами по чистой скорости. И если бы эта история продолжилась даже под Будапештом, сезон можно было бы сметать веником в совочек и под горестные вздохи из серии: «Эх, а как все хорошо начиналось!» выкидывать в помойку. Доминирования маневренных короткобазных Ferrari над длинными «автобанными» Mercedes ждали все – и оно, собственно, произошло. Да, финишный отрыв Феттеля и Райкконена от соперников никак не тянул на пропасть, но этому есть железное объяснение: виноват Фернандо Алонсо!
Испанец подцепил за океаном вирус «Индикара», который сначала заразил гонщиков (вспомните хотя бы безумный Азербайджан), а теперь добрался и до техники. Ferrari SF70H лидера чемпионата решила, будто она Dallara DW12 в «овальной» конфигурации – и начала ехать налево при каждом удобном случае. Себастьян, конечно, получил много новых и забавных ощущений, но скорость неминуемо потерял, и на большинстве других трасс вряд ли смог бы удержать позицию. К счастью для него, снизу был Хунгароринг, а сзади – Райкконен.
Вторых пилотов Ferrari обычно жалко. И по Баррикелло, и по Массе в свое время было видно: их гордость и амбиции жестко ломают об колено, их ставят на место и дают единственный выбор: играть по правилам или уходить. Жалко ли Кими? Когда он упустил победу в Монако – еще было жалко, а теперь уже нет. Потому что финн не просто смирился со своей участью: похоже, он сделал сознательный выбор. Ему больше не обидно проигрывать напарнику – просто потому, что он даже не собирается выигрывать. После финиша Айсмен скажет: «Я жаловался по радио на скорость Себа не потому, что хотел его обогнать – просто опасался накатывающих сзади соперников». Понимаете? Он это добровольно!
Не секрет, что Феттель и Райкконен прекрасно ладят и искренне уважают друг друга, а теперь это уважение прошло одну из самых сложных проверок: быстрой машиной, которая позволяет бороться за победы. Поэтому когда в Монце Скудерия объявит о продлении этих двоих на 2018 год (а слухи ходят именно такие), не удивляйтесь, потому что более удобной пары пилотов не придумать. Райкконен больше не гонщик Ferrari, а ее работник. И его работа – бороться за чемпионский титул не за себя, а за того парня. А если сам Кими по этому поводу не переживает, то с чего бы переживать нам?
В Mercedes поступили красиво, но не безрассудно
Это было даже слишком символично: в той же гонке, где пилоты Ferrari окончательно разделились на первого и второго, парни из Mercedes устроили аттракцион невиданного равенства. Сложно было не подумать дурного, когда Боттас без борьбы выпустил Хэмилтона вперед – и уж тем более никто не ждал, что на последнем круге британец, так и не сумевший укусить Ferrari, подождет напарника бесконечные восемь секунд и вернет ему подиум. Эффектнейший пример fair play и живое подтверждение слов Тото Вольффа о том, что спортивно-моральная составляющая в команде превыше всего! Во всяком случае, очень хочется, чтобы так и было. Потому что если начать задумываться…
Если начать задумываться, можно прийти к мысли, что Mercedes не особо-то и боится Ferrari – иначе в штабе «серебристых» не стали бы рисковать потерей даже пары очков, подставляя замедляющегося Хэмилтона под наседающего Ферстаппена. Даже несмотря на дубль Скудерии, Mercedes ведет в командном зачете с преимуществом почти в 40 баллов – и, похоже, уже не переживает по поводу Кубка конструкторов: следующий запрограммированный провал ожидается в Сингапуре, а насчет остальных трасс команда, кажется, вполне уверена.
Но самое показательное – слова Вольффа: да, мол, эти три очка в итоге могут решить судьбу титула, принять такое решение было очень сложно, но мы молодцы и поступили по совести. Слышите, слышите? У них там один претендент на титул! Это не Валттери приблизился к Себастьяну, это Льюис от него отстал. Вот и складывается не самая приятная, но стройная картинка: Хэмилтон отдает очки Феттелю и Боттасу просто потому, что не чувствует с их стороны реальной угрозы.
Но давайте-ка, пока не доказано обратное, лучше считать все это бредом и домыслами. Исходить из того, что Льюис – человек слова, уважающий своего напарника. И что руководство Mercedes действительно способно в нужный момент поступить правильно, а не прагматично. Так будет красивее и спокойнее, а конспирологии нам и так хватает.
Квят отпущения
Вот хотя бы в случае Дани – как без нее? Да, на протяжении четырех предыдущих гонок россиянин только тем и занимался, что рисовал большую красную мишень на собственной спине. Предстартовая неразбериха и двойной штраф в Канаде – раз. Вылет и не слишком опасное, но доведшее напарника до разворота возвращение в Баку – два. Торпедирование Алонсо-Ферстаппена в Австрии и (опять!) напарника в Великобритании – три и четыре. Виноват ли Квят во всем этом? За исключением Канады, бесспорно да. Получает ли он слишком серьезные наказания от судей только потому, что слишком часто попадается им на глаза? Тоже да.
Три позиции штрафа за блокировку Стролла в венгерской квалификации – прямо по Козьме Пруткову: единожды солгавши, кто тебе поверит? Инженер не предупредил Даню о приближающемся канадце, а когда тот показался в зеркалах, пилот Toro Rosso сделал все, чтобы убраться с дороги – то есть, убрался с нее самым буквальным образом. Но все равно был наказан. Видимо, за то, что не умеет проваливаться под землю. Что еще хуже – теперь у Квята в суперлицензии 10 штрафных баллов из 12 возможных, и любая оплошность может стоить ему вынужденного отпуска. Формально на одну гонку, но вероятнее – на всю карьеру.
И все это можно было бы списать на суровый, но справедливый нрав судей… Если бы он не был несправедливым – а после вердикта по столкновению Ферстаппена и Рикьярдо думать иначе не получается. Вот смотрите. В Австрии ошибка Дани была косвенно вызвана ранним торможением Алонсо, а британский контакт с Сайнсом во многом произошел из-за неуступчивости обоих пилотов Toro Rosso и некстати подвернувшегося уфимцу поребрика. А вот на Хунгароринге Макс протаранил Дэна просто на ровном месте, пожадничав со скоростью. И получил за это 10 секунд, что гораздо мягче проездов по пит-лейн, которыми награждали россиянина за его проступки.
Нет, мы не предлагаем устроить плач Ярославны о том, какой Даня бедный, несчастный и несправедливо обиженный: сполна хлебнув невезения в первой четверти сезона, во второй он предостаточно накосячил и сам. Вопросы о его будущем в Формуле-1, к сожалению, справедливы – особенно на фоне Карлоса, снова блеснувшего и заехавшего в довольно солидные очки. Вот только очень хотелось бы, чтобы это будущее решалось без «помощи» судей.
Мотор решает не всегда, и это хорошо
Неожиданно спокойно отреагировал на ошибку Ферстаппена и Кристиан Хорнер – хотя она дорого обошлась Red Bull: без инцидента на первом круге Дэн и Макс вполне могли претендовать на места сразу за тройкой лидеров. Правда, на Хунгароринге от «быков» ожидали большего, ведь венгерская трасса – одна из тех, где можно сказать: «Вот видите – машина у нас отличная, просто мотор $%#@&».
Как это сказали (и доказали) в McLaren: после такого выступления грех не подумать, что если бы не немощная Honda, фавориты чемпионата могли бы таковыми и не быть. Обе оранжево-черные машины в десятке – причем Алонсо не просто шестой, то есть быстрейший из остальных, но и с лучшим кругом! Да, за минуту, которая отделила Фернандо от пятого места Ферстаппена, тот наверняка успел вылезти из машины, извиниться перед начальством и напарником и запостить пару картинок в Instagram. С другой стороны – все, кто финишировал дальше, вообще уступили лидерам круг. И Сайнс, и пилоты Force India (надо сказать, неплохо отыгравшиеся после субботы), и Хюлькенберг.
У единственного боевого гонщика Renault второй уикенд подряд «едет» очень удачно обновленная машина – и пусть на сей раз показать результат помешали заминка на пит-стопе и Кевин «suck my balls» Магнуссен, во второй половине сезона от французской команды можно ожидать сюрпризов. Не самых приятных для Haas, Toro Rosso и, возможно, даже Williams.
Ди Ресту надо возвращать
Ну кто мог подумать, что висящему на сцене шотландскому ружью внезапно придется в самом деле выстрелить? Оно же было сугубо декоративным – выступало себе в DTM, комментировало Формулу-1 на канале Sky и фактически не было знакомо с машинами не то что этого года, но и турбогибридами вообще! Впервые, без каких-либо тренировок, прыгнуть за руль сразу в квалификации, показать там не последнее время, опередив Эрикссона и уступив напарнику всего семь десятых, а потом провести пусть слишком осторожную, но надежную и безошибочную гонку – это действительно очень круто. Больше, чем можно было требовать от любого, кто оказался бы в такой ситуации.
Пока мы не знаем, в чем причина неожиданного недомогания Фелипе Массы, но за месяц августовского перерыва бразильский ветеран точно должен прийти в себя и вернуться за руль. А если вдруг нет – Пол ди Реста только что показал, что на него можно (и нужно) рассчитывать. Дайте ему хоть немного разобраться с машиной, настройками, резиной и всем остальным – и он поедет не хуже Массы, это как минимум. Причем о форме Фелипе мы так или иначе судим по Строллу, то есть гадаем на кофейной гуще: кто знает, где была бы сейчас Williams, имея в составе, например, Переса и Окона?
Вряд ли ди Реста получит место боевого пилота уже в этом сезоне: для этого с Массой должно произойти что-нибудь, такое, чего ему никто не желает. Но на месте Падди Лоу мы бы крепко задумались о том, чтобы после окончания чемпионата отправить-таки со второй попытки бразильца на заслуженный отдых и вернуть в строй шотландца. А уж если Роберт Кубица продолжит впечатлять всех на тестах с Renault и окончательно продемонстрирует, что готов к Формуле-1…
Да, два больших камбэка – это слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но все, что происходит со спортом после ухода Берни Экклстоуна, учит нас одному: никогда не говори «никогда». И на этой сдержанно-оптимистичной ноте давайте-ка расходиться на летние каникулы. Что-то подсказывает, что после их окончания у нас найдется уйма тем для разговора.
Гран-при Венгрии, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
4/5:
Льюис Хэмилтон.
Льюис поступил, как настоящий джентльмен, но если бы он обогнал Кими, то вторая часть сезона была бы веселее.
4/5:
Валттери Боттас.
Сделал все, что было нужно для команды, но не для себя.
5/5:
Себастьян Феттель.
Феттель сделал главное – доказал, что большие успехи первой половины сезона не были случайностью.
4/5:
Кими Райкконен.
Да, он «Гонщик дня», но за то, что чемпион мира добровольно принимает роль второго пилота, больше четверки не поставим.
Б/О:
Даниэль Рикьярдо.
Потенциально неплохую гонку Дэну испортил напарник. Ждем месть после отпуска?
3/5:
Макс Ферстаппен.
Лишил команду неплохих очков из-за собственной вспыльчивости. Доктор Марко может и не оценить такие финты
5/5:
Пол ди Реста.
Доказал, что он ни разу не сбитый летчик.
3/5:
Лэнс Стролл.
Несмотря на подиум в Баку, Лэнсу еще о-о-о-о-очень далеко до пилота с приставкой «топ».
4/5:
Даниил Квят.
Если бы не штраф, был бы в очках. Вот только этих «если бы» в случае с Квятом в последнее время слишком много.
5/5:
Карлос Сайнц.
Красивейшая борьба с Алонсо, седьмое место на финише. Карлосу пора крепко задуматься о продолжении карьеры. Toro Rosso он уже почти перерос.
4/5:
Серхио Перес.
Обогнал напарника, но, скорее всего, и сам хотел оказаться выше.
4/5:
Эстебан Окон.
Скорее всего, хотел обогнать напарника.
3/5:
Нико Хюлькенберг.
Запомнился только зарубами с пилотами Haas. В Renault вряд ли счастливы.
3/5:
Джолион Палмер.
Делает все, чтобы не лишиться места в Renault уже в августе. Очков все еще нет, но статус безоговорочного второго номера подтвержден.
5/5:
Фернандо Алонсо.
Его машина на финише в хороших очках, да еще и лучший круг в гонке. В этом McLaren точно стоял мотор Honda?
3/5:
Стоффель Вандорн.
Привез команде очень важные очки, но все еще не оправдывает статуса одного из самых талантливых гонщиков поколения
Б/О:
Роман Грожан.
Механики и Хюлькенберг решили, что Роману надо уйти в отпуск пораньше.
3/5.
Кевин Магнуссен.
Мощно отшить Хюлькенберга – это, конечно, хорошо, но очки за это не выписывают.
4/5.
Паскаль Верляйн.
Выступления Паскаля оценивать все сложнее: его машина и его напарник быстрее не становятся.
3/5:
Маркус Эрикссон.
Маркус напоминает джентльмен-драйва из менее элитных чемпионатов. Его месту практически ничего не угрожает, поэтому он и не парится.
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari |
2. | Кими Райкконен | Ferrari |
3. | Валттери Боттас | Mercedes |
4. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
5. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
6. | Фернандо Алонсо | McLaren |
7. | Карлос Сайнц | Toro Rosso |
8. | Серхио Перес | Force India |
9. | Эстебан Окон | Force India |
10. | Стоффель Вандорн | McLaren |
11. | Даниил Квят | Toro Rosso |
12. | Джолион Палмер | Renault |
13. | Кевин Магнуссен | Haas |
14. | Лэнс Стролл | Williams |
15. | Паскаль Верляйн | Sauber |
16. | Маркус Эрикссон | Sauber |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Ferrari | 202 |
2. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 188 |
3. | Валттери Боттас | Mercedes | 169 |
4. | Даниэль Рикьярдо | Red Bull | 117 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 116 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 67 |
7. | Серхио Перес | Force India | 56 |
8. | Эстебан Окон | Force India | 45 |
9. | Карлос Сайнц | Toro Rosso | 35 |
10. | Нико Хюлькенберг | Renault | 26 |
11. | Фелипе Масса | Williams | 23 |
12. | Лэнс Стролл | Williams | 18 |
13. | Роман Грожан | Haas | 18 |
14. | Кевин Магнуссен | Haas | 11 |
15. | Фернандо Алонсо | McLaren | 10 |
16. | Паскаль Верляйн | Sauber | 5 |
17. | Даниил Квят | Toro Rosso | 4 |
18. | Стоффель Вандорн | McLaren | 1 |
19. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
20. | Джолион Палмер | Renault | 0 |
21. | Маркус Эрикссон | Sauber | 0 |
22. | Антонио Джовинацци | Sauber | 0 |
Кубок конструкторов
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 357 |
2. | Ferrari | 318 |
3. | Red Bull Racing | 184 |
4. | Force India | 101 |
5. | Williams | 41 |
6. | Toro Rosso | 39 |
7. | Haas | 29 |
8. | Renault | 26 |
9. | McLaren | 11 |
10. | Sauber | 5 |