Опубликовано 26 марта 2012, 19:14

Большая разница

Фернандо Алонсо выиграл дождевой Гран-при Малайзии
Фернандо Алонсо на Гран-при Малайзии одержал первую победу в сезоне и 28-ю в карьере, и вышел в лидеры чемпионата.
Фото команд
Фото команд

Ferrari, быть может, не самая красивая машина чемпионата. И уж точно не самая быстрая. К тому же, у итальянской команды в этом году, в определенном смысле, всего один гонщик – тот парень, что пилотирует вторую машину, под это определение уже вряд ли подходит. Но у Ferrari есть Фернандо Алонсо. В «обычный» день он со стиснутыми зубами дотащит машину до пятого места, а если еще и чуть-чуть повезет, то выиграет гонку. После двух этапов пилот Ferrari лидирует в чемпионате мира, однако заслуги самой команды в этом почти нет.

Глава Ferrari Стефано Доменикали и создатель болида F2012 Пэт Фрай на неделе между двумя первыми Гран-при сезона летали в Маранелло – получали «инструкции» от Луки Ди Монтедземоло. После гонки в Мельбурне президенту марки наверняка было что им сказать: пятое место Алонсо и сход Массы из-за аварии – не тот результат, на которой он рассчитывал.

Однако новинок в Куала-Лумпур Доменикали и Фрай не привезли – слишком коротким был перерыв между гонками. Поэтому машина осталась той же, на которой Фернандо зацепился за десять очков на финише Гран-при Австралии, и на которой Фелипе Масса не ездил, а мучился. Да, бразильцу в Малайзии собрали новое шасси, но по большому счету, на его положении в пелотоне это никак не повлияло – ни в одной из тренировок Фелипе не поднялся выше тринадцатого места, хотя и заявил, что теперь чувствует себя в машине "более комфортно".

Масса не способен ехать в темпе своего напарника по команде, однако "Феррари" пока не спешит комментировать его выступления в 2012 году.

Масса не способен ехать в темпе своего напарника по команде, однако "Феррари" пока не спешит комментировать его выступления в 2012 году.

И все же квалификация позволила говорить о незначительном прогрессе "красных" – Масса показал двенадцатый результат, вклинившись в протоколе между пилотов Williams, а Фернандо Алонсо «уехал» от этой компании всего на пару десятых. Несложно сделать вывод, что по скоростным характеристикам F2012 вряд ли превосходит болиды "Уильямс", тем не менее, испанцу хватило и этого, чтобы впервые вывести Ferrari в третий сегмент квалификации. Но там Фернандо мог бороться лишь c Серхио Пересом из "Заубера".

Мексиканец и испанец в третьем сегменте субботней сессии составили компанию гонщикам McLaren, Red Bull, Mercedes AMG и Lotus – в квалификациях эти четыре конюшни пока выглядят сильнейшими.

В итоге, Алонсо и Перес проиграли времени «поула» 1,3 секунды, тогда как первая восьмерка уместилась в полсекунды.

Лучшее время вновь осталось за Льюисом Хэмилтоном. И вновь, как и неделей ранее, темнокожий британец был быстрее напарника по McLaren Дженсона Баттона на те же полторы десятые секунды.

Хэмилтон и Баттон уверенно выиграли квалификацию, однако до подиума добрался только один из них.

Хэмилтон и Баттон уверенно выиграли квалификацию, однако до подиума добрался только один из них.

Третье место завоевал Михаэль Шумахер – немец еще раз обновил квалификационный рекорд своей «новой» карьеры, и впервые за пять лет попал на итоговую пресс-конференцию FIA, которая традиционно проводится для тройки быстрейших. Шуми отметил, что хотел бы поотвечать на вопросы в пресс-центре и после гонки, но желающих сделать это в Малайзии и без него оказалось достаточно.

Марк Уэббер и Кими Райкконен показали абсолютно одинаковое время, уступив Михаэлю 0,070 секунды. Финн признался, что совершил на круге пару ошибок и "мог проехать быстрее", но ему в любом случае было не суждено оказаться на старте впереди Шумахера: на Lotus E20 Райкконена в пятницу сменили коробку передач, и финн получил штраф в пять позиций. В итоге, Кими вынужден был начинать гонку с десятого места, позади и Себастьяна Феттеля, и Романа Грожана, и Нико Робсерга, и даже Алонсо с Пересом.

Действующий чемпион мира во второй квалификации подряд показал шестое время. Феттель был единственным в десятке, кто совершил свою попытку на жестких шинах, хотя в теории на более мягких Medium он мог бы проехать круг быстрее. Сам немец в субботу вечером заявил, что по ходу уик-энда команда просто не смогла до конца разобраться с тем, как работают мягкие составы, и потому он вряд ли смог бы показать намного лучший результат. К тому же, Феттель мог получить определенное преимущество за счет сухого старта на шинах типа "Хард", но через 23 часа это не имело уже никакого значения…

Большая разница

Сильнее всего на исход последующей гонки повлиял тот факт, что впервые в сезоне в "107 процентов" в квалификации уложились оба пилота HRT. Нараин Картикеян в первом сегменте проиграл лучшему времени больше шести секунд, но показанного результата ему хватило, чтобы выйти на старт гонки и стать одним из ее главных героев. Или антигероев...

Первый заплыв

Дождь в окрестностях «Сепанга» случился очень вовремя. Его предсказывали и в пятницу, и в субботу, но по-настоящему он "зарядил" только тогда, когда пилоты уже выстроились на стартовой решетке в воскресенье.

Непосредственно перед стартом на трассу успело вылиться ровно столько воды, чтобы гонщики и их инженеры уже отказались от мысли стартовать на сликах, но недостаточно для того, чтобы спортивный делегат FIA Чарли Уайтинг объявил старт в режиме желтых флагов. Задержись старт еще несколько минут, и пелотон мог отправиться на первый круг вслед за серебристым Mercedes-Benz SLS AMG Берндта Майландера.

Михаэль Шумахер наверняка бы предпочел именно этот вариант: немец стартовал неплохо, но расстояние до первого поворота на «Сепанге» уж слишком большое – чуть быстрее среагировавшие на сигнал светофора Марк Уэббер и Роман Грожан сначала поравнялись с семикратным чемпионом, а на выходе из первой связки поворотов Шуми оказался позади обоих. Однако до пилотов McLaren ни австралиец, ни француз не дотянулись – Хэмилтон и Баттон на входе в первый поворот сохранили субботний порядок: Льюис на сей раз не пустил Дженсона вперед и отправился на первый круг лидером гонки.

Большая разница

Михаэль бросился в контратаку на прямой и, пристроившись за RB8 Уэббера, на входе в «Лангкави» успел обойти Грожана по внешнему радиусу. После этого Шуми наверняка уже забыл о французе, когда тот вдруг "боднул" Mercedes сзади – обоих развернуло, и мимо пронесся практически весь пелотон. Шансов попасть на итоговую пресс-конференцию у Шумахера осталось немного, а у Грожана они полностью пропали еще через пару кругов. Когда дождь усилился, Роман единственным из всех пилотов вылетел с трассы и завяз в гравии.

В итоге, в двух первых гонках ставленник Эрика Булье проехал пять полных кругов. Виталий Петров за подобное получил бы от французского начальника приличный нагоняй… Но в отношении Грожана Булье пока молчит.

50 минут тишины

Первый заплыв продолжался недолго. Уже на стартовом круге некоторые пилоты отправились в боксы менять промежуточную резину на дождевую, а первым это сделал Серхио Перес. Мексиканец неплохо стартовал, закрепился в десятке, но не отметился в ней после первого круга: команда Sauber приняла решение сразу вызвать Чеко в боксы и, как оказалось, была права.

Большая разница

В течение следующих пяти кругов переобуться успели все, кроме Жана-Эрика Верня, который решил остаться на промежуточных шинах, и неожиданно дальновидных пилотов HRT: Нараин Картикеян и Педро Де ла Роса начали гонку уже на дождевых покрышках. Испанцу этим воспользоваться не удалось – его F112 заглохла еще до старта прогревочного круга, и в гонке он с самого начала отставал от соперников слишком сильно. Зато индиец, пересидев первые шесть кругов на трассе, вдруг обнаружил себя на десятой позиции! Конечно, продолжись гонка в обычном режиме и Нараина быстро оттерли бы назад. Но дождь все-таки вынудил Чарли Уайтинга прибегнуть к услугам Берндта Майландера и его машины безопасности. Несколько пилотов к этому моменту уже успели поездить по зонам безопасности, поэтому директор гонки решил не дожидаться пока кто-нибудь из них доберется до отбойника. На седьмом круге позиции были зафиксированы, а по ходу девятого Уайтинг остановил заезд.

Лучше других в хаосе первых кругов сориентировались в Sauber – когда пилоты во второй раз за день выстроились на стартовой решетке, Перес был уже третьим. Неплохо сработали и в Ferrari: Фернандо Алонсо провел свой пит-стоп на круг раньше основных соперников, но основную часть позиций он отыграл еще на старте, да и то во многом благодаря "помощи" Романа Грожана. В итоге, испанец оказался пятым, позади Марка Уэббера.

Большая разница

Лидеры не изменились: Льюис Хэмилтон провел свой пит-стоп на круг позже Баттона, и едва удержался на первом месте. Дождевые шины работали лучше, и Дженсону не хватило совсем чуть-чуть времени, чтобы опередить напарника до остановки заезда. Возобновить борьбу за первое место Баттону удалось лишь через час...

Попытка номер два

За 50 минут, в течение которых пилоты стояли на стартовой решетке, дождь так и не перестал, но заметно поутих. Четыре круга после рестарта пелотон возглавлял автомобиль безопасности, а по-настоящему интересным Гран-при Малайзии, как водится в дождевых гонках, стал сразу после того, как пейс-кар свернул с трассы.

Льюис сохранил лидерство, а Баттон вдруг погнался не за ним, а за Майландером – Дженсон сразу же отправился менять дождевые шины на промежуточные. В этот момент они еще не давали серьезного преимущества, но в итоге Баттон все же опередил Хэмилтона – за счет заминки во время пит-стопа Льюиса. Тот заехал в боксы кругом позже, и в этот момент, возможно, решилась судьба Гран-при Малайзии: на том же круге на пит-лейн отправилась и пара пилотов Ferrari, и еще несколько гонщиков. Сначала механики McLaren чуть замешкались со сменой колес, а потом пару секунд Льюис потерял из-за того, что в боксах началось настоящее столпотворение и светофор не сразу позволил ему вернуться на трассу.

Большая разница

Пит-стоп Алонсо, напротив, прошел очень четко и испанец покинул боксы уже опережая McLaren Хэмилтона. До этого Фернандо успел расправиться с Марком Уэббером – F2012 под дождем поехала неожиданно быстрее Red Bull RB8. Вернувшись на трассу, Алонсо оказался впереди еще и Дженсона Баттона: джек-пот! За круг с небольшим Алонсо расправился с тремя основными, как тогда казалось, соперниками. Впереди оставался лишь Перес, который тоже был вынужден отправиться в боксы.

Мексиканец свой комплект промежуточных покрышек получил на круг позже Алонсо, и после пит-стопа был позади. Возможно, Чеко так и остался бы третьим на финише, за Баттоном, не случись с Дженсоном неприятность. После пит-стопа лидеры гонки оказались на трассе слишком близко к Нараину Картикеяну, который боксы к тому моменту не посещал еще ни разу. Индиец по-прежнему держался в десятке, и, конечно не должен был пропускать "просто так" никого из соперников. Но если Алонсо прошел Нараина без особых проблем, то Дженсон в медленном повороте «Берджайа Тиоман» уткнулся в медленный болид HRT передним антикрылом.

Повреждения оказались серьезными – Баттон снес себе половину оперения и фактически похоронил свою гонку. Незапланированный визит в боксы отбросил лидера чемпионата в самый конец пелотона. Плюс ко всему, из-за аварии напарника ненадолго сбросить скорость пришлось и Хэмилтону. В итоге, все эти события позволили оторваться Алонсо и предоставили Пересу шанс выйти на комфортное второе место. И когда Чеко покинул боксы после финальной остановки, Льюис оказался в четырех секундах позади него.

Индийский помощник

Когда волна пит-стопов схлынула, сразу за тройкой лидеров закрепился Нико Росберг – немец все делал правильно, но его Mercedes W03 в воскресенье просто не мог угнаться за лидерами. Напротив, Нико, помог им уехать от пары пилотов Red Bull и от Кими Райкконена: за пять кругов, что Росберг держался впереди Себастьяна Феттеля, Хэмилтон успел оторваться на семь секунд.

Большая разница

Сам Феттель ехал вполне прилично. Да, по ходу уик-энда RB8 была отнюдь не быстрейшей машиной пелотона: ни в квалификации, ни в гонке под дождем, ни затем по суху. Но Себ делал свою работу на совесть. Пока все ехали на промежуточных шинах, Феттель отставал от Хэмилтона примерно на десять секунд, но после перехода на слики, стал приближаться. В какой-то момент между Себом и Льюисом оставалось меньше трех секунд, но Феттеля остановил… все тот же Нараин Картикеян. Индиец, отставший к тому моменту на два круга, пропуская Себастьяна пропорол ему заднее левое колесо своим антикрылом. В итоге, немцу пришлось ковылять на трех колесах до боксов, и до финиша он добрался уже на одиннадцатом месте, аккурат позади Михаэля Шумахера.

Четвертое место после «индийского» приключения Феттеля досталось его напарнику. Марк Уэббер во второй раз подряд стал первым из не попавших на подиум. Туда вообще не забрался ни один из пилотов Red Bull – в прошлом году такое случалось с парнями Кристиана Хорнера лишь единожды, да и то в ситуации, когда исход чемпионата уже не вызывал сомнений

Шумахер после стартового столкновения с Грожаном терпеливо пробирался наверх, но от субботнего темпа Mercedes вдруг не осталось и следа – Михаэля "как стоячего" обошли Камуи Кобаяси и Бруно Сенна… Тем не менее, труд ветерана не пропал зря: еще за три круга до финиша Шуми был одиннадцатым, но сход из-за поломки мотора Пастора Мальдонадо подарил Михаэлю первое в сезоне очко. Оно же стало первым и для Mercedes AMG. Нико Робсерг, несмотря на неплохое начало гонки, в ходе Гран-при откатился далеко назад – шины на его болиде изнашивались слишком быстро, и Нико пришлось совершить лишний пит-стоп. Гонку Росберг закончил 13-м.

Виталий Петров впервые в сезоне добрался до финиша – причем, опередив напарника по Caterham Хейкки Ковалайнена. Россиянин уже по ходу тренировок был быстрее финна, и чуть не обошел его в квалификации: Хейкки опередил Петрова в последней попытке – Виталий проиграл напарнику четверть секунды. Тем не менее, стартовал Петров впереди Ковалайнена – финн был наказан за обгон машины безопасности в Австралии и потерял пять позиций на решетке в Малайзии относительно своего результата в квалификации. В гонке Виталий смотрелся уверенно и некоторое время шел в темпе пилотов из средней группы и порой даже догонял их. Финишировал Петров на 16 месте – в круге позади победителя. Ковалайнен стал 18-м.

Виталий Петров впервые в сезоне добрался до финиша – причем, опередив напарника по Caterham Хейкки Ковалайнена. Россиянин уже по ходу тренировок был быстрее финна, и чуть не обошел его в квалификации: Хейкки опередил Петрова в последней попытке – Виталий проиграл напарнику четверть секунды. Тем не менее, стартовал Петров впереди Ковалайнена – финн был наказан за обгон машины безопасности в Австралии и потерял пять позиций на решетке в Малайзии относительно своего результата в квалификации. В гонке Виталий смотрелся уверенно и некоторое время шел в темпе пилотов из средней группы и порой даже догонял их. Финишировал Петров на 16 месте – в круге позади победителя. Ковалайнен стал 18-м.

Фелипе Масса опять разочаровал болельщиков Ferrari. Бразилец пробился было в очковую зону, но затем начал терять темп. А заметив, что Mercedes вызвал Росберга за новым комплектом промежуточных шин, Масса решил последовать его примеру, но идея оказалась не слишком удачной – других желающих сменить покрышки в группе лидеров не нашлось. В итоге, Фелипе оказался в не слишком быстрой компании, и какое то время не мог обогнать даже Catherham Виталия Петрова.

Финишировал бразилец все-таки вперед россиянина, но 15-е место по итогам гонки – не совсем то, чего ждут от Фелипе в команде…

Большая разница

Очень насыщенный Гран-при провел Бруно Сенна (Williams). За первые шесть кругов бразилец успел столкнуться со своим напарником по команде и один раз вылетел с трассы по собственной вине, и дважды посещал боксы: в первый раз, чтобы сменить поврежденное антикрыло, во второй – чтобы переобуться в дождевую резину. На рестарте бразилец был 22-м и опережал только Шарля Пика из Marussia, но затем совершил впечатляющий прорыв в очковую зону. В какой-то момент Бруно вплотную подобрался к Кими Райкконену, но финну все же удалось унести ноги от неожиданно разогнавшегося пилота Williams.

В любом случае, шестое место Сенны принесло команде восемь очков – это больше, чем она набрала за весь прошлый сезон.

Райкконен, в свою очередь, после финиша пожаловался, что до старта Гран-при Малайзии проехал всего один круг на промежуточных шинах Pirelli, и поэтому какое-то время потратил на адаптацию к покрышкам. После возвращения в Формулу-1 финну пока не удалось провести ни одного «чистого» уик-энда, однако он дважды попадал в очковую зону.

Marussia провела еще один неплохой уик-энд. Автомобиль MR01 во второй раз подряд позволил обоим пилотам команды финишировать, причем теперь без каких-либо технических неисправностей. В квалификации Тимо Глок и Шарль Пик вновь уступили гонщикам Catreham, но на сей раз немец отстал от Виталия Петрова всего на полторы секунды. Для Marussia и это можно считать успехом. В гонке Глок смог опередить Хейкки Ковалайнена и отстал от победителя всего на круг. В итоге – 17-е место на финише. Шарль Пик проиграл два круга и был классифицирован 20-м.

Marussia провела еще один неплохой уик-энд. Автомобиль MR01 во второй раз подряд позволил обоим пилотам команды финишировать, причем теперь без каких-либо технических неисправностей. В квалификации Тимо Глок и Шарль Пик вновь уступили гонщикам Catreham, но на сей раз немец отстал от Виталия Петрова всего на полторы секунды. Для Marussia и это можно считать успехом. В гонке Глок смог опередить Хейкки Ковалайнена и отстал от победителя всего на круг. В итоге – 17-е место на финише. Шарль Пик проиграл два круга и был классифицирован 20-м.

Льюис Хэмилтон, победивший в квалификации, на удивление спокойно воспринял потерю первой позиции в гонке. Как ни странно, но даже на подсохшей трассе скорости McLaren не хватило, чтобы догнать машины Sauber и Ferrari. Неидеальной была и тактика – Льюис постоянно запаздывал с визитом в боксы, и при переходе на слики едва не упустил третье место: всего за один лишний круг на промежуточных шинах его отрыв от Феттеля сократился вдвое. Хорошо, что на помощь пришел Нараин…

Оставшиеся места в очковой зоне в итоге достались сразу двум пилотам Force India и Жану-Эрику Верню из Toro Rosso. Все трое вовремя совершали пит-стопы, и до конца дистанции так и не позволили Шумахеру догнать себя.

С перцем…

В идеале, у этого Гран-при должно быть два победителя. Фернандо Алонсо был безупречен. Испанец не допускал ошибок, что в таких гонках важнее чистой скорости. Однако по части скорости на «Сепанге» равных не было Серхио Пересу. Чеко на своем Sauber C31 был быстрее и Mercedes, и Red Bull, и McLaren, и даже Ferrari Алонсо.

Дважды Перес был близок к тому, чтобы опередить испанца. В конце отрезка на промежуточной резине мексиканец ехал быстрее Алонсо, "привозя" ему примерно 0,7 секунды с каждого круга. Когда от отрыва не осталось и полутора секунд, Фернандо отправился в боксы за сликами, а Перес решил проехать еще круг... и потерял на нем больше пяти секунд.

Большая разница

Но Перес не сдался: ему хватило ровно пяти кругов, чтобы почти целиком отыграть семисекундное отставание. И в этот момент, наверное, ему стоило чуть успокоиться и подождать. Но он хотел обогнать Фернандо сразу. И не потому, что Перес мексиканец и слишком горяч, а потому, что передние шины на его болиде истирались слишком быстро. Особенно тогда, когда Чеко находился непосредственно позади Фернандо: Перес пытался сэкономить заряд KERS для решающего выпада на стартовой прямой, но при этом старался подобраться к Алонсо как можно ближе и излишне нагружал покрышки. Все закончилось за семь кругов до финиша: Переса чуть вынесло с идеальной траектории и утащило за пределы трассы. Разворота удалось избежать, но Чеко потерял четыре с лишним секунды. Слишком много.

Фернандо Алонсо, конечно, в чем-то повезло. И не только в случае Пересом. В первую очередь, ему повезло с погодой. Повезло, что вовремя ошиблись механики McLaren. В конце концов, даже с тем, что Нараин Картикеян все-таки прошел квалификацию и так удачно "подставился" под Баттона ему тоже повезло. Кто знает, на что в это воскресенье действительно был способен Дженсон…

Алонсо и Перес после гонки.

Алонсо и Перес после гонки.

В результате, малайзийский этап так и не внес ясности в вопрос о том, какова реальная расстановка сил в наступившем сезоне. Пока ясно лишь то, что это будет очень интересный чемпионат. Один пример: очки на «Сепанге» набрали сразу девять команд, а единственной конюшней, оба пилота которой попали в десятку, стала далеко не чемпионская Force India.

Конечно, в «нормальный солнечный день» болид Ferrari F2012 пока не способен побеждать даже в руках Алонсо. Но в Формуле-1 в этом году очень многое будет зависеть от гонщиков. И лидерство Фернандо в личном зачете – лучшее тому подтверждение. Когда разница между машинами мала, "большую разницу" может сделать лишь один человек – тот, что находится за рулем. И в этом сезоне за титулы, хочется верить, будут бороться люди, а не машины.

Результаты Гран-при Малайзии Формулы-1

МестоГонщикКомандаВремя
1.Фернандо АлонсоFerrari2:44.51,218
2.Серхио ПересSauber+2.263
3.Льюис ХэмилтонMcLaren+14.591
4.Марк УэбберRed Bull+17.688
5.Кими РайкконенLotus+29.456
6.Бруно СеннаWilliams+37.667
7.Пол ди РестаForce India+44.412
8.Жан-Эрик ВерньToro Rosso+46.985
9.Нико ХюлькенбергForce India+47.892
10.Михаэль ШумахерMercedes AMG+49.996
11.Себастьян ФеттельRed Bull+1:15.527
12.Дэниэл РиккардоToro Rosso+1:16.826
13.Нико РосбергMercedes AMG+1:18.593
14.Дженсон БаттонMcLaren+1:19.719
15.Фелипе МассаFerrari+1:37.319
16.Виталий ПетровCaterham+1 круг
17.Тимо ГлокMarussia+1 круг
18.Хейкки КовалайненCaterham+1 круг
19.Пастор МальдонадоWilliams+2 круга
20.Шарль ПикMarussia+2 круга
21.Нараин КартикеянHRT+2 круга
22.Педро де ла РосаHRT+2 круга
-.Камуи КобаясиSauberсход
-.Роман ГросжанLotusсход

Положение в личном зачете после второго этапа

МестоГонщикКомандаОчки
1.Фернандо АлонсоFerrari35
2.Льюис ХэмилтонMcLaren30
3.Дженсон БаттонMcLaren25
4.Марк УэбберRed Bull24
5.Серхио ПересSauber22
6.Себастьян ФеттельRed Bull18
7.Кими РайкконенLotus16
8.Бруно СеннаWilliams8
9.Камуи КобаясиSauber8
10.Пол ди РестаForce India7
11.Жан-Эрик ВерньToro Rosso4
12.Нико ХюлькенбергForce India2
13.Дэниэл РиккардоToro Rosso2
14.Михаэль ШумахерMercedes AMG1

Положение в Кубке конструкторов

МестоКомандаОчки
1.McLaren55
2.Red Bull42
3.Ferrari35
4.Sauber30
5.Lotus16
6.Force India9
7.Williams8
8.Toro Rosso6
9.Mercedes AMG1
-.Marussia0
-.Caterham0
-.HRT0