Как дома: обзор Гран-при Мексики
Макс Ферстаппен одержал в Мексике 14-ю победу за сезон, установив абсолютный рекорд Формулы-1Несмотря на юный возраст, Макс Ферстаппен проводит в Формуле-1 уже восьмой сезон. Тем не менее, регулярно побеждать он начал совсем недавно, так что на большинстве трасс до этого года у него либо вовсе не было побед, либо была одна-две. Исключений всего два — это домашний для его команды Red Bull Ring в Австрии и Автодром имени братьев Родригес в Мексике. На обеих трассах он ещё до этого сезона победил трижды.
Правда, в Австрии продлить свою серию не получилось — там первенствовал Шарль Леклер, и это последняя в этом году победа, одержанная не пилотом Red Bull. Именно после гонки в Австрии началось тотальное доминирование Ферстаппена на всех трассах в любых условиях, и к гонке в Мехико он довёл счёт своих успехов до 13-и, повторив рекорд Михаэля Шумахера 2004 года и Себастьяна Феттеля 2013-го.
Конечно, собравшаяся в воскресенье на трибунах толпа зрителей жаждала победы другой машины Red Bull Racing — местного героя Серхио Переса. Но Формула-1 — вид спорта, в котором «родные стены» чаще мешают, чем помогают, и с начала уик-энда было, в общем-то, ясно, что у мексиканца мало шансов на успех. И не только потому, что Макс Ферстаппен чувствует себя на этом автодроме как рыба в воде, но и потому, что очень неплохо выглядели здесь и оба гонщика Mercedes.
Именно пилоты «Серебряных стрел» оказались лучшими в субботней тренировке, они же очень сильно выглядели и по ходу квалификации. Поул, однако, достался Ферстаппену, но попытки Расселла и Хэмилтона получились не очень чистыми — в финале у обоих пилотов аннулировали по одному кругу, так что свой истинный потенциал они не показали. К тому же, в этом году в гоночных условиях машины Mercedes выглядят сильнее, чем в квалификации, так что в воскресенье у Макса было два действительно сильных конкурента.
Правда, одолеть одного из них на старте помог другой — в первом повороте Хэмилтон жёстко оттеснил Расселла на обочину, в результате чего его опередил ещё и Перес. Но и одного Льюиса могло быть достаточно для того, чтобы не позволить Ферстаппену одержать рекордную победу.
Темп соперников в гоночных условиях оказался практически равным, и на первое место вышла стратегия. Оба пилота Red Bull Racing начали гонку на шинах Soft, что, конечно, помогло им на первом круге. Но по прогнозам Pirelli это означало выбор стратегии двух пит-стопов, так как первый отрезок получался слишком коротким. В Mercerdes, по всей видимости, рассудили так же, потому предпочли стартовать на Medium, чтобы затем перейти на Hard ближе к середине дистанции и ехать на нём до финиша.
На бумаге это был лучший вариант, но на практике всё оказалось несколько иначе. Шины Hard оказались для Мехико слишком жёсткими — Макс Ферстаппен выяснил это ещё на тренировках, так что при планировании гоночной стратегии в Red Bull постарались обойтись вообще без этого состава. Но два пит-стопа вместо одного у соперников действительно могли привести их к поражению, так что в команде постарались проявить гибкость. Для этого Ферстаппен проехал на стартовом комплекте довольно много, 25 кругов, после чего перешёл на Medium. До финиша оставалось ещё 46 кругов, и в Mercedes были совершенно уверены, что Макса ждёт вторая остановка, о чём несколько раз сообщали Хэмилтону, переживавшему по поводу низкого темпа на шинах Hard. А когда поняли, что в Red Bull их перехитрили, реагировать было уже поздно.
Тактика Mercedes могла сработать, если бы жёсткая резина работала чуть эффективнее, и Льюис, заехавший в боксы на пять кругов позже Макса, смог бы оказать давление на лидера. Но шины Hard попросту не прогревались до рабочих температур, потому темпа у Льюиса не было, весь второй отрезок он всё больше и больше проигрывал Ферстаппену. К концу гонки отрыв достиг 15 секунд — в общем-то, даже если бы Макс поехал в боксы за свежим Soft, то затем легко бы догнал и вновь опередил Хэмилтона.
Другой тактический вариант предлагал Расселл — после пит-стопов лидеров он возглавил гонку и предложил команде растянуть первый отрезок так, чтобы затем перейти на Soft. Но в Mercedes побоялись использовать столь агрессивную стратегию и зазвали Джорджа в боксы, хотя к тому моменту он добрался уже до середины дистанции. Безусловно, это была ошибка — в таких условиях разделить стратегию было лучшим выбором, чем следовать намеченному до старта плану.
В конечном счёте, Расселл всё равно ничего не терял — его преимущество над остальным пелотоном было огромным. В Ferrari ещё до начала уик-энда в Мехико признавали, что здесь им придётся нелегко — в условиях высокогорья (мексиканская трасса находится на уровне 2300 метров над уровнем моря) их моторы работали недостаточно эффективно. Обычно с машинами Формулы-1 подобного не происходит, ведь турбонаддув стабилизирует давление воздуха на входе в двигатель, но из-за проблем с охлаждением Скудерии пришлось ограничить скорость вращения турбины, и их моторы явно задыхались.
Чтобы компенсировать это, они снизили прижимную силу, однако в результате теряли, быть может, ещё больше — машины скользили, шины перегревались и быстро изнашивались. В результате уже после двух третей дистанции Расселл выигрывал у Карлоса Сайнса столько, что мог провести пит-стоп и остаться на той же четвёртой позиции. В конечном счёте в Mercedes так и поступили на последних кругах — чтобы отобрать у Red Bull хотя бы одно очко за лучший круг.
В конечном счёте, стратегию Medium-Soft, о которой безуспешно просил команду Расселл, реализовали несколько других пилотов — например, гонщики «младшей» команды Red Bull, AlphaTauri. Но эффективнее всех её использовал Даниэль Риккардо. Причём его напарник, Ландо Норрис, выбрал ту же тактику, что и Mercedes — с длинным отрезком на Hard.
Сопоставление выступлений двух пилотов McLaren наглядно показывает, насколько острее могла быть борьба за победу, если бы не излишний консерватизм стратегов «Серебряных стрел»: Риккардо начинал гонку в трёх позициях позади Норриса, а закончил в двух впереди. Даниэлю не помешал даже 10-секундный штраф за столкновение с Юки Цунодой — к финишу он попросту оторвался от преследовавшего его Эстебана Окона более чем на 10 секунд и сохранил седьмое место позади двух Ferrari. Вполне предсказуемо именно Риккардо по итогам голосования болельщиков стал «Гонщиком дня».
После окончания гонки чувствовалось некоторое разочарование болельщиков. Местный кумир Серхио Перес поднялся на подиум, но лишь на третью ступеньку — Хэмилтон опередил его даже на худшей стратегии. С другой стороны, надежды на борьбу за лидерство тоже не оправдались. Да, на одинаковой резине в гоночных условиях Mercedes ничуть не уступал Red Bull, но для того, чтобы остановить победную поступь Макса Ферстаппена, этого мало. Нидерландец выиграл свою рекордную 14-ю гонку за сезон, и уже четвёртый раз за карьеру стоял на верхней ступеньке подиума в Мексике.
До окончания сезона ещё две гонки, в Бразилии и Абу-Даби, и обе эти трассы памятны чрезвычайно драматичной борьбой Ферстаппена и Хэмилтона в прошлом году. Сейчас о борьбе за титулы речи не идёт, но старые соперники вновь выступают примерно на равных, а значит остаётся надежда на то, что мы увидим сражение на трассе, а не в компьютерах стратегов команд. С остальным, по всей видимости, придётся подождать до следующего сезона.