Лед особого назначения. Как каток ВДНХ стал ареной для гонок
Редактор «Мотора» сразился на льду уникальной трассы с лучшими пилотами страныГонка под названием «Спортивная Россия, Лед особого назначения» обладала статусом показательной. Это в первую очередь означает, что процесс в ней намного важнее результата. Главная цель — получить удовольствие и показать высокий уровень гоночной культуры и навыки управления техникой. Всё это устроено для того, чтобы через красоту действа сделать автоспорт популярнее и ближе к аудитории. И продемонстрировать, что безопасное и зрелищное проведение гонок возможно даже на столь необычных временных городских трассах.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396755/da5bd18326e6d648d180ba0d5ceaeb121de12f39.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396754/670de50ff025a171af07751d61761b35d84a58ed.jpg)
Гонка организована Музеем Гаража особого назначения ФСО России, администрацией ВДНХ и дирекцией Международной выставки-форума «Россия» совместно с картинг-клубом MIKS
© MIKS Karting
Несмотря на дружеский формат, команды всё равно жаждали кубков. Ведь организаторы пригласили известных российских гонщиков из различных дисциплин автоспорта и людей, которые развивают гонки в нашей стране. А также представителей автомобильной прессы и ребят из проекта «Картинг без границ», позволяющего участвовать в гонках людям с ограниченными возможностями — всего получилось 13 команд. Поскольку большая часть участников состояла из пилотов топ-уровня, борьба за победу предстояла серьёзная.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396756/a1a3f5b540459ec14e701f1561b0bf46dc0d6b75.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396757/efa8f6f60e623ece314e576026388b240241d0d5.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396758/3d9fbcfa6eb354dd224acb4d94cbd35d7e736852.jpg)
Гоночный инвентарь — использующиеся для регулярного чемпионата MIKS клубные машины «Микс Карт Спорт», построенные на базе рамы российского производства
© Дмитрий Ласьков
Среди гонщиков были замечены формульные пилоты Виталий Петров и Виктор Маслов, кольцевики Владимир Атоев, Захар Слуцкий и Виталий Ларионов, быстрые картингисты Денис и Роман Мавлановы, а также Иван Екельчик и Джон Багдасаров, владелец дрифт-серии RDS Дмитрий Добровольский, мастер ралли-рейдов Айрат Мардеев из команды «КАМАЗ-мастер», заслуженный гонщик и автоэнтузиаст Алексей Васильев и другие известные в мире российского автоспорта имена.
В 2015 году я уже участвовал в подобной гонке, которая была также организована картинг-клубом MIKS на этом же катке ВДНХ. Но проходила она не в столь нарядном формате, а в виде пробного междусобойчика — отчёт об этом можно почитать здесь. В те годы я активно выступал в прокатном картинге, и был приятно удивлён тому факту, что многие более быстрые, чем я пилоты, на льду теряли своё преимущество в темпе. Непривычное покрытие уравнивало многих топов с середняками, и на что-то подобное я рассчитывал и сейчас.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396760/5f3706ab3c60207e877eb1b0272a420b7faaf15a.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396759/e84fbfbaacbb823c256bc021096a34562895a0f6.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396761/fb8a60e32c390634a7cc946d9c3eeda7fa6ae44b.jpg)
Ретардеры-органичители трассы в медленных поворотах сделали из бочек. Для лучшей устойчивости на льду их наполнили 35 килограммами песка и приварили на днище шипы
© Михаил Конончук
Но уже в тренировке стало понятно: общий уровень подготовки гонщиков здорово вырос за эти 9 лет, и лёгкой борьбы уже не будет. Тогда я взял в квалификации четвёртое место, а сейчас в одинаково высоком темпе ехали два десятка пилотов (в том числе все члены нашей медиа-команды «Пресс-карты»), а ещё несколько человек были стабильно быстрее всех. Тем не менее, Владимир Мельников (представляет одноимённый Youtube-канал и газету Авторевю) добыл нам второе место в квалификации, позволившее ему не участвовать в разборках и завалах, неизбежных на первых кругах.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396763/1a57a86b3a2c4db00c0b01c6ca0079af40432e58.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396764/55dc2a55295de320c0b7c8fd7a774040d0eb4bbe.jpg)
Даже недолюбливающий прокатный картинг Владимир Мельников был в восторге и утверждал, что готов ехать в одиночку хоть всю гонку от старта до финиша
© Пресс-служба ВДНХ
Читателю вряд ли будут интересны все перипетии борьбы на трассе, поэтому лучше раскажу об ощущениях за рулём. Два часа на четверых пилотов в команде — это четыре стинта (так называются гоночные отрезки-сессии) в среднем по 30 минут. За это время критически важно: не замёрзнуть; не ошибиться и не застрять в целине на обочине траектории; ехать стабильно быстро; не нахватать штрафов за соблюдение границ трассы, контактную борьбу и чтение флагов; вовремя и чётко смениться. Ошибка на любом этапе — давай, до свидания, потому что за спиной всегда есть соперник, который только этого и ожидает.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396765/fbbb2f029077e5a88e91f3923d5478174ee55a66.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396766/3befd5e1155f5c3f8df252e93a18c124a16797b5.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396769/11a0d6636c68d9b2ea930c5e15c4f041c22e3ab0.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396768/f12b1be72991312a2d2451e7d353672efa7c48a0.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396767/acefc9cd59f3f78841b17a2ac608308767dce57b.jpg)
© MIKS Karting
Найти хорошую скорость в этих условиях непросто, но вполне по силам опытным гонщикам. Три четверти дистанции карт едет в скольжении, перекладываясь из стороны в сторону и меняя угол заноса. Тормоза почти не нужны, потому что шипованная шина отлично замедляет машину в боковом скольжении. Основная задача пилота — точно рассчитать фазы «постановки», прохождения апекса (важно не жадничать со скоростью, иначе потери будут огромные) и скорейшего распрямления на выходе для разгона. Сложность в том, что повороты сильно отличаются по конфигурации, а покрытие трассы неоднородное: где-то лёд более скользкий, а где-то есть колея или кочка.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396775/2adcfda5c0a093083ba51c58cab408480dfcda01.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396777/e5518cc6283f5d82082c5d106b9b8fa2198a9211.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396776/cd59006d4ba375d30ad4f9559bd072db7ee7adae.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396773/2e7321a5a238cd2dd99fb2e309eafc02ec29eb26.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396774/5f49bbfa957810e7979a610b73e7bd5d0e21048b.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396778/ee0605b03e1f818e7215573e7961f3b2b55b2303.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396779/d50d6550d73095550447d96a9d2c2dcdb48dcd2d.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396781/b6ba7d461bc12206aa0da9fc5bddb28c37d5da41.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396780/14c0b159c2ed62da52e88ae6f998af14ccb8573e.jpg)
© Пресс-служба ВДНХ
Дополнительное усложнение состоит в том, что работа с машиной и трассой происходит в условиях обороны позиций от одних соперников и атаки других. Но даже в такой суете в какой-то момент входишь в ритм и начинаешь на автомате штамповать круг за кругом чётко и быстро, насколько позволяет автомобиль (ибо абсолютно «ровной» техники нет ни в одном картинг-клубе). Когда наконец вышел на этот темп, важно просто поддерживать концентрацию внимания и не совершать ошибок.
© Онборд снят на первых кругах заезда, поэтому пилотаж тут не идеален. Дальше камеру закидало ледяной крошкой, и качество изображения резко упало, поэтому публикуем именно этот начальный отрезок стинта
Но мы совершали, и несколько штрафов плюс один вылет в сочетании с (судя по всему) запутавшейся в собственных данных телеметрией спустили нас с четвёртой-пятой на девятую строчку. Немного обидно, но в показательных гонках считается моветоном оспаривать после финиша результаты — праздники устраивают для удовольствия, а не выяснения отношений. Тем более, что на высшую ступень пьедестала мы всё равно не претендовали. Главное, что удовольствие получено, навык прокачан, а темп откалиброван по лучшим из лучших.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396783/45e75122a82f55ddb39793df83746a3efda8e288.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396782/b507bfde7610fd20ba97a03a81dfd972fe8414e6.jpg)
Наша команда состояла из меня (Дмитрия Ласькова), Владимира Мельникова (Авторевю), Михаила Конончука (внештатный автор Мотора) и Вадима Гагарина (Авто Mail.ru). Все показали отличный темп, но не хватило организованности и удачи
© MIKS Karting
Зимний прокатный картинг — явление не слишком распространённое, но востребованное в узком кругу энтузиастов. Для обывателей он сложнее летнего из-за больших шансов допустить ошибку и простоять часть заезда в ожидании помощи, а также вызванного холодом дискомфорта. Чтобы не мёрзнуть, надо использовать снегоходную или горнолыжную экипировку, а особенно следует утеплить пальцы на всех конечностях. Шлем — либо мотокроссовый с маской, либо автомобильный-мотоциклетный, но с обязательной обработкой визора жидкостью-антифогом.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396787/29528c02c6b35afb6faed304a57158c2e4e212ac.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396786/513d89f348ced975118757dd8d7912cfc77cac49.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396788/053af8b075227289523ef6a805899b54b5519c71.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396790/d2e50aa1043e55f57acba5cdc86a9f4a913e1239.jpg)
![](/thumb/60x0/filters:quality(75)/imgs/2024/03/14/19/6396789/aa8b78925d566d1861a96745f4aa9678dee8dd27.jpg)
© Пресс-служба ВДНХ
А чтобы не прилипать в брустверы и хорошо проводить время на любой трассе — надо больше тренироваться в максимально разнообразных условиях. В дождь и снег; по асфальту, грунту и льду; с соперниками и против секундомера; на картах и «кузовах»; на спортивной и прокатной технике.
У большинства участников гонки «Лёд особого назначения» есть как раз такой обширный автоспортивный опыт, и именно он помог им быстро адаптироваться к необычной трассе и технике. Красивая борьба на красивой трассе — это было действительно легендарно. Хочется верить, что такой формат ледовых соревнований на ВДНХ станет, наконец, регулярным.