Опубликовано 19 июля 2011, 23:47

Неожиданный финал

Подводим итоги "Шелкового пути - 2011"
На Красной Поляне состоялся торжественный финиш третьего по счету ралли-рейда «Шелковый путь». Гонка оказалась богатой на сюрпризы и даже скандалы, и, как заметил один из читателей "Мотора", в этом году была особенно интересной -- едва ли не каждый этап соревнований выигрывали разные пилоты!
Фото автора и команд-участниц соревнований
Фото автора и команд-участниц соревнований

В минувшие выходные на Красной Поляне состоялся торжественный финиш третьего по счету ралли-рейда «Шелковый путь». Гонка оказалась богатой на сюрпризы и даже скандалы, и, как заметил один из читателей "Мотора", в этом году была особенно интересной – едва ли не каждый этап соревнований выигрывали разные пилоты!

В этом году на старт "Шелкового пути" заявились почти полторы сотни экипажей – в два раза больше чем в 2010-м. Особенно порадовал возросший интерес к гонке со стороны иностранных гонщиков: в Россию приехали экипажи из Китая, Египта и даже из далекой Колумбии. Сменилась точка старта – ее переместили из Петербурга в Москву.

Однако маршрут частично был проложен через те же города, что и в прошлом году, и, казалось бы, никаких неожиданностей для пилотов не представлял. Но как часто говорят сами участники, на гонке может произойти все, что угодно. Так оно и получилось.

Неожиданный финал

За несколько месяцев до старта стало известно, что гонка 2011 года пройдет летом. Уж больно холодными показались участникам первые два дня "Шелкового пути –2010". Потом звезда команды "КАМАЗ-Мастер" Владимир Чагин объявил, что уходит из спорта, и займется организационной работой, а заодно тренировкой молодежи. Другая легенда ралли-рейдов – голландец Жерар де Рой – также отказался принимать участие в гонке: его травмированная еще в 2009 году спина до сих пор не восстановилась. Команда Volkswagen заявила, что не приедет не только на "Шелковый путь", но и вообще закроет свою ралли-рейдовую программу.

И только после того как стало известно, что на старт выйдет главный конкурент VW – X-Raid Team – да еще с такой звездой как девятикратный победитель "Дакара" Стефан Петрансель; что честь "КАМАЗов" будут защищать двухкратный победитель "Дакара" и победитель "Шелкового пути – 2009" Фирдаус Кабиров, и молодая звезда челнинской команды Эдуард Николаев – стало понятно, что на очередном "Шелковом пути" будет на что посмотреть. Порадовало и количество российских экипажей: Александр Мироненко, Борис Гадасин, Александр Желудов, Илья Кузнецов, чье имя после облетевшего все телеканалы видеоролика со случайно снятой аварией в прошлом году узнали даже те, кто никогда не интересовался автоспортом.

Старт был дан 9 июля на Красной площади. Впереди гонщиков ждали почти 2500 километров спецучастков. И до финиша добрались далеко не все.

Неожиданный финал

После помпезного подиума на Красной площади машины двинулись в сторону Липецка. Почти 250 километров дорожной секции – и еще один пышный старт, уже на Куликовом поле в Тульской области. Первый спецучасток...

В этот день природа распорядилась так, что ралли-рейд превратился в трофи-рейд. 310 "боевых" километров по размытому чернозему, дождь стеной – настолько сильный, что гонщикам приходилось останавливаться, потому что видимость ограничивалась капотом машины. И первым на финиш приехал Александр Желудов на Nissan Frontier. Ему удалось обойти Кшиштофа Холовщица из команды X-Raid, у которого из-за забитого травой радиатора начал греться автомобиль, и который буквально вырвал второе место у Богдана Новицкого. А легендарный Стефан Петрансель на новейшем прототипе MINI, на первом же СУ потерял два с половиной часа (!) из-за проблем с электроникой.

Зато в грузовом зачете обошлось без неожиданностей. Пьедестал оккупировали "КАМАЗы" – Эдуард Николаев, Фирдаус Кабиров и Артур Ардавичус. Хансу Стейси на IVECO в тот день пришлось час провозиться из-за возгорания заднего колеса.

Неожиданный финал

Следующий день тоже не дал пилотам расслабиться: 850 километров до Волгограда из которых 484 километра пошли в зачет. Здесь появились первые пески, не обошлось без бродов и скоростных участков. На этот раз технические проблемы возникли у Александра Желудова, а Стефану Петранселю, чью машину отремонтировали лишь перед стартом, удалось показать лучшее время на этапе. Кристиан Лавьей на багги неожиданно вышел на третье место в общем зачете, опередив экипаж Александра Мироненко и Сергея Лебедева на BMW X3.

Из-за проблем с машиной в тот день пришлось сойти с дистанции Борису Гадасину. Эдуарду Николаеву, главному юниору "КАМАЗа" тоже не повезло: на его грузовике не выдержал компрессор, и новый пришлось почти сутки ждать из Набережных Челнов. Когда же машину отремонтировали, продолжить гонку, пусть и вне зачета, Николаеву не разрешили. В итоге, лидером гонки в грузовом зачете стал Фирдаус Кабиров, на второе место вышел еще один молодой пилот "КАМАЗ-Мастера" Андрей Каргинов, которому удалось опередить чеха Алеса Лопрайса на "Татре".

Неожиданный финал

Это на "Дакаре" первые два этапа, по словам гонщиков, обычно довольно легкие – чтобы успеть вкатиться в гонку. Но "Шелковый путь – 2011" для многих стал совсем не "шелковым". Впереди участников ждал переезд в Астрахань, и еще 400 с лишним километров спецучастка. Кшиштоф Холовщиц обогнал на трассе Петранселя, который после собственной ошибки "посадил" машину на верблюжью колючку, после чего ему пришлось взять в руки лопату.

В грузовом зачете первым пришел Айрат Мардеев, чей штурман не допустил ни одной серьезной ошибки. А вот чеху Алесу Лопрайсу невнимательность его штурмана стоила победы на этапе – экипаж заблудился незадолго до финиша СУ, и, потеряв почти полчаса, приехал уже после Кабирова и Стейси.

Неожиданный финал

На следующий день была запланирована "кольцевая" гонка со стартом и финишем в Астрахани. Журналисты, которые до сих пор перебирались с бивуака на бивуак на самолетах, всеми правдами и неправдами старались выбить себе место у тех, кто на колесах. Ранний подъем, полчаса по "направлению" вместо дороги на обычном кроссовере, и вот я с коллегами с канала "Автоплюс" на первой точке для съемки, недалеко от старта.

Пейзаж ничем не примечательный – кругом колючки, длинная прямая, затем дорога расходится в две стороны. По маршруту трасса резко уходит влево. Проезжает Холовщиц, затем Петрансель, следом едет экипаж Александра Мироненко и… неожиданно сворачивает направо. Поняв свою ошибку, пилот разворачивается и через овраг возвращается на маршрут. Некоторым журналистам пришлось буквально выпрыгивать из-под колес его BMW. Что интересно, такую же ошибку сделали почти все гонщики, кто участвовал в ралли в прошлом году: позже выяснилось, что в год назад "легенда" этапа вела в другую сторону.

Неожиданный финал

После пары сотен кадров и десятков минут видео отправляемся на следующую точку. Наконец-то своими глазами удалось увидеть пески, а самое главное, посмотреть, как справляются с ними участники. Первым едет Петрансель, следом – Холовщиц. И совсем маленькая ошибка при проезде через дюну стоила ему нескольких минут потерянного времени: его X3 повис на песчаном гребне! Спасли ситуацию только подбежавшие журналисты, после чего поляк отправился догонять француза. В итоге, на 400 километров допа только у Петранселя ушло почти 6 часов. Холовщиц финишировал вторым, и если бы не помощь журналистов на 275 километре трассы, то Александр Желудов точно его бы обошел – отставание россиянина составило всего 20 секунд.

В грузовом зачете удача наконец улыбнулась Лопрайсу: он "привез" Кабирову и Каргинову из команды "КАМАЗ-Мастер" 14 и 18 минут соответственно, и вышел на третье место, подвинув Ханса Стейси, у которого возникли технические неполадки.

Неожиданный финал

А тем временем организаторы гонки все больше закручивали гайки. На отрезке Астрахань-Ставрополь экипажам предстояло преодолеть 689-километровый спецучасток, однако по просьбам участников, после тяжелейших предыдущих этапов, доп сократили на 68 километров. Холовщиц, Петрансель и Желудов сражались на равных: у всех троих на трассе возникли проблемы, но поляку повезло больше всех и он одержал очередную победу, опередив Петранселя. А вот Александр Желудов из-за проблем с GPS потерял 37 минут, и почти полностью потерял шансы отобрать второе место у Петранселя. В грузовом зачете обошлось без особых происшествий: Кабиров укрепил свое лидерство, на 52 минуты опережая Лопрайса.

Неожиданный финал

На этапе в Майкопе всех удивил Владимир Васильев из команды G-Force, который стартова в середине третьего десятка, но к финишу сумел добраться первым! Правда, на итоговом раскладе это мало отразилось – пилот закончил гонку на 37 месте.

Трагично мог закончиться день для Александра Мироненко: его автомобиль занесло в повороте и передние колеса зависли над обрывом. "Татра" Лопрайса проехала мимо, не остановилось и французское багги... Помог только Фирдаус Кабиров, который вернул BMW на трассу.

Неожиданный финал

Впереди оставался один доп, который гонщикам нужно было просто проехать – без лишнего риска. Всего 16 километров по красивейшим местам реки Шахэ на итоговый зачет уже не влияли: Холовщиц и Кабиров становились победителями "Шелкового пути – 2011", и каждый из них, наверное, уже чувствовал вкус призового шампанского на языке, а фотографы и операторы предвкушали красивые кадры проезда машин по горной реке.

Так мы все думали ровно до восьми часов вечера пятницы. На традиционном вечернем брифинге для участников выяснилось, что последний этап отменен: по данным открывающего экипажа, из-за дождей уровень воды в горной реке оказался слишком высоким. Поэтому расстояние до Сочи всем нужно было преодолеть по дорожной связке. После чего прозвучала еще одна "новость" – на предыдущем перегоне организаторы заметили, что некоторые участники гонки и журналисты превышают скорость. Имен никто не называл, зато было объявлено наказание: штраф в 1000 евро, а для гонщиков час пенализации. Получите , распишитесь.

И только ближе к ночи выяснилось, что этот самый штрафной час получил... Фирдаус Кабиров. А это значит, что победителем гонки в грузовом зачете автоматически стал Алес Лопрайс. Более чем неожиданный финал этой неожиданной гонки.

Но если отвлечься то странного судейского решения, то последний день оказался очень насыщенным на приятные события. Переезд в Сочи, финишный подиум, сотни людей, не выпускающих из рук мобильники и фотоаппараты, автографы. Торжественный ужин и традиционные фотосессии. И ощущение, что "Шелковый путь" уже действительно может претендовать на звание русского "Дакара".

Итоги Шелкового пути - 2011. Зачет автомобилей

НомерЭкипажМаркаРезультатОтставаниеПенализация
102HOLOWCZYC (POL) / FORTIN (BEL)BMW05:11:27--
100PETERHANSEL (CHE), COTTRET (FRA)MINI07:10:5501:59:2800:02:00
118ZHELUDOV (RUS), RUDNITSKIY (BLR)NISSAN08:36:0003:24:33-
146NESTERCHUK (UKR), LICHTLEUCHTER (FRA)MITSUBISHI09:09:4003:58:13-
106MIRONENKO (RUS), LEBEDEV (RUS)BMW09:32:2504:20:58-
109HENRARD (BEL), BEGUIN (BEL)VOLKSWAGEN09:55:2004:43:53-
121BERKUT (RUS), PETERSONS (LVA)MITSUBISHI11:46:2206:34:55-
111CHAVIGNY (FRA), BRUCY (FRA)NISSAN11:52:2006:40:53-
107CHABOT (FRA), PILLOT (FRA)SMG12:12:5607:01:29-
119BRISKINDOV (RUS), MESCHERYAKOV (RUS)NISSAN13:34:1808:22:51-

Итоги Шелкового пути - 2011. Зачет грузовиков

НомерЭкипажМаркаРезультатОтставаниеПенализация
301LOPRAIS (CZE), HOLAN (CZE), STAJF (CZE)TATRA08:23:15--
305KABIROV (RUS), MOKEEV (RUS), TANIN (RUS)KAMAZ08:39:5600:16:4101:00:00
318KARGINOV (RUS), MIZYUKAEV (RUS), DEVYATKIN (RUS)KAMAZ09:01:5100:38:36-
303STACEY (NLD), WILLEMSEN (BEL), DER KINDEREN (NLD)IVECO09:25:4501:02:30-
307MARDEEV (RUS), BELYAEV (RUS), MIRNIY (RUS)KAMAZ10:30:2402:07:09-
302ECHTER (DEU), RUF (DEU), ECHTER (DEU)MAN10:31:0702:07:52-
304VAN GINKEL (NLD), WAMS (NLD), VAN VEENENDAAL (NLD)GINAF10:36:1002:12:55-
314MARDEEV (RUS), SOTNIKOV (RUS), YAKOVLEV (RUS)KAMAZ11:57:3203:34:17-
311ADUA (FRA), MARCO (ESP), BUSOMS (ESP)IVECO12:31:2204:08:07-
315BEHRINGER (DEU), KUPPER (NLD), KARG (DEU)MAN12:45:1304:21:58-