Неожиданный финал
Подводим итоги "Шелкового пути - 2011"В минувшие выходные на Красной Поляне состоялся торжественный финиш третьего по счету ралли-рейда «Шелковый путь». Гонка оказалась богатой на сюрпризы и даже скандалы, и, как заметил один из читателей "Мотора", в этом году была особенно интересной – едва ли не каждый этап соревнований выигрывали разные пилоты!
В этом году на старт "Шелкового пути" заявились почти полторы сотни экипажей – в два раза больше чем в 2010-м. Особенно порадовал возросший интерес к гонке со стороны иностранных гонщиков: в Россию приехали экипажи из Китая, Египта и даже из далекой Колумбии. Сменилась точка старта – ее переместили из Петербурга в Москву.
Однако маршрут частично был проложен через те же города, что и в прошлом году, и, казалось бы, никаких неожиданностей для пилотов не представлял. Но как часто говорят сами участники, на гонке может произойти все, что угодно. Так оно и получилось.
За несколько месяцев до старта стало известно, что гонка 2011 года пройдет летом. Уж больно холодными показались участникам первые два дня "Шелкового пути –2010". Потом звезда команды "КАМАЗ-Мастер" Владимир Чагин объявил, что уходит из спорта, и займется организационной работой, а заодно тренировкой молодежи. Другая легенда ралли-рейдов – голландец Жерар де Рой – также отказался принимать участие в гонке: его травмированная еще в 2009 году спина до сих пор не восстановилась. Команда Volkswagen заявила, что не приедет не только на "Шелковый путь", но и вообще закроет свою ралли-рейдовую программу.
И только после того как стало известно, что на старт выйдет главный конкурент VW – X-Raid Team – да еще с такой звездой как девятикратный победитель "Дакара" Стефан Петрансель; что честь "КАМАЗов" будут защищать двухкратный победитель "Дакара" и победитель "Шелкового пути – 2009" Фирдаус Кабиров, и молодая звезда челнинской команды Эдуард Николаев – стало понятно, что на очередном "Шелковом пути" будет на что посмотреть. Порадовало и количество российских экипажей: Александр Мироненко, Борис Гадасин, Александр Желудов, Илья Кузнецов, чье имя после облетевшего все телеканалы видеоролика со случайно снятой аварией в прошлом году узнали даже те, кто никогда не интересовался автоспортом.
Старт был дан 9 июля на Красной площади. Впереди гонщиков ждали почти 2500 километров спецучастков. И до финиша добрались далеко не все.
После помпезного подиума на Красной площади машины двинулись в сторону Липецка. Почти 250 километров дорожной секции – и еще один пышный старт, уже на Куликовом поле в Тульской области. Первый спецучасток...
В этот день природа распорядилась так, что ралли-рейд превратился в трофи-рейд. 310 "боевых" километров по размытому чернозему, дождь стеной – настолько сильный, что гонщикам приходилось останавливаться, потому что видимость ограничивалась капотом машины. И первым на финиш приехал Александр Желудов на Nissan Frontier. Ему удалось обойти Кшиштофа Холовщица из команды X-Raid, у которого из-за забитого травой радиатора начал греться автомобиль, и который буквально вырвал второе место у Богдана Новицкого. А легендарный Стефан Петрансель на новейшем прототипе MINI, на первом же СУ потерял два с половиной часа (!) из-за проблем с электроникой.
Зато в грузовом зачете обошлось без неожиданностей. Пьедестал оккупировали "КАМАЗы" – Эдуард Николаев, Фирдаус Кабиров и Артур Ардавичус. Хансу Стейси на IVECO в тот день пришлось час провозиться из-за возгорания заднего колеса.
Следующий день тоже не дал пилотам расслабиться: 850 километров до Волгограда из которых 484 километра пошли в зачет. Здесь появились первые пески, не обошлось без бродов и скоростных участков. На этот раз технические проблемы возникли у Александра Желудова, а Стефану Петранселю, чью машину отремонтировали лишь перед стартом, удалось показать лучшее время на этапе. Кристиан Лавьей на багги неожиданно вышел на третье место в общем зачете, опередив экипаж Александра Мироненко и Сергея Лебедева на BMW X3.
Из-за проблем с машиной в тот день пришлось сойти с дистанции Борису Гадасину. Эдуарду Николаеву, главному юниору "КАМАЗа" тоже не повезло: на его грузовике не выдержал компрессор, и новый пришлось почти сутки ждать из Набережных Челнов. Когда же машину отремонтировали, продолжить гонку, пусть и вне зачета, Николаеву не разрешили. В итоге, лидером гонки в грузовом зачете стал Фирдаус Кабиров, на второе место вышел еще один молодой пилот "КАМАЗ-Мастера" Андрей Каргинов, которому удалось опередить чеха Алеса Лопрайса на "Татре".
Это на "Дакаре" первые два этапа, по словам гонщиков, обычно довольно легкие – чтобы успеть вкатиться в гонку. Но "Шелковый путь – 2011" для многих стал совсем не "шелковым". Впереди участников ждал переезд в Астрахань, и еще 400 с лишним километров спецучастка. Кшиштоф Холовщиц обогнал на трассе Петранселя, который после собственной ошибки "посадил" машину на верблюжью колючку, после чего ему пришлось взять в руки лопату.
В грузовом зачете первым пришел Айрат Мардеев, чей штурман не допустил ни одной серьезной ошибки. А вот чеху Алесу Лопрайсу невнимательность его штурмана стоила победы на этапе – экипаж заблудился незадолго до финиша СУ, и, потеряв почти полчаса, приехал уже после Кабирова и Стейси.
На следующий день была запланирована "кольцевая" гонка со стартом и финишем в Астрахани. Журналисты, которые до сих пор перебирались с бивуака на бивуак на самолетах, всеми правдами и неправдами старались выбить себе место у тех, кто на колесах. Ранний подъем, полчаса по "направлению" вместо дороги на обычном кроссовере, и вот я с коллегами с канала "Автоплюс" на первой точке для съемки, недалеко от старта.
Пейзаж ничем не примечательный – кругом колючки, длинная прямая, затем дорога расходится в две стороны. По маршруту трасса резко уходит влево. Проезжает Холовщиц, затем Петрансель, следом едет экипаж Александра Мироненко и… неожиданно сворачивает направо. Поняв свою ошибку, пилот разворачивается и через овраг возвращается на маршрут. Некоторым журналистам пришлось буквально выпрыгивать из-под колес его BMW. Что интересно, такую же ошибку сделали почти все гонщики, кто участвовал в ралли в прошлом году: позже выяснилось, что в год назад "легенда" этапа вела в другую сторону.
После пары сотен кадров и десятков минут видео отправляемся на следующую точку. Наконец-то своими глазами удалось увидеть пески, а самое главное, посмотреть, как справляются с ними участники. Первым едет Петрансель, следом – Холовщиц. И совсем маленькая ошибка при проезде через дюну стоила ему нескольких минут потерянного времени: его X3 повис на песчаном гребне! Спасли ситуацию только подбежавшие журналисты, после чего поляк отправился догонять француза. В итоге, на 400 километров допа только у Петранселя ушло почти 6 часов. Холовщиц финишировал вторым, и если бы не помощь журналистов на 275 километре трассы, то Александр Желудов точно его бы обошел – отставание россиянина составило всего 20 секунд.
В грузовом зачете удача наконец улыбнулась Лопрайсу: он "привез" Кабирову и Каргинову из команды "КАМАЗ-Мастер" 14 и 18 минут соответственно, и вышел на третье место, подвинув Ханса Стейси, у которого возникли технические неполадки.
А тем временем организаторы гонки все больше закручивали гайки. На отрезке Астрахань-Ставрополь экипажам предстояло преодолеть 689-километровый спецучасток, однако по просьбам участников, после тяжелейших предыдущих этапов, доп сократили на 68 километров. Холовщиц, Петрансель и Желудов сражались на равных: у всех троих на трассе возникли проблемы, но поляку повезло больше всех и он одержал очередную победу, опередив Петранселя. А вот Александр Желудов из-за проблем с GPS потерял 37 минут, и почти полностью потерял шансы отобрать второе место у Петранселя. В грузовом зачете обошлось без особых происшествий: Кабиров укрепил свое лидерство, на 52 минуты опережая Лопрайса.
На этапе в Майкопе всех удивил Владимир Васильев из команды G-Force, который стартова в середине третьего десятка, но к финишу сумел добраться первым! Правда, на итоговом раскладе это мало отразилось – пилот закончил гонку на 37 месте.
Трагично мог закончиться день для Александра Мироненко: его автомобиль занесло в повороте и передние колеса зависли над обрывом. "Татра" Лопрайса проехала мимо, не остановилось и французское багги... Помог только Фирдаус Кабиров, который вернул BMW на трассу.
Впереди оставался один доп, который гонщикам нужно было просто проехать – без лишнего риска. Всего 16 километров по красивейшим местам реки Шахэ на итоговый зачет уже не влияли: Холовщиц и Кабиров становились победителями "Шелкового пути – 2011", и каждый из них, наверное, уже чувствовал вкус призового шампанского на языке, а фотографы и операторы предвкушали красивые кадры проезда машин по горной реке.
Так мы все думали ровно до восьми часов вечера пятницы. На традиционном вечернем брифинге для участников выяснилось, что последний этап отменен: по данным открывающего экипажа, из-за дождей уровень воды в горной реке оказался слишком высоким. Поэтому расстояние до Сочи всем нужно было преодолеть по дорожной связке. После чего прозвучала еще одна "новость" – на предыдущем перегоне организаторы заметили, что некоторые участники гонки и журналисты превышают скорость. Имен никто не называл, зато было объявлено наказание: штраф в 1000 евро, а для гонщиков час пенализации. Получите , распишитесь.
И только ближе к ночи выяснилось, что этот самый штрафной час получил... Фирдаус Кабиров. А это значит, что победителем гонки в грузовом зачете автоматически стал Алес Лопрайс. Более чем неожиданный финал этой неожиданной гонки.
Но если отвлечься то странного судейского решения, то последний день оказался очень насыщенным на приятные события. Переезд в Сочи, финишный подиум, сотни людей, не выпускающих из рук мобильники и фотоаппараты, автографы. Торжественный ужин и традиционные фотосессии. И ощущение, что "Шелковый путь" уже действительно может претендовать на звание русского "Дакара".
Итоги Шелкового пути - 2011. Зачет автомобилей
Номер | Экипаж | Марка | Результат | Отставание | Пенализация |
---|---|---|---|---|---|
102 | HOLOWCZYC (POL) / FORTIN (BEL) | BMW | 05:11:27 | - | - |
100 | PETERHANSEL (CHE), COTTRET (FRA) | MINI | 07:10:55 | 01:59:28 | 00:02:00 |
118 | ZHELUDOV (RUS), RUDNITSKIY (BLR) | NISSAN | 08:36:00 | 03:24:33 | - |
146 | NESTERCHUK (UKR), LICHTLEUCHTER (FRA) | MITSUBISHI | 09:09:40 | 03:58:13 | - |
106 | MIRONENKO (RUS), LEBEDEV (RUS) | BMW | 09:32:25 | 04:20:58 | - |
109 | HENRARD (BEL), BEGUIN (BEL) | VOLKSWAGEN | 09:55:20 | 04:43:53 | - |
121 | BERKUT (RUS), PETERSONS (LVA) | MITSUBISHI | 11:46:22 | 06:34:55 | - |
111 | CHAVIGNY (FRA), BRUCY (FRA) | NISSAN | 11:52:20 | 06:40:53 | - |
107 | CHABOT (FRA), PILLOT (FRA) | SMG | 12:12:56 | 07:01:29 | - |
119 | BRISKINDOV (RUS), MESCHERYAKOV (RUS) | NISSAN | 13:34:18 | 08:22:51 | - |
Итоги Шелкового пути - 2011. Зачет грузовиков
Номер | Экипаж | Марка | Результат | Отставание | Пенализация |
---|---|---|---|---|---|
301 | LOPRAIS (CZE), HOLAN (CZE), STAJF (CZE) | TATRA | 08:23:15 | - | - |
305 | KABIROV (RUS), MOKEEV (RUS), TANIN (RUS) | KAMAZ | 08:39:56 | 00:16:41 | 01:00:00 |
318 | KARGINOV (RUS), MIZYUKAEV (RUS), DEVYATKIN (RUS) | KAMAZ | 09:01:51 | 00:38:36 | - |
303 | STACEY (NLD), WILLEMSEN (BEL), DER KINDEREN (NLD) | IVECO | 09:25:45 | 01:02:30 | - |
307 | MARDEEV (RUS), BELYAEV (RUS), MIRNIY (RUS) | KAMAZ | 10:30:24 | 02:07:09 | - |
302 | ECHTER (DEU), RUF (DEU), ECHTER (DEU) | MAN | 10:31:07 | 02:07:52 | - |
304 | VAN GINKEL (NLD), WAMS (NLD), VAN VEENENDAAL (NLD) | GINAF | 10:36:10 | 02:12:55 | - |
314 | MARDEEV (RUS), SOTNIKOV (RUS), YAKOVLEV (RUS) | KAMAZ | 11:57:32 | 03:34:17 | - |
311 | ADUA (FRA), MARCO (ESP), BUSOMS (ESP) | IVECO | 12:31:22 | 04:08:07 | - |
315 | BEHRINGER (DEU), KUPPER (NLD), KARG (DEU) | MAN | 12:45:13 | 04:21:58 | - |