Ожьеотаж
Смотрим на Гонку Чемпионов своими глазамиСебастьен Ожье, едва подписав контракт с командой Volkswagen Motorsport, решил сразу же продемонстрировать свою силу и доказать, что настрой у него очень серьезный. Именно Ожье стал победителем Гонки Чемпионов 2011. Вот так, с первого раза. Пришел, увидел, победил.
Первый уик-энд зимы 2011 года мне суждено было провести на стадионе команды Fortuna из Дюссельдорфа. Не знаком такой немецкий клуб? Неудивительно. Последний раз они играли в Бундеслиге в сезоне 1996-97 годов, а с тех пор пребывают в низших лигах. На данный момент «Фортуна» занимает первое место во втором дивизионе. Не самое высокое достижение.
Но на Esprit Arena я оказался не для того, чтобы понаблюдать за игрой посредственной немецкой команды. На этом стадионе второй год подряд проводится Гонка Чемпионов – состязание, которым все самые известные и титулованные гонщики наших дней меряются мастерством и определяют, кто из них "самый-самый".
Полный список участников ROC 2011:
Гонщик | Страна | Команда Кубка Наций | Гоночная серия | |
---|---|---|---|---|
1 | Филипе Альбукерке | Португалия | Team All Stars | DTM |
2 | Дэвид Култхард | Шотландия | Team All Stars | DTM |
3 | Маттиас Экстрем | Швеция | -- | DTM |
4 | Роман Гросжан | Франция | Team France | GP2, F1 |
5 | Ян Копецки | Чехия | Team Slavic | IRC |
6 | Себастьен Ожье | Франция | Team France | WRC |
7 | Виталий Петров | Россия | Team Slavic | F1 |
8 | Тимо Шайдер | Германия | Team SAT.1 Germany | DTM |
9 | Мартин Томчик | Германия | -- | DTM |
10 | Дженсон Баттон | Великобритания | Team GB | F1 |
11 | Брайан Диган | США | Team USA | X-Games |
12 | Тимо Глок | Германия | Team SAT.1 Germany | F1 |
13 | Юхо Ханнинен | Финляндия | Team Nordic | IRC |
14 | Том Кристенсен | Дания | Team Nordic | DTM, ILMC |
15 | Трэвис Пастрана | США | Team USA | NASCAR, X-Games |
16 | Энди Приоль | Великобритания | Team GB | WTCC, DTM |
17 | Михаэль Шумахер | Германия | Team Germany | F1 |
18 | Себастьян Феттель | Германия | Team Germany | F1 |
Какие имена! Знаменитости, чемпионы разных серий: Михаэль Шумахер, Маттиас Экстрем, Себастьян Феттель, Энди Приоль, Себастьен Ожье, Том Кристенсен… Уровень! Но вся наша небольшая журналистская тусовка из России, конечно же, болеет за Виталика. Петров, мало того, что первый русский в Формуле-1, так теперь еще и первый русский на Гонке Чемпионов.
Правда, на момент проведения ROC мы еще не знали о том, что Виталию не найдется места в Lotus на следующий год. Но уже догадывались. А когда в перерывах между заездами на специально для того рода покатушек построенном трехместном Renault F1 счастливчиков покатал Гросжан, наши сомнения только усилились. Не зря. Но в любом случае, вряд ли бы мы болели меньше. Как ни крути, а достижения Петрова в Формуле-1 заслуживают уважения, а его участие в Гонке Чемпионов – лишнее тому подтверждение.
я выбрал вместо рекламы.
Кубок Наций
Первый день был интересен гонкой в национальном зачете. Главный вопрос: сумеет ли блистательная немецкая команда (в этом году в составе Шумахер/Феттель) в пятый раз подряд выиграть «золото» ROC? Ведь немцы выставляли и еще одну команду – тезки Тимо Глок и Шайдер. Тоже очень неслабые пилоты, но основная команда их, конечно, затмила.
Интересная связка была в команде All Stars, в которую вошли победитель ROC прошлого года португалец Филипе Альбукерке и шотландец-ветеран Дэвид Култхард. Дуэт получился сильным. Следили и за французами – там ехал первый пилот будущей раллийной WRC-команды VW Motorsport и экс-напарник великого Леба Себастьян Ожье в паре с Романом Гросжаном.
У "нашего" Виталия в напарниках по Team Slavic («Славяне») был Ян Копецки. Раллист, которому до чемпионства в IRC в этом году не хватило всего 1,5 очков. Отличный партнер для Петрова, тем более что среди машин, на которых проводятся соревнования, есть Skoda Fabia S2000, отлично Яну знакомая.
я выбрал вместо рекламы.
Петров начал дерзко, побив в первом же заезде на KTM самого Шуми! К слову, Шумахер ездит только на КТМ, на багги или на World Touring Racecar, потому что связан контрактом с Mercedes-Benz. Правда, на мое празднование успеха Петрова немецкие зрители смотрели косо, ведь они были уверены в превосходстве Михаэля ровно настолько, насколько подавляющим было их численное превосходство над болельщиками из России. Могли и побить.
Жаль, что этот блистательный заезд с микроскопической разницей в 0,05 секунды на финише стал последним серьезным успехом Петрова на Гонке Чемпионов. За два дня он не смог больше выиграть ни одной дуэли. Не помог и Копецки, которому удалось опередить лишь Филипе Альбукерке.
Неудивительно, что команды, которые представляли вышеназванные «неудачники», из группы не вышли, пропустив в полуфиналы Кубка Наций сборные Германии и Великобритании. С другой стороны турнирной таблицы к ним присоединились команды Франции (Ожье/Гросжан) и Скандинавии (Том Кристенсен/Юхо Ханнинен), побившие вторую команду немцев и американцев. Последние – Пастрана и Диган – даром, что больше шоумены, а не гонщики, частенько веселили публику дымными разворотами или легкими авариями. Старались.
Свое шоу было у Себастьена Ожье – француз был нацелен на победу. В групповом этапе он побил и Пастрану, и Шайдера, и Хяннинена, выиграв все заезды. А вот в полуфинале тому же Хяннинену проиграл за рулем – ирония судьбы! – VW Scirocco. Том Кристенсен оказался быстрее Гросжана. «Скандинавы» вышли в финал, где их ждали немцы, пробившиеся только благодаря двум победам Феттеля на КТМ (над Баттоном и Приолем). Но теперь немцы были в шаге от пятого подряд титула, и отпускать его не собирались.
я выбрал вместо рекламы.
После победы Шуми над Кристенсеном на КТМ стадион ревел, как на футбольном матче. Феттель в такой обстановке просто не мог проиграть. И не проиграл: его багги "привез" совершившему ошибку Хяннинену больше 1,5 секунды, что по меркам ROC много. Обычно, при безошибочной езде, отрывы укладываются в десятые, а то и в сотые доли секунды. Почувствовать ощущения пилотов во время заездов по тесной трассе "Гонки" мне удалось утром следующего дня…
Взгляд изнутри
На следующей день мне повезло – предоставился шанс прокатиться по трассе на Volkswagen Scirocco с кем-то из гонщиков VW Motorsport. Одно дело – смотреть на все это действо с трибун, а другое – увидеть и почувствовать трассу из кокпита автомобиля, да еще и с опытным гонщиком за рулем. но я никак не рассчитывал получить в "напарники" настоящего патриарха, Ханса-Йоахима Штука! Он вместе с Марком Дуэзом, Хайнц-Харальдом Френтценом и Стигом Бломквистом готовился к старту Гонки Легенд, и решил потренироваться вместе с нами.
я выбрал вместо рекламы.
Выезд на трассу – целый ритуал! Нужно, протрубив басом выхлопа, проехать по узкому гаражному коридору, выехать на улицу, поймать на стекло несколько капель дождя, вновь спуститься в уже другой коридор, и только потом вырваться на залитую искусственным светом арену, где заботливые маршалы торопливо отодвинут перегородку из матов, чтобы автомобиль смог занять свое место на дорожке.
Гаснут красные огни светофора, старт! Несмотря на то, что лента асфальта очень узкая, страха нет. Автомобили здесь не развивают больших скоростей, на длинной прямой «дедушка Штук» на Scirocco едва переключается на третью передачу. Но зацеп очень хороший, в поворотах серьезные перегрузки, а на мостике немного подбрасывает заднюю ось, добавляя перца в последующее жесткое торможение. Весело!
Штук, перекрутив передачу на подъеме, проигрывает тренировочный заезд Марку Дуэзу всего на полкорпуса. И я понимаю, почему так близки результаты: здесь нет вопросов в квалификации гонщиков, все едут более или менее ровно. Зато здесь очень велика цена даже минимальной ошибки. Чуть ошибся со входом, не вовремя переключился, не успел перестроиться с размашистой управляемости багги на «кольцевую» Audi R8 LMS, и все, ты уже второй, то есть проигравший. Я в какой-то степени тоже проигравший, но счастливый: сам Штук меня прокатил!
я выбрал вместо рекламы.
Не сопутствовал 60-летнему ветерану успех и в Гонке Легенд. Ему удалось одержать верх над будущим победителем Френтценом на том же Volkswagen Scirocco, но Бломквист на Touring Car и Дуэз на багги ROC Car были сильнее его. В финал прошли Марк Дуэз и «Ха-Ха» Френтцен. Им снова предстояло сразиться на за рулем VW Scirocco. К Френтцену, как к немцу, местный автопром был благосклоннее: с преимуществом в 0,1 секунды он чемпионом среди «старичков».
Чемпион Чемпионов
Себастьен Ожье появился в ложе Volkswagen минут на двадцать для короткой сессии вопросов и ответов. Однако вытянуть что-то стоящее у человека, только что подписавшего контракт с абсолютно новой командой, совсем непросто. Все его ответы – обтекаемы и пусты. И это понятно: говорить пока не о чем.
Да, контракт подписан. Согласно ему, Себ будет выступать на VW Polo R WRC, начиная с сезона 2013 года. Да, в какой-то степени он ушел из «чемпионской» команды Citroen, потому что там он чувствовал постоянное давление Себа-старшего. Проще говоря, ему не всегда давали ехать так, как он может. Да, он понимает, что может столкнуться с определенными сложностями, так как новая команда только зарождается, и это не отлаженный механизм того же Citroen или Ford. Но у него есть его верный штурман Инграссия, опытный помощник в лице великого Карлоса Сайнса и отличная, "доброжелательная и чрезвычайно работоспособная атмосфера в коллективе".
Про машину – пока ни слова. Да и нет ее еще, реальной, «живой» машины: то, что мы видели на показательных заездах здесь, на Гонке Чемпионов – всего лишь ранний прототип. Неизвестно пока и то, кто станет партнером Ожье по команде: имя второго пилота не объявлено.
На будущий сезон Себастьен планирует активно доводить до ума свой будущий Polo, а также хочет проехать некоторое количество этапов WRC за рулем Skoda Fabia S2000. На вопрос о том, как скоро мы увидим его на подиуме WRC, а то и чемпионом, француз скромно говорит что-то вроде «как только – так сразу». А затем, ссылаясь на близость грядущей гонки, прорывается сквозь толпу не отпускающих молодого гонщика журналистов и, напоследок позируя для фотокорреспондентов вместе с Жаки Иксом, удаляется со своими сверкающими глазами вниз, в гараж, где пилоты уже вовсю занимают места для участия в главном событии уик-энда – в Гонке Чемпионов.
Впечатления после встречи с Ожье остаются очень позитивные. Он молод, чрезвычайно талантлив, смел, и ощущается уже достаточно опытным и профессиональным, чтобы на своих плечах тащить новую раллийную команду. А учитывая страсть Volkswagen выигрывать все то, за что берется (тот же Дакар, например), Ожье может показать себя уже в дебютном сезоне. Была бы машина надежной и быстрой.
Правда, во время нашей беседы в его глазах была некоторая отрешенность – похоже, в тот момент его ум был занят ближайшим соревнованием, Гонкой Чемпионов. Которую он, конечно, рассчитывал выиграть, начав писать свою историю в новой для него команде жирным шрифтом. И ведь выиграл.
Причем уверенно, не оставив соперникам никаких шансов. Проиграл лишь единожды, на групповом этапе – Яну Копецки на его «родной» Фабии.
В отборочных заездах были очень интересные дуэли: например, Феттелю пришлось сражаться со своим напарником по Кубку Наций – Михаэлем Шумахером! Узнав об этом, трибуны тяжело вздохнули: кто-то из них должен будет вылететь. Этим «кем-то» стал более молодой двухкратный чемпион F1. А Шумахер, в свою очередь, в полуфинале проиграл Кристенсену на КТМ, который в итоге и боролся с Ожье за главную победу.
Финал подразумевает хотя бы двукратный выигрыш одного из пилотов в трех возможных заездах. Но Ожье в ударе. На стадионе – «ожьеотаж»! Себастьян не дает датчанину даже шанса: выигрывает первую гонку на багги ROC-2 и ставит жирную точку уже во второй схватке на Audi R8 LMS – он быстрее Кристенсена на 1,5 секунды!
я выбрал вместо рекламы.
Фанфары, конфетти, шампанское, зависшая прямо над головой Себа камера-паук, нескончаемые вспышки фотоаппаратов. Правда, к вниманию журналистов и публики Себастьену уже не привыкать. Зато для "Фольксвагена" лучшей рекламы его нового проекта – раллийной команды – и придумать сложно.
я выбрал вместо рекламы.
Шоу
Стадион Esprit Arena в Дюссельдорфе вмещает чуть больше 50 тысяч зрителей. Гонка Чемпионов хоть и не смогла собрать «полную чашу», но в воскресенье, в день основного хэппенинга, трибуны по приблизительным прикидкам были заполнены где-то на две трети. То есть – больше 30 тысяч человек пришли посмотреть на это странное, в общем-то, зрелище.
С верхотуры трибун кажется, что какой-то гигант построил игрушечные дорожки и по ним запустил ездить игрушечные же автомобильчики. Ни тебе особой скорости, ни контактной борьбы. Словно комнатная железная дорога из детства, в которой паровозики просто не могут столкнуться друг с другом.
Все решает звук мощных моторов, разрывающий крытую арену изнутри, наглядность происходящего, зазывающий голос немецкого комментатора и невиданная динамика мероприятия: на глазах у всех происходят события, которые больше напоминают шоу, нежели настоящие гонки. А публике только этого и надо. Зрелище! Динамика!
В течение двух дней, которые я провел на Esprit Arena, там постоянно что-то происходило. То гонки в одном кубке, то в другом. То «брендовые» заезды на Volkswagen up! с участием звезд, то парад дорогих спортивных машин. Прыжки сумасшедших мотоциклистов, невероятный фристайл от чудо-райдера, который легко управляется со своим байком без рук и на заднем колесе.
я выбрал вместо рекламы.
Но больше всех публику впечатлило выступление пилота-каскадера Терри Гранта, который приучил свои автомобили – Legend и TVR – «крутить пятаки» без его помощи. Он так и бегал от одного к другому, пока те вращали "бублики", запрыгивал на капот, на крышу, а потом снова залезал в салон, как ни в чем не бывало, и уносился вдаль с густым дымом из-под колес. Маньяк, в хорошем смысле этого слова.
Шоу, шоу и еще раз шоу. Сама по себе трасса Гонки Чемпионов не показалась мне очень интересной. Уверен, не кажется она таковой и гонщикам. Но они – участники этого шоу и виновники торжества одновременно. Чемпионы. Люди идут просто посмотреть на Великих, а когда те еще и «дают джазу», сражаясь за десятые доли секунды, становится только интереснее.
Гонка Чемпионов это праздник страсти по недоступным для многих гонкам, автомобилям и лучшим гонщикам современности, редко собирающимся вместе. Зрители ждут рева моторов и запаха жженой резины. Они хотят увидеть битву и короновать лучшего из лучших. И по большому счету им не важно, кто станет чемпионом-чемпионов. В этот раз лучшим оказался молодой и талантливый француз Себастьян Ожье. И мне почему-то кажется, что далеко не в последний…
Трасса
Для Гонки Чемпионов на Esprit Arena в Дюссельдорфе была обустроена оригинальная трасса, для строительства которой специально привезли несколько тысяч тонн асфальта и уложили его на подложку, чтобы не портить газон.
Традиционно, она состояла из двух кругов, пересечение которых обыгрывается с помощью специального мостика и проезда под ним. Старт и финиш – на одной линии. Соперники проезжают по два раза каждый круг. Таким образом, для каждого из них общая дистанция получается одинаковой.
Длина внутреннего круга – 305 метров.
Длина наружного круга – 297 метров.
Ширина дорожного полотна – 7,5 метров.
Автомобили
я выбрал вместо рекламы.
@История Гонки Чемпионов
@76484
@Гонку чемпионов придумала в 1988 году самая титулованная гонщица всех времен Мишель Мутон на пару с президентом IMP (International Media Productions) Фредриком Йонссоном. Изначально это было соревнование между лучшими раллистами, но позже в нем стали принимать участие пилоты самых разных гоночных серий.
В 1999 году в программе ROC впервые появился Кубок Наций, где за команду страны выступает пара гонщиков.
В последние годы Гонка Чемпионов проводится на крытых стадионах. Трижды (2004, 2005 и 2006) отметился парижский Стад-Де-Франс, дважды (2007 и 2008) лондонский Уэмбли и (2010 и 2011) немецкая Esprit Arena в Дюссельдорфе и единожды (2009) National Stadium в Пекине, Китай.
Самым титулованным гонщиком за всю историю Гонки Чемпионов стал Дидье Ориоль, становившийся «чемпионом чемпионов» целых 4 раза (в 1993, 1994, 1996 и 1999 годах). На втором месте с тремя победами идут наши современники француз Себастьен Леб (2003, 2005 и 2008) и швед Маттиас Экстрем (2006, 2007, и 2009).
В Кубке Наций нет равных сборной Германии, которая становилась лучшей на Гонке Чемпионов 5 последних лет.