Опубликовано 24 октября 2012, 14:45

Карманный Ле-Ман

Ездим боком и меняем колеса на третьем этапе Porsche Media Academy
«У нас в запасе много шин, и пока мы их не сожжем, не уедем, -- как же приятно слышать такое от нашего шеф-инструктора Яна Калмара перед началом третьего этапа обучения в Медиа-академии Porsche! – А потом, если погода все же сжалится над нами, устроим для вас маленький Ле-Ман»!
Фото Сергея Крестова, Porsche
Фото Сергея Крестова, Porsche

«У нас в запасе много шин, и пока мы не сожжем их все, не уедем, – как же приятно, черт возьми, слышать такое от нашего шеф-инструктора Яна Калмара перед началом третьего этапа обучения в Медиа-академии Porsche! – А потом, если погода все же сжалится над нами, устроим для вас маленький Ле-Ман»!

Нижегородская погода и правда устроила организаторам сюрприз: еще вчера светило солнце, а сегодня, когда девять журналистов в третий раз прибыли на NRing, чтобы научиться чему-нибудь новому у профессиональных гоночных пилотов, зарядил проливной дождь. Поэтому программу наших занятий пришлось перестраивать на ходу: командную гонку, которую нам пообещали еще на прошлом занятии, перенесли на вторую половину дня, а первую целиком отдали под дрифт!

Трасса
%
%
%Длина Нижегородского кольца в максимальной конфигурации: **3222 метра**
%
%Число конфигураций: **7**
%
%Расчетная средняя скорость: **130 км/ч**
%
%Максимальная скорость (для автомобилей DTM): **225 км/ч**
%
%Количество поворотов: **15**
%
%Перепад высоты: **9,6 метра**
%
%Расчетное время круга: **1 минута 28 секунд**
%
%Строительство трассы заняло около полутора лет: с конца 2008 года до июля 2010 года. Трасса принимает российский кольцевой чемпионат RRC, этап Чемпионата и Кубка России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, а также соревнования по дрифтингу, дрэг-рейсингу и любительские гоночные серии.

Трасса % % %Длина Нижегородского кольца в максимальной конфигурации: 3222 метра % %Число конфигураций: 7 % %Расчетная средняя скорость: 130 км/ч % %Максимальная скорость (для автомобилей DTM): 225 км/ч % %Количество поворотов: 15 % %Перепад высоты: 9,6 метра % %Расчетное время круга: 1 минута 28 секунд % %Строительство трассы заняло около полутора лет: с конца 2008 года до июля 2010 года. Трасса принимает российский кольцевой чемпионат RRC, этап Чемпионата и Кубка России по шоссейно-кольцевым мотогонкам, а также соревнования по дрифтингу, дрэг-рейсингу и любительские гоночные серии.

Карманный Ле-Ман

«До этого дня я учил вас ездить быстро и правильно, а теперь расскажу, как ездить неправильно. Но очень весело!» – говорит Ян и включает короткий ролик, в котором он за рулем 911-го скользит в поворотах на серпантине. Потом наш инструктор, конечно, поясняет, что это происходило на перекрытой дороге и все такое, но смысл этого ролика нам понятен и без комментариев: езда боком – это огромный кусок вкуснейшего пирога под названием «драйверское счастье». Осталось лишь научиться этот пирог готовить…

«Дрифт – это неправильно.  
Это медленно и глупо.  
Но это то, что заставляет  
ваш рот расплыться  
от удовольствия  
в широкой улыбке».

«Дрифт – это неправильно.
Это медленно и глупо.
Но это то, что заставляет
ваш рот расплыться
от удовольствия
в широкой улыбке».

По словам Яна, он знает как минимум пять способов отправить заднюю ось автомобиля в скольжение. Однако три из них наш шеф-инструктор либо недолюбливает, либо считает для Porsche 911 неподходящими: дернуть «ручник» на этом автомобиле, например, нельзя – он тут электронный. «Ударно» переключиться на пониженную не позволит умный «робот». Вдавить газ в пол с вывернутыми колесами в повороте – это глупо. «Это может любой», – с улыбкой заявил Ян, и пообещал научить нас самым сложным, но зато самым правильным, по его мнению, способам начать контролируемый занос: разгрузке задней оси на торможении или с помощью контр-смещения.

«Потому что только так вы будете уверены, что полностью управляете автомобилем во всех фазах скольжения», - с серьезным лицом добавляет Калмар.

- Если увижу, что кто-то отпустил руль, позволив ему самостоятельно вращаться при смене направления заноса -- тут же отправлю в аэропорт. Потому что водитель должен всегда знать, на какой угол и куда повернуты передние колеса его автомобиля
  • Если увижу, что кто-то отпустил руль, позволив ему самостоятельно вращаться при смене направления заноса -- тут же отправлю в аэропорт. Потому что водитель должен всегда знать, на какой угол и куда повернуты передние колеса его автомобиля

Традиционная разминка на этот раз вышла необычной: начинать день пришлось с попыток заставить среднемоторные Porsche Cayman R и Boxster S скользить вокруг расставленных «восьмеркой» конусов на асфальтовой площадке. Причем, учитывая ограниченность пространства, делать это нужно было как раз неправильным, «силовым» методом – "поигрывая" педалью газа.

Однако ездить боком по залитому водой асфальту, оказывается, так себе удовольствие. С одной стороны, дождь – это хорошо. Потому что уровень сцепления ведущих колес с покрытием падает катастрофически и скользить они начинают в ответ на любую провокацию, а скорость выполнения упражнения при этом снижается до безопасно низкой. Но с другой стороны, «зацеп» передних колес тоже уменьшается, а значит, создать нужный "упор" для силового скольжения передние покрышки уже не могут.

Ситуация осложнялась еще и тем, что моторы на «Каймане» и «Бокстере» обладают достаточно взрывным характером: в ответ на малейшую неаккуратность в работе акселератором задние колеса срывались в сильную пробуксовку, которая в 99 случаях из ста заканчивалась разворотом. Плюс, все та же непростая в управлении среднемоторная компоновка… В общем, конусов поначалу сбито было немало.

На самом деле, рецепт скольжений на Porsche Cayman R оказался достаточно прост: добившись заноса задней оси плавным – не ударным! – увеличением подачи топлива, нужно не утапливать на радостях педаль газа в пол, а плавно работать акселератором в достаточно узком диапазоне оборотов. Как только машина пытается стабилизироваться – немного добавляем газ; проявляет склонность к чересчур избыточной поворачиваемости – чуть приотпускаем. Как только поймешь эту нехитрую логику, начинаешь ловить настоящий кайф от послушности среднемоторного автомобиля!

Карманный Ле-Ман

:40px; bottom: 40px; color: #fff; =>Ян! Смотри как я уме...

А вот с более тяжелым заднемоторным «девятьсот-одиннадцатым» найти общий язык на мокром асфальте оказалось посложнее. В следующем упражнении водитель должен был инициировать занос за счет торможения на дуге: задняя ось разгружается, а вращательный момент (автомобиль ведь поворачивает) отправляет ее в скольжение. На словах все легко, но вот на деле…

Нет, отправить задние колеса в скольжение по большему радиусу оказалось проще простого: чуть резче «топнул» по тормозу, колеса потеряли сцепление с асфальтом и тут же "поплыли". А вот «подхватить» скольжение газом и протащить купе боком по всей дуге – с этой задачей с первого раза справиться не удалось, кажется, никому. Со второго, впрочем, тоже. Все потому, что широченные задние покрышки Porsche 911 держатся за мокрое покрытие до последнего, но как только они теряют зацеп – пиши пропало.

Ощущение, что под колесами не асфальт Нижегородского кольца, а «стекло» Ледовой арены Лужников!

Наставления Яна по рации - очень важная часть обучения. Правда, когда "твой" 911-й летит боком в траву, вникать в указания инструктора бывает довольно непросто

Наставления Яна по рации - очень важная часть обучения. Правда, когда "твой" 911-й летит боком в траву, вникать в указания инструктора бывает довольно непросто

«Важно почувствовать момент, когда задние колеса только-только начинают скользить, и тут же плавно – очень-очень плавно – добавить газ с одновременной легкой компенсацией заноса рулем, – рассказывает перед началом упражнения Ян. – Без тяги у автомобиля не будет поступательного движения, и он либо стабилизируется, либо, если водитель опоздает с коррекцией, развернется. Все просто». Как бы не так!

Сначала мы по очереди опаздывали с угадыванием момента, когда скольжение нужно "подхватить" тягой. Потом – с количеством тяги. Разворот следовал за разворотом, а из рации доносились возмущенные реплики Яна, самые приличные из которых звучали примерно так: «сколько еще раз ты собираешься делать одну и ту же ошибку» или «что за ерунду ты сейчас вытворяешь?». И лишь отключив режим Sport+ мехатронного шасси, вручную выбрав вторую передачу и заставив себя очень – очень! – плавно работать педалью газа на третий-четвертый раз удалось заставить 911-й проскользить всю 30-метровую дугу в непрерывном дрифте.

Дождь, между тем, и не думал стихать. Поэтому следующая пара упражнений показалась немного скомканной. Первое из них требовало от учеников «раскачать» машину контр-смещением перед левым, достаточно крутым поворотом, проскользив его затем на скорости около 40 километров в час. Вот только внутри поворота, на расстоянии в пару метров мокрой и скользкой травы, торчал... металлический отбойник, шансы «припарковаться» в который при малейшей ошибке были почти стопроцентными.

Отделаться от неприятных мыслей в такой ситуации было сложно, поэтому точно выполнить все указания инструктора не удалось никому. Большинство учеников ограничивались «силовым» скольжением на выходе из поворота, за которое и получали «нагоняй» от Яна.

В перерывах между заездами мы даже успевали обсудить особенности езды на среднемоторных Porsche задом наперед

В перерывах между заездами мы даже успевали обсудить особенности езды на среднемоторных Porsche задом наперед

Финальное задание во многом повторяло первое упражнение, только в другой части трассы, перед выходом на стартовую прямую. Широкая дуга, большая зона безопасности снаружи. Скользи - не хочу! Мешал лишь слой воды на асфальте: на каждую удачную попытку приходился один эффектный разворот. А потом наступил обед.

За время часового перерыва дождь над Нижегородским кольцом прекратился и даже выглянуло солнце, на котором трасса начала подсыхать буквально на глазах. А значит, «длинная» гонка состоится! Еще в начале дня нашу группу разбили на три команды по три человека, в каждую из которых вошли по одному быстрому пилоту, одному «среднему» и одному медленному. Данные по темпу Ян, оказывается, собирал на предыдущих этапах обучения.

Формат гонки, придуманный Калмаром, получился несложным: три машины на треке, каждый пилот должен проехать по десять кругов с последующим заездом на «пит-стоп» в огороженный сеткой «бокс» своей команды. Помимо смены водителей на пит-лейне каждую машину необходимо было сначала заправить из 20-литровой канистры, а в ходе второй остановки – провести имитацию замены шин: открутить, снять и затем заново установить левое переднее колесо.

- А пневмодомкратов у нее нет случайно?
  • А пневмодомкратов у нее нет случайно?
Это Ле-Ман длится 24 часа,

а наша "длинная" гонка была рассчитана примерно на час-полтора

Каждой команде выделили собственного «тренера», который одновременно наблюдал и за соблюдением правил. Однако тактику каждая тройка выбирала самостоятельно. Наш гоночный коллектив решил выставить меня на первый отрезок гонки, который должен был пройти еще по влажному асфальту; вторым поедет медленный пилот, а финальный отрезок достался самому быстрому.

Старт давался с места, по сигналу Яна: следующая машина отправлялась на трек через 30 секунд после предыдущей. Таким способом организаторы попытались минимизировать прямую борьбу на трассе между пилотами. Однако темп участников все равно оказался разным – были даже обгоны! За десять кругов я сумел почти полностью отыграть 30-секундное отставание от гонщика первой команды, и не очень сильно отстал от самого быстрого среди учеников нашей "школы" пилота, выступавшего за команду под номером два. Который, правда, в итоге растерял все свое преимущество из-за ошибки на пит-лейне – ошибся «боксами»!

Десятый круг. В рации: «Ждем на пит-стоп, ждем на пит-стоп!». Заезжаю, выключаю зажигание, выскакиваю из машины и бегу помогать третьему пилоту заправлять машину. В это время второй участник садится в машину и настраивает посадку. Здесь мы немного схитрили – заранее отрегулировали положения руля, водительского сиденья и зеркал, и занесли эти настройки в память бортового компьютера.

Дозаправили наш 911-й мы быстрее конкурентов, но… заработали 30-секундный штраф за несколько капель бензина, которые накапали через вентиляционное отверстие канистры. Нам, конечно, говорили про недопустимость «розлива» топлива, но штраф за крошечное пятнышко на асфальте…

Карманный Ле-Ман

Второй пилот проехал свой отрезок очень чисто и даже чуть сократил отставание от лидера – команды под номером один. Осталось провести второй пит-стоп, во время которого пришлось не только "менять" колесо, но и вновь доливать топливо: одной канистры 911-му хватило ровно на 10 кругов в режиме максимальной атаки.

Домкрат под машину: пока мой коллега поднимает автомобиль, я откручиваю гайки обычным "баллонником". Колесо снято, зафиксировано на асфальте – судья дает команду ставить обратно.

Кручу ключ, кручу, а болт не вкручивается! Пробую другой – опять не вкручивается! Слышу за спиной голос нашего тренера: «в другую сторону, крути в другую сторону!». Ох! Я дубина! Быстро завинчиваю все пять болтов, сбрасываю автомобиль с домкрата и бегу помогать заливать топливо. А сам корю себя за ошибку – на заминке с болтами мы потеряли секунд 7-10…


####Пит-стоп!

Карманный Ле-Ман

Наш третий пилот вошел в гоночный ритм уже на третьем круге, но отыграть 30-секундный штраф, а также заминку на последнем пит-стопе за оставшиеся восемь кругов было физически невозможно. Да и его конкурент из первой команды не допустил во время своего заезда ни одной ошибки.

Карманный Ле-Ман

Финиш, клетчатый флаг – мы вторые! Эх, а если бы не штраф в начале заезда, то могли бы побороться и за победу. Однако автоспорт не признает сослагательных наклонений.

В любом случае, это было здорово – каждый из нас за этот час пережил свой маленький «Ле-Ман», в котором побывал не только пилотом, но и механиком, и даже стратегом.

Карманный Ле-Ман

На этом все? Нет! Будет еще один, заключительный этап Porsche Media Academy, место и время проведения которого пока не определено. Скорее всего, мы отправимся на один из европейских гоночных треков, а Ян Калмар опять придумает для нас новую порцию интересных упражнений. Пока же есть время научиться крутить гайки – кто знает, вдруг пригодится?