Опубликовано 01 июля 2011, 17:53
6 мин.

По бразильской системе

Ездим на Porsche по недостроенной трассе в Шушарах
Школы вождения есть у большинства иностранных автомобильных брендов. Есть она и у «Порше», причем ее отделения расположены аж в 14-и странах мира, включая Бразилию, Гонконг, Мексику и даже Швейцарию. А в России пока нет…
Фото Сергея Крестова, Porsche
Фото Сергея Крестова, Porsche

Школы вождения есть у большинства автомобильных брендов, так или иначе претендующих на спортивный имидж: Audi, BMW, Mercedes-Benz, Jaguar, Ferrari, Lamborghini и Porsche, конечно же. Причем, у «Порше» отделения школы Porsche Sport Driving School существуют аж в 14-и странах мира, включая Бразилию, Гонконг, Мексику и даже Швейцарию. А в России пока нет…

В принципе, понятно почему – еще пару лет назад в нашей стране не было ни подходящих площадок, ни нормальных гоночных треков, а российские владельцы автомобилей Porsche ездили учиться в другие страны. Ситуация, правда, потихоньку меняется – открылись трассы в Красноярске, в Смоленске, в Казани и в Нижнем Новгороде, строятся новые треки в Московской области и под Санкт-Петебургом. Так что появление новой точки на карте школ вождения Porsche – в России – наверняка вопрос времени. А пока же российский офис «Порше» периодически проводит для своих клиентов «роад-шоу» – тест-драйвы автомобилей в «боевых» условиях.

Да-да-да!  
Мы сами себе завидуем!

Да-да-да!
Мы сами себе завидуем!

Зимой мы ездили по ледовому треку в Тушино, а площадкой для проведения очередного «шоу» в «Порше» выбрали еще недостроенную трассу в Шушарах, что неподалеку от Петербурга. В качестве инструкторов позвали специалистов европейской школы Porsche – Яна Калмара и Маттиаса Хоффзуммера. Причем, сначала программу мероприятия обкатали на журналистах, а на следующий день весь модельный ряд «Порше», за исключением внедорожника Cayenne, был в распоряжении клиентов.

Трехкилометровый трек в Шушарах пока не достроен – работы по его обустройству будут продолжаться еще несколько месяцев.  Однако здесь уже проводятся тренировки и трек-дни. Правда, ездить по такой трассе несколько, м... волнительно: вокруг асфальтовой дороги – горы земли, камни, остатки стройматериалов. Зон вылета пока вообще нет, а покрытие – слишком скользкое.
Зато это будет один из самых скоростных треков в России – на самом длинном прямике быстрые машины смогут разгоняться до 260 километров в час. Главное, чтобы у его владельцев хватило сил и средств на доведение трассы до ума и создание нужной инфраструктуры, а то пока здесь есть только будка на въезде и деревянные трибуны, явно оставшиеся после какого-то мероприятия.

Трехкилометровый трек в Шушарах пока не достроен – работы по его обустройству будут продолжаться еще несколько месяцев. Однако здесь уже проводятся тренировки и трек-дни. Правда, ездить по такой трассе несколько, м... волнительно: вокруг асфальтовой дороги – горы земли, камни, остатки стройматериалов. Зон вылета пока вообще нет, а покрытие – слишком скользкое. Зато это будет один из самых скоростных треков в России – на самом длинном прямике быстрые машины смогут разгоняться до 260 километров в час. Главное, чтобы у его владельцев хватило сил и средств на доведение трассы до ума и создание нужной инфраструктуры, а то пока здесь есть только будка на въезде и деревянные трибуны, явно оставшиеся после какого-то мероприятия.

Участники Porsche Roadshow – это два среднемоторных купе Cayman (Cayman S и новейший Cayman R), родстер Boxster S и три 911-ых, за исключением топового Turbo S, за руль которого журналистов не пускали. Плюс, вся линейка хэтчбеков Panamera, от базовой версии с мотором V6 до «топовой» 500-сильной Panamera Turbo! Не самый подходящий автомобиль для трека? Мы тоже так думали, пока сами не сели за руль…

Инструкторы школы Porsche – те еще весельчаки. Рассказ о правильной посадке за рулем они разбавляют шутками, зато когда речь заходит о безопасности, становятся серьезными: «Обгонять нельзя -- отстраняем от заездов. И неважно, что вы летели сюда из Москвы». Правда, потом добавляют: «И систему стабилизации не отключать – кнопка под высоким напряжением».

Инструкторы школы Porsche – те еще весельчаки. Рассказ о правильной посадке за рулем они разбавляют шутками, зато когда речь заходит о безопасности, становятся серьезными: «Обгонять нельзя -- отстраняем от заездов. И неважно, что вы летели сюда из Москвы». Правда, потом добавляют: «И систему стабилизации не отключать – кнопка под высоким напряжением».

Заднеприводная «Панамера» с 300-сильным мотором V6 на гоночной трассе – сама покладистость. Разгоны, торможения, смена направлений – все это дается ей необычайно легко. Да и у водителя нет ощущения, что он управляет автомобилем длиной под пять метров и весом под 1,8 тонны: Panamera оказалась простой, очень понятной и интересной в управлении. Но как оглянешься назад – мама дорогая! Там же еще два сиденья и огромный багажник!

Более мощная Panamera S с атмосферной «восьмеркой» под капотом – злее. Сердито рычит под тягой, живее реагирует на руль благодаря низкопрофильным шинам и чуть иначе настроенной подвеске, но при этом требует более точной работы педалью газа – 400 лошадиных сил на задних колесах не шутка! К тому же, нагрузка на тормоза у более мощной машины со включенной системой стабилизации оказалась выше – к концу занятий на паре машин диски «поплыли».

Из-за того, что трасса пока не имеет зон безопасности, одних нас на трассу не выпускали – ездили «паровозиком» за машиной инструктора. Причем, довольно медленно. Поэтому приходилось чуть отпускать впереди идущий экипаж перед интересной связкой, чтобы пройти хотя бы пару поворотов побыстрее.

Из-за того, что трасса пока не имеет зон безопасности, одних нас на трассу не выпускали – ездили «паровозиком» за машиной инструктора. Причем, довольно медленно. Поэтому приходилось чуть отпускать впереди идущий экипаж перед интересной связкой, чтобы пройти хотя бы пару поворотов побыстрее.

Зато композитные тормозные диски на «топовой» Panamera Turbo кольцом под Санкт-Петербургом не проймешь – мощнейшее замедление с любых скоростей и завидная неутомимость. Да и динамика 500-сильной версии внушает: на прямиках «Турбо» за считанные мгновения проглатывала дистанцию до впередиидущих экипажей на атмосферных машинах.

Porsche Panamera не боится  
гоночного трека. Проверено.

Porsche Panamera не боится
гоночного трека. Проверено.

Однако заезды на «Панамерах» – это так, для общего развития. Ведь главными действующими лицами мероприятия были спортивные двухдверки – 911, Cayman и Boxster!

Нам повезло – первой машиной, доставшейся нашему экипажу, оказался самый-самый «Кайман» – экстремальный Cayman R. Эта модификация была представлена в ноябре прошлого года, и только-только добралась до российского рынка.

Porsche Cayman R 
%
%Что такое Cayman R? Во-первых, он на 55 килограммов легче версии «S», но с оговоркой, что покупатель не заказывает аудиосистему и кондиционер. С облегченным аккумулятором (литий-ионным, меньшего размера), уменьшенным объемом бензобака (с 65 до 54 литров) и легкими колесами (минус пять кило) среднемоторное купе весит всего 1295 килограммов!  
Плюс, форсированный до 330 лошадиных сил оппозитный мотор 3.4, опциональная роботизированная трансмиссия PDK, с которой Cayman R разгоняется до сотни за 4,9 секунды, заниженная на 20 миллиметров подвеска, самоблок на задней оси, карбоновые сиденья и агрессивный обвес.  
Цены на эту версию в России начинаются с 4,1 миллиона рублей.

Porsche Cayman R % %Что такое Cayman R? Во-первых, он на 55 килограммов легче версии «S», но с оговоркой, что покупатель не заказывает аудиосистему и кондиционер. С облегченным аккумулятором (литий-ионным, меньшего размера), уменьшенным объемом бензобака (с 65 до 54 литров) и легкими колесами (минус пять кило) среднемоторное купе весит всего 1295 килограммов!
Плюс, форсированный до 330 лошадиных сил оппозитный мотор 3.4, опциональная роботизированная трансмиссия PDK, с которой Cayman R разгоняется до сотни за 4,9 секунды, заниженная на 20 миллиметров подвеска, самоблок на задней оси, карбоновые сиденья и агрессивный обвес.
Цены на эту версию в России начинаются с 4,1 миллиона рублей.

На первый заезд сажусь пассажирам – хочется для начала поощущать «эРку» с правого кресла. И правильно сделал – коллега, имеющий немаленький опыт общения со спортивными автомобилями, поехал быстро с первого же круга.

Динамика Cayman R – не умопомрачительная, но, мягко говоря, внушает. Особый антураж создает и грохочущий где-то за спинками кресел оппозитник, и жесткие переключения преселективного робота, с ударами подтыкающего пониженные передачи, и шум широких покрышек. По ощущениям с пассажирского сиденья, машина кажется резкой и по-настоящему злой. «Классный автомобиль, очень быстрый и очень точный, – с восторгом говорит сидящий за рулем коллега. – Я бы на таком ездил». И последний круг своей сессии «вваливает» так, что от него с трудом уезжает инструктор на 911 Turbo S!

"Дрим-тим" по-поршевски.

"Дрим-тим" по-поршевски.

Меняемся местами. Первый круг еду в ознакомительном режиме – все же, для меня это первое знакомство со среднемоторными Porsche на асфальте (ледовые покатушки, организованные Porsche для клиентов зимой, не в счет). Поворот, второй, третий – с водительского места Cayman R уже не кажется экстремальным. Точный, но не ультимативно острый руль, который после переднеприводных машин кажется необычайно легким, мощные тормоза, требующие крепкой ноги, и идеально выверенный, нейтральный баланс шасси!

Чуть осмелев, наращиваю темп… ой, это был конус? В очередном повороте я недотормозил и вместо того, чтобы повернуть по плавной дуге – поехал прямо. Следующая связка – опять ошибка, и опять недостаточная поворачиваемость. Как же так? Ведь я еду на одном из лучших заднеприводных автомобилей на планете, но почему-то проезжаю мимо всех апексов…

Porsche Cayman R руку  
в пасть не клади -- откусит

Porsche Cayman R руку
в пасть не клади -- откусит

Все дело в отсутствии навыков езды на среднемоторном автомобиле. На машине с двигателем в базе, расположенном близко к центральной оси, оказалось гораздо сложнее играть балансом. Чуть раньше отпустил тормоз, не вовремя разгрузив передние колеса – поехал мимо. Недостаточно сбросил скорость перед поворотом, решив, что запаса сцепления на передней оси хватит и так – поехал мимо. А чуть пережал газ на выходе – лови корму. Реакции среднемоторного автомобиля оказались острее, чем я ожидал, и требуют повышенного внимания, особенно у новичков.

Через несколько кругов я немного освоился, поехал побыстрее и даже повис на хвосте у экипажа на 911 4S – маленький, легкий Cayman R нагонял более мощный «911-й» в поворотах на раз-два. Да и на прямиках не отставал!

В опытных руках даже Cayman S  
может задать трепку более мощному Porsche 911

В опытных руках даже Cayman S
может задать трепку более мощному Porsche 911

По завершению сессии договариваюсь поменяться с экипажем на Porsche 911 – очень хочется почувствовать разницу между двумя компоновочными схемами по горячим следам, но… время заездов нашей группы на спорткарах, оказывается, уже подошло к концу. Обидно.

Показательный заезд на Panamera Turbo я провел на заднем диване – когда автомобиль всю трассу едет то одним боком, то другим, сзади было веселее всего.

Показательный заезд на Panamera Turbo я провел на заднем диване – когда автомобиль всю трассу едет то одним боком, то другим, сзади было веселее всего.

Правда, в конце мероприятия инструкторы школы Porsche устроили нам «гоночное такси» – один из них развлекал пассажиров глубокими скольжениями на Panamera Turbo, а другой катал на Porsche 911 Turbo S. Я выбрал 911-й и попросил Маттиаса Хоффзуммера проехать круг без эффектного дрифта, а максимально быстро, по-настоящему. «Окей, только я поеду процентов на 80 от возможной скорости – трек еще не достроен, и я не хочу рисковать машиной и своим пассажиром», – быстро предупредил меня Маттиас, и рванул с места.

Ухх! 530-сильный 911 Turbo S, конечно, "едет" ого-го как. Причем, он впечатляет не только динамикой разгона (3,3 секунды с до «сотни», между прочим), но и "держаком" в поворотах, и динамикой замедления. Хорошенько прогретые за предыдущие заезды композитные диски с шестипоршневыми суппортами позволяют Маттиасу тормозить максимально поздно, развивая мощнейшие перегрузки. «Держимся снаружи поворота, ждем, ждем, ждем – и теперь ускоряемся, – по школьной привычке инструктор даже во время заезда комментирует все свои действия. – Перед следующим поворотом будет пыльно, поэтому тормозим чуть раньше, иначе не попадем». Несмотря на езду «на 80 процентов», Маттиас предельно сосредоточен. И едет, кстати, в ручном режиме PDK: «Мне так удобнее».

Последний поворот с двумя апексами («здесь нужно сначала войти пошире, еще раз затормозить и резко уйти внутрь, иначе выход будет медленным, придется дотормаживать…») и финиш.

По бразильской системе

Уже после завершения программы я спросил у инструкторов школы Porsche про питерскую трассу – понравилась ли? «Конфигурация интересная, но, конечно, ездить по ней сейчас опасно. Именно поэтому мы не выпускали вас одних. Нет зон вылета – вместо них – кучи земли и рытвины, – недостроенный трек оставил одинаково сдержанные впечатления и у Яна, и у Матиасса. – Это действительно лучшая ваша трасса? Нам говорили, что это так». Узнав, что за последний год в России открылось сразу несколько новых автодромов, причем куда более обустроенных, наши учителя оживились: «О, значит мы к вам еще приедем!».

Что ж, будем ждать!