Все дальше и дальше
Гран-при Монако закончилось еще одной победой ФеттеляДействующий чемпион мира лидер Red Bull Racing Себастьян Феттель впервые в карьере выиграл Гран-при Монако, опередив на финише Фернандо Алонсо из Ferrari и Дженсона Баттона из McLaren, и увеличив отрыв от главных преследователей в зачете чемпионата мира до невероятных 58 очков.
Напарник немца по команде Марк Уэббер финишировал четверым, в очередной раз доказав, что без Феттеля сезон 2011 года был бы куда интереснее.
Баттон номер два
Два года назад в пресс-центре Гран-при Монако по окончании гонки английские журналисты уже в шутку начинали писать отчеты о "прошедшем" этапе чемпионата мира в Великобритании. "Дженсон Баттон из команды Brawn GP в великолепном стиле выиграл домашний Гран-при, порадовав собравшихся на трибунах болельщиков. Лидер чемпионата стартовал с поул-позишн, возглавлял пелотон на протяжении всей дистанции и финишировал с огромным отрывом от ближайших соперников". Тогда, в 2009 году, Баттон одержал в Монте-Карло пятую победу в сезоне из шести возможных, а спустя два года достижение британца повторил Себастьян Феттель, и теперь уже немецким журналистам впору было писать "домашние заготовки" на предстоящий в июле Гран-при Германии.
Хотя быть может, все еще изменится. В конце концов, британцам их заготовки два года назад не понадобились – Баттон не просто не выиграл домашний Гран-при, но и впервые в сезоне тогда не смог подняться на подиум. Но отрыва, заработанного в первой трети сезона, ему в итоге хватило, чтобы выиграть титул досрочно. Даже при том, что после победы в Монако в том году британец выиграл всего одну гонку.
Пока сезоны 2009 и 2011 года проходят для их лидеров по весьма схожему сценарию. Феттель, как и Баттон два года назад, выиграл в Монако пятую из шести гонок чемпионата, а единственное к этому моменту поражение потерпел там же, где и британец – в Китае.
Как и первое место Баттона два года назад, победу Феттеля в Монако нельзя назвать ни уверенной, ни безоговорочной. Для ее описания вряд ли подойдет и слово "предсказуемая". И перед началом уик-энда, и после окончания квалификации, и даже по ходу гонки казалось, что Себастьяна вот-вот свергнут с насиженного трона. Но он вновь на нем удержался.
Предпосылок к тому, чтобы проиграть в Монте-Карло, у Феттеля было достаточно. Если в Испании автомобили, построенные Эдрианом Ньюи, были предсказуемо быстрейшими и соперники еще до начала уик-энда говорили о том, что догнать пилотов Red Bull Racing будет практически невозможно, то перед стартом Гран-при Монако их тон несколько изменился.
Не без оснований надеялись на успех в McLaren – если даже в Барселоне неделю назад Льюису Хэмилтону удалось на последних кругах повиснуть "на коробке передач" машины Феттеля, то в Монте-Карло британец рассчитывал показать немцу заднюю часть своего болида. На третьем секторе каталонской трассы, по своим характеристикам и конфигурации весьма схожим с трассой в Монако, MP4-26 была явно быстрее RB7, поэтому Хэмилтон, в Китае прервавший серию побед Red Bull Racing в гонках, рассчитывал прервать и серию пилотов австрийского коллектива в квалификациях.
Надежду на "поул" не теряли и в Ferrari – Фернандо Алонсо до аварии в третьей практике в 2010 году выглядел в Монако весьма неплохо, да и на этот раз - в четверг - казался едва ли не фаворитом. Особого удивления в паддоке не вызвали и слова Эрика Булье о том, что даже Renault собирается бросить Red Bull вызов – в конце концов, в прошлом году на подиуме Гран-при Монако компанию Марку Уэбберу и Себастьяну Феттелю составит пилот именно этой команды.
В итоге, фразу "в Монако возможно все" на пресс-брифингах в среду, как мантру, повторяли почти все соперники коллектива Кристана Хорнера. В воскресенье вечером оказалось, что возможно было действительно все, но просто не случилось.
Феттель снова на поуле
Теперь уже сложно сказать, чем бы закончилась квалификация, не случись аварии Серхио Переса. Мексиканца, потерявшего управление машиной на спуске после туннеля и врезавшегося затем на огромной скорости в заграждение, несколько минут извлекали из покореженного Sauber. За это время и шины, и техника успели "остыть", и на финальных минутах улучшить результаты не удалось уже никому, даже несмотря на то, что пилоты не стеснялись расходовать свежие комплекты мягкой резины. SuperSoft, привезенный Pirelli в Монако, не спешил изнашиваться, и некоторые пилоты еще в четверг после свободных заездов признавались при выключенных диктофонах, что гонку вполне возможно будет проехать и с одним пит-стопом. Так что смысла в экономии практически не было.
Так или иначе, серьезных поправок в итоговый протокол на последних минутах вносить не пришлось. Да и смог бы кто-нибудь улучшить результат Феттеля – еще большой вопрос. Круг немца получился очень неплохим, Дженсона Баттона и Марка Уэббера он в итоге опередил практически на полсекунды, а Фернандо Алонсо – почти на секунду.
Лучшим из остальных стал Михаэль Шумахер, впервые в сезоне квалифицировавшийся выше Нико Росберга. Сам финский немец остался седьмым, пропустив вперед Фелипе Массу, а восьмая строчка в итоговом протоколе досталась Пастору Мальдонадо из Williams. Льюис Хэмилтон смог проехать всего один быстрый круг, но мало того, что он в итоге оказался не слишком-то и "быстрым", так британец еще и прошил насквозь шикану после туннеля – судьям, чтобы аннулировать результат пилота McLaren, думать долго не пришлось. В итоге Льюис остался девятым, "опередив" только Серхио Переса – мексиканец доехать свой быстрый круг до конца просто не смог.
Место с видом на коробку передач MP4-26 Хэмилтона по итогам квалификации досталось Виталию Петрову. Россиянин, хоть и вновь "привез" Нику Хайдфельду в субботу почти полсекунды, впервые в сезоне не смог пробиться в десятку. От надежд Renault бросить вызов лидерам мало что осталось еще в четверг, после практики, но такого провала, а иначе одиннадцатый и шестнадцатый результаты назвать сложно, от подопечных Булье не ожидал практически никто. Когда стало известно о том, что Серхио Переса врачи продержат в больнице до понедельника, судьи переместили Виталия на десятое место на стартовой решетке. С него за автомобилем чемпиона мира 2008 года наблюдать было наверняка сложнее, да и сам Петров в субботу вечером признался, что предпочел бы, чтобы законно завоеванное Пересом место осталось на решетке пустым. Но старт в итоге россиянину удался неплохо.
Позади не смог удержать завоеванную в квалификации пятую позицию Михаэль Шумахер. Немец разом проиграл четыре места, пропустив Фелипе Массу, Нико Росберга, Пастора Мальдонадо и Виталия Петрова, и оказался на пути человека, под руку которому в минувшее воскресенье лучше было не попадаться. Пусть он не выиграл Гран-при Монако во второй раз, как мечтал, пусть не установил лучший круг и даже не поднялся на подиум, но практически все, что происходило по ходу шестой гонки сезона 2011 года, было так или иначе связано с ним - с Льюисом Хэмилтоном.
На девятом круге британец заставил пресс-центр взорваться аплодисментами – обгон Михаэля Шумахера получился красивым и, что немаловажно, чистым. Но дальнейшие действия Льюиса на трассе теми же прилагательными охарактеризовать было уже сложно.
После своего первого пит-стопа Хэмилтон оказался позади Марка Уэббера и Фелипе Массы и в итоге спровоцировал первую приостановку заезда. На стартовой прямой Льюис раз за разом не успевал пройти бразильца, поэтому на 32 круге решился на атаку в знаменитой шпильке у отеля Fairmont. Едва втиснув свой MP4-26 между Ferrari 150° Italia Фелипе и пальмой, Хэмилтон спровоцировал столкновение: Масса не хотел уступать траекторию, и в результате его автомобиль получил повреждения.
А еще через три поворота гонка для Фелипе была закончена – Льюис отжал бразильца на внешнюю траекторию в туннеле, и на грязном асфальте Ferrari проплыла в сторону рельса. Удар получился весьма сильным, и судьи впервые в сезоне 2011 года отправили на трассу автомобиль безопасности.
Именно на 32 круге были созданы предпосылки и для второго появления на трассе машины безопасности, которая, впрочем, выехала из боксов лишь спустя еще 30 с небольшим кругов. Оттянувшие свой первый пит-стоп до предела Адриан Сутил и Камуи Кобаяси за время приостановки заездов смогли оперативно сменить шины и остались в лидирующей группе. Ведь если бы не машина безопасности, и немец, и японец "отвалились" бы в конец первой десятки. Но вместо этого они остались на четвертом и пятом местах – так как соперники, уже совершившие свои пит-стопы, вынуждены были сбросить скорость.
В итоге, к концу гонки за Сутилом и Кобаяси, теперь уже не планировавшими совершать пит-стопов до самого финиша, столпилась внушительная очередь. Виталий Петров, также экономивший шины, серьезных атак не предпринимал, а вот накатывавшие сзади Уэббер, Мальдонадо и Хэмилтон были настроены куда более решительно.
Терять терпение пилоты в этой группе начали примерно на 64 круге. Кобаяси не стал отсиживаться за спиной Сутила и пихнул Force India немца в Mirabeau. Петров был достаточно близко от сражавшейся пары, но ввязываться в борьбу не стал – мало ли что могло случиться. Тем более что с представителями Renault Адриан в последнее время предпочитает не церемониться.
Еще спустя круг и Сутила, и Петрова на переобутом в свежие шины Red Bull RB7 догнал и перегнал Марк Уэббер, а затем до дуэлянтов добрались Мальдонадо и Хэмилтон…
В этот момент на коротком отрезке между шиканой и Rascasse собрались едва ли не все пилоты первой десятки. Мальдонадо прошел Петрова и выдавил на внешний радиус в Tabac Сутила. Адриан притерся к отбойнику, заработал прокол и к бассейну подъезжал уже фактически на трех колесах. На счастье немца, вместо того чтобы проследовать мимо, соперники устроили завал. Хэмилтон прошел в Tabac Петрова, и мимо россиянина зачем-то промчался и отстававший на круг Хайме Альгерсуари. Испанец в итоге подскочил на поребрике уже в следующем вираже и на неуправляемой Toro Rosso с отломанным передним акнтикрылом врезался в стену. В нее же въехал и Петров.
В общий замес чуть не угодили и лидеры, догнавшие эту группу на круг. Разминуться с Toro Rosso Альгерсуари Феттель, Алонсо и Баттон смогли каким-то чудом.
За 15 кругов до финиша все трое шли в пределах одной секунды, и заключительные километры гонки могли получиться едва ли не самыми захватывающими за всю историю Гран-при Монако. Причем все три пилота, поднявшиеся в итоге в ложу принца Альбера за кубками, использовали в гонке три разные тактики.
Дженсон Баттон, который в двух предыдущих гонках неизменно останавливался меньшее число раз, чем соперники, в Монако решился на три пит-стопа. На последних кругах у пилота McLaren были самые свежие покрышки, и потенциально Дженсон мог идти намного быстрее и Алонсо, и Феттеля. Испанец в свою очередь останавливался дважды – причем один из пит-стопов провел непосредственно перед появлением на трассе машины безопасности, и в конце гонки тоже был быстрее Феттеля. Сам действующий чемпион мира совершил в итоге всего один пит-стоп, хотя затем на пресс-конференции признался, что команда звала его и на второй. Не менять резину решил сам немец, и под занавес гонки ему наверняка предстояло отбить не один десяток атак.
Но все закончилось для лидера чемпионата благополучно. Себ, надо полагать, не слишком обрадовался, когда увидел, что непосредственно перед ним в стену влетели Toro Rosso и Renault, но именно это, в результате, скорее всего и спасло его гонку. Судьи сначала выпустили автомобиль безопасности, а затем и вовсе остановили заезд – во второй раз за уик-энд на трассу отправилась карета скорой помощи. Виталия Петрова, как и днем ранее Серхио Переса, также не сразу удалось извлечь из разбитого автомобиля, но в итоге, как и в случае с мексиканцем, все обошлось. О том, что россиянин "в сознании и говорит", стало известно еще до рестарта.
Пятнадцать побед Феттеля
Гонка лидеров на этом была фактически закончена. И Алонсо, и Баттон, и – главное – Феттель, за время остановки заездов получили новые шины, и за шесть кругов, что остались после рестарта, о борьбе между ними речи уже не шло.
Другое дело – Льюис Хэмилтон. Британцу еще откровенно повезло, что он сумел выйти на повторный старт. Заднее антикрыло McLaren было повреждено в результате все того же эпизода на 67 круге – перед столкновением со стеной Toro Rosso Альгерсуари слегка задела и MP4-26 британца.
Механикам в срочном порядке пришлось ремонтировать машину на стартовом поле, и Льюис все-таки успел сказать последнее слово. Как только автомобиль безопасности покинул трассу, Хэмилтон пустился в жесткую атаку на Пастора Мальдонадо. Столкновение в первом повороте лишило венесуэльца первых в карьере очков, а сам Льюис в итоге добрался до финиша. Последовавший потом штраф в виде прибавки 20 секунд к итоговому времени никак не повлиял на его позицию.
Успел провести до конца гонки атаку на Камуи Кобаяси и Марк Уэббер, но к тому моменту когда австралиец вышел на четвертое место, лидеры оторвались уже практически на полминуты.
Феттель одержал первую победу в Монако и пятнадцатую в карьере. Преимущество действующего чемпиона мира над соперниками в личном зачете теперь настолько велико, что немецкие журналисты – куда более осторожные в прогнозах, чем британские – уже могут написать кое-что об июльском Гран-при Германи: перед началом домашней гонки Феттель при любом раскладе будет лидером сезона. Что бы ни случилось в июне…
Результаты Гран-при Монако
Место | Гонщик | Команда | Время |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 2ч 09:38.373 |
2. | Фернандо Алонсо | Ferrari | +1,1 |
3. | Дженсон Баттон | McLaren | +2,3 |
4. | Марк Уэббер | Red Bull | +23,1 |
5. | Камуи Кобаяси | Sauber | +26,9 |
6. | Льюис Хэмилтон | McLaren | +27,2 |
7. | Адриан Сутил | Force India | +1 круг |
8. | Ник Хайдфельд | Renault | +1 круг |
9. | Рубенс Баррикелло | Williams | +1 круг |
10. | Себастьен Буэми | Toro Rosso | +1 круг |
11. | Нико Росберг | Mercedes GP | +2 круга |
12. | Пол ди Реста | Force India | +2 круга |
13. | Ярно Трулли | Team Lotus | +2 круга |
14. | Хейкки Ковалайнен | Team Lotus | +2 круга |
15. | Жером д’Амброзио | Marussia Virgin | +3 круга |
16. | Витантонио Лиуцци | HRT | +3 круга |
17. | Нараин Картикеян | HRT | +4 круга |
18. | Пастор Мальдонадо | Williams | +5 кругов |
19. | Виталий Петров | Renault | сход |
20. | Хайме Альгерсуари | Toro Rosso | сход |
21. | Михаэль Шумахер | Mercedes GP | сход |
22. | Фелипе | Масса | Ferrari |
23. | Тимо Глок | Marussia | Virgin |
Положение в общем зачете после шестого этапа
Место | Гонщик | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Себастьян Феттель | Red Bull | 143 |
2. | Льюис Хэмилтон | McLaren | 85 |
3. | Марк Уэббер | Red Bull | 79 |
4. | Дженсон Баттон | McLaren | 76 |
5. | Фернандо Алонсо | Ferrari | 69 |
6. | Ник Хайдфельд | Renault | 29 |
7. | Нико Росберг | Mercedes GP | 26 |
8. | Фелипе Масса | Ferrari | 24 |
9. | Виталий Петров | Renault | 21 |
10. | Камуи Кобаяси | Sauber | 19 |
Положение в Кубке конструкторов после шестого этапа
Место | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Red Bull | 222 |
2. | McLaren | 161 |
3. | Ferrari | 93 |
4. | Renault | 50 |
5. | Mercedes GP | 40 |
6. | Sauber | 21 |
7. | Force India | 10 |
8. | Toro Rosso | 7 |
9. | Williams | 2 |
10. | Team Lotus | 0 |
11. | HRT | 0 |
12. | Marussia Virgin | 0 |