Боковые силы
Пять причин отправиться в зимнюю школу вождения Jaguar Land RoverЗа последние годы мы побывали на занятиях во всевозможных зимних гоночных школах — от Renault до BMW и Porsche. И вот теперь своя программа обучения быстрой езде по льду появилась у Jaguar Land Rover. Да-да, в этой школе валить боком можно не только на красавце Jaguar F-Type, но и на Range Rover Sport, например. Бред? Мы тоже так думали, пока не побывали в заполярной Швеции — там, где все автопроизводители тестируют свои новые машины, а заодно учат всех желающих безопасно раздавать угла. И теперь готовы назвать пять причин, почему поездка в такую школу стоит потраченных денег.
Вы научитесь не бояться скольжений
И не просто не бояться, но и управлять ими! Вообще, безопасно прочувствовать скольжения — это самое важное ощущение и умение, которое дарит любая зимняя школа вождения. И шведские курсы Jaguar Land Rover не являются исключением.
Привыкнуть не пугаться скольжений, хладнокровно с ними расправляться и даже использовать их во благо (не на дорогах общего пользования, конечно же) — это вообще полезно. В обычной жизни скольжения означают, что водитель допустил ошибку, не справился с управлением. Но ощутить грань между тем, когда машина еще держится на траектории, и понять, что случится, когда эта грань будет пройдена — так же полезно, как наступить на грабли или упасть с велосипеда: один раз попробуешь и постараешься больше так не делать.
Поэтому в начале двухдневного курса — разминка. На огромном треке, расположенном прямо на замерзшем озере в шведском Арьеплуге, для этого есть несколько змеек, коридор из конусов для торможения с перестроением и простенькие трассы управляемости. Все упражнения сначала выполняются с включенной системой стабилизации, затем инструкторы разрешают перевести ее в «промежуточный» режим, а когда все «курсанты» пообвыкнуться — отключить полностью! Здесь-то и начинается настоящее веселье.
Еще пять минут назад вот эта синяя машина аккуратно объезжала конусы и вообще вела себя тихо и смирно, а теперь — несется боком, кося любовно установленные конусы и подравнивая сугробы по краям трассы. Особо буйных нструкторы (здесь работают в основном британцы) просят сначала успокоиться, а если это не помогает — заставляют включить систему стабилизации обратно.
Впрочем, это касается совсем уж неадекватного стиля езды — если вы едете боком делаете это красиво и умело, то вместо «красной карточки» получите от инструктора большой палец вверх.
Вы узнаете, насколько волшебно ездит по льду Jaguar F-Pace
Обучение на базовом курсе проходит на трех автомобилях: кроссовере Jaguar F-Pace (с трехлитровыми бензиновым или дизельным моторами V6), внедорожнике Range Rover Sport (с трехлитровым дизелем) и на шестицилиндровых купе Jaguar F-Type S. Заднеприводных, разумеется!
Первый из двух ездовых дней предусматривает только «гражданские» F-Pace и RR Sport и сначала нам достался полноприводный кроссовер Jaguar. Но знаете, он действительно волшебный.
Да, мы уже ездили на нем на презентации, брали на длительный тест в Москве, но именно на льду — причем даже на совершенно гражданских покрышках Nokian Hakka 8 SUV (ошипованных, конечно же) — все ездовые таланты этого кроссовера раскрываются окончательно. Потрясающе сбалансированное шасси, изумительно настроенный полный привод с заднеприводным акцентом (здесь используется многодисковая муфта в приводе передних колес с электронным управлением), быстрый и информативный руль и отличные шестицилиндровые моторы. Похоже на выдержку из рекламного буклета? Но это правда!
На льду Jaguar F-Pace позволяет делать с собой все, что хочется. Ездить по траектории — умеет. Уходить в занос — с удовольствием! Причем, делать это можно как под тягой (просто поворачиваешь руль и жмешь газ посильнее), так и контрсмещением — качнул в противоположную сторону, сбросил газ, переложил в нужную и подхватывай скольжение тягой. И тяни, пока не кончится поворот.
Чуть приотпустил газ — уменьшил радиус, добавил — отправился на прямых колесах (еще один довод в копилку отличной настройки шасси) по внешней траектории. А если чуть повернуть руль внутрь — на задние колеса попадает больше тяги и машина начнет активно доворачивать задней осью. Невероятный кайф!
А главное, этот кроссовер кажется подвижным и легким, поэтому водитель F-Pace не ощущает себя за рулем грузовика — максимум непривычно высокой легковушки. Не то что в RR Sport…
Вы попробуете ездить боком на огромном RR Sport. И вам понравится
Да, сначала вы попробуете сделать то же, что получалось на F-Pace. И улетите в сугроб. Попробуете еще раз. Скосите бруствер. Повторите вновь…
После понятного и всепрощающего Jaguar F-Pace большой и высокий «Спорт» поначалу ставит в тупик. Вроде бы делаешь все правильно — подъехал к повороту, притормозил, поймал скольжение рулем и тягой и поехал в легком скольжении по дуге. Но если задняя ось вдруг начинает обгонять переднюю, то сброс газа приведет… к развороту. Вращающий момент у высокого и тяжелого автомобиля слишком высокий, поэтому отпуская газ водитель дополнительно загружает и так тяжелую дизельную «морду» и получает вполне логичный «волчок» и билет в сугроб.
Нет, на RR Sport надо ездить грубее! Из-за особенностей полноприводной трансмиссии с постоянным распределением крутящего момента между осями 50:50, «Спорт» сложно довернуть газом — под тягой он, вращая всеми колесами, лишь старательно распремляет траекторию, уходя на больший радиус. Поэтому управлять этим громилой нужно рулем (как бы странно это не звучало) и балансом!
Подкатился к повороту, загрузил переднюю ось торможением или сбросом газа, дождался, пока RR Sport не выберет нужный угол скольжения, и затем плавным газом регулируешь радиус своего великолепного дрифта, немного помогая рулем. А если поворот внезапно оказался с доворотом, а машина начинает вываливаться наружу, то просто… прижми левой ногой педаль тормоза — это поможет снизить скорость без резкого изменения баланса и гарантированного вылета в снег.
В общем, если научиться слушаться своего вестибулярного аппарата, четко повторять команды инструкторов и слаженно работать руками-ногами–головой, то к концу дня эффектные скольжения на массивном Range Rover Sport у вас будут получаться в 9 случаях из 10. И это очень неплохо, скажу я вам! Потому что на следующий день…
Вы сначала испугаетесь заднеприводного Jaguar F-Type, а затем полюбите его!
Ну, как испугаетесь — скорее, вновь окажетесь в тупике. Потому что почти все, что было выучено накануне за рулем полноприводных RR Sport и Jaguar F-Pace, в 380-сильном заднеприводном купе окажется… Не то чтобы ненужным, но требующим серьезного переосмысления.
Во-первых, рулить на Jaguar F-Type можно и нужно не столько баранкой, сколько правой педалью — насколько нажал, настолько и повернул. Во-вторых, обращаться с этой самой педалью нужно очень аккуратно. Это на полноприводном F-Pace плюс-минус сантиметр хода акселератора вряд ли сильно скажутся на вашей траектории, а на купе дозировать тягу нужно намного тщательнее — по миллиметрам. Иначе — разворот. Или разворот. Ну, или разворот.
Зато, заново откалибровав свои водительские навыки под заднеприводный характер управляемости, от Jaguar F-Type можно получить килотонны удовольствия. Он чуткий, подвижный и невероятно увлекательный. И требовательный, конечно же — накосячишь, повиснешь на бруствере. Но в этом-то весь кайф! F-Type не делает за водителя всю работу, заставляя потрудиться и его, зато взамен предлагает максимальную вовлеченность и интерактивность.
Вы увидите заполярную Швецию и северное сияние.
Если вам повезет как нам, конечно же.