Опубликовано 24 августа 2021, 08:30
8 мин.

«Шёлковый путь»: неудавшийся Дакар по-сибирски

Что случилось с российским ралли-марафоном «Шёлковый путь», крупнейшим после «Дакара»
Среди разноцветной толпы спортсменов и журналистов на бивуаке ралли-марафона «Шёлковый путь» я слушал руководителя гонки, легендарного камазовца Владимира Чагина: он говорил, что из-за ковида гонка не попадёт в Монголию, а маршрут будет сокращён вдвое. Слушал, и вспоминал отменённый «Дакар» 2008 года, после которого ралли-марафон навсегда покинул Африку... А ведь нынешний «Шёлковый путь» обещал стать лучшим — самым интересным, сложным и престижным за все годы проведения.
«Шёлковый путь»: неудавшийся Дакар по-сибирски

Что такое рейды — это небо

Если попросить гонщика или спортивного судью, чтобы он объяснил вам суть ралли-рейдов, он может долго рассказывать про длинные спецучастки, многокилометровые дорожные сектора, походный лагерь, с которым команды каждый день переезжают на новое место, про навигационные головоломки. Всё это будет обильно приправлено французской терминологией: «лиазон», «бивуак», «ор-пист»...

А может и просто сказать: главное — пустыня. В правилах об этом ничего не говорится, но большинство участников отправляются на многодневные внедорожные приключения именно ради песков. Неспроста «Дакар» начинался сорок лет назад именно в пустынях Северной Африки — Алжира, Марокко, Сенегала, Египта.

Маршрут марафона «Шёлковый путь» в этом году проложили по территории двух стран: стартовав из Омска, участники должны были финишировать в монгольской столице Улан-Баторе. При этом на Монголию должно было прийтись более половины дистанции, в том числе полтысячи километров по пустыне Гоби.

Маршрут марафона «Шёлковый путь» в этом году проложили по территории двух стран: стартовав из Омска, участники должны были финишировать в монгольской столице Улан-Баторе. При этом на Монголию должно было прийтись более половины дистанции, в том числе полтысячи километров по пустыне Гоби.

Сергей Таланцев и его команда, составлявшие маршрут российского ралли-рейда «Шёлковый путь — 2021» сделали всё, чтобы дать гонщикам желаемое. Стартовав из Омска, спортсмены на внедорожниках, грузовиках, мотоциклах и мотовездеходах должны были за полторы недели преодолеть почти пять с половиной тысяч километров, в том числе 3,4 тысячи спецучастков на скорость. Добравшись за пару дней до Горно-Алтайска, им предстояло переправиться через монгольскую границу. А уже там сперва испытать себя в горах Алтайской Монголии, а потом и погрузиться на полтысячи километров в пески пустыни Гоби — третьей в мире по величине.

Дакар по-русски

Надо отдать организаторам должное: подготовились они прекрасно. Сконструировали свежий, незаезженный маршрут, встретили участников обширной «культурной программой», как следует проинформировали жителей сёл вдоль трассы — которые с радостью включились в боление; обеспечили спортсменов качественным топливом — участников встречали бензовозы «Газпромнефти» с «сотым» бензином G-Drive и дизельным топливом «Опти» Омского нефтеперерабатывающего завода, что полностью исключало неприятности с топливом, которые бывают на африканских гонках.

Специально в честь «Шёлкового пути» омский завод «Газпромнефти» выпустил моторное масло G-Energy с символикой ралли. На запуск производства пригласили гонщиков грузовой команды МАЗ-Спорт Авто.

Специально в честь «Шёлкового пути» омский завод «Газпромнефти» выпустил моторное масло G-Energy с символикой ралли. На запуск производства пригласили гонщиков грузовой команды МАЗ-Спорт Авто.

Такое предложение выглядело соблазнительно — и многие команды решили убить двух зайцев: использовать «Шёлковый путь» для подготовки к Дакару и заодно получить очки в зачёт Кубка мира по ралли-рейдам. В Сибирь пожаловала заводская команда Yamaha в полном составе, немецкие «мотовездеходчики» из коллектива South Racing, тойотовский пилот Язид Аль-Раджи, известный француз Герлен Шишери, и многие другие.

Возможностью протестировать свежую технику в «боевых» условиях воспользовались и любимцы российских зрителей команда «Камаз-Мастер». Челнинцы привезли в Сибирь совершенно новый грузовик с кабиной «K5» мерседесовской разработки, собирать который закончили накануне гонки. И раз уж у нас в России наибольшее внимание привлекает именно грузовой зачёт, то скажем и об их конкурентах: белорусской команде «МАЗ-Спорт Авто» и голландской Mammoet с проверенным Renault K и новым Volvo FMX.

К бою

Все положенные речи сказаны, участники прошли через стартовый подиум на центральной площади Омска... Первый спецучасток со стартом на полигоне ВДВ — как первый вкус многодневной гонки. Короткий (87 километров) и быстрый, переплетением дорог и дорожек он сбил с толку многих штурманов.

В результате, довольно неожиданно, лучший результат в легковом зачёте показал Денис Кротов на прототипе Mini — его навигатор Константин Жильцов лучше остальных сориентировался на местности. На пути в Новосибирск российский экипаж умудрился опередить даже реактивного саудовца Язида Аль-Раджи на заводской Тойоте!

Следующий день: половина дистанции — раллийного вида гравийки, половина — лесные грунтовки с грязью и колеями общей протяжённостью 132 километра, остальное — дорожный сектор. «Вкусно», но это лишь закуска перед «основным блюдом». Ведь участники (а вместе с ними и я приехал в Горно-Алтайск, откуда рукой подать до Монголии) предвкушали пустыню. Там маршрут уходил в долгожданные пески.

Карантин!

Но песков спортсмены так и не увидели. Когда гонщики ещё находились на трассе, информагентства опубликовали «письмо Проценко» — обращение главврача московской больницы №40. В нём борец с ковидом говорил об ухудшении эпидемиологической обстановки в Монголии: мол, в стране бушует не только коронавирус, но ещё и вспышка чумы.

Саудовец Язид Аль-Раджи был одним из самых вероятных претендентов на победу, но отказался от участия после сообщения об отмене монгольской части гонки

Саудовец Язид Аль-Раджи был одним из самых вероятных претендентов на победу, но отказался от участия после сообщения об отмене монгольской части гонки

Разумеется, полномочий запрещать гонку у него не было, но опасения участников подтвердились. Поздно вечером руководитель гонки Владимир Чагин собрал спортсменов, чтобы объявить: монгольская часть гонки отменяется, длительность гонки сокращают вдвое до пяти этапов, а оставшиеся этапы пройдут по России.

Решение выглядело оправданным, но вот ситуация в целом — двусмысленная. Мы поговорили с участниками: слухи о возможной отмене ходили ещё за месяц, на предыдущем этапе Кубка мира в Казахстане. О больших трудностях с пересечением монгольской границы мы слышали ещё за несколько месяцев до гонки — власти соседнего государства фактически закрыли границу.

В итоге, получив такие известия, многие участники приняли решение сняться с гонки — как Язид Аль-Раджи или команда South Racing в полном составе. Об их мотивации даже гадать не приходится: без пустыни пропал смысл участия. Вдобавок, из-за сокращённой дистанции начислялись лишь половинные очки в зачёт кубка мира.

Но есть и хорошие новости

В конечном итоге гонка состоялась, и даже получилась отменно интересной: рейдовики три дня крутились вокруг Горно-Алтайска — штурмовали степные грунтовки, поднялись в Алтайские горы, преодолели множество бродов. Чтобы усложнить задачу, третий этап организаторы провели в марафонском формате: запретили механикам обслуживать машины, возложив эту обязанность на самих гонщиков.

Борьба в большинстве классов получилась драматичная. В легковом зачёте за победу рубились Владимир Васильев и Дмитрий Кротов (оба на Mini) с французом Герленом Шишери (багги Century CR6). После второго этапа в лидеры вырвался Васильев... Но в предпоследний день — сообщение: пробил на спецучастке все четыре колеса, сход! После этого Шишери бросился в атаку, и к концу гонки смог оторваться от Кротова почти на десять минут: француз вернулся в автоспорт на высокой ноте!

Обслуживать машины после марафонского этапа имели право только сами спортсмены. На фото — ремонтом вездехода занимается Анастасия Нифонтова, недавно сменившая мотоцикл на «сайд-бай-сайд», и её штурман Екатерина Жаданова

Обслуживать машины после марафонского этапа имели право только сами спортсмены. На фото — ремонтом вездехода занимается Анастасия Нифонтова, недавно сменившая мотоцикл на «сайд-бай-сайд», и её штурман Екатерина Жаданова

Среди гонщиков на мотовездеходах быстрейшим стал Сергей Карякин на «сайд-бай-сайде» BRP Can-Am собственной подготовки — екатеринбуржец показал высочайшую скорость, «заехав» аж на четвёртое место легкового зачёта. Причём сделал это на машине «стандартного» класса T4! А в более «продвинутом» классе T3 лучшим мотовездеходчиком стал Жан-Люк Писсон на машине Zephyr, построенной командой PH Sport. Француз финишировал на пятой позиции легкового зачёта.

В грузовиках уже на первом спецучастке лидерство захватил Дмитрий Сотников на новейшем Камазе. Мазовец Сергей Вязович уступал ему совсем немного, а на третьем спецучастке отыграл больше полуминуты. Любая ошибка челнинца могла склонить чашу весов в сторону белорусского гонщика. Вязович даже смог выиграть последний спецучасток, но этого не хватило для ликвидации отставания: беларус взял «серебро», уступив победителю четыре с половиной минуты. Третье место занял экипаж Антона Шибалова на Камазе более старой модели.

В общем, на этот раз «российского Дакара» не получилось, да и замах на марафон не оправдался: после сокращения дистанции общая протяжённость спецучастков составила менее шестисот километров — это на 200 километров меньше, чем спортивная дистанция рейда «Золото Кагана», входившего в Чемпионат России. И доля лиазонов в общей дистанции гонки получилась абсурдно большой: кажется, спортсмены больше ездили по шоссе, чем рубились на бездорожье! И всё же гонка получилась интересной — например, Адриен ван Беверен из команды Yamaha признался, что даже не подозревал, что у нас в стране бывают такие ландшафты.

Хочется верить, что после истории с отменой части «Шёлковый путь» продолжится, причём в лучшем виде. Ведь за прошедшие 12 лет организаторы доказали, что им удаются сложные и необычные маршруты.

В эпоху перемен

Вообще-то, ралли-рейды — крайне консервативная дисциплина автоспорта, многие вещи в которой не меняются десятилетиями. Но как раз сейчас она переживает бурные перемены. Я постарался перечислить главные направления.

Были времена, когда участники получали координаты нужных точек, и, ориентируясь по показаниям GPS, могли двигаться к ним фактически любым удобным образом. Но уже больше двадцати лет главный документ для участников — это дорожная книга с описанием маршрута (где-то подробным, а где-то крайне общим). Получалось соревнование не только пилотов, но и штурманов — в ориентировании на бездорожье, на громадной скорости!

«Шёлковый путь»: неудавшийся Дакар по-сибирски

Да вот беда: с развитием спутниковой съёмки особо ушлые участники (читай — все заводские команды) стали нанимать специальных людей, которые сопоставляли содержание книжки с космическими снимками местности, чтобы оставить подробные подсказки на полях. И пару лет назад эти трюки запретили: теперь, чтобы никто не смог делать этого тайком, дорожную книгу каждого этапа выдают буквально за полчаса до старта.

И пришёл спаситель

Основной техникой в легковой категории в последние лет двадцать стали полноприводные прототипы и заднеприводные багги класса T1 — поскольку стандартные внедорожники класса T2 слишком хрупкие для скоростной езды по бездорожью.

Но эти тяжёлые, мощные и прочные автомобили за годы эволюции стали просто неприлично дорогими. Цена хорошего полноприводника, позволяющего бороться за победу — как дизельный Mini от немецкой команды X-Raid — составляет примерно 700 тысяч евро. Какая уж тут массовость!

Примерно так выглядит будущее ралли-рейдов: на фото мотовездеход-прототип PH Sport Zephyr класса T3, на котором выступал Жан-Люк Писсон

Примерно так выглядит будущее ралли-рейдов: на фото мотовездеход-прототип PH Sport Zephyr класса T3, на котором выступал Жан-Люк Писсон

Настоящим спасением стали мотовездеходы Can-Am и подобные, под которые выделили два класса (T3 и T4). Такая машина весит менее тонны, у неё прочная длинноходная подвеска, компактный турбомотор объёмом всего литр мощностью под 200 лошадиных сил, у большинства — полноприводная трансмиссия с вариатором (на некоторых используют кулачковую «механику»). И стоит практически на порядок дешевле!

Новая категория вызвала настоящий ренессанс в ралли-рейдах. Например, на мотовездеходах выступало две трети из 41 экипажа, стартовавших на «Шёлковом пути» в легковой категории! Пока правила ещё не устаканились — но уже ясно, что T4 будет предназначен для более или менее стандартных вездеходов, а T3 — для техники с серьёзно изменённой конструкцией или вообще построенной с нуля.

Ну а богатые заводские команды смогут продолжить выступления в классе T1 — но и его ждут перемены: полноприводники получат более крупные колёса внешним диаметром 37 дюймов, увеличенный ход подвесок (350 миллиметров) и более широкий кузов (2300 миллиметров), а заднеприводные багги будут постепенно выводить из оборота.

Кроме того, дисциплине решено прибавить веса: со следующего года Кубок мира получит статус Чемпионата мира, и «Дакар» станет одним из этапов этого первенства. Будем надеяться, что в 2022-м «Шёлковый путь» удастся провести в полноценном формате — ведь изменения обещают заметно оживить ландшафт ралли-рейдов!