Между ланчем и обедом
Мы посмотрели, как собирают «Роллс-Ройсы» на заводе в ГудвудеНа сборку одного «Роллс-Ройса» уходит от пяти до семи месяцев, а если вы заказали уникальные опции, вроде обивки сидений кожей дикого крокодила гавиала или коврики из баргузинского голубого соболя, то и того больше. «Мотор» побывал на заводе Rolls-Royce в британском Гудвуде и посмотрел, на что сотрудники предприятия тратят столько времени, помимо ланчей и традиционного «файв-о-клок».
Гудвудский завод Rolls-Royce по меркам истории этой британской марки очень молодой. Его постройка началась в 2000 году — через два года после того, как право на использование британского бренда перешло концерну BMW. Проект здания разработал известный британский дизайнер Николас Гримшоу, а первый автомобиль сошел с конвейера предприятия в 2003 году. Впрочем, это и конвейером поначалу назвать было сложно — первое время на предприятии трудилось около 500 человек, которые за первый год работы собрали чуть больше трехсот машин. А расчетная мощность производства на первом этапе вообще не превышала 1000 автомобилей в год.
Ведь каждый Rolls-Royce должен был оставаться эксклюзивным.
Поначалу все так и шло. До 2007 года Rolls-Royce выпускал меньше тысячи машин ежегодно, а первые несколько лет на новом предприятии собирали всего две модели: обычный Phantom и его удлиненную на 250 миллиметров версию. Лишь спустя четыре года на конвейере появился исполинских размеров кабриолет Drophead Coupe; еще через год — купе с жестким верхом, которое называлось Phantom Coupe.
Но на продажи выход новых версий "Фантома" повлиял незначительно — спрос вырос всего на 100-200 машин в год. Конечно, свои коррективы тогда внес и финансовый кризис 2008 года, и его затянувшиеся последствия.
Все изменилось в 2010 году, когда был представлен компактный и доступный (и то, и другое — по меркам "Роллс-Ройса", конечно) седан Ghost: благодаря новой модели продажи британского бренда выросли почти в 2,5 раза. В течение следующих трех лет модельная линейка Ghost увеличилась до четырех моделей — это седан со стандартной базой, с удлиненной, кабриолет и купе Wraith, самая свежая и самая горячая новинка британцев. В результате продажи в 2013 году достигли рекордной отметки в 3630 экземпляров, а по итогам 2014 года эта цифра вплотную подберется к 4000.
Означает ли это, что Rolls-Royce потерял свой эксклюзивный статус? Судя по увиденному на заводе, нет.
Сегодня, спустя десять лет после своего открытия, завод Rolls-Royce в Гудвуде выглядит точно так же, как на фотографиях из архива. Невысокое здание со стеклянными стенами, окруженное идеально подстриженными британскими газонами и маленьким прудиком. Вот только теперь в его стенах трудятся уже втрое больше сотрудников, которые способны собирать по 20 автомобилей в сутки. Но, как и прежде, вручную.
Чтобы попасть в производственную часть завода (сюда водят не только журналистов, но и продавцов "Роллс-Ройсов" со всего мира и потенциальных покупателей), придется потратить несколько минут на подбор экипировки. Каждому посетителю выдают халат цвета кофе с молоком с вышитым вензелем RR и черные "оксфорды" на толстой подошве и с усиленными носами — наверное, защита на тот случай, если из кармана вывалится слиток золота, который вы хотели оставить в качестве предоплаты за свою будущую машину.
Зато нет никаких формальностей и многочасовых инструкций по безопасности перед входом в сборочный цех. Все, о чем просят посетителей — не трогать автомобили и детали на конвейере (чтобы не испортить), и не снимать без спроса готовые машины. Потому что, как говорят сотрудники предприятия, клиент должен увидеть свой Rolls-Royce первым, а не наткнуться на его фотографии в фейсбуке.
Внутри – неожиданная тишина, чистота и покой. Никакой спешки или нервозности — каждый занимается своим делом. Не хватает только расслабляющей музыки и картин на стенах. Впрочем, произведения искусства тут заменяют огромные прозрачные стены, через которые можно любоваться окрестностями.
Сборочных линий на заводе Rolls-Royce всего две и расположены они буквой "Т". На "ножке", собирают автомобили из линейки Ghost, а на короткой "поперечине" — большие "Фантомы" и его модификации. Такое разделение имеет обоснование: сборка "Гостов" производится на 16 постах, на каждом из которых будущий автомобиль проводит ровно 49 минут, а постов для сборки модели Phantom — 11, но на каждом будущий автомобиль замирает на 2,5 часа.
Все работы ведутся вручную — даже тележки с кузовами между постами сотрудники завода перекатывают сами. И лишь на самых трудоемких операциях — вроде установки массивной передней панели в сборе или на этапе "женитьбы" кузова и шасси — используются механизированные манипуляторы.
Кузова для будущих "Роллс-Ройсов" поступают на завод в сваренном виде (их привозят из Германии), но окрашиваются уже в Гудвуде, в отдельном цехе. И даже в этом рутинном, по сути, процессе роботам доверили только самую простую и незамысловатую работу: базовую окраску кузова "в массе", на которую уходит около 40 литров краски. Как только кузов высыхает, к работе приступают живые люди: они наносят слой лака, дожидаются его застывания, полируют и… повторяют эту процедуру еще четыре раза. Итого — пять слоев лака и шесть дней, которые требуются только на окраску кузова.
Роллс-Ройс или автобус?
Для китайского рынка "Фантомы" приходится укорачивать на 10 сантиметров. Это делают путем установки других бамперов — в противном случае водителю придется получать "автобусные" права, а на машину повесят желтые "автобусные" номера.
Но и это еще не все. Если клиент пожелает нанести на кузов фамильный вензель или контрастную полосочку шириной в пару миллиметров (самолеты со звездами и волков на бортах тут пока, к счастью, не рисуют) — это займет еще пару рабочих дней. Или больше: "коуч-лайн пэйнтер" — "художник по рисованию полосок" — на заводе всего один, а на отрисовку одного элемента на борту "Фантома" (вручную, простой кисточкой) у него уходит от трех до пяти часов. А работы у него немало — по словам сотрудников компании, сейчас десять из десяти автомобилей, предназначенных для рынка Китая, уходят клиентам с какими-нибудь рисунками на кузове.
Впрочем, работа над каждым "Роллс-Ройсом" начинается задолго до того, как кузов будущего автомобиля выйдет из покрасочного комплекса. Ведь к моменту, когда сверкающую полированными боками заготовку для RR Phantom или Ghost тщательно укроют защитными чехлами (чтобы не повредить случайным касанием) и отправят на сборочную линию, на складе должны быть собраны в специальные пронумерованные контейнеры все нужные детали, включая кнопочки и провода, элементы отделки интерьера из дерева и кожи; сиденья должны быть обтянуты именно в тот цвет, который клиент выбрал на момент заказа своего автомобиля, с прострочкой нитками нужного цвета и ровно с той вышивкой, эскиз которой он нарисовал карандашом на салфетке, опаздывая на следующую встречу на другом континенте. А это требует уйму времени.
Например, изготовление всех деталей из дерева для "Фантома" даже в самом простом случае — когда клиент выбрал один из базовых вариантов отделки и не попросил изобразить с помощью разнофактурного шпона портрет Моны Лизы на передней панели — занимает месяц. Для RR Ghost — две недели. Каждый элемент деревянной отделки — это литая алюминиевая заготовка, на которую сначала вручную наклеивают 16 слоев шпона (с дополнительной прослойкой из алюминия, для жесткости), а затем наносят пять слоев лака, с ручной полировкой каждого из них. Рисунок шпона подбирается вручную, чтобы находящиеся рядом детали не выглядели как пазл, собранный сумасшедшим, а все дефекты дерева убираются особой группой флегматичных краснодеревщиков, которые тщательно подбирают краску для заделки царапин или с помощью пинцетов и клея заменяют поврежденные фрагменты шпона на целые.
И не дай бог человек, проверяющий качество каждой детали на отдельном стенде под очень яркой лампой, найдет на ней хотя бы малейший изъян — заставит все переделывать.
Специалистов, которые умеют и любят работать с деревом, сейчас уже готовят внутри компании — нанимают молодежь и учат ее год за годом. А в 2003-м, перед открытием завода, специалистов искали повсюду, причем главными поставщиками кадров были производители дорогих яхт.
С кожей такая же история. Работа это долгая и кропотливая: обтяжка кожей одной детали интерьера занимает в среднем четыре часа. Всего на машину уходит от восьми (RR Ghost и Wraith) до 11 (RR Phantom) шкур целиком. Причем в дело идут только быки — телкам здесь не место.
Перед тем, как стать украшением интерьера "Фантома" или "Госта", каждая шкура проходит проверку на наличие повреждений — следов от укусов насекомых, царапин, шрамов. Проверяющие отмечают все проблемные места мелом, облегчая работу закройщика.
Окраской шкур на заводе Rolls-Royce не занимаются — по заказу британцев это делают поставщики. Но вышивка вензелей и тиснение, а также разработка уникального макета отделки интерьера — все это делают внутри компании. Типовые задачи решают рядовые сотрудники соответствующего отдела, а на самые сложные и дорогие проекты выделяется персональный дизайнер, который рисует макеты, согласовывает их с заказчиком, а затем контролирует процесс изготовления нужных деталей. Во время нашего визита он закопался в стопке образцов кожи розового цвета, выбирая подходящий оттенок для одного из новых клиентов.
Но вкусы клиентов тут не обсуждают. "Мы не выступаем в роли полиции стиля и не навязываем свое мнение, — говорит менеджер подразделения Bespoke Гейвин Хартли. — Если клиент хочет что-то необычное — мы делаем. Ярко-зеленый интерьер? Пожалуйста! Необычная окраска кузова? Да какая угодно".
Что можно сделать в рамках программы Bespoke
я выбрал вместо рекламы.
Однако сами сотрудники Rolls-Royce отмечают, что еще несколько лет назад такого буйства фантазии у покупателей не наблюдалось. Все изменилось с выходом на рынок семейства Rolls-Royce Ghost — благодаря ему пул клиентов британской марки заметно помолодел, а покупатели все чаще стали ездить за рулем самостоятельно. А значит, теперь им требуется не просто "Роллс-Ройс", а уникальный, запоминающийся "Роллс-Ройс". Не такой, как у других. Вот почему сейчас 82 процента "Гостов" заказывают с опциями из программы Bespoke, а для "Фантомов" этот показатель еще выше — 92 процента.
Получается, что клиенты Rolls-Royce платят безумные деньги за автомобиль, который приходится ждать по 6-10 месяцев, и который затем невозможно продать — ну кому нужен "Роллс" с вышитой на сиденьях мордочкой панды или арабской вязью на весь борт? "Но владельцы Rolls-Royce покупают свою машину не для того, чтобы продать ее через пару-тройку лет, — говорит Франк Тиманн, главный пиарщик британского офиса Rolls-Royce. — Для большинства из них покупка нашего автомобиля — событие, сравнимое с приобретением дорогой картины или предмета искусства. Иногда это спонтанное решение, но чаще всего — тщательно обдуманное".
Конечно, по словам Франка, у Rolls-Royce достаточно "коммерческих" клиентов — отелей, прокатных контор, корпоративных клиентов, которые используют машины для бизнеса, а затем меняют на новые. Но как раз они чаще всего заказывают "обычные" седаны строгих цветов и со сдержанными интерьерами. Частные клиенты предъявляют куда больше требований к своему "Роллс-Ройсу".
"У нас есть крупный клиент — бизнесмен Майкл Фукс, который каждый год заказывает какой-нибудь уникальный автомобиль, а затем выставляет его на Конкурсе элегантности в Пеббл-Бич. Один раз это была машина, в которой весь салон затянут белой кожей, включая пол, — рассказывает Тиманн — Необычно? Очень! Но эту машину увидел другой клиент и попросил себе точно такую же отделку". "Вообще-то, мы не обсуждаем своих клиентов, но Майкл Фукс разрешил упоминать свое имя публично, — добавляет Франк. — Ведь на его коллекцию автомобилей, включая «Роллс-Ройсы», может полюбоваться любой желающий — его выставка открыта для посещения".
Рассказывая о владельцах "Роллс-Ройсов", Тиманн перелистывает на экране фотографии. Вот американец в шортах с доской для серфинга позирует у кабриолета RR Phantom; арабский шейх стоит у золотистого седана; отец с сыном на фоне британских холмов и еще одного кабриолета катаются на лошадях; ничем не примечательная с виду семейная пара у своего "Фантома", а на следующем слайде — знаменитость рядом с розовым RR Ghost.
Один клиент заказал себе купе темно-синего цвета с очень сдержанной отделкой салона в классическом стиле. "Оказалось, что у его дедушки есть раритетный Rolls-Royce, и наш покупатель захотел сделать ему подарок – точно такой же автомобиль, только новый". Франк, кажется, знает кучу таких историй. "А еще у нас был заказ на купе ярко-лимонного цвета с таким же ярким салоном — его купила пожилая семейная пара из Германии, которые теперь колесят на своем Rolls-Royce по всей Европе. Я с ними недавно познакомился лично".
Главным рынком для Rolls-Royce пока остается США. На втором и третьем местах идут Ближний Восток и Китай, и лишь потом — Европа, Индия и так далее.
«Это может прозвучать нелогично, но мы не пытаемся конкурировать с другим игроками премиального авторынка. Наши главные конкуренты в борьбе за клиента — производители предметов роскоши. Часовые фирмы, производители украшений, яхт, самолетов. Посмотрите на эту фотографию с нашего пресс-сайта, — Франк показывает картинку, на которой изображена мужская рука, касающаяся фигурки «Дух экстаза» на капоте «Фантома» — Часы на его руке стоят дороже нашего автомобиля».
И как заставить человека, у которого все есть, купить Rolls-Royce? Доказать ему, что он приобретает не просто "еще одну машину", а нечто совершенно особенное. Вот почему британцы стараются привезти потенциальных клиентов на свой завод в Гудвуде — чтобы продемонстрировать, что процесс сборки "Роллс-Ройсов" отличается от сборки любой другой машины, как производство газировки от купажирования виски. И там, и там что-то смешивают, но результат получается совсем разный.
И знаете, это работает. Посмотрев, сколько ручного труда вкладывают сотрудники Rolls-Royce в каждый автомобиль, вдруг понимаешь, что британцы просят за свои машины не так уж и много. Особенно по сравнению с производителями современных суперкаров ценой в 1,5–2 миллиона евро. Поэтому у меня вопрос: вы случайно не видели, в какой карман я положил свой слиток золота?