Оранжевый туман: обзор Гран-при Австрии
На трассе Red Bull Ring Леклер и Ferrari всё сделали правильно, но чуть не проигралиКак бы ни отнекивался руководитель Ferrari Маттиа Бинотто от признания ошибок, совершённых стратегами Скудерии на предыдущем этапе в Сильверстоуне, Гран-при Австрии показал, что выводы из них итальянцы сделали. Между гонками Бинотто не поленился съездить в Монако, чтобы побеседовать с Леклером с глазу на глаз. Мы не знаем, о чём они говорили, но догадаться нетрудно: Маттиа просто хотел убедить своего пилота, что команда его полностью поддерживает и случившееся в Сильверстоуне — лишь стечение обстоятельств.
Правда, в Штирии это стечение едва не произошло снова — но не в воскресенье, а в субботу, во время так называемого «спринта». Это был второй Гран-при с форматом субботнего спринта между квалификацией и гонкой, после Имолы, и он также оставил много вопросов относительно необходимости такого формата.
Результаты квалификации были довольно интересными — как обычно бывает в Австрии, в некоторых поворотах пилоты с трудом удерживали машины в границах трассы, а за любое нарушение их времена немедленно аннулировались. Это добавило стартовой решётке «лотерейности» — обычно у каждого гонщика в каждом сегменте квалификации есть только две попытки, и некоторые умудрялись запороть обе.
Разгорелся даже небольшой скандал — Серхио Перес с трудом пробился в финал квалификации, а уже после окончания сессии выяснилось, что в своей лучшей попытке нарушил пределы трассы. Его время удалили, но это было уже после того, как он отъездил всю финальную сессию! Хорошо ещё, главным пострадавшим от этого стал Пьер Гасли, выступающий за AlphaTauri, «младшую» команду Red Bull — именно его Перес не пустил в финал. Возможно, француз и остался недоволен этим, но предпочёл промолчать.
А повод для недовольства был — в итоговом протоколе Пьер оказался 10-м, но если бы принял участие в сессии, почти наверняка был бы как минимум на одну позицию выше. Льюис Хэмилтон так и не успел показать конкурентоспособное время, вылетев с трассы в 7-м повороте. Редкий случай для семикратного чемпиона — и уж тем более никто не ожидал, что спустя несколько минут аналогичную ошибку совершит его напарник! Правда, Расселл оказался за пределы трассы в 10-м повороте, но итог один — обе машины Mercedes оказались разбиты.
По словам руководителя «Серебряных стрел» Тото Вольффа, боксы команды выглядели так, будто кто-то рассыпал в ней большой набор LEGO — механики пытались собрать две машины из тех деталей, что были в их распоряжении. Ситуация осложнялась тем, что машина Хэмилтона оказалась повреждена достаточно серьёзно, пришлось менять шасси и собирать вокруг него фактически новую машину. Деталей не хватало, что-то пришлось чинить, паять и заклеивать, и на всё это у механиков было всего шесть часов. К их чести, они справились — в субботу обе машины вышли на старт.
К сожалению, как и в Имоле, спринт фактически уничтожил всю интригу, подаренную нам квалификацией — Серхио Перес легко отыгрался, поднявшись с 13 места на пятое, так что расстановка сил вернулась к обычной. А вот Алонсо, наоборот, всё потерял — прямо на стартовой решётке на его машине отказала батарея, так что механикам даже не удалось завести мотор.
Хэмилтону вновь не повезло — на старте он стал участником инцидента, почти в точности повторившего серьёзную стартовую аварию в Сильверстоуне (к счастью, без переворота и оторванной дуги безопасности), из-за чего откатился на 11-е место. По ходу 24 кругов Льюис смог отыграться и подняться на восьмую позицию, а его дуэль с Миком Шумахером стала главным украшением спринта.
Что касается лидеров, то, казалось, в Скудерии вновь взялись за старое — вместо того, чтобы пытаться опередить начинавшего гонку с поула Ферстаппена, Леклер и Сайнс устроили сражение между собой. Шарль смог отстоять свою позицию, но после гонки дал понять, что в команде его опять не поняли — он ехал не слишком быстро в начале спринта, чтобы сохранить резину и атаковать лидера в конце дистанции, а атаки напарника не позволили ему это сделать.
Впрочем, настроение у Леклера было достаточно позитивное — монегаск даже не утерпел и сообщил журналистам, что узнал всё, что ему требовалось, и в воскресенье намерен побороться за победу. В тот момент ему не поверил никто — по ходу спринта он ни разу даже не приблизился к Ферстаппену на дистанцию атаки. Но как выяснилось в воскресенье, Шарль знал, что говорит.
Леклер был не слишком расстроен поведением напарника в том числе потому, что понял — экономить шины в начале дистанции не было большого смысла. Машина Ferrari и так неплохо справлялась с этой задачей, а его низкий темп в спринте попросту позволил сохранить резину и его главному сопернику. Поэтому на воскресную гонку план был совершенно другим — Шарль собирался атаковать. И эта задача ему определённо нравилась.
На старте опередить Макса не получилось, но Леклер сразу же начал оказывать на лидера давление, практически не покидая дистанцию DRS. Трасса в Австрии позволяет обгонять, так что Ферстаппену ничего не оставалось, как тоже поднять темп, и план Ferrari сработал — уже к десятому кругу его резина начала сдавать. На 12-м круге Леклер подкараулил момент, когда пилот Red Bull Racing совершенно не ждал его атаку в четвёртом повороте, нырнул внутрь и за счёт очень позднего торможения получил преимущество в позиции, после чего оставалось лишь довести начатое до логического завершения.
В Red Bull отреагировали, тут же зазвав Ферстаппена на пит-стоп, но с этого момента тактическое преимущество уже было на стороне Скудерии. Столь ранняя остановка Макса, в сочетании с высоким износом резины на его машине, означала, что его неизбежно ещё ждёт пит-стоп, а вот в Ferrari могли попробовать ограничиться одним. И даже если бы они выбрали стратегию двух пит-стопов, всё равно получили бы преимущество в скорости на последних кругах.
На свой первый пит-стоп Леклер поехал на 13 кругов позже Ферстаппена. Да, на свежей резине Макс ехал быстрее, так что монегаск вновь выехал позади, но к этому моменту шины Hard на Red Bull уже начали сдавать, разница в скорости между лидерами оказалась очень большой. Гонка ещё даже не достигла своей середины, как Шарль обогнал Макса во второй раз.
Тем временем позади лидеров происходили не менее интересные события. На старте главным возмутителем спокойствия стал Расселл. В первом повороте он едва не опередил Сайнса, но испанец сохранил позицию, выехав далеко за пределы трассы — по каким-то причинам стюардов этот момент не заинтересовал. Зато спустя три поворота уже Расселла атаковал Серхио Перес. Казалось, Джордж оставил сопернику место, но они всё равно столкнулись, и вот здесь стюарды решили вмешаться, наградив Джорджа 5-секундным штрафом.
Для Переса, впрочем, это было слабым утешением — он оказался в гравии, после чего ему пришлось ехать в боксы. Мексиканец откатился в хвост пелотона, но хуже того — и после возвращения на трассу темпа совершенно не было, и в Red Bull Racing предпочли снять его с гонки. После финиша Хельмут Марко намекнул, что по его мнению, Серхио сам виноват в произошедшем.
Расселлу тоже пришлось заехать в боксы для замены переднего антикрыла — плюс он отстоял наложенный на него штраф. Всё это стоило британцу огромной потери времени, он вернулся на трассу предпоследним, опережая только Переса, но после этого продемонстрировал удивительные мастерство и стойкость, уверенно опережая соперников, и при этом сохраняя шины в хорошем состоянии, чтобы ограничиться ещё только одним пит-стопом. Да, как вы можете догадаться, несмотря на все свои приключения, он вновь сумел финишировать в диапазоне 3–5 мест — на этот раз четвёртым.
Результат мог быть и хуже, но немного помогли соперники. Пилоты Ferrari полностью контролировали ход гонки, и хотя из-за второго пит-стопа вновь оказались позади Ферстаппена, в их победе не приходилось сомневаться — слишком уже большой оказалась разница в скорости. Машина нидерландского гонщика просто пожирала резину, и спустя 10 кругов после пит-стопа его темп резко падал. Так что Леклер без особого труда обогнал его в третий раз за гонку и умчался вперёд.
Настала очередь Сайнса сделать то же самое, и он стремительно настигал Red Bull, как вдруг на 56 круге на его машине без всякого предупреждения взорвался мотор. Взорвался — не фигура речи, Ferrari испанца действительно сотряс взрыв, от которого машину на мгновение раздуло, а над обтекателем мотора появилась огромная дыра. Когда-то подобные инциденты происходили достаточно часто, но сейчас подобное выглядело непривычно.
Естественно, после такого Карлосу не приходилось выбирать, где останавливать машину — он свернул на обочину и попытался припарковаться, но Ferrari начала скатываться вниз по склону, а из моторного отсека к пилоту потянулись языки пламени. Испанец оказался в довольно сложном положении, так как покинуть кокпит он не мог, но и оставаться в нём — тоже, но тут на помощь подоспели маршалы и машину удалось зафиксировать.
На трассе появился автомобиль безопасности, вновь смешав стратегию для пилотов. Но на этот раз в Ferrari действовали абсолютно верно — и хотя резина на машине Леклера была в хорошем состоянии, они немедленно зазвали его в боксы. Их тактика в этот момент была на 100% выигрышной — даже увидев, что соперник свернул на пит-лейн, в Red Bull не могли воспользоваться правилом «делай наоборот», так как шины Ферстаппена совершенно износились. Остаться на трассе Макс мог, но на рестарте откатился бы далеко назад, а так у него хотя бы был шанс побороться.
Ехавший третьим Хэмилтон в боксы не поехал, но проигрывал уже так много, что это не имело никакого значения — лидеры сохранили позиции. Всё должны были решить последние круги гонки, тактическое преимущество было на стороне Скудерии, но только что взорвавшийся мотор напомнил, что надёжность — не самая сильная сторона алых машин. Буквально сразу после рестарта в команде в этом убедились — Леклер пожаловался на поведение дросселя. Акселератор «залипал» в нажатом состоянии, так что газ некоторое время оставался открытым даже после того, как Леклер убирал ногу с педали.
Конечно, это была совсем не та проблема, что возникла на машине Сайнса, но последствия её могли быть такими же. Открытый газ в медленном повороте мог привести к развороту или вылету, потому Шарлю приходилось действовать очень аккуратно. Как ни странно, даже с учётом этого он продолжал контролировать отрыв от Ферстаппена, не позволяя тому приблизиться к зоне DRS.
Психологическое напряжение было велико, но в конечном счёте в группе лидеров никаких событий так и не случилось — Леклер довёл гонку до победы, Макс довольствовался вторым местом и лучшим кругом гонки. Хэмилтон провёл гонку практически идеально и вновь поднялся на подиум — несмотря на плохой пит-стоп команды, укравшей у него две секунды в один из ключевых моментов гонки. Но Льюис уверенно исправил ошибку своих механиков, обогнав Эстебана Окона на трассе.
Нельзя не отметить и Мика Шумахера — пилот Haas F1 на предыдущем этапе совершенно преобразился, и в Австрии вновь продемонстрировал блестящую форму. В субботу он прекрасно защищался от атак Хэмилтона, в воскресенье же показал свой атакующий потенциал, проведя серию очень уверенных обгонов и финишировал шестым, сразу за Оконом и впереди своего напарника Кевина Магнуссена и обоих пилотов McLaren. Явно впечатлились выступлением Мика и зрители, отдавшие ему звание «Гонщик дня».
За последнее, десятое место в конце гонки развернулось сражение между Боттасом и Элбоном, и финн это противостояние выиграл, но на самом последнем круге гонки его обогнал Фернандо Алонсо. Вероятно, стартовавшему последним из-за замены силовой установки и некоторых деталей Валттери было обидно упустить очки, но с другой стороны, Фернандо таким образом просто вернул своё — за несколько кругов до этого ему пришлось провести два пит-стопа подряд, так как комплект шин оказался бракованным.
В целом это была очень хорошая гонка, по градусу противостояния лишь чуть-чуть уступившая предыдущей — на этот раз за победу боролись только две команды, а не три, как в Сильверстоуне. Однако были у неё и свои минусы. Во-первых, стюарды явно переусердствовали в слежении за соблюдением границ трассы, что привело к многочисленным предупреждениям, удалением времён круга и даже штрафам.
я выбрал вместо рекламы.
Во-вторых, подвели зрители. Такое бывает не так часто, но то, что творилось на трибунах в Австрии, больше походило на футбольный матч не самого высокого уровня. К эмоциональной реакции на вылеты мы уже начали привыкать, хотя Льюис Хэмилтон всё же не преминул заметить в пятницу, что не стоит слишком уж радоваться аварии гонщика — особенно до того, как стало известно, в каком он состоянии.
Понятно, что радовались этому в основном болельщики Макса Ферстаппена, в огромном количестве приехавшие из Нидерландов. От их футболок трибуны стали похожи на оранжевое море, но и этого им показалось недостаточно — сразу после старта в ход пошли оранжевые файеры, и трассу буквально окутал оранжевый туман. Самое смешное, что главными пострадавшими от этого были сами зрители, так как из-за плотного дыма первые круги гонки они просто не увидели. Зато после гонки многие из них посчитали необходимым получить вещественное доказательство того, что на гонке они всё же были — и растащили рекламные плакаты на сувениры.