26 апреля, 8:30

Горные лыжи в компании автогонщика и Mazda CX-30

Секреты успеха в горах и на треке от Бориса Шульмейстера

Плавные и быстрые, скупые и точные. Такие движения выдают как первоклассного автогонщика, так и хорошего горнолыжника. Недаром зачастую тот и другой сочетаются в одном человеке, ведь между автомобильным спортом и горными лыжами на самом деле так много общего. Я увлекательно обсудил это с Борисом Шульмейстером, одним из гостей и организаторов необычной презентации Mazda CX-30 в Красной Поляне.

Отправиться в зимний отпуск можно на чём угодно. Но настроение в дороге тоже кое-что значит! Разгоняясь на широких пустых прямиках отрезка от Краснодара до черноморского побережья, я предвкушал свой скоростной спуск по идеальным малолюдным склонам курорта «Газпром» — почти запретные скорости дарят желанный адреналин.

А ведя плотное и юркое шасси кроссовера CX-30 по серпантину Джубга — Сочи, предвкушал динамичные шпильки узких извилистых трасс в зоне катания «Горки Город». Наконец, последний отрезок дороги от Адлера до шумного посёлка Эсто-Садок — это как южный склон «Розы Хутор», где преобладает комфортный прогулочный ход под мягкий свист ветра.

Кроссовер CX-30 — из тех автомобилей, которые не обещают ничего сверхъестественного, не пытаются быть конъюнктурщиками, всем угождать. Он едет жестковато и иногда шумно, но покоряет кокпитом с качественной отделкой и исключительно приятным опытом взаимодействия со всеми органами управления.

Не слишком динамичный и не самый практичный, он в то же время способен сделать долгий путь незаметным, не раздражать и не отвлекать водителя и пассажиров: почти целый день в пути не утомил ни тело, ни разум нашего экипажа. Даже стрессовая извечная пробка под Сочи была минована с каким-то медитативным спокойствием — «лаунж» салона окутывал лаконичностью стильных форм и мягким звучанием акустики Bose.

Слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Reload
1 / 5

Mazda утверждает, что делает машины для любителей активного образа жизни. Склонен согласиться: если в плане практичности они ничего выдающегося не демонстрируют, то характер в движении у большинства моделей живее и ярче, чем у конкурентов в этом массовом классе, где все характеристики обычно усреднены до предела

Впрочем, по CX-30 у нас будет отдельный разговор в одном из грядущих материалов, а настоящая медитация ждала впереди — на склонах Красной Поляны. Это действительно классный по своим ландшафтным и видовым характеристикам курорт, который я до последнего избегал, предпочитая различные Альпы. Но всем известные события внесли свои коррективы, и в этом году я не мог оторваться от катания в Сочи!

Три крупные зоны с неплохо подготовленными трассами, сноупарк и обширный фрирайд для тех, кто любит погорячее, неплохая инфраструктура и разноплановые пейзажи делают отдых на Красной Поляне действительно увлекательным. Вот только дорого очень.

Reload
1 / 2

Борис Борисович Шульмейстер — мастер спорта, тренер, один из самых заслуженных и харизматичных спортсменов российского кольца. Большую часть жизни он гоняется в различных сериях, и сейчас выступает в Российской серии кольцевых гонок. Страстный лыжник с почти 20-летним стажем аддикции к утреннему «вельвету» на склоне.

Или есть варианты для простых смертных?

Многие из нас, увлечённых машинами, грезят гонками. И не брегзуют прокатным картингом, цепляясь за любую доступную возможность быть «в деле» — каждый на своём уровне и согласно бюджету. Так же и с горными лыжами: жить можно в хостелах и скромных апартаментах — за окном всё равно горы, пусть ванна в номере и не закована в мрамор. Ловить выгодные билеты, кооперироваться с трансфером на минивэне-маршрутке вместо такси или вообще изначально ехать на одной машине с друзьями.

Питаться не обязательно в ресторанах — а ими курорт действительно славится, и цены там соответствующие. Есть супермаркеты и кафе-столовые. Главное, что горы для всех одни, и каждый может промчать по «президентскому» склону «Газпрома» — пусть не на карбоновых Volant, а на простеньких «Атомиках» из проката.

Это уже давно не элитарный вид спорта. Да, богатый человек может заниматься горными лыжами по-богатому. Но даже со скромным достатком всегда можно поймать низкий сезон и найти недорогое размещение на курорте — пусть и не в центре посёлка. На ски-пассы бывают скидки и акции, а в местных прокатах всегда есть недорогие (около 1000 рублей в день за комплект оборудования, — прим. ред.), но свежие лыжи. И можно наслаждаться тем же самым, что и «элита». Основное удовольствие горнолыжного отдыха — само катание — так или иначе доступно многим. Было бы только стремление!

Своя техника или прокат?

Иметь своё дороже, а возить сложнее. Но чем опытнее и требовательнее райдер, тем меньше шансов найти в прокате именно то, что безупречно ему подойдёт. Поэтому лучше использовать прокат для тестов разных моделей и видов лыж, а также в случае коротких эпизодических горнолыжных поездок — например, совмещённых с командировкой или основным не лыжным отпуском недалеко от курорта. Вы же не потащите с собой свою Lada Vesta Sport через половину Европы, если планируете случайно оказаться неподалёку от Нюрбургринга?

Ещё один вариант: если хочется попробовать принципиально новую «технику»: чтобы побороздить целину пухляка или попрыгать с трамплинов в парке, ваши собственные трассовые лыжи не подойдут — прокат идеален, чтобы попробовать что-то иное, а в случае успешных тестов можно спланировать и покупку такого комплекта. Во всех остальных случаях лучше иметь своё оборудование, и вот по какой ещё причине.

Однажды в Андорре я спускался на прокатных лыжах, и одна из них внезапно отстегнулась просто так — из-за технической неисправности или неверных настроек выстёгивания. И это привело к очень болезненному падению. С тех пор я езжу только со своим оборудованием, в котором абсолютно уверен. Вообще, большинство аварий и травм происходит в результате кратковременной потери концентрации и одновременно отвратительного стечения обстоятельств.
Зачастую в неудобных ботинках можно фатально поскользнуться в ски-руме отеля (из реального опыта, кстати, пример). На горе, как и на дороге и треке, предельно важна собранность и сосредоточенность — стоит утратить их в неудачный момент, и печальный результат не заставит себя ждать.
Reload
1 / 3

Страх — как с ним договариваться?

Страх — совершенно нормальный инструмент сохранения человека в целости. Он дан нам для того, чтобы определять пределы допустимых действий. Момент, когда он наступает, у каждого свой и зависит от опыта, навыков и общей тревожности человека. Чем больше времени мы проводим за рулём и на горе, тем больше и одновременно меньше боимся делать что-то выдающееся, экстремальное.

Потому что с одной стороны, набираемся знаний о том, что большие опасности могут подстерегать даже в безобидных на первый взгляд ситуациях. А с другой — с опытом приобретаем спасительные рефлексы и тактическую мудрость, которые вселяют уверенность в своих силах и толкают на всё новые и новые подвиги на горе или гоночной трассе.

Я встал на горные лыжи в 2003 году в возрасте 33 лет — уже тогда будучи автогонщиком. И несмотря на спокойное восприятие скорости, было очень страшно — то был страх высоты. Я смотрел с отметки 2,5 километра вниз и видел в долине у подножия горы свой отель — размером со спичечный коробок. Думал, что ни за что и никогда не спущусь своим ходом. Но как-то через преодоление себя всё получилось, и через пару сезонов практики катание на горных лыжах превратилось в страсть, навязчивую идею зимой и летом. Стал ездить столько раз за сезон, сколько позволяли работа и финансы.
Сейчас я знаю свои пределы и уже давно стараюсь за них не выходить, поэтому испытываю во время катания чистое удовольствие. Страх в автогонках у меня есть, но особого толка: я переживаю скорее не за своё здоровье в случае нештатных ситуаций, а за высокий результат, который можно упустить и подвести себя и команду.
Reload
1 / 3

Так в чём же кайф?

Он у каждого свой. Во-первых, лыжи хоть и не командный, но очень социальный вид активного отдыха. Мы с Борисом солидарны во мнении, что какой бы самодостаточной личностью и увлечённым райдером человек ни был, больше пары дней в одиночку прокататься непросто. Это и небезопасно, и лишает возможности разделить радость от того самого идеального спуска; посмотреть на улыбки соратников, также опьянённых скоростью и пейзажами; в конце концов, вместе провести время за апре-ски — важнейшей составляющей удовольствия от горнолыжного отдыха.

На горе кайф у каждого свой: одним нравится природа и созерцание видов во время безопасных прогулочных спусков по склонам; другим — чистый экстрим, который можно получить множеством способов; третьи — как Борис — ищут разумный адреналин от близости к пределу своих возможностей, но не переступая через него.

У меня есть теория, что любое движение со скоростью, превышающей мускульные возможности человека, имеет некий гипнотический смысл, оно завораживает. Подсознание даёт мозгу сигнал: то, что ты делаешь — сверхъестественно, и в ряде случаев это чистый оргазм. Лыжи — как раз из таких. Максимальное удовольствие даёт то же самое, что и езда на мотоцикле: набегающий поток воздуха, который даёт возможность максимально ясно почувствовать скорость. Аналогично и с незащищённостью и уязвимостью перед окружающим миром: это прямо звериное ощущение скорости и опасности.
Кстати, мотоциклисты за рулём автомобиля в среднем более безопасные водители, чем не знакомые с двумя колёсами, потому что им приходится всё время выживать в городском трафике и они всегда за секунду от беды. Аналогично и горнолыжники, которые разгоняются до 60–70 или не дай бог 90 километров в час — кайфуют от адреналина и факта выживания на очередном спуске. Это эндорфиновая, адреналиновая зависимость. Точно такая же у меня от гонок — я болею, когда не гоняю. Я всю жизнь подчинил тому, чтобы быть за рулём.
Reload
1 / 3

В чём секрет контроля над скоростью?

Неудивительно, что автогонщики, которые по определению на «ты» со скоростью и силой трения, зачастую серьёзно увлечены горными лыжами. Мне приходилось ездить вместе с Борисом и по треку, и по горнолыжному склону — и там, и там он одинаково быстр, корректен и точен.

Параллели между вождением и катанием очень чёткие. Интересно совпадение, что мой собеседник — прожжённый кольцевик, и в горах он выбирает карвинговые лыжи. Ведь и та, и другая активность означает стабильное траекторное движение с хорошим зацепом.

Соответственно, предположу, что носящиеся меж ёлок по грунту раллисты будут склонны выбрать фрирайд, а дрифтеры — отвязный фристайл, согласно привычному стилю движения. Вообще, характер человека, его отношение к риску, отношение к нагрузкам и трудностям здорово раскрываются на горе — много лет наблюдая за райдерами на склонах, я готов написать целый трактат по горнолыжной соционике.

Это всё очень похоже на автогонки и езду на мотоцикле. Лыжа управляется весом, аналогично гоночному автомобилю — не столько рулём, сколько перераспределением веса. Лыжа также управляется взглядом: куда смотришь, туда и поедешь. На горе я, как и на обычной дороге (и тем более на гоночной трассе), невольно строю идеальную траекторию и стараюсь ей следовать.
Не всякий хороший водитель — обязательно хороший лыжник, но наоборот — почти всегда так. Когда ко мне приходит ученик, у которого есть горнолыжный опыт, я почти всегда это угадываю. Они лучше видят дорогу и более аккуратны. Привыкли контролировать своё движение в условиях, когда делают нестандартную вещь, требующую большей ответственности. Кстати, очень здорово помогает владение коньками — я многих людей ставил на лыжи и проследил чёткую закономерность.
Разные психотипы по-разному управляют транспортными средствами. Многое заложено ещё в детстве и потом дополняется тем, какие книги мы читаем, каких друзей выбираем и как склонны принимать решения. Именно характер человека и формирует то, как он будет вести себя на горе и получать удовольствие от катания.

По три совета тем, кто хочет заниматься автоспортом и горными лыжами

Автоспорт:

- Искать свой вид гонок по карману. Пусть даже это будет прокатный картинг.
- Нужно разрешать себе тратить деньги на автоспорт. Он может сделать вас счастливым. Если не можешь найти абсолютное счастье в других сферах жизни, то автоспорт может стать верным решением.
- Автоспорту, как и любви, все возрасты покорны. Нужно заниматься им, пока хватает физических возможностей крутить баранку. Габриэле Тарквини выиграл мировой туринг пару лет назад в возрасте под 60 — он успешный пилот и мой кумир. Чтобы продлить активную фазу, надо следить за здоровьем и много заниматься кардио — например, бегать.

Горные лыжи:

- Начинать как можно раньше и ставить детей на лыжи в самом юном возрасте — в 4, 5, 6 лет. В этом возрасте ребёнок уже физически готов и учится очень быстро — потом скажет вам за это большое спасибо, не сомневайтесь.
- Катание с горы на лыжах улучшает качество жизни и даёт качественные новые знакомства. Поэтому оно стоит всех затрат и усилий — зарабатывайте, тратьте и увидите невероятный позитивный эффект от этого досуга.
- Если вам плохо — просто езжайте кататься в горы.
И экстра-совет: держите себя в форме (я, например, много бегаю) и готовьтесь к поездке заранее: хотя бы приседами, а ещё лучше делать сид у стены. Когда я выдерживаю «стульчик» в течение полутора минут — это означает, что я готов!

P.S. Очевидно, тема очень многогранная, и в диалоге с Борисом Шульмейстером мы затронули далеко не все аллегории. В следующем сезоне я постараюсь её продолжить и подробно расскажу про телеметрию, правила безопасности, способы развлечься на горе, экипировку, физическую форму, конкретные курорты и споты, познакомлю с терминами и жаргоном и расскажу о своём личном подходе к тому, как получить максимум кайфа от горных лыж. Конечно же, через понятные всем автомобильным энтузиастам параллели с миром машин и автоспорта.