Опубликовано 10 октября 2011, 17:34

Что и требовалось доказать

Для победы в чемпионате Феттелю хватило третьего места на Гран-при Японии
Себастьян Феттель на Гран-при Японии финишировал лишь третьим, но этого оказалось достаточно для завоевания второго в его карьере титула. На "Сузуке" немец набрал ровно в 15 раз больше очков, чем нужно было для того, чтобы еще раз утвердиться в звании чемпиона Формулы-1. Кубок за первое место из Японии увез Дженсон Баттон.
Подиум Гран-при Японии 2011 года. Фотографии команд-участниц чемпионата
Подиум Гран-при Японии 2011 года. Фотографии команд-участниц чемпионата

Себастьян Феттель на Гран-при Японии финишировал лишь третьим, но этого оказалось достаточно для завоевания второго в его карьере титула. На "Сузуке" немец набрал ровно в 15 раз больше очков, чем нужно было для того, чтобы еще раз утвердиться в звании чемпиона Формулы-1. Кубок за первое место из Японии увез Дженсон Баттон.

Британец обозначил свое преимущество еще в тренировках. Сначала Баттон возглавил протоколы по итогам обеих пятничных сессий, а затем оказался на первой строчке и в субботу с утра. В отличие от него Феттель первый день гоночного уик-энда отработал совсем не идеально, разбив машину за несколько минут до конца первой сессии. Удар получился несильным, но, по словам самого чемпиона, позволил ему "проснуться".

В субботу, вновь оставив первую строчку Баттону по итогам тренировки, уже бодрый Себастьян дал бой британцу в квалификации. По ходу всего уик-энда было очевидно, что в этом году преимущество в скорости на "Сузуке" на стороне McLaren и подопечные Мартина Уитмарша были очень близки к тому, чтобы наконец прервать серию поул-позиций Red Bull Racing, длящуюся с ноября прошлого года.

Еще ни разу по ходу нынешнего сезона пилоты австрийского коллектива не были так близки к проигрышу. В решающем сегменте квалификации Себастьян Феттель первым из претендентов на поул завершил свой быстрый круг. Дженсон Баттон большую часть круга шел по трассе быстрее немца, но в итоге уступил ему ничтожные 0,009 секунды. Как показал последующий анализ британских телевизионщиков, еще перед последней шиканой пилот McLaren шел с опережением графика Себастьяна, но немец чуть лучше вышел из заключительного поворота.

Что и требовалось доказать

Вполне возможно, сместить Себа с первой строчки мог бы Льюис Хэмилтон. Британец возглавлял протокол после первой попытки, но на последних секундах сессии с ним приключилась не слишком приятная история. Показания участников инцидента разнятся: по словам британца, перед началом своего быстрого круга он решил чуть отпустить Баттона, чтобы тот не помешал ему показать хороший результат, но в итоге был атакован с двух сторон Марком Уэббером и Михаэлем Шумахером. Немец в свою очередь отметил, что Льюис замедлился уж слишком сильно, и обогнать его было необходимо просто для того, чтобы самому успеть начать заключительную попытку. В любом случае, в результате произошедшего Хэмилтон так и не успел начать финальную попытку и довольствовался лишь третьим местом, хотя позже отметил, что мог найти еще пару десятых, которые наверняка позволили бы ему бороться за поул.

Позади Льюиса расположились Фелипе Масса и Фернандо Алонсо – испанец, вылетев, запорол первую попытку и в итоге уступил напарнику несколько сотых секунды по результатам второй. Тем не менее, обоим пилотам Ferrari удалось опередить Марка Уэббера, который на сей раз стал худшим из пилотов топ-команд.

Седьмая строчка неожиданно досталась Камуи Кобаяси. Он был одним из четырех гонщиков, которые пробились в финальный сегмент, но затем не совершили в нем ни одной зачетной попытки. Следом расположились так и не успевший отправиться из-за инцидента с Хэмилтоном на свой быстрый круг Михаэль Шумахер, а также два пилота Renault. Виталий Петров и Бруно Сенна в третий раз за последние четыре Гран-при вдвоем пробились в десятку сильнейших, но посчитали, что бороться за что-то большее не имеет смысла, и решили сэкономить покрышки.

Скандал, которого не было

Не будь разрыв в личном зачете чемпионата мира между Феттелем и Баттоном столь велик, после финиша Гран-при Японии мог случиться великолепный скандал. На старте два пилота, на тот момент оба имевшие математические шансы на титул, едва не столкнулись. Дженсону рывок с места удался явно лучше, и спустя пару сотен метров McLaren британца уже почти поравнялся с Red Bull немца. "Бэби-Шуми" в свою очередь воспользовался приемом из арсенала Шуми-старшего. Сместившись вправо, Себ заставил Дженса двумя колесами выехать на траву и чуть приподнять ногу с педали газа. Баттон не стал упираться до последнего, но, свернув атаку на Феттеля, пропустил вперед Льюиса Хэмилтона – напарник зашел в первый поворот на большей скорости и по оптимальной траектории.

Что и требовалось доказать

Стартовый инцидент тут же стал предметом разбирательства для стюардов гонки, но, посовещавшись несколько минут, они в конце концов решили не штрафовать Феттеля. После финиша Себ скажет, что не видел Дженсона в зеркалах и пытался лишь удержать позади хорошо стартовавшего Льюиса Хэмилтона. Тем не менее, на повторе с камеры, установленной на RB7 немца, отчетливо видно, как Себ несколько раз повернул голову в сторону правого зеркала заднего вида, в котором как раз в этот момент должен был маячить McLaren Баттона…

После финиша Дженсон предъявил претензии Себу непосредственно перед началом церемонии награждения, но развивать тему на пресс-конференции не стал. Возможно, просто не желая портить Феттелю праздник.

Так или иначе, победитель трех японских тренировок к концу первого круга обнаружил себя лишь на третьем месте. Отзащищавшийся и оставшийся безнаказанным Феттель на первых кругах оторвался от Хэмилтона на расстояние, достаточное для того, чтобы Льюис не мог воспользоваться DRS, и, казалось, отправился к очередной победе.

Однако легкой прогулки не вышло. И если Льюис на первом отрезке дистанции так и не смог догнать Себа, то чуть позднее сделать это удалось его напарнику. Баттон вновь вышел на вторую позицию перед самым началом первой волны пит-стопов, которую вынуждено открыл Хэмилтон. На одном из четырех колес стартового комплекта Льюиса случился медленный прокол, и, предварительно пропустив вперед напарника, британец отправился за новыми шинами.

Что и требовалось доказать

Вскоре, уже безо всяких проколов, в боксы за новыми покрышками поехал и Себастьян Феттель. Red Bull RB7 по ходу уик-энда уничтожал шины гораздо активнее, чем McLaren MP4-26, что в итоге и стоило немцу победы.

После первых пит-стопов отрыва созданного в начале дистанции Себу хватило, чтобы остаться лидером, но после второй волны немец откатился назад. Остановку в боксах вновь пришлось совершить раньше Баттона, и британец после своего пит-стопа остался впереди.

Все дело в зеркалах?

Через пару кругов после рокировки лидеров на трассу был выпущен автомобиль безопасности. Причиной тому стало столкновение Льюиса Хэмилтона и Фелипе Массы. После визита в боксы после медленного прокола британец оказался впереди своего главного критика. Фраза Фелипе о том, что Льюис "не включает мозг" за две недели, прошедшие после гонки в Сингапуре, стала практически крылатой, но в Японии у Фелипе появился повод придумать еще какое-нибудь яркое предложение.

Масса вплотную подобрался к Льюису на разгоне перед поворотом 130R незадолго до своего второго пит-стопа – британец, обороняясь, сместился на внутреннюю траекторию на походе к шикане, оставив Фелипе для атаки внешнюю. Однако на торможении McLaren начал смешаться в другую сторону, но контакт был несильным. "Нащупав" Ferrari, Льюис чуть шарахнулся в противоположную сторону, но легкого прикосновения оказалось достаточно, чтобы повредить переднее антикрыло на машине Фелипе. Обломок Ferrari упал справа от траектории, и через пару кругов – когда стало понятно, что маршалы все же не смогут убрать его в "штатном" режиме – на трассу выехал серебристый Mercedes-Benz SLS AMG.

После финиша, как и Феттель, Хэмилтон заявил, что не разглядел Ferrari Фелипе в зеркалах – они, похоже, в современной Формуле-1 становятся сугубо декоративными элементами.

Что и требовалось доказать

Перестановок в группе лидеров появление на трассе машины безопасности не вызвало, однако позволило приблизиться к Феттелю Фернандо Алонсо. Испанец уже по традиции не мог бороться с пилотами Red Bull Racing и McLaren на равных в квалификации, но в гонке по темпу ничуть им не уступал. Более того, после финальной волны пит-стопов лидер Ferrari и вовсе опередил Феттеля. Себу опять – теперь уже намного раньше соперников – пришлось заехать за новым комплектом шин: немец получил более жесткий состав, на котором должен был ехать до конца дистанции, но попал в небольшой трафик. Расступаться перед "без пяти минут чемпионом" соперники не спешили, а потому затянувший свой финальный пит-стоп Алонсо банально пересидел Феттеля на трассе.

Финальные круги получились захватывающими. Алонсо смог взвинтить темп и сократить отставание от Баттона – продолжайся Гран-при Японии на пару кругов дольше, вполне возможно, у него был бы другой победитель. И даже не исключено, что его имя могло бы совпасть с имением ныне двукратного чемпиона мира – Себастьян Феттель не стал сбрасывать обороты и до самого финиша не отпускал далеко Алонсо. В итоге, трех пилотов трех разных команд на финише разделили всего две секунды!

Что и требовалось доказать

Марк Уэббер закончил гонку непосредственно позади своего напарника, а следом черту пересек Хэмилтон – Льюис, пропустив было Массу, после финального пит-стопа отыграл позицию обратно, однако после финиша выглядел явно расстроенным – у напарника по команде теперь больше побед в сезоне, чем у него самого, и если Баттон будет продолжать в том же духе, то Льюис впервые в своей карьере в Ф-1 проиграет по итогам сезона собственному партнеру по McLaren. Ни Хейкки Ковалайнену, ни Фернандо Алонсо, ни самому Дженсону в прошлом году этого сделать пока не удавалось.

Шумахер, Петров и все, все, все

Хорошую гонку на "Сузуке" выдал Михаэль Шумахер, выжавший из своего Mercedes максимум и, видимо, даже чуточку больше. На финише немец оказался раньше своего бывшего напарника по Ferrari Фелипе Массы, а опередить хотя бы одного гонщика трех топ-комад для команды штутгартского концерна – уже немалое достижение. Плюс ко всему, Шуми впервые за последние пять лет смог хотя бы на время выйти в лидеры гонки. Затянув финальный пит-стоп, Михаэль несколько кругов возглавлял пелетон – похоже, он действительно постепенно начинает напоминать себя прежнего.

Отдельных слов заслуживает и финишировавший восьмым Серхио Перес – мексиканец вновь провернул свой коронный трюк, лучше всех справившись с контролем за расходом резины. В итоге, совершив всего два пит-стопа, против трех у большинства лидеров, пилот Sauber опередил на финише Виталия Петрова на Renault.

Что и требовалось доказать

Россиянин вполне мог рассчитывать на менее скромный результат, но вновь отличились стратеги команды. Тактику Renualt в большинстве гонок нынешнего чемпионата иначе как "оригинальной" не назовешь, причем в большинстве случаев сие слово действительно лучше всего смотрится в кавычках. Два длинных стартовых отрезка Виталий провел на более жестких шинах и уверенно занимал место в середине второго десятка, пока не получил, наконец, комплект Soft. Финальный спурт россиянина был великолепен – Виталий под занавес гонки совершил несколько красивых обгонов, и в итоге заработал два очка – на одно меньше, чем в последних семи (!) гонках.

Замкнул десятку сильнейших Нико Росберг. В субботу немцу не повезло – из-за проблем с машиной не смог принять участия в квалификации, зато в гонке совершил прорыв в очковую зону.

Что и требовалось доказать

Итак, чемпионат 2011 года фактически закончен. Обладатель титула был известен давно, однако теперь его имя уже можно смело заносить в справочники.

Помнится, давным давно в Формуле-1 были так называемые "не зачетные" этапы: когда "Большой цирк", по сути, давал показательные выступления, во время которых "актеры" не думали о гонорарах и заработанных очках. До конца сезона осталось четыре гонки, и каждая из них теперь будет отдельным чемпионатом в миниатюре.

Фернандо Алонсо после финиша Гран-при Японии заявил, что с радостью променяет вторую строчку в протоколе личного зачета на победу в одной из четырех оставшихся гонок. И точно так же – будьте уверены – думают все те, кто в этом году так и не смог составить конкуренцию безупречному Себастьяну Феттелю.

Впереди в сезоне 2011 года четыре супергонки, в каждой из которых новоиспеченному двукратному чемпиону мира нужно будет защищать свое звание. Хорошая бы вышла афиша!

Результаты Гран-при Японии Формулы-1

МестоГонщикКомандаВремя
1.Дженсон БаттонMcLaren1:30:53.427
2.Фернандо АлонсоFerrari+1.160
3.Себастьян ФеттельRed Bull+2.006
4.Марк УэбберRed Bull+8.071
5.Льюис ХэмилтонMcLaren+24.268
6.Михаэль ШумахерMercedes GP+27.120
7.Фелипе МассаFerrari+28.240
8.Серхио ПересSauber+39.377
9.Виталий ПетровRenault+42.607
10.Нико РосбергMercedes GP+44.322
11.Адриан СутилForce India+54.447
12.Пол ди РестаForce India+1:02.326
13.Камуи КобаясиSauber+1:03.705
14.Хайме АльгерсуариToro Rosso+1:04.194
15.Пастор МальдонадоWilliams+1:06.623
16.Бруно СеннаRenault+1:12.628
17.Рубенс БаррикеллоWilliams+1:14.191
18.Хейкки КовалайненTeam Lotus+1:27.824
19.Ярно ТруллиTeam Lotus+1:36.140
20.Тимо ГлокMarussia Virgin+2 круга
21.Жером д'АмброзиоMarussia Virgin+2 круга
22.Дэниэл РиккардоHRT+2 круга
23.Витантонио ЛиуцциHRT+3 круга

Положение в общем зачете после 15-го этапа

МестоГонщикКомандаОчки
1.Себастьян ФеттельRed Bull324
2.Дженсон БаттонMcLaren210
3.Фернандо АлонсоFerrari202
4.Марк УэбберRed Bull194
5.Льюис ХэмилтонMcLaren178
6.Фелипе МассаFerrari90
7.Нико РосбергMercedes GP63
8.Михаэль ШумахерMercedes GP60
9.Виталий ПетровRenault36
10.Ник ХайдфельдRenault34

Положение в Кубке конструкторов после Гран-при Японии

МестоКомандаОчки
1.Red Bull518
2.McLaren388
3.Ferrari292
4.Mercedes GP123
5.Renault72
6.Force India48
7.Sauber40
8.Toro Rosso29
9.Williams5
10.Team Lotus0
11.HRT0
12.Marussia Virgin0