По бразильской системе
Ездим на Porsche по недостроенной трассе в ШушарахШколы вождения есть у большинства автомобильных брендов, так или иначе претендующих на спортивный имидж: Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar, Ferrari, Lamborghini и Porsche, конечно же. Причем, у «Порше» отделения школы Porsche Sport Driving School существуют аж в 14-и странах мира, включая Бразилию, Гонконг, Мексику и даже Швейцарию. А в России пока нет…
В принципе, понятно почему – еще пару лет назад в нашей стране не было ни подходящих площадок, ни нормальных гоночных треков, а российские владельцы автомобилей Porsche ездили учиться в другие страны. Ситуация, правда, потихоньку меняется – открылись трассы в Красноярске, в Смоленске, в Казани и в Нижнем Новгороде, строятся новые треки в Московской области и под Санкт-Петебургом. Так что появление новой точки на карте школ вождения Porsche – в России – наверняка вопрос времени. А пока же российский офис «Порше» периодически проводит для своих клиентов «роад-шоу» – тест-драйвы автомобилей в «боевых» условиях.
Зимой мы ездили по ледовому треку в Тушино, а площадкой для проведения очередного «шоу» в «Порше» выбрали еще недостроенную трассу в Шушарах, что неподалеку от Петербурга. В качестве инструкторов позвали специалистов европейской школы Porsche – Яна Калмара и Маттиаса Хоффзуммера. Причем, сначала программу мероприятия обкатали на журналистах, а на следующий день весь модельный ряд «Порше», за исключением внедорожника Cayenne, был в распоряжении клиентов.
Участники Porsche Roadshow – это два среднемоторных купе Cayman (Cayman S и новейший Cayman R), родстер Boxster S и три 911-ых, за исключением топового Turbo S, за руль которого журналистов не пускали. Плюс, вся линейка хэтчбеков Panamera, от базовой версии с мотором V6 до «топовой» 500-сильной Panamera Turbo! Не самый подходящий автомобиль для трека? Мы тоже так думали, пока сами не сели за руль…
Заднеприводная «Панамера» с 300-сильным мотором V6 на гоночной трассе – сама покладистость. Разгоны, торможения, смена направлений – все это дается ей необычайно легко. Да и у водителя нет ощущения, что он управляет автомобилем длиной под пять метров и весом под 1,8 тонны: Panamera оказалась простой, очень понятной и интересной в управлении. Но как оглянешься назад – мама дорогая! Там же еще два сиденья и огромный багажник!
Более мощная Panamera S с атмосферной «восьмеркой» под капотом – злее. Сердито рычит под тягой, живее реагирует на руль благодаря низкопрофильным шинам и чуть иначе настроенной подвеске, но при этом требует более точной работы педалью газа – 400 лошадиных сил на задних колесах не шутка! К тому же, нагрузка на тормоза у более мощной машины со включенной системой стабилизации оказалась выше – к концу занятий на паре машин диски «поплыли».
Зато композитные тормозные диски на «топовой» Panamera Turbo кольцом под Санкт-Петербургом не проймешь – мощнейшее замедление с любых скоростей и завидная неутомимость. Да и динамика 500-сильной версии внушает: на прямиках «Турбо» за считанные мгновения проглатывала дистанцию до впередиидущих экипажей на атмосферных машинах.
Однако заезды на «Панамерах» – это так, для общего развития. Ведь главными действующими лицами мероприятия были спортивные двухдверки – 911, Cayman и Boxster!
Нам повезло – первой машиной, доставшейся нашему экипажу, оказался самый-самый «Кайман» – экстремальный Cayman R. Эта модификация была представлена в ноябре прошлого года, и только-только добралась до российского рынка.
На первый заезд сажусь пассажирам – хочется для начала поощущать «эРку» с правого кресла. И правильно сделал – коллега, имеющий немаленький опыт общения со спортивными автомобилями, поехал быстро с первого же круга.
Динамика Cayman R – не умопомрачительная, но, мягко говоря, внушает. Особый антураж создает и грохочущий где-то за спинками кресел оппозитник, и жесткие переключения преселективного робота, с ударами подтыкающего пониженные передачи, и шум широких покрышек. По ощущениям с пассажирского сиденья, машина кажется резкой и по-настоящему злой. «Классный автомобиль, очень быстрый и очень точный, – с восторгом говорит сидящий за рулем коллега. – Я бы на таком ездил». И последний круг своей сессии «вваливает» так, что от него с трудом уезжает инструктор на 911 Turbo S!
Меняемся местами. Первый круг еду в ознакомительном режиме – все же, для меня это первое знакомство со среднемоторными Porsche на асфальте (ледовые покатушки, организованные Porsche для клиентов зимой, не в счет). Поворот, второй, третий – с водительского места Cayman R уже не кажется экстремальным. Точный, но не ультимативно острый руль, который после переднеприводных машин кажется необычайно легким, мощные тормоза, требующие крепкой ноги, и идеально выверенный, нейтральный баланс шасси!
Чуть осмелев, наращиваю темп… ой, это был конус? В очередном повороте я недотормозил и вместо того, чтобы повернуть по плавной дуге – поехал прямо. Следующая связка – опять ошибка, и опять недостаточная поворачиваемость. Как же так? Ведь я еду на одном из лучших заднеприводных автомобилей на планете, но почему-то проезжаю мимо всех апексов…
Все дело в отсутствии навыков езды на среднемоторном автомобиле. На машине с двигателем в базе, расположенном близко к центральной оси, оказалось гораздо сложнее играть балансом. Чуть раньше отпустил тормоз, не вовремя разгрузив передние колеса – поехал мимо. Недостаточно сбросил скорость перед поворотом, решив, что запаса сцепления на передней оси хватит и так – поехал мимо. А чуть пережал газ на выходе – лови корму. Реакции среднемоторного автомобиля оказались острее, чем я ожидал, и требуют повышенного внимания, особенно у новичков.
Через несколько кругов я немного освоился, поехал побыстрее и даже повис на хвосте у экипажа на 911 4S – маленький, легкий Cayman R нагонял более мощный «911-й» в поворотах на раз-два. Да и на прямиках не отставал!
По завершению сессии договариваюсь поменяться с экипажем на Porsche 911 – очень хочется почувствовать разницу между двумя компоновочными схемами по горячим следам, но… время заездов нашей группы на спорткарах, оказывается, уже подошло к концу. Обидно.
Правда, в конце мероприятия инструкторы школы Porsche устроили нам «гоночное такси» – один из них развлекал пассажиров глубокими скольжениями на Panamera Turbo, а другой катал на Porsche 911 Turbo S. Я выбрал 911-й и попросил Маттиаса Хоффзуммера проехать круг без эффектного дрифта, а максимально быстро, по-настоящему. «Окей, только я поеду процентов на 80 от возможной скорости – трек еще не достроен, и я не хочу рисковать машиной и своим пассажиром», – быстро предупредил меня Маттиас, и рванул с места.
Ухх! 530-сильный 911 Turbo S, конечно, "едет" ого-го как. Причем, он впечатляет не только динамикой разгона (3,3 секунды с до «сотни», между прочим), но и "держаком" в поворотах, и динамикой замедления. Хорошенько прогретые за предыдущие заезды композитные диски с шестипоршневыми суппортами позволяют Маттиасу тормозить максимально поздно, развивая мощнейшие перегрузки. «Держимся снаружи поворота, ждем, ждем, ждем – и теперь ускоряемся, – по школьной привычке инструктор даже во время заезда комментирует все свои действия. – Перед следующим поворотом будет пыльно, поэтому тормозим чуть раньше, иначе не попадем». Несмотря на езду «на 80 процентов», Маттиас предельно сосредоточен. И едет, кстати, в ручном режиме PDK: «Мне так удобнее».
Последний поворот с двумя апексами («здесь нужно сначала войти пошире, еще раз затормозить и резко уйти внутрь, иначе выход будет медленным, придется дотормаживать…») и финиш.
Уже после завершения программы я спросил у инструкторов школы Porsche про питерскую трассу – понравилась ли? «Конфигурация интересная, но, конечно, ездить по ней сейчас опасно. Именно поэтому мы не выпускали вас одних. Нет зон вылета – вместо них – кучи земли и рытвины, – недостроенный трек оставил одинаково сдержанные впечатления и у Яна, и у Матиасса. – Это действительно лучшая ваша трасса? Нам говорили, что это так». Узнав, что за последний год в России открылось сразу несколько новых автодромов, причем куда более обустроенных, наши учителя оживились: «О, значит мы к вам еще приедем!».
Что ж, будем ждать!