Опубликовано 04 сентября 2017, 13:46
11 мин.

Что-то пошло не так

Как гонщики Ferrari провалили домашнюю гонку сильнее, чем собирались
В субботу Формула-1 подарила нам одну из самых зрелищных (и продолжительных) квалификаций в истории – Монцу от души заливало, и хронометраж сессии перевалил далеко за три часа. Мы не знаем, есть ли у Чарли Уайтинга собака, но с Берндом Майландером руководитель гонки обращался безжалостно, раз за разом выгоняя сейфти-кар на дождливую улицу, чтобы проверить состояние трассы. А когда отмашка все-таки была дана, непогода и калейдоскоп технических штрафов перемешали пелотон так, что даже те, кто не собирался смотреть гонку, наверняка успели совершить несколько звонков в стиле: «Прости, дружище, но завтра никак не получится». И прогадали, потому что воскресенье оказалось скучным. Пугающе скучным. Таким, будто на дворе и не 2017 год вовсе. «Мотор» ставит свечку за поддержание интриги в чемпионате и делает главные выводы после Гран-при Италии.
Что-то пошло не так
© gettyimages

В субботу Формула-1 подарила нам одну из самых зрелищных (и продолжительных) квалификаций в истории – Монцу от души заливало, и хронометраж сессии перевалил далеко за три часа. Мы не знаем, есть ли у Чарли Уайтинга собака, но с Берндом Майландером руководитель гонки обращался безжалостно, раз за разом выгоняя сейфти-кар на дождливую улицу, чтобы проверить состояние трассы. А когда отмашка все-таки была дана, непогода и калейдоскоп технических штрафов перемешали пелотон так, что даже те, кто не собирался смотреть гонку, наверняка успели совершить несколько звонков в стиле: «Прости, дружище, но завтра никак не получится». И прогадали, потому что воскресенье оказалось скучным. Пугающе скучным. Таким, будто на дворе и не 2017 год вовсе. «Мотор» ставит свечку за поддержание интриги в чемпионате и делает главные выводы после Гран-при Италии.

Что-то пошло не так

Энтропия наступает и проигрывает

Серьезно, квалификация на этот раз оказалась интереснее гонки. Чего стоят только муки выбора пилотов между дождевой и промежуточной резиной, посягательства пары Red Bull на поул или сенсационные круги Стролла и Окона, о которых мы еще поговорим ниже. Мокрый асфальт вообще хорош в деле создания интриги: никогда не знаешь, кто внезапно найдет зацеп и пробьется в первые ряды, а кто в приступе чрезмерного героизма разберет машину на элементарные частицы. Хотя с этим, не считая Грожана в самом начале первой сессии, обошлось – и слава богу.

А особого перца в субботу добавили массовые штрафы за замену двигателей и коробок передач, перетасовавшие и так довольно хаотичную решетку. Суммарно под раздачу попали девять (!) гонщиков из двадцати, а со своих законных мест стартовали лишь четверо: первый Хэмилтон, последний Грожан, да Сайнц с Палмером из середины второго десятка. Остальные наверняка по несколько раз уточняли у своих инженеров, куда именно им надлежит вставать на стартовой решетке.

Что-то пошло не так

Наказывать пилотов за технические неполадки – мерзко и несправедливо, с чем перед стартом гонки согласился аж целый президент FIA Жан Тодт. Даже он, не говоря уже о комментаторах и тем более простых болельщиках, был не в силах разобраться, откуда должны стартовать парни, суммарно схлопотавшие потерю 140 позиций. Но самый прикол – даже не в этой цифре.

Еще забавнее посчитать технические (без учета дисциплинарных) штрафы с начала сезона: в общей сложности их было начислено на 435 мест. Четыреста. Тридцать. Пять. И давайте не уточнять, на счету какой команды основная доля этого заработка. Давайте лучше доведем ситуацию до абсурда: если бы в Италии каждому досталось поровну от этого количества, то пять гонщиков стартовали бы из Бельгии. А остальные – из Венгрии.

Как развлекалась Формула-1, пока задерживалась квалификация

И мы были бы первыми, кто просил бы наплевать на справедливость и оставить все как есть, если бы эти штрафы приводили к непредсказуемым и фееричным гонкам – вроде той, что грохотала в Баку. Так ведь нет! Пара горячих юнцов в первой тройке, Ferrari в роли догоняющих, «Зауберы» на подступах к первой десятке, оба Red Bull в хвосте, даже «Торпеда» прямо позади Феттеля – сколько заготовок для экшена!

Но все это каким-то невообразимым образом не перемололо само себя на жестких торможениях и в тесных шпильках Монцы. Небольшая и по большей части корректная движуха на первых кругах – а дальше тишь да гладь, которую нарушал лишь напористый прорыв Рикьярдо да традиционная радиопередача «Негодуем с Фернандо». Кажется, даже будь в пелотоне Пастор Мальдонадо, гонка все равно прошла бы слишком спокойно. А особенно плохо все было в первых рядах.

Что-то пошло не так
Что-то пошло не так

Дело не в тебе, дело во мне

Удивляться тому, что на самой «моторной» трассе календаря в фаворе оказались машины с силовыми установками из Бриксуорта – это как бежать по эскалатору против хода и возмущаться, что он никак не заканчивается. В победе Mercedes вряд ли сомневались даже самые преданные фанаты Ferrari, но никто не ожидал того, что поход за ней превратится в танковый биатлон на территории воскресной школы. «Серебряные стрелы» оказались настолько сильнее соперников, что после пит-стопов на 2/3 дистанции Льюис и Валттери включили режим энергосбережения двигателей и буквально докатились до дубля.

Давайте даже не начинать разговор о Боттасе, безропотно державшем отставание в 5 секунд от напарника – тут и так все ясно (и грустно). Но полминуты, которые ковыряющийся в носу Хэмилтон привез своему главному и единственному сопернику Феттелю, – это разгром, шок и трепет. Причем дело вовсе не во внезапном скачке формы Mercedes, а именно в провале Ferrari.

Что-то пошло не так

Со скоростью на прямых у Себа и Кими с самого начала ожидались проблемы, поэтому к процессу даже подключилось итальянское отделение Небесной канцелярии. «Своим» оно решило подсобить субботним дождем, который должен был нивелировать разрыв в мощности и вывести на первый план достоинства шасси – но Скудерия умудрилась куда-то разом растерять все свои козыри и оказалась совершенно беспомощна. Ни маневренности в шиканах, ни стабильности в скоростных поворотах, ни эффективного обращения с резиной – алые машины не смогли ничем порадовать своих гонщиков что в мокрой квалификации, что в сухой гонке.

Через две недели будет Сингапур, который, по идее, должен встать костью в горле Mercedes и идеально подойти Ferrari – но кто теперь знает, не напортачат ли опять итальянцы с настройками? Держим за них пальцы! Иначе у недавней экранизации «Темной башни» Стивена Кинга появится достойный конкурент в номинации «Бездарно запоротый эпический сюжет».

Что-то пошло не так
Что-то пошло не так

Red Bull стоит опасаться

Еще один индикатор проблем Ferrari – пара, состоящая из одного очень везучего австралийца и одного очень неудачливого голландца. Окей, отжига в квалификации следовало ожидать: если и блистать «Быкам», то именно в таких условиях. Но вот то, что посуху – без сейфти-каров и прочих форс-мажоров – стартовавший с 16 места Рикьярдо надругался над Райкконеном и чуть не сожрал Феттеля – это показатель. Причем не только формы «энергетиков» (хотя на фоне остальных команд с моторами Renault впечатляет и она), но и невзгод, обрушившихся на Скудерию. Мог ли вместо Себа претендовать на подиум Ферстаппен, уже к середине первого круга прорвавшийся в первую десятку? Наверняка! Но в дело традиционно вступило его тотальное невезение, на сей раз принявшее обличие машины Фелипе Массы и разрушившее Максу покрышку, а вместе с ней и гонку.

Дэн никогда не перестает шутить. На сей раз он [устроил дружескую пикировку с Джонни Хербертом в эфире Sky:](https://twitter.com/SkySportsF1/status/903984270888370177)  
– Я смотрел тебя по телевизору, на экране ты выглядишь лучше!  
– А ты лучше выглядишь, когда шлем на голове.

Дэн никогда не перестает шутить. На сей раз он устроил дружескую пикировку с Джонни Хербертом в эфире Sky:
– Я смотрел тебя по телевизору, на экране ты выглядишь лучше!
– А ты лучше выглядишь, когда шлем на голове.

Голландцу снова остается только стиснуть зубы и надеяться, что уж в Сингапуре-то ему наконец воздастся за страдания – хотя у всего есть предел, и получить пять кубков разом у него не выйдет никак. Зато в Монце мы наконец смогли в деталях рассмотреть, как Дэн Рикьярдо умудряется зарабатывать столько подиумов на не самой сильной машине – спасибо штрафу, заставившему австралийца прокладывать себе дорогу из конца пелотона. Все просто: он о%$№@но пилотирует. Вы можете сказать, что подобные прорывы из хвоста всегда выглядят довольно эффектно, но Дэн действительно был великолепен. Ни одного лишнего движения: догнал, прицелился, обогнал, поехал дальше.

После гонки человек-улыбка так и рассказывал: мол, поймал кураж – прошел одного, второго, а дальше само пошло. Каждому, кто играл в компьютерные гонки, точно знакомо это ощущение, да? Вот только перенести его в жизнь, на одну трассу с лучшими гонщиками планеты – это вам не турбину на McLaren-Honda поменять. Э... В общем, вы поняли.

Пилоты Red Bull сейчас не ведут борьбу за титул, и мы начали забывать о том, что их не так давно называли сильнейшим дуэтом чемпионата. Но если Дэну дать правильную машину, а Максу – машину и немного удачи, они своего не упустят. Впрочем, это все же вопрос не самого отдаленного (надеемся) будущего.

Что-то пошло не так

Молодняк – красавцы

В этом же будущем мы надеемся увидеть развитие темы юных дарований из Williams и Force India. И если в способностях Окона уже некоторое время не было особых сомнений, то Стролл за последние полгода проделал впечатляющий путь от гадкого, но богатого утенка до поразительно быстрого турболебедя, перед которым хочется извиниться за все, что было сказано в начале сезона. Причем азербайджанский подиум (во многом случайный) был не так показателен, как выступление в итальянской квалификации. Ведь чем хороши дождевые сессии? Они как бы говорят: «Забудьте все, чему вас учили в школе, сейчас будет настоящая проверка рефлексов». И блеснуть тут можно либо на природном таланте, либо на невероятном везении, компенсирующем отсутствие мозгов. Но по второму сценарию в Формуле-1 долго не протянешь, зато первый в разное время отличал хотя бы Сенну, Шумахера, Феттеля и Ферстаппена. Неплохая компания.

Что-то пошло не так

Иными словами, субботний пилотаж Лэнса и Эстебана доказал, что со скоростью у них все в порядке. А воскресный – еще и что с головой. Ведь сколько было роскошнейших возможностей потерять самообладание и угробить гонку себе и окружающим! Но нет, Стролл не собрал неважно стартовавшего Хэмилтона в первом повороте, а Окон не собрал Стролла несколькими метрами позднее. Еще важнее, что они оба не собрали друг друга и своих напарников под конец гонки, когда в группе из двух Williams и двух Force India стало совсем плотно. Чего стоит только защита Стролла от Массы на последнем круге! В общем, от дебютантов мы теперь вправе ожидать всяческой крутизны – а пока сделаем перерыв на молочный коктейль. Почему-то захотелось от всех этих бело-розовых рассуждений.

Что-то пошло не так

Грядут большие движняки

К сожалению, еще один талантливый пилот почти наверняка проводит свой последний сезон в чемпионате – и мы сейчас не про Даниила Квята. Речь о Паскале Верляйне, которому нынешний Sauber просто не дает себя проявить – и которому Sauber грядущий уже не рад. На днях Тото Вольфф подтвердил, что немецкому протеже Mercedes придется уйти из команды, которую Ferrari собирается сделать инкубатором для своих молодых гонщиков. Податься Верляйну особо некуда, на его место почти наверняка придет вундеркинд Формулы-2 Шарль Леклер, а Эрикссон… Хотя кому какое дело до Эрикссона?

Что-то пошло не так

Тем более, когда со дня на день должен сойтись пасьянс про McLaren, Honda, Renault и Toro Rosso. Факт переговоров никто даже не пытается отрицать, но все умилительно кивают друг на друга: мол, вот когда они там что-нибудь решат, определятся и все остальные. Но вариант перехода британского на французское, а итальянского на японское (о как!) более чем вероятен. Сложно представить, какие страдания при таком исходе могут ждать того же Квята, но давайте исходить из слов Фернандо Алонсо, вторящих лейтмотиву всех наших обзоров: «Карма!».

Быть может, испанец и прав в отношении Джолиона Палмера, который сначала срезал шикану и не вернул позицию, а потом сошел – и этим самым, если верить Фернандо, был вознагражден по заслугам. Чего такого наворотил сам Алонсо, что в итоге заработал свои трехлетние мытарства в McLaren, мы когда-нибудь узнаем из его мемуаров – но если карма и правда существует, в скором времени она должна начать возвращать долги. И бедняге Фернандо, и несчастному Ферстаппену, и нашему Дане, который тоже натерпелся всякого. А главное – Скудерии, которая вложила в эту погоню за Mercedes столько сил и нервов, что теперь просто обязана победить. Что в итоге окажется сильнее – сказочки про вселенскую справедливость или суровая действительность – узнаем уже скоро. Формула-1 покидает Европу и отправляется в финальное турне с минимальным разрывом между двумя претендентами на титул. Будет жарко. И это, надеемся, не только про погоду в Сингапуре.

Гран-при Италии, который вы не видели

Оценки «Мотора»

Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.

5/5:

Льюис Хэмилтон.

Льюис впервые вышел в лидеры этого чемпионата. И сделал это с таким видом, будто навсегда.


4/5:

Валттери Боттас.

Почти образцовая работа оруженосца. Но ставить за нее больше четверки – моветон.


4/5:

Себастьян Феттель.

Вряд ли в этом провале есть большая вина самого Себа. Но поиск верных настроек – все же общее дело, с которым Ferrari не справилась.


3/5:

Кими Райкконен.

В этой чемпионской гонке каждому из претендентов нужен товарищ, прикрывающий спину. И Кими как-то не очень справляется.


5/5:

Даниэль Рикьярдо:

Горе тому, кто окажется на пути Дэна, когда у Red Bull появится хорошая машина.


4/5:

Макс Ферстаппен.

Непонятно, что ставить голландцу, которому вроде бы снова не повезло и который героически прорвался в очки. Но авария – не отказ техники, и часть вины на Максе все же есть. Поэтому вот так.


5/5:

Фелипе Масса.

На самом деле, бразилец был быстрее напарника. Но оказался достаточно мудр, чтобы не довести до греха.


5/5:

Лэнс Стролл.

Если бы не заминка на старте и не смазанный пит-стоп, мог бы приехать сразу за лидерами. В любом случае, молодец! Не сглазить бы.


5/5:

Даниил Квят.

Даня снова переосторожничал на старте, но в целом проехал на пределе возможностей машины. Увы, все менее впечатляющих.


4/5:

Карлос Сайнц.

Один из тех уикендов, когда испанец был везде чуть медленнее напарника. Нам на радость.


4/5:

Серхио Перес.

На фоне Окона мексиканец выглядел неубедительно. Неужели распереживался из-за выволочки от начальства?


5/5:

Эстебан Окон.

Мы еще много будем говорить об этом парне, вот увидите.


3/5:

Нико Хюлькенберг.

Только мы начали верить в то, что Renault набирает ход, как у команды все вывалилось из рук.


3/5:

Джолион Палмер.

Окей, у Джолиона карма.


Б/О:

Фернандо Алонсо.

А у Фернандо тогда что?


5/5:

Стоффель Вандорн.

Бельгиец не доехал до финиша, как и напарник. Но его хочется отметить оценкой за неплохую квалификацию и упорную борьбу с Квятом. На прямых! В Монце!


3/5:

Роман Грожан.

Француз сломал себе крыло на первом круге и куда-то пропал, как не было.


4/5.

Кевин Магнуссен.

Датская половина состава Haas в гонке была заметна, но все же не слишком результативна.


Б/О.

Паскаль Верляйн.

Стратеги Sauber под конец гонки позвали обоих своих гонщиков в боксы, чтобы оформить тактический сход.


Б/О:

Маркус Эрикссон.

Но на Гран-при Италии это не повлияло вообще никак. При такой форме машины оценивать тут просто нечего.

Итоги гонки

ПозицияПилотКоманда
1.Льюис ХэмилтонMercedes
2.Валттери БоттасMercedes
3.Себастьян ФеттельFerrari
4.Даниэль РикьярдоRed Bull
5.Кими РайкконенFerrari
6.Эстебан ОконForce India
7.Лэнс СтроллWilliams
8.Фелипе МассаWilliams
9.Серхио ПересForce India
10.Макс ФерстаппенRed Bull
11.Кевин МагнуссенHaas
12.Даниил КвятToro Rosso
13.Нико ХюлькенбергRenault
14.Карлос СайнцToro Rosso
15.Роман ГрожанHaas
16.Паскаль ВерляйнSauber

Личный зачет

ПозицияПилотКомандаОчки
1.Льюис ХэмилтонMercedes238
2.Себастьян ФеттельFerrari235
3.Валттери БоттасMercedes197
4.Даниэль РикьярдоRed Bull144
5.Кими РайкконенFerrari138
6.Макс ФерстаппенRed Bull68
7.Серхио ПересForce India58
8.Эстебан ОконForce India55
9.Карлос СайнцToro Rosso36
10.Нико ХюлькенбергRenault34
11.Фелипе МассаWilliams31
12.Лэнс СтроллWilliams24
13.Роман ГрожанHaas24
14.Кевин МагнуссенHaas11
15.Фернандо АлонсоMcLaren10
16.Паскаль ВерляйнSauber5
17.Даниил КвятToro Rosso4
18.Стоффель ВандорнMcLaren1
19.Джолион ПалмерRenault0
20.Маркус ЭрикссонSauber0
21.Антонио ДжовинацциSauber0

Кубок конструкторов

ПозицияКомандаОчки
1.Mercedes435
2.Ferrari373
3.Red Bull Racing212
4.Force India113
5.Williams55
6.Toro Rosso40
7.Haas35
8.Renault34
9.McLaren11
10.Sauber5
Что-то пошло не так