Опубликовано 05 мая 2016, 15:40
9 мин.

Темная лошадка

Как проходил финал третьего сезона «Народного пилота»
Кажется, у «Ниссана», на котором я еду, сейчас оторвет дворники. Давненько мне не доводилось попадать под дождь, запала которого хватит на то, чтобы смыть пару деревень. В тот момент перспектива первого полностью дождевого финала «Народного пилота» казалась наиболее вероятной.
Темная лошадка

Кажется, у «Ниссана», на котором я еду, сейчас оторвет дворники. Давненько мне не доводилось попадать под дождь, запала которого хватит на то, чтобы смыть пару деревень. В тот момент перспектива первого полностью дождевого финала «Народного пилота» казалась наиболее вероятной.

Но чем ближе я подъезжал к «Смоленскому кольцу», тем меньше воды падало с неба на землю. Тем не менее, дорога была очень сырой – сильнейший ливень прошелся по Дорогобужскому району Смоленской области накануне, не дав нормально потренироваться на «Смоленском кольце» финалистам третьего сезона «Народного пилота».

К десяти часам утра все участники финала «Народного пилота» собрались на «Смоленском кольце». Кто-то молчаливо и одиноко бродит по парковке около боксов, кто-то согревается чаем, а кто-то осматривает боевой VW Polo синего цвета, подготовленный «Академией Ралли». Именно на нем семи парням и одной девушке предстоит сегодня выступать. Отправляюсь смотреть трассу.

Темная лошадка

Траектория на стартовой прямой сырая. Над трассой висят тяжелые тучи, но прогноз погоды в телефоне настроен решительно против дождя.

В боксах начинается жеребьевка. Процедура простая: каждый финалист вытаскивает из чехла для шлема один брелок, цифра на котором и будет порядковым номером выезда на трассу. Покуда асфальт сырой, а брелок с единицей все еще в мешке, никто из участников на амбразуру не бросается: работать сушилкой для остальных желающих нет.

Решительность демонстрирует Василий Рожков. Картингист вызвался тянуть жребий первым: запустил руку в мешок, несколько секунд повозился в нем и… вытянул брелок с номером «1». Правда, случился казус: в его руке оказалось сразу два брелока – с единицей и семеркой. Отчаянная попытка доказать организаторам свое право выехать на трассу седьмым, успехом не увенчалась: Рожкова отправили на трек первым.

Темная лошадка

После того, как «единица» из мешка исчезла, участники пошли тянуть жребий без колебаний. Поэтому «стартовая решетка» определилась быстро, а обладатель «поула» Рожков начал отпускать шутки о том, что не гарантирует сохранность боевого седана после первой попытки. Кто-то смеялся. Остальные – нет.

Знакомство с трассой для финалистов «Народного пилота» проходило за рулем дорожного седана Volkswagen Polo. Участники по очереди выехали на трассу, загружаясь в седанчик по три-четыре человека. Даже те, кто знал «Смоленское кольцо» лучше прихожей собственной квартиры – например, по заездам любительской серии RHHCC, – отправились кататься на «полике», чтобы выяснить состояние асфальта.

«Везде сухо», – говорит раллист Александр Басманов. С одной стороны, это увеличивает шансы техники на выживание, с другой – снижает градус интриги и уменьшает шансы на ошибки.

Темная лошадка

Пришло время боевых попыток. Участников нарядили в бело-сине-голубые комбинезоны «Академии Ралли», сфотографировали на память рядом с машиной и отправили утюжить асфальт «Смоленского кольца». Программа для каждого одинаковая – круг выезда, три быстрых круга, лучший из которых пойдет в зачет, и медленный круг возвращения. Два комплекта шин на всех участников, то есть одна четверка проедет на первом, другая – на втором.

Темная лошадка

Василий Рожков

Занимается гонками с 2003 года. Принимал участие и побеждал в картинговых гонках в России, в том числе в длинных заездах. В 2011-м стал победителем Mazda Sport Cup, в 2012-м занял второе место мировой серии по любительскому картингу Red Bull Kart Fight. Снимался в шоу «Гонщики» на телеканале «Пятница».

Темная лошадка

Александр Прокопенко

Занимается ралли. Принимал участие в российском первенстве и серии DMack Cup. В 16-летнем возрасте выполнил норматив мастера спорта России, финишировав на подиуме «Новороссийск – Ралли Россия – 2010». В финал «Народного пилота» попал благодаря голосу «Академии Ралли».

Темная лошадка

Денис Суворов

С 2003 года принимает участие в различных авто- и ралли-кроссовых российских чемпионатах. В 2009 году стал обладателем кубка РАФ по автокроссу, а в 2010-м – кубка РАФ по ралли-кроссу. Носит звание мастера спорта России.

Темная лошадка

Александр Басманов

Занимается ралли. Выступает в кубке России, проводимом под эгидой РАФ, в классе 1600H на автомобиле Honda Civic. В 2015 году из 95 стартовавших в кубке пилотов занял 25 место. Также занимается картингом.

На трассу отправляется Рожков. На быстром круге Василий сильно блокирует колеса в первом повороте, но попадает на апекс и больше ошибок на этом круге не совершает. Следующий круг – и опять блокировка в первом повороте. В третий раз все прошло без ошибок, но лучшей для Рожкова стала вторая попытка – 1 минута 50,968 секунды.

«Я впервые после картинга сел в профессиональный «кузов». Не ожидал, что он такой четкий и так хорошо рулится. Отличная отдача от машины и полуслик (Yokohama Advan, на которых ездят в РСКГ, – примечание «Мотора») на кузовной машине очень хорошо держит, – делится Василий впечатлениями после попытки. – На торможении в первый поворот я переключался вниз, но третья плохо втыкалась. Поэтому я нервничал, сильнее давил на тормоз и блокировал колеса. Последний круг тормозил плавно и использовал вместо третьей четвертую. Она легче входила. За счет этого получалось хорошее и стабильное торможение».

Темная лошадка

Вторым за руль седана сел раллист Александр Прокопенко. Он проехал без ошибок, без блокировок и без дыма из-под колес. На первый взгляд все говорило о том, что шансы у Александра есть, но беспристрастный секундомер зафиксировал другой результат: лучший круг Прокопенко уложился в 1 минуту 53,060 секунды. А значит, лидером остался Рожков.

«Все прошло хорошо. Конечно, были ошибки, но в принципе все неплохо, – без эмоций говорит Прокопенко после своей попытки. – Думаю, что второй порядковый номер дал мне преимущество. Сначала казалось, что все будет плохо, а теперь мне кажется наоборот – ведь машина устает. Полагаю, что третьему участнику будет еще тяжелее».

Темная лошадка

Прокопенко после «Народного пилота» можно рвануть в «Битву экстрасенсов»: третьему участнику – Денису Суворову – тоже пришлось непросто. Блокировки колес в первом повороте, еще несколько мелких ошибок, и лишь с третьей попытки Суворов собрал лучший из своих кругов, но он тоже оказался медленнее Рожкова: 1 минута 51,691 секунды.

«Все в равных условиях, а побеждает сильнейший», – заявил недовольный собой Денис. Сильнейший на тот момент Рожков продолжал отпускать шутки, но от пит-уолла не отходил, несмотря на холодный ветер. Трасса, между делом, высохла окончательно.

Темная лошадка

Но и это не помогло другому раллисту из списка финалистов «Народного пилота» Александру Басманову. Еще в своем видеоролике, записанном для второго раунда конкурса «Народный пилот», он сказал, что иногда выступает успешно, а иногда — не очень. В день финала получилось «не очень». Две блокировки в первом повороте и вылет на газон в связке перед выездом на заднюю прямую оставили Басманова без шансов на победу – 1 минута 52,514 секунды. Утешением для него может послужить лишь тот факт, что он стал быстрейшим раллистом финала.

Темная лошадка

Иван Костюков

Родился в 1995 году. Живет в Санкт-Петербурге. Занимался картингом на российском и международном уровне. Обладатель кубка России. Принимал участие во французской молодежной Формуле-4.

Темная лошадка

Михаил Татарицкий

Единственный финалист «Народного пилота» без гоночного опыта.
В финал попал благодаря голосу компании Volkswagen. Работает редактором сайта автомобильной газеты «Клаксон».

Темная лошадка

Анастасия Воронкова

Попала в финал «Народного пилота» благодаря голосу «Мотора». Занимается картингом и ралли-кроссом. Принимала участие в зимних гонках на багги. В 2013 году выступала на этапе чемпионата Формула-Россиия на трассе Moscow Raceway. В одной из гонок финишировала на восьмом месте, заработав четыре очка.

Темная лошадка

Александр Алферов

Занимается гонками на любительском уровне. Выступал в серии RHHCC в одной команде с предыдущим победителем «Народного пилота» Игорем Самсоновым. Занимается картингом. Принимал участие в четырехчасовой гонке Russian Endurance Challenge на трассе Moscow Raceway.

Темная лошадка

Технический перерыв на замену шин, и за руль отправляется Иван Костюков. Лидировавший к тому моменту Рожков все еще находился в приподнятом настроении. И несколько последующих событий, вероятно, добавили ему оптимизма.

Темная лошадка

Иван вернулся в боксы, не проехав ни одного быстрого круга – отливал бензин. Механики долили топливо, и Костюков вновь выехал на трассу. Прогревочный круг, первый быстрый круг, блокировка в первом повороте и… 1 минута 50,793 секунды на отсечке! С первой же попытки Иван превзошел время Рожкова почти на две десятые! И дальше он ехал еще быстрее. Второй круг – 1 минута 50,611 секунды, третий – 1 минута 50,315 секунды.

Темная лошадка

Шутки и смех приутихли, а рядом кто-то шепотом спросил: «Кто этот парень?». Этот парень оказался настоящим волком в овечьей шкуре: 21-летний петербуржец смотрел за оппонентами, ходил по паддоку и пит-лейну, иногда что-то говорил, и готовился к заезду. Рожков был активнее, поэтому никто не обращал особого внимания на обладателя кубка России по картингу, призера чемпионата России и европейских этапов, а также участника французской Формулы-4 Ивана Костюкова.

«Все прошло неплохо, но свою попытку я не реализовал в полной степени – потому что не чувствовал баланс тормозов. Педаль была жестковата. Было трудно понять, что блокируется – перед или зад. Поэтому все приходилось делать заранее. Плюс плохо втыкалась третья передача. Тоже несколько раз в нее не попал. Можно было бы собрать еще несколько десятых секунды. Думаю, что мог бы проехать еще быстрее», – поделился Костюков после своей попытки.

Темная лошадка

В боксах сразу вспомнили, что лучший круг для боевого седана Polo на «Смоленском кольце» – 1 минута 48,3 секунды. Тем, кто собирался обогнать Костюкова, пришлось бы весьма близко подобраться к этой отметке.

У выступавшего следующим Михаила Татарицкого не получилось выехать даже из двух минут. Он был единственным участником, кто пробился в финал вообще без гоночного опыта. Он никогда не выступал в соревнованиях, не принимал участия в RHHCC и вообще никогда не сидел за рулем боевого автомобиля. С учетом этого результат Михаила можно считать вполне достойным.

Предпоследняя попытка досталась Анастасии Воронковой, выступающей в ралли-кроссе. У единственной девушки в финале «Народного пилота» проблемы начались еще до того, как она выехала на трассу. Рост Анастасии оказался несовместим с установленным в Polo креслом, поэтому, чтобы она смогла проехать зачетные круги, на сиденье положили подушки, одна из которых сползла во время второго быстрого круга. Воронкова вернулась в боксы, подушки переложили, и она уехала на третий быстрый круг, который и стал для нее лучшим – 1 минута 55,410 секунды.

Темная лошадка

«Все хорошо, машина очень понравилась – валит и держит дорогу нереально. Мне не очень повезло с ростом – всего 160 сантиметров. Поэтому ребята придумали классную штуку и положили мне на кресло подушки, но не рассчитали, и одна из них упала мне под ноги. Я не смогла закончить свою третью попытку, пришлось заехать. Когда подушку убрали, поехала чуть лучше. Еще кулиса была далековато, но я не думаю, что это как-то повлияло на результаты. Ехала, как ехала», – поделилась впечатлениями Анастасия.

Последним в машину сел Александр Алферов, которому после второго круга, как и лидеру зачета, пришлось доливать топливо. И если Костюкову это помогло, то Алферову уже нет. Как и один лишний быстрый круг, который стал для него лучшим – 1 минута 52,280 секунды.

Победитель «Народного пилота-2016» Иван Костюков и его новый боевой автомобиль

Победитель «Народного пилота-2016» Иван Костюков и его новый боевой автомобиль

В третьем финале «Народного пилота» было все: очевидный и теневой лидеры, ошибки, пит-стопы, блокировки колес, стрижки газонов, подсыхающая трасса и высокая вероятность дождя. Возможно, пять этапов в классе «Национальный» РСКГ пройдут для Ивана Костюкова не менее интересно, и не менее результативно. Его боевое крещение состоится уже 14 мая на первом этапе первенства на «Смоленском кольце». И он уже знает, как здесь побеждать.

Темная лошадка

Результаты финала «Народного пилота»

ПозицияУчастникЛучший круг
1.Иван Костюков1:50,315
2.Василий Рожков1:50,968
3.Денис Суворов1:51,691
4.Александр Алферов1:52,280
5.Александр Басманов1:52,514
6.Александр Прокопенко1:53,060
7.Анастасия Воронкова1:55,410
8.Михаил Татарицкий2:01,683