Опубликовано 27 марта 2012, 12:41
10 мин.

Как в кино

Россия против Австралии — гонки на льду
Cиквел всегда хуже оригинала? Это правило поставили под сомнение в российском представительстве Mazda, пригласив команду быстрых австралийских журналистов еще раз сразиться с русскими коллегами на льду. И те приняли вызов! Еще бы...
Фотографии компании Mazda
Фотографии компании Mazda

Cиквел всегда хуже оригинала? Это правило поставили под сомнение в российском представительстве Mazda, пригласив команду быстрых австралийских журналистов еще раз сразиться с русскими коллегами на льду. И те приняли вызов! Еще бы...

Год назад им было слишком обидно. Посети тогда европейский чемпионат Mazda среди журналистов профессиональный режиссер, он вполне мог насобирать материала на добротный блокбастер. Российская команда, провалившись в начале гонки в самый низ из-за вылета одного из пилотов, сумела вытащить себя на самый верх, пройдя 15 команд и устроив дуэль с комфортно лидировавшими всю дорогу австралийцами. И навязав им борьбу, выиграла ее на последних кругах, выясняя отношения кузов в кузов!

Сами организаторы той гонки были в шоке – чемпионат Mazda обычно проводился среди европейских журналистов, австралийцы попали на него случайно, а тут – такая дуэль с русскими... При том, что ожидаемые фавориты – немцы, скандинавы, англичане – к концу гонки отставали на круг, а то и два. И когда Борис Шульмейстер преодолел последние метры дистанции, у нас едва хватило сил качать героя, отбившего последний штурм австралийцев. Те оказались настоящими мужиками, держали лицо и ни разу не выказали своего разочарования открыто. И только познакомившись с каждым из них поближе, я узнал, как близко к сердцу они приняли то поражение. Вплоть до того, что пересматривая видео с бортовых и официальных видеокамер, выясняли, не менялись ли мы шлемами, давая возможность быстрейшим из наших проехать лишний временной отрезок!

Как в кино

Но когда теории заговора отступили на задний план, они признали – подвела тактика. Быстрейший не ехал последний отрезок, хотя стоило, и много проиграли в середине гонки, расслабившись после нашего провала в начале... И на каждом международном мероприятии, где мне удалось встречать наших «врагов», мы, наобнимавшись и наулыбавшись, тут же вспоминали детали той невероятной гонки, которая засела в наших сердцах стальной занозой. У кого-то блестящей, у других – ржавой.

We’ll be back!

И все ждали 2012 года, чтобы взять – и дать – реванш. Но еще в 2011-м стало понятно, что финансовое положение европейского офиса Mazda не позволит потратить и лишнего цента на эту сложную и дорогую затею, ведь та гонка была организована по всем стандартам европейского автоспорта. Была подготовлена партия спортивных родстеров Mazda MX-5, оснащенных каркасами безопасности, спортивными сиденьями и гоночными подвесками, а само соревнование обслуживалось штатом механиков и полностью оборудованными боксами для команд...

1. Не все Aori поспели к российскому чемпионату Mazda Sport Cup прошлого года, поэтому некоторые из машин были совсем новыми, с нулями на одометре.

2. От обычной MX-5 в салоне осталась только передняя панель и центральная консоль со всем содержимым.

3. Буксировочная проушина на всех машинах была вкручена заранее. Предусмотрительно.

4. Шипованные Michelin X-Ice II для многих участников оказались недостаточно «зубастыми».
  1. Не все Aori поспели к российскому чемпионату Mazda Sport Cup прошлого года, поэтому некоторые из машин были совсем новыми, с нулями на одометре.

  2. От обычной MX-5 в салоне осталась только передняя панель и центральная консоль со всем содержимым.

  3. Буксировочная проушина на всех машинах была вкручена заранее. Предусмотрительно.

  4. Шипованные Michelin X-Ice II для многих участников оказались недостаточно «зубастыми».

Тот проект оказался официально закрыт. Но нет худа без добра – именно во время проведения соревнования в 2011 году, по-хорошему сумасшедшим энтузиастам из российского офиса Mazda пришла в голову идея взять лучшее и перенести на российскую землю. Именно так в российском любительском чемпионате Mazda Sport Cup появился спортивный автомобиль Aori – родстер Mazda MX-5 с каркасом, ковшами, специальной подвеской. Точная копия европейского автомобиля, только построенная и настроенная руками команды Олега Кесельмана, директора Академии спортивного вождения Mazda.

Да и сам бес проведения подобных соревнований между владельцами (и журналистами) похоже вселился в российскую Mazda уверенно и надолго. А затем произошло еще одно интересное событие – Россия как рынок перестала подчиняться европейскому центру и стала работать напрямую с Хиросимой, головным офисом марки. И если чемпионат для всех стран было уже невозможно возродить, то очную дуэль провести было можно, невзирая на общую установку «затянуть пояса»! Стараниями «нашего» офиса Mazda австралийцам купили билеты и шестеро из них, кто спустя 25, а кто и все 30 часов, прибыли в Екатеринбург.

Чтобы не превращать «битву на Урале» в междусобойчик, организаторы решили устроить нечто вроде открытого чемпионата среди российских автомобильных журналистов, пригласив 25 человек. Из 12 лучших, по итогам квалификации, сформировали четыре команды по три человека, еще две состояли из австралийцев. Шесть команд ждала часовая гонка со сменами пилотов, по итогам которой собирался заветный подиум. Три быстрейших россиянина и три австралийца должны были участвовать в суперфинале – дополнительной 15-минутной гонке за честь флага. А в качестве вишенки на торте было решено пригласить на гонку известных российских автогонщиков из разных дисциплин, которые должны были возглавить команды и вовремя давать ценные советы.

Местные достопримечательности

Месть – блюдо, которое нужно подавать холодным? Урал казался организаторам идеальным местом для ледяного схватки, но проблема пришла откуда не ждали. Им удалось найти прекрасный отель, расположенный прямо рядом с искусственным озером, побороть природную неторопливость екатеринбуржцев, установить солнечную морозную погоду, но снега – того самого, которого в России обычно можно есть даже самым необычным местом, – найти не удалось. Чтобы хоть как-то наскрести его на брустверы, обрамляющие трассу, команде Олега Кесельмана, похоже, пришлось собирать даже иней со всех окрестных полей и мини-баров в гостинице.

Очная гонка стала отличной проверкой не только навыков вождения на льду и скорости, но и нервов! Когда по какой-то из дисциплин у участника оказывался неуд, на трассе появлялся пикап с тросом -- снимать гонщика с бруствера.

Очная гонка стала отличной проверкой не только навыков вождения на льду и скорости, но и нервов! Когда по какой-то из дисциплин у участника оказывался неуд, на трассе появлялся пикап с тросом -- снимать гонщика с бруствера.

Дохленький, но щербатый и смерзшийся бруствер становился злейшим врагом пластикового обвеса Aori и с первого же собрания участников Кесельман строго-настрого наказал всем беречь машины под страхом снятия с соревнований. И эта задача осложнялась тем, что организаторы не стали оснащать машины специальными покрышками с гоночным шипом, поставив на все автомобили «гражданские» шины Michelin X-Ice II.

Ипподромный стиль езды с упором на бруствер задней частью машины был неуместен: во-первых, бруствер был слишком жесткий, а во-вторых, сама закручивающаяся траектория поворота не позволяла этого делать.

Ипподромный стиль езды с упором на бруствер задней частью машины был неуместен: во-первых, бруствер был слишком жесткий, а во-вторых, сама закручивающаяся траектория поворота не позволяла этого делать.

А если не на что облокотиться и не за что зацепиться, оставалось только заняться поисками самой неправильной траектории из всех возможных! Делать все неправильно, не по-асфальтовому, включать повышенную передачу там, где сердце требует пониженную, ехать «внутрь» там, где всегда шел бы «наружу». Ехать там, где на льду лежали остатки снега, и где вышедшее солнце не успело нагреть и растопить поверхность. Именно там прятались секунды, которые нашли 12 прошедших отбор журналистов.

Перед решающей частью соревнования ас ледовой езды Борис Шульмейстер был щедр на советы. Вот те из них, что пригодились в этой конкретной гонке: «Ищите зацеп. Не смысла ехать по голому льду. Даже немного снега поможет вам лучше разогнаться», «Старайтесь использовать более высокую передачу и ехать на крутящем моменте, а не на максимальной мощности. Это поможет лучше контролировать автомобиль», «Надо ехать медленнее, чем хочется. В итоге вы будете быстрее, чем ожидали», «Потеря задней оси на разгоне стоит дороже, чем кажется. Это драгоценные секунды, которые потом тяжело найти».

Перед решающей частью соревнования ас ледовой езды Борис Шульмейстер был щедр на советы. Вот те из них, что пригодились в этой конкретной гонке: «Ищите зацеп. Не смысла ехать по голому льду. Даже немного снега поможет вам лучше разогнаться», «Старайтесь использовать более высокую передачу и ехать на крутящем моменте, а не на максимальной мощности. Это поможет лучше контролировать автомобиль», «Надо ехать медленнее, чем хочется. В итоге вы будете быстрее, чем ожидали», «Потеря задней оси на разгоне стоит дороже, чем кажется. Это драгоценные секунды, которые потом тяжело найти».

Именно к доске с результатами заездов 12-и быстрейших первым делом подтянулись австралийцы. Для них здесь все было в новинку: короткая трасса, на прохождение которой требовалось всего полторы минуты (в Швеции на круг уходило около пяти), чересчур скользкий природный лед, который они в обычной жизни видят только по каналу Discovery, и “гражданские” шипы, отказывавшиеся в него вгрызаться. Здесь нельзя было ехать "по-гравийному" – так, как они умеют лучше всего.

В подобной гонке важна скорость, но еще важнее – не совершать ошибок. Даже при самой быстрой езде вылет одного из пилотов автоматически лишал команду шанса на победу. Выезд технички стоил дорого -- не в дензнаках, а в секундах: плюс три-четыре минуты. Но еще опасней было перенервничать, бросившись нагонять отставание -- в этот момент некоторые совершали повторные, роковые ошибки.

В подобной гонке важна скорость, но еще важнее – не совершать ошибок. Даже при самой быстрой езде вылет одного из пилотов автоматически лишал команду шанса на победу. Выезд технички стоил дорого -- не в дензнаках, а в секундах: плюс три-четыре минуты. Но еще опасней было перенервничать, бросившись нагонять отставание -- в этот момент некоторые совершали повторные, роковые ошибки.

Помочь им мог бы спортивный трехмиллиметровый шип – он дал бы отличную динамику разгона и эффективное торможение, позволял бы точно соблюдать гоночные траектории.... Тогда как тонкая и осторожная езда в поисках "зацепа" требует терпения и отрешения, и первые заезды были полны вылетов и разворотов. И тем не менее, к концу тестовой сессии результаты австралийцев были вполне сравнимы с нашими – все ехали в промежутке от 1 минуты 30 секунд до 1 минуты 33 секунд.

Результаты заездов мгновенно распечатывались в судейской машине и тут же вывешивались на «доске почета».

Результаты заездов мгновенно распечатывались в судейской машине и тут же вывешивались на «доске почета».

Сюрприз ждал гостей на вечернем собрании, где жребий распределял команды и тренеров. Одной из австралийских команд в наставники достался Борис Шульмейстер, палач их надежд в прошлой гонке. О, стоило видеть их глаза! И тем не менее, к советам Бориса австралийцы прислушивались внимательно, и не зря – именно Шульмейстер как практикующий "трековик" и обладатель лучшего времени дня, давал всем желающим действительно толковые советы по поводу выбора темпа и траектории.

Показательные выступления

Cлепой (и глухонемой) жребий свел меня в одной команде с Георгием Хачатуровым и Михаилом Петровским. Объективно говоря, наши шансы на победу были высоки, ведь мы с Петровским расположились на 4 и 5 строчках в квалификации, а нашим тренером стал Александр Сотников, легенда автоспорта, ас кольцевых и трековых гонок. Он сразу понял, что учить нас чему-то бесполезно и пытался передать хоть часть своего оптимизма. С таким пойдешь в разведку не раздумывая, не говоря уж о такой мелочи, как квалификация перед гонкой! По ее результатам мы оказались на третьей стартовой позиции.

Российские и австралийские экипажи были специально размечены национальными флагами, как на [ROC](http://motor.ru/articles/2011/12/19/roc2011/) -- Race of Champions, международной гонке, проводимой в конце гоночного сезона. Мелочь, а приятно!

Российские и австралийские экипажи были специально размечены национальными флагами, как на ROC -- Race of Champions, международной гонке, проводимой в конце гоночного сезона. Мелочь, а приятно!

Начало гонки вышло обескураживающим: соперники сразу отодвинули нашего Жору сначала на четвертую позицию, а к концу заезда и на пятую. Я выезжал на трассу очень злым и уже шестым. Пара соперников попалась под горячую руку сразу, пара – потом, и внезапно, пролетая мимо пит-лейна, я увидел знакомую сошниковскую руку с табличкой, на которой была цифра «2». Секундное сомнение – «а не оценка ли это?» – едва не стоило пролета мимо пристрелянной точки торможения. Но все было отлично – свою смену я сдавал на первой позиции в гонке. Петровскому достался трафик из "круговых", но хуже всего было то, что сзади к нему приближался Володя Мельников, объективно быстрейший пилот из российских журналистов.

Погоня Мельникова за Петровским долго напоминала брачную игру в львином прайде – догоняющий долго обхаживал лидера слева и справа, но когда время начало поджимать, сделал все быстро и качественно. К сожалению, всего за два круга до финиша мы снова оказались в роли догоняющих, и в ней же финишировали. Две австралийские команды, так и не приспособившись под скользкий лед и «гражданский» шип, заняли четвертое и пятое места.

Сложно поверить, но даже езда на открытой машине зимой на скорости 60 километров в час может дарить невероятное удовольствие. Только вот как это объяснить теплолюбивым друзьям-австралийцам?

Сложно поверить, но даже езда на открытой машине зимой на скорости 60 километров в час может дарить невероятное удовольствие. Только вот как это объяснить теплолюбивым друзьям-австралийцам?

На суперфинал Сотников отрядил меня, чему я был несказанно рад – не наездился. Три российские и три австралийские машины выстроились параллельно, в нашем ряду Володя Мельников занял первое место, Миша Кульдяев – второе, а я – третье. Австралийцы синхронно проспали старт и уже на следующем круге мы сформировали первую тройку благодаря вылету одного из австралийцев, который притормозил остальных. Первым в итоге финишировал Володя, я – вторым, а Миша отдал третью позицию австралийцу, но это уже не имело значения – Кубок наций достался России по очкам.

Лучший из австралийцев принял финиш третьим, и все, что оставалось ребятам на вечер – отыгрываться на бильярде.

Лучший из австралийцев принял финиш третьим, и все, что оставалось ребятам на вечер – отыгрываться на бильярде.

Тотальный разгром? Было похоже на то. Австралийские мужики были серьезно расстроены, но как любые хорошие пилоты, они переживали даже не из-за результата, а из-за качества своего выступления. Лучший практикующий гонщик из них, австралийский топ-гировец Джеймс Стэнфорд, молча уткнулся в свой айфон, пересматривая онборд-съемки с последнего ралли-спринта, на котором ему недавно покорилось первое место. И ему же принадлежал самый эффектный вылет, когда машина залетела на бруствер, и осталась там стоять, как «Катюша» на постаменте. На него было больно смотреть. «Знаешь, – сказал мне Джеймс, – в этот момент машина носом уставилась прямо в здание гостиницы, точнее, в спа-зону при ней. В этот момент я закрыл глаза и представил, что меня на самом деле нет на этом бруствере, а я лежу в джакузи и все это плохой сон».

Злее будут

Так в чем же дело? Шипы? Вряд ли это может быть оправданием для австралийцев. Скорее всего, дело в отсутствии привычки ходить по скользким покрытиям и нехватке природного "чувства льда", которое воспитывается у любого москвича от рождения благодаря никудышной работе коммунальных служб. А затем транслируется ногам и рукам при вождении автомобиля. Но, как известно, нет худа без добра!

Российско-австралийское гоночное противостояние становится симпатичной традицией. Право продолжить ее находится в руках руководства Mazda и уже сейчас очевидно, что следующая гонка должна пройти по твердому или хотя бы сыпучему покрытию – ради интереса. А пока счет 2:0 в нашу пользу.

Российско-австралийское гоночное противостояние становится симпатичной традицией. Право продолжить ее находится в руках руководства Mazda и уже сейчас очевидно, что следующая гонка должна пройти по твердому или хотя бы сыпучему покрытию – ради интереса. А пока счет 2:0 в нашу пользу.

Австралийцы могут держать лицо и удар, но от этого им не будет меньше хотеться взойти на первую ступень подиума. Подобное поражение вполне может сослужить нам хорошую службу в виде еще одного матча-реванша, возможно, уже на грунте, где австралийцы особенно сильны. А это значит, что нас ждет еще одна серия эпического противостояния, так что перчатки и шлемы далеко убирать не стоит!

Лучшие на льду

МестоКомандаСоставИзданиеОбщее время
1BORDEAUX00:50:35.579
Владимир МельниковАвторевю
Сергей ВоскресенскийЗа рулем
Кирилл ЛаринLAV Productions
2RED ARMY00:50:39.017
Георгий ХачатуровBusiness FM
Александр ЕвштокинМotor.ru
Михаил ПетровскийDrive.ru
3ULTRAVIOLET00:50:58.726
Петр ЯстребовАвтомир
Вадим ГагаринAuto.mail.ru
Михаил Кульдяевbezrulya.ru
4THE CHOSEN ONES00:51:06.522
Тоби ХэгонDrive
Мартон Петтендиgoauto.com
Гленн Батлерcarguide.com
5THE DREGS00:50:47.551 + 1 круг
Майкл ТэйлорMotor Magazine
Майкл Синклерcarsales.com
Джеймс СтэнфордTopGear Australia

«Вишенки на торте или Совет старейшин»

Олег Кесельман пригласил в качестве тренеров шесть известных спортсменов, чьи имена уже вписаны в историю отечественного автоспорта. При этом были представлены практически все дисциплины автомобильного спорта.

Как в кино

«Оружие дуэли»

Как в кино

Несколько автомобилей Mazda MX-5 Aori, использовавшихся в гонке в Екатеринбурге, были теми же самыми спорткарами, которые гонялись в летнем Mazda Sport Cup 2011, а часть была из новой партии. Директор гонки Олег Кесельман был категоричен относительно вылетов с трассы и контактной борьбы, которые карались штрафами, но не был против внесения определенных технических модификаций. Участникам было позволено менять давление в шинах и даже ослаблять хватку стабилизаторов, но из-за быстротечности соревнования редко кто пользовался послаблениями.

Как в кино

Ровный характер разгона мотора Aori сильно помогал на льду, где выигрышной комбинацией было держать обороты в районе 3500 об/мин и максимально нежно пользоваться педалью газа. При невысокой средней скорости прохождения круга – 52-53 км/ч – залогом победы была максимально чистая езда без лишних срывов задней оси в скольжение.