Что и требовалось доказать
Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при ЯпонииСебастьян Феттель на Гран-при Японии финишировал лишь третьим, но этого оказалось достаточно для завоевания второго в его карьере титула. На "Сузуке" немец набрал ровно в 15 раз больше очков, чем нужно было для того, чтобы еще раз утвердиться в звании чемпиона Формулы-1. Кубок за первое место из Японии увез Дженсон Баттон.
Британец обозначил свое преимущество еще в тренировках. Сначала Баттон возглавил протоколы по итогам обеих пятничных сессий, а затем оказался на первой строчке и в субботу с утра. В отличие от него Феттель первый день гоночного уик-энда отработал совсем не идеально, разбив машину за несколько минут до конца первой сессии. Удар получился несильным, но, по словам самого чемпиона, позволил ему "проснуться".
В субботу, вновь оставив первую строчку Баттону по итогам тренировки, уже бодрый Себастьян дал бой британцу в квалификации. По ходу всего уик-энда было очевидно, что в этом году преимущество в скорости на "Сузуке" на стороне McLaren и подопечные Мартина Уитмарша были очень близки к тому, чтобы наконец прервать серию поул-позиций Red Bull Racing, длящуюся с ноября прошлого года.
Еще ни разу по ходу нынешнего сезона пилоты австрийского коллектива не были так близки к проигрышу. В решающем сегменте квалификации Себастьян Феттель первым из претендентов на поул завершил свой быстрый круг. Дженсон Баттон большую часть круга шел по трассе быстрее немца, но в итоге уступил ему ничтожные 0,009 секунды. Как показал последующий анализ британских телевизионщиков, еще перед последней шиканой пилот McLaren шел с опережением графика Себастьяна, но немец чуть лучше вышел из заключительного поворота.
Вполне возможно, сместить Себа с первой строчки мог бы Льюис Хэмилтон. Британец возглавлял протокол после первой попытки, но на последних секундах сессии с ним приключилась не слишком приятная история. Показания участников инцидента разнятся: по словам британца, перед началом своего быстрого круга он решил чуть отпустить Баттона, чтобы тот не помешал ему показать хороший результат, но в итоге был атакован с двух сторон Марком Уэббером и Михаэлем Шумахером. Немец в свою очередь отметил, что Льюис замедлился уж слишком сильно, и обогнать его было необходимо просто для того, чтобы самому успеть начать заключительную попытку. В любом случае, в результате произошедшего Хэмилтон так и не успел начать финальную попытку и довольствовался лишь третьим местом, хотя позже отметил, что мог найти еще пару десятых, которые наверняка позволили бы ему бороться за поул.
Позади Льюиса расположились Фелипе Масса и Фернандо Алонсо – испанец, вылетев, запорол первую попытку и в итоге уступил напарнику несколько сотых секунды по результатам второй. Тем не менее, обоим пилотам Ferrari удалось опередить Марка Уэббера, который на сей раз стал худшим из пилотов топ-команд.
Седьмая строчка неожиданно досталась Камуи Кобаяси. Он был одним из четырех гонщиков, которые пробились в финальный сегмент, но затем не совершили в нем ни одной зачетной попытки. Следом расположились так и не успевший отправиться из-за инцидента с Хэмилтоном на свой быстрый круг Михаэль Шумахер, а также два пилота Renault. Виталий Петров и Бруно Сенна в третий раз за последние четыре Гран-при вдвоем пробились в десятку сильнейших, но посчитали, что бороться за что-то большее не имеет смысла, и решили сэкономить покрышки.
Скандал, которого не было
Не будь разрыв в личном зачете чемпионата мира между Феттелем и Баттоном столь велик, после финиша Гран-при Японии мог случиться великолепный скандал. На старте два пилота, на тот момент оба имевшие математические шансы на титул, едва не столкнулись. Дженсону рывок с места удался явно лучше, и спустя пару сотен метров McLaren британца уже почти поравнялся с Red Bull немца. "Бэби-Шуми" в свою очередь воспользовался приемом из арсенала Шуми-старшего. Сместившись вправо, Себ заставил Дженса двумя колесами выехать на траву и чуть приподнять ногу с педали газа. Баттон не стал упираться до последнего, но, свернув атаку на Феттеля, пропустил вперед Льюиса Хэмилтона – напарник зашел в первый поворот на большей скорости и по оптимальной траектории.
Стартовый инцидент тут же стал предметом разбирательства для стюардов гонки, но, посовещавшись несколько минут, они в конце концов решили не штрафовать Феттеля. После финиша Себ скажет, что не видел Дженсона в зеркалах и пытался лишь удержать позади хорошо стартовавшего Льюиса Хэмилтона. Тем не менее, на повторе с камеры, установленной на RB7 немца, отчетливо видно, как Себ несколько раз повернул голову в сторону правого зеркала заднего вида, в котором как раз в этот момент должен был маячить McLaren Баттона…
После финиша Дженсон предъявил претензии Себу непосредственно перед началом церемонии награждения, но развивать тему на пресс-конференции не стал. Возможно, просто не желая портить Феттелю праздник.
Так или иначе, победитель трех японских тренировок к концу первого круга обнаружил себя лишь на третьем месте. Отзащищавшийся и оставшийся безнаказанным Феттель на первых кругах оторвался от Хэмилтона на расстояние, достаточное для того, чтобы Льюис не мог воспользоваться DRS, и, казалось, отправился к очередной победе.
Однако легкой прогулки не вышло. И если Льюис на первом отрезке дистанции так и не смог догнать Себа, то чуть позднее сделать это удалось его напарнику. Баттон вновь вышел на вторую позицию перед самым началом первой волны пит-стопов, которую вынуждено открыл Хэмилтон. На одном из четырех колес стартового комплекта Льюиса случился медленный прокол, и, предварительно пропустив вперед напарника, британец отправился за новыми шинами.
Вскоре, уже безо всяких проколов, в боксы за новыми покрышками поехал и Себастьян Феттель. Red Bull RB7 по ходу уик-энда уничтожал шины гораздо активнее, чем McLaren MP4-26, что в итоге и стоило немцу победы.
После первых пит-стопов отрыва созданного в начале дистанции Себу хватило, чтобы остаться лидером, но после второй волны немец откатился назад. Остановку в боксах вновь пришлось совершить раньше Баттона, и британец после своего пит-стопа остался впереди.
Все дело в зеркалах?
Через пару кругов после рокировки лидеров на трассу был выпущен автомобиль безопасности. Причиной тому стало столкновение Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы. После визита в боксы после медленного прокола британец оказался впереди своего главного критика. Фраза Фелипе о том, что Льюис "не включает мозг" за две недели, прошедшие после гонки в Сингапуре, стала практически крылатой, но в Японии у Фелипе появился повод придумать еще какое-нибудь яркое предложение.
Масса вплотную подобрался к Льюису на разгоне перед поворотом 130R незадолго до своего второго пит-стопа – британец, обороняясь, сместился на внутреннюю траекторию на походе к шикане, оставив Фелипе для атаки внешнюю. Однако на торможении McLaren начал смешаться в другую сторону, но контакт был несильным. "Нащупав" Ferrari, Льюис чуть шарахнулся в противоположную сторону, но легкого прикосновения оказалось достаточно, чтобы повредить переднее антикрыло на машине Фелипе. Обломок Ferrari упал справа от траектории, и через пару кругов – когда стало понятно, что маршалы все же не смогут убрать его в "штатном" режиме – на трассу выехал серебристый Mercedes-Benz SLS AMG.
После финиша, как и Феттель, Хэмилтон заявил, что не разглядел Ferrari Фелипе в зеркалах – они, похоже, в современной Формуле-1 становятся сугубо декоративными элементами.
Перестановок в группе лидеров появление на трассе машины безопасности не вызвало, однако позволило приблизиться к Феттелю Фернандо Алонсо. Испанец уже по традиции не мог бороться с пилотами Red Bull Racing и McLaren на равных в квалификации, но в гонке по темпу ничуть им не уступал. Более того, после финальной волны пит-стопов лидер Ferrari и вовсе опередил Феттеля. Себу опять – теперь уже намного раньше соперников – пришлось заехать за новым комплектом шин: немец получил более жесткий состав, на котором должен был ехать до конца дистанции, но попал в небольшой трафик. Расступаться перед "без пяти минут чемпионом" соперники не спешили, а потому затянувший свой финальный пит-стоп Алонсо банально пересидел Феттеля на трассе.
Финальные круги получились захватывающими. Алонсо смог взвинтить темп и сократить отставание от Баттона – продолжайся Гран-при Японии на пару кругов дольше, вполне возможно, у него был бы другой победитель. И даже не исключено, что его имя могло бы совпасть с имением ныне двукратного чемпиона мира – Себастьян Феттель не стал сбрасывать обороты и до самого финиша не отпускал далеко Алонсо. В итоге, трех пилотов трех разных команд на финише разделили всего две секунды!
Марк Уэббер закончил гонку непосредственно позади своего напарника, а следом черту пересек Хэмилтон – Льюис, пропустив было Массу, после финального пит-стопа отыграл позицию обратно, однако после финиша выглядел явно расстроенным – у напарника по команде теперь больше побед в сезоне, чем у него самого, и если Баттон будет продолжать в том же духе, то Льюис впервые в своей карьере в Ф-1 проиграет по итогам сезона собственному партнеру по McLaren. Ни Хейкки Ковалайнену, ни Фернандо Алонсо, ни самому Дженсону в прошлом году этого сделать пока не удавалось.
Шумахер, Петров и все, все, все
Хорошую гонку на "Сузуке" выдал Михаэль Шумахер, выжавший из своего Mercedes максимум и, видимо, даже чуточку больше. На финише немец оказался раньше своего бывшего напарника по Ferrari Фелипе Массы, а опередить хотя бы одного гонщика трех топ-комад для команды штутгартского концерна – уже немалое достижение. Плюс ко всему, Шуми впервые за последние пять лет смог хотя бы на время выйти в лидеры гонки. Затянув финальный пит-стоп, Михаэль несколько кругов возглавлял пелетон – похоже, он действительно постепенно начинает напоминать себя прежнего.
Отдельных слов заслуживает и финишировавший восьмым Серхио Перес – мексиканец вновь провернул свой коронный трюк, лучше всех справившись с контролем за расходом резины. В итоге, совершив всего два пит-стопа, против трех у большинства лидеров, пилот Sauber опередил на финише Виталия Петрова на Renault.
Россиянин вполне мог рассчитывать на менее скромный результат, но вновь отличились стратеги команды. Тактику Renualt в большинстве гонок нынешнего чемпионата иначе как "оригинальной" не назовешь, причем в большинстве случаев сие слово действительно лучше всего смотрится в кавычках. Два длинных стартовых отрезка Виталий провел на более жестких шинах и уверенно занимал место в середине второго десятка, пока не получил, наконец, комплект Soft. Финальный спурт россиянина был великолепен – Виталий под занавес гонки совершил несколько красивых обгонов, и в итоге заработал два очка – на одно меньше, чем в последних семи (!) гонках.
Замкнул десятку сильнейших Нико Росберг. В субботу немцу не повезло – из-за проблем с машиной не смог принять участия в квалификации, зато в гонке совершил прорыв в очковую зону.
Итак, чемпионат 2011 года фактически закончен. Обладатель титула был известен давно, однако теперь его имя уже можно смело заносить в справочники.
Помнится, давным давно в Формуле-1 были так называемые "не зачетные" этапы: когда "Большой цирк", по сути, давал показательные выступления, во время которых "актеры" не думали о гонорарах и заработанных очках. До конца сезона осталось четыре гонки, и каждая из них теперь будет отдельным чемпионатом в миниатюре.
Фернандо Алонсо после финиша Гран-при Японии заявил, что с радостью променяет вторую строчку в протоколе личного зачета на победу в одной из четырех оставшихся гонок. И точно так же – будьте уверены – думают все те, кто в этом году так и не смог составить конкуренцию безупречному Себастьяну Феттелю.
Впереди в сезоне 2011 года четыре супергонки, в каждой из которых новоиспеченному двукратному чемпиону мира нужно будет защищать свое звание. Хорошая бы вышла афиша!
Результаты Гран-при Японии Формулы-1
Место | Гонщик | Команда | Время |
---|---|---|---|
1. | Дженсон Баттон | McLaren | 1:30:53.427 |
2. | Фернандо Алонсо | Ferrari | +1.160 |
3. | Себастьян Феттель | Red Bull | +2.006 |
4. | Марк Уэббер | Red Bull | +8.071 |
5. | Льюис Хэмилтон | McLaren | +24.268 |
6. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | +27.120 |
7. | Фелипе Масса | Ferrari | +28.240 |
8. | Серхио Перес | Sauber | +39.377 |
9. | Виталий Петров | Renault | +42.607 |
10. | Нико Росберг | Mercedes GP | +44.322 |
11. | Адриан Сутил | Force India | +54.447 |
12. | Пол ди Реста | Force India | +1:02.326 |
13. | Камуи Кобаяси | Sauber | +1:03.705 |
14. | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso | +1:04.194 |
15. | Пастор Мальдонадо | Williams | +1:06.623 |
16. | Бруно Сенна | Renault | +1:12.628 |
17. | Рубенс Баррикелло | Williams | +1:14.191 |
18. | Хейкки Ковалайнен | Team Lotus | +1:27.824 |
19. | Ярно Трулли | Team Lotus | +1:36.140 |
20. | Тимо Глок | Marussia Virgin | +2 круга |
21. | Жером д'Амброзио | Marussia Virgin | +2 круга |
22. | Дэниэл Риккардо | HRT | +2 круга |
23. | Витантонио Лиуцци | HRT | +3 круга |
Положение в общем зачете после 15-го этапа
Место | Гонщик | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 324 |
2. | Дженсон Баттон | McLaren | 210 |
3. | Фернандо Алонсо | Ferrari | 202 |
4. | Марк Уэббер | Red Bull | 194 |
5. | Льюис Хэмилтон | McLaren | 178 |
6. | Фелипе Масса | Ferrari | 90 |
7. | Нико Росберг | Mercedes GP | 63 |
8. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | 60 |
9. | Виталий Петров | Renault | 36 |
10. | Ник Хайдфельд | Renault | 34 |
Положение в Кубке конструкторов после Гран-при Японии
Место | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Red Bull | 518 |
2. | McLaren | 388 |
3. | Ferrari | 292 |
4. | Mercedes GP | 123 |
5. | Renault | 72 |
6. | Force India | 48 |
7. | Sauber | 40 |
8. | Toro Rosso | 29 |
9. | Williams | 5 |
10. | Team Lotus | 0 |
11. | HRT | 0 |
12. | Marussia Virgin | 0 |