Опубликовано 02 августа 2022, 20:20
9 мин.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Машина Ferrari лучшая, но, похоже, из-за сбоя в «Матрице» титула Леклеру не видать
Этапы Формулы-1 в последнее время превратились в бесконечную череду дежавю: перед каждой гонкой от Ferrari ждут победы, но каким-то невероятным образом они умудряются проигрывать Максу Ферстаппену снова и снова. Гран-при Венгрии исключением не стал — на этой трассе Скудерия считалась очевидным фаворитом, тем более после проблем в квалификации у Red Bull Racing и Льюиса Хэмилтона. Тем не менее, на подиуме вновь стояли те же, что и неделю назад — Ферстаппен, Хэмилтон и Расселл.
Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Характер венгерской трассы лишал Red Bull Racing одного из их главных преимуществ — скорости на прямых. Разгоняться тут просто негде — за исключением короткой прямой старт-финиш, зато поворотов много, так что на машинах приходится выставлять максимум прижимной силы. А в этом компоненте Ferrari сильнейшая команда чемпионата.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Хуже того — в субботу команду Red Bull Racing ждал настоящий провал. Макс Ферстаппен в первой попытке ошибся сам, а во второй столкнулся с техническими проблемами — силовая установка не выдавала полную мощность. Его напарник Серхио Перес и вовсе не смог выйти в финал сессии — он жаловался на помешавшего ему Магнуссена, но особого криминала в действиях датчанина никто, включая стюардов, так и не рассмотрел, да и в первой попытке Серхио точно никто не мешал.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Не обошлось без проблем и у Льюиса Хэмилтона. Первая попытка получилась более или менее чистой, но во второй на Mercedes семикратного чемпиона отказала DRS, и он решил даже не заканчивать круг. Возможно, зря — результаты росли так стремительно, что даже без DRS он мог улучшить свой результат на пару десятых, хотя до лидеров, конечно, не добрался бы. И у Леклера, и у Сайнса финальные круги получились не идеальными, хотя казалось, что этого им хватит до первого ряда — до тех пор, пока линию финиша не пересёк ехавший последним Расселл. Молодой британец сотворил сенсацию, завоевав свой первый поул в карьере!

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Впрочем, за поул в Формуле-1 очки не дают — в Ferrari не сомневались, что смогут отыграться. Это был для них отличный шанс — ведь Ферстаппен и Перес стартовали только 10 и 11-м, Хэмилтон — седьмым, а обгонять в Венгрии никогда не было просто. Стартовать, впрочем, тоже, так что для того, чтобы опередить Рассела, в Скудерии решили сделать ставку на стратегию.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Проблема состояла в том, что никто толком не знал, какой стратегический вариант окажется оптимальным. В пятницу, конечно же, все команды проводили симуляцию гоночных отрезков, но в субботу дождь смыл весь слой отработанной резины с асфальта, и в воскресенье утром сделал это ещё раз. К тому же стало гораздо прохладнее, и уже по пути на стартовую решётку пилоты Red Bull вдруг обнаружили, что не могут толком прогреть даже самый мягкий состав резины.

Это заставило команду отказаться от плана начинать гонку на Hard — было очевидно, что он просто не заработает. Машины Ферстаппена и Переса переобули на Soft, и стало ясно, что их ждёт два пит-стопа. Этот же состав выбрали в Mercedes для Расселла. Пилоты Ferrari и Льюис Хэмилтон начинали гонку на Medium.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Нельзя сказать, что это был плохой выбор — шины Medium позволяли гибко подходить к вопросу стратегии, в зависимости от ситуации делая ставку либо на один, либо на два пит-стопа. Правда, фактически этим же выбором в Скудерии отказались от возможности побороться за лидерство уже в первом повороте. Наилучшим вариантом, конечно же, было бы разделить стратегию между двумя пилотами, но Бинотто такие решения даются непросто — для этого нужно назначить каждому из гонщиков тактическую схему, фактически определив победителя своим решением, а в Ferrari до сих пор играют в дипломатические игры и отказываются это делать.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Впрочем, у «красных» было ещё множество вариантов одержать верх в этой гонке. На старте оба гонщика предсказуемо остались позади Расселла, но и никого из соперников не пропустили. Плохой новостью для них стал блестящий старт Льюиса Хэмилтона, который на шинах Medium сразу же опередил обе Alpine, а также тот факт, что Макс Ферстаппен сразу же разделался с Риккардо.

Вскоре гонка приобрела странный характер. Сайнс ехал позади Расселла, даже не пытаясь подобраться к нему на дистанцию атаки. Позади Леклер начал делать намёки команде на то, что он способен ехать быстрее. Все они, разумеется, были штабом Скудерии проигнорированы — как мы уже убедились на предыдущих этапах, в Ferrari не готовы просить своих пилотов поменяться местами, даже если это необходимо для победы. Тем временем позади Хэмилтон и Ферстаппен легко преодолели сопротивление Ландо Норриса и бросились в погоню за лидерами. От изначального преимущества пилотов Ferrari не осталось и следа.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Так как Ферстаппен и Расселл начинали гонку на Soft, им пришлось ехать на первый пит-стоп раньше, чем соперникам — уже после 15 кругов. Получился естественный undercut — на свежих шинах они могли ехать быстрее, чем соперники. В этот момент, видя слабый темп Сайнса, в Ferrari всё же решили разделить стратегию своих пилотов и зазвали Карлоса в боксы уже на следующем круге. Идея заключалась в том, чтобы не пропустить Ферстаппена — и её удалось реализовать.

В то же время дальнейшие перспективы Сайнса при этом были довольно туманными. Было ясно, что и он, и Макс ехали с двумя пит-стопами, но если Ферстаппен мог на финальный отрезок поставить ещё один комплект Medium, то у Карлоса такой возможности не было — его неизбежно ждал либо Hard, либо Soft. Более очевидным казался первый вариант — на первый пит-стоп испанец поехал рано, и чтобы получить возможность использовать Soft, ему требовалось проехать очень длинный второй отрезок, то есть беречь резину и вообще не атаковать. При выборе жёсткого состава на конец гонки можно было ехать более свободно.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Леклер остался на трассе, а значит, его гонка тоже читалась — Шарлю необходимо было максимально «развести» свою стратегию со стратегиями Ферстаппена и Расселла, проведя два длинных отрезка на Medium, и получив на финальный отрезок Soft. Скорее всего, он оказался бы позади Ферстаппена и Расселла, но зато в конце гонки на свежей мягкой резине был бы намного быстрее, чем они на изношенном Medium, и смог бы атаковать.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Поразительно, но в Скудерии всё сделали ровно наоборот! Заехавшего рано на первый пит-стоп Сайнса они оставили на трассе надолго, на целых 30 кругов, переведя в конце гонки на Soft. А Леклера, проехавшего более длинный стартовый отрезок, уже через 18 кругов снова зазвали в боксы. Такой стала реакция стратегов Ferrari на второй пит-стоп Макса — хотя было очевидно, что Леклер находится на другой тактической схеме и никакого смысла «отвечать» Ферстаппену нет.

Выходит, в стане «алых» отреагировали на оба пит-стопа Ферстаппена, но разными гонщиками. Именно эта непоследовательность лишила команду шансов на победу — если бы они продолжили «вести» Сайнса по тактической схеме Макса, и оставили Леклера на собственной стратегии, всё могло закончиться иначе. Причём в этом случае они настояли на своём выборе вопреки желанию самого Шарля, который в переговорах с инженером говорил, что отлично чувствует себя на этом комплекте Medium и хотел бы остаться на нём как можно дольше.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Столь ранний второй пит-стоп Леклера не оставил команде никакого выбора с составом — так как до финиша нужно было проехать более 30 кругов, это мог быть только Hard. Поставить третий Medium они не могли, даже если бы он у команды был — правила требуют использования по ходу гонки как минимум двух составов, а два первых Шарль провёл на Medium. Проблема заключалась в том, что Hard попросту не работал — и даже если в Ferrari, в отличие от Red Bull Racing, не поняли это перед стартом, то по ходу гонки у них был чёткий наглядный пример. В Alpine перевели обоих своих пилотов на жёсткий состав ещё на первом пит-стопе, после чего Фернандо Алонсо и Эстебан Окон не столько ехали, сколько страдали за рулём своих машин, так и не сумев прогреть резину до нужной температуры.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

На самом деле если стратеги Скудерии изначально хотели «страховать» Леклера от пит-стопа Ферстаппена, то они могли поставить на его машину Soft на второй отрезок, а потом вновь перевести его на Medium. Но они, по всей видимости, вовсе не собирались это делать, решение провести пит-стоп для Леклера возникло спонтанно после того, как Макс заехал в боксы. После этого гонка была проиграна.

После пит-стопа Леклер вернулся на трассу впереди Ферстаппена, но чуда не произошло — как и все остальные, Шарль не мог вывести температуру шин Hard в рабочий диапазон, поэтому проигрывал соперникам по две секунды на круге. Естественно, Макс легко его обогнал, причём дважды — второй раз потребовался из-за ошибки Макса в 13-м повороте. Машину нидерландца развернуло, но он быстро восстановил над ней контроль, уступив лишь одну позицию — и вскоре вновь был впереди Леклера.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

В Ferrari рассчитывали, что к концу дистанции Hard на машине Леклера заработает лучше «медиума» на Red Bull Ферстаппена, но очень скоро выяснилось, что этого не произойдёт — в условиях, когда резина недостаточно прогрета, даже жёсткий состав расходуется очень быстро. Скудерии оставалось надеяться только на Сайнса, но тому, несмотря на сверхдлинный отрезок на Medium, всё равно пришлось переходить на Soft слишком рано (за 23 круга до финиша), после чего испанец вынужден был беречь шины вместо того, чтобы атаковать.

Тем временем идеальную стратегию для Леклера реализовал Льюис Хэмилтон. Пилот Mercedes тоже стартовал на Medium, проехал достаточно длинный первый отрезок и ещё более длинный — второй, и поехал за составом Soft на четыре круга позже Сайнса. В результате именно Хэмилтон оказался самым быстрым в концовке гонки, обогнав на трассе и Сайнса, и своего напарника Расселла. Леклера ему обгонять не пришлось, потому что того... снова зазвали на пит-стоп!

18 февраля 2009 года. На картинговой трассе PF International в Англии 11-летний мальчик в зелёной куртке ждал  очереди, чтобы взять автограф у своего кумира, только что ставшего чемпионом мира. На Гран-при Венгрии этот мальчик завоевал своей первый поул. И, что характерно, выступает Джордж Рассел в одной команде с Льюисом Хэмилтоном. (Этот факт мы узнали из [телеграм-канала](https://t.me/f1button) Эльмира Валеева, посвященного Формуле 1. Рекомендуем его всем, кто интересуется автоспортом — прим. ред.)

18 февраля 2009 года. На картинговой трассе PF International в Англии 11-летний мальчик в зелёной куртке ждал очереди, чтобы взять автограф у своего кумира, только что ставшего чемпионом мира. На Гран-при Венгрии этот мальчик завоевал своей первый поул. И, что характерно, выступает Джордж Рассел в одной команде с Льюисом Хэмилтоном. (Этот факт мы узнали из телеграм-канала Эльмира Валеева, посвященного Формуле 1. Рекомендуем его всем, кто интересуется автоспортом — прим. ред.)

Поняв, что скорости от шин Hard не добиться, за 16 кругов до финиша в Ferrari решили всё же перевести Леклера на Soft. Проблема, однако, была в том, что в тот момент Леклер ехал вторым, пусть и медленно. Да, он неизбежно пропустил бы и Хэмилтона, и Расселла, и почти наверняка — Сайнса (хотя тут всё было бы в руках руководства Ferrari), но вот Перес его вряд ли догнал бы. Пит-стоп же отбросил Шарля на шестое место, и всё, на что он мог рассчитывать при удачном стечении обстоятельств — догнать и опередить Переса, оказавшись на том самом пятом месте, которое его ждал при худшем раскладе на Hard! В итоге даже это сделать Шарлю не удалось — по каким-то причинам его Soft работал плохо, но этот факт оказался совершенно в тени очередного абсурдного решения стратегического штаба Скудерии.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Катастрофических ошибок за последние несколько месяцев в Ferrari наделали немало, и каждый раз после гонки команда старалась сохранить хотя бы иллюзию сплочённости. Маттиа Бинотто отчаянно защищал своих стратегов и гонщиков, пилоты тоже старались лишний раз публично не критиковать команду, бормоча традиционные мантры «мы выигрываем и проигрываем все вместе». После финиша Гран-при Венгрии Бинотто вновь отказался признать ошибки стратегического штаба, всё свалив на поведение машины. А вот Леклер в общении с прессой был куда более откровенен и недоумевал, почему его перевели на Hard, когда он прямо просил команду оставить его на Medium.

Дежавю: обзор Гран-при Венгрии

Впрочем, даже если бы он этого не сказал, тайное всё равно стало бы явным — в радиопереговорах после финиша Леклер поинтересовался у своего гоночного инженера Ксави Маркоса, как чувствовали себя на шинах Hard другие пилоты. «Точно так же», сказал ему Ксави. «Тогда зачем мы на них перешли?» — спросил Шарль. «Мы поговорим об этом позже», — ответил Маркос.