Чешская кухня
Узнаем секреты создания новых "Шкод"Современный дизайн – интернационален. Особенно автомобильный: какими будут новые «французы» и «баварцы» теперь решают голландцы, «корейцев» рисует немец, а шеф-дизайнером самого массового немецкого бренда является итальянец. Правда, бывают и исключения: за современный облик чешской марки Skoda отвечает местный – словацкий дизайнер Йозеф Кабан.
Кабан возглавил дизайн-студию Skoda больше трех лет назад, в феврале 2008-го, однако его первую «Шкоду» – концепт-кар Vision D – мы увидели лишь минувшей весной на автосалоне в Женеве. А все последние серийные новинки чешского бренда, кроссовер Yeti и седан Superb, были созданы еще его предшественником Йенсом Менске: разработка новых автомобилей, как мы выяснили в ходе посещения дизайн-студии Skoda, процесс не быстрый.
От постановки задачи и первых дизайнерских эскизов до утверждения проекта обычно проходит два-три года!
Потом – создание ходовых прототипов, тесты, многочисленные переделки и изменения в проекте, которые неизменно появляются в ходе испытаний и обкатки технологической цепочки производства. А это означает, что автомобили, которые мы видим в салонах сегодня, были придуманы еще лет пять назад...
Именно в этом и состоит главная задача автомобильных дизайнеров – создать продукт, который как минимум останется актуальным к моменту своего запуска в серийное производство, а в идеале – «опередит время», как бы пафосно это не звучало. В дизайн-студии Skoda над предсказаниями будущего трудятся около 70 человек 20 разных национальностей. В основном, правда, словаки, чехи и немцы, но есть и один украинец.
Ключевые сотрудники студии работают в "Шкоде" долго - по 8-15 лет. И это обычное дело. Как говорит Йозеф Кабан, почувствовать бренд, проникнуться его идеологией за пару лет не получится. И несмотря на то, что сам он занял свой пост совсем недавно, марку Skoda ее шеф-дизайнер считает родной. Ведь он с вырос в Чехословакии.
Дизайн-студия «Шкоды» - это два здания на въезде на территорию завода чешском городе Млада-Болеслав. В трехэтажном отреставрированном особняке расположены административные офисы и кабинет Йозефа Кабана, а дизайнеры сидят в перестроенном ангаре-лофте. Цветовая гамма обоих зданий – сдержанно-минималистичная: серые или белые стены, темные полы и очень много света, как естественного, так и искусственного.
я выбрал вместо рекламы.
Между зданиями – бетонированная площадка, обнесенная высоченными, метров по семь, стенами, и целиком выкрашенная в нейтрально-серый цвет. Здесь проходит просмотр проектов под естественным освещением: прототип можно поставить на вращающийся круг и рассмотреть его под любым углом. Хочешь под ярким солнцем, хочешь - на закате.
В начале работы над каждым новым проектом дизайнеры готовят до десятка эскизов. Рисуют и карандашами с фломастерами, и на компьютере, с помощью планшетов. Но цифровой вариант быстрее и удобнее с точки зрения внесения оперативных правок в проект. Поэтому все современные дизайнеры – гуру «Фотошопа».
Часть работ отсеивается после первого просмотра, другие – отправляются на доработку. И таких итераций в процессе работы над проектом – не одна и не две. Но чем дальше, тем крупнее становятся команды, трудящиеся над каждым проектом. На финише обычно остается два предложения, одно из которых получит шанс попасть на конвейер, а второе – будет сдано в архив. Однако хорошие идеи не пропадают – разработки, не дошедшие до финала, вполне могут быть задействованы дизайн-студиями других брендов концерна Volkswagen.
я выбрал вместо рекламы.
Следующий этап – чисто «цифровой»: разработка детальной трехмерной модели и визуализация. На огромном экране, позволяющим «отрендерить» автомобиль в полном размере, можно внимательно изучить и оценить все стилистические решения, повертеть автомобиль под любым ракурсом и поместить его на городские улицы или на гоночный трек, поиграть цветом и светом, и даже виртуально посидеть в салоне.
Но никакие технологии пока не способны заменить живой, полноразмерный автомобиль, поэтому создание макета в масштабе 1:1 – обязательная часть каждого крупного проекта. И здесь ручной труд пока незаменим. Специальная машина на основе цифровой модели готовит лишь базовую «болванку» из пластилина, а доводкой поверхностей занимаются опытнейшие моделлеры с многолетним стажем. Только они способны собственными руками нащупать правильный угол «складки» на борту и предугадать, как потом заиграет «в лаке» выбранное натяжение поверхности капота или крыши.
После этого макет обклеивается пленкой, имитирующей лакокрасочное покрытие нужного цвета. Стекла затягивают непрозрачной «тонировкой», хотя в некоторых проектах моделируется и интерьер – тогда используется прозрачный пластик. Светотехника тоже либо «напечатанная» на принтере наклейка, либо – специально изготовленные прототипы фар и светильников.
я выбрал вместо рекламы.
Пластилиновая модель, конечно, не идеальна с математической точки зрения. Из-за того, что ее «лепят» вручную, она часто получается несимметричной. Но иногда ее делают несимметричной специально, чтобы посмотреть на различные стилистические решения на одном макете. Впрочем, это и не важно, ведь главная задача полноразмерного макета – получить зеленый свет от большого руководства для воплощения проекта «в металле».
Если речь идет о концепт-каре, то пластилиновая модель отправляется в кузовное ателье – с оглядкой на нее будут строить выставочный образец. Женевский концепт Vision D, например, делали почти четыре месяца в Италии, в дизайн-студии Italdesign, владельцем которой с недавних пор является концерн Volkswagen. А если это будущий серийный автомобиль, то за дело берутся технологи, инженеры, маркетологи. Но и у дизайнеров работа на этом не заканчивается – им придется вести свой проект до самого старта серийного производства. Вносить изменения, придумывать цвета для окраски кузова, разрабатывать коллекцию колесных дисков и аксессуаров.
Подбор вариантов отделки салона – еще одна задача для дизайн-студии. В "Шкоде" этим занимаются восемь человек. Правда, их фантазия зачастую ограничена существующими коллекциями кожи, тканей и отделочных материалов, предлагаемых поставщиками.
Можно ли встретить такую же ткань, как на "Шкодах", в других автомобилях? Скорее всего, нет – между производителем и поставщиком текстиля есть негласное правило: выбранные для производства материалы исключают из каталогов и не предлагают другим клиентам.
"Экстерьер привлекает покупателей в автосалон, а интерьер заставляет их купить машину"
Петер Олах, дизайнер по интерьерам.
Самостоятельно «отделочники» придумывают только фактуру и цветовую гамму пластиковых деталей в салоне. Причем для разных стран цветовая гамма и пластики могут быть разными – в зависимости от вкусов того или иного рынка. Кстати, настоящего дерева и алюминия в интерьерах "Шкод" нет, вместо них используется крашенный пластик.
Современная стилистика интерьеров Skoda – подчеркнуто нейтральная и спокойная. Верхняя часть передней панели, например, всегда темная, а вот нижняя может быть и светлой, в зависимости от выбранного варианта отделки. Правда, имидж марки постепенно меняется, и, быть может, уже скоро мы увидим в интерьерах «Шкод» яркие цвета.
Работа интерьерщиков прекращается за 13 месяцев до запуска в серийное производство. С этого момента проект замораживается и вносить изменения в него нельзя. Формируются технические задания для поставщиков, согласовываются и отправляются смежникам – им тоже нужно время на подготовку производства.
Несмотря на то, что до старта коммерческого производства остается еще достаточно времени, большинство сотрудников дизайн-студии, занятых на проекте, переключаются на новую задачу – они свое дело сделали. Кто-то подключается к текущему проекту, а кто-то начинает придумывать следующую новую «Шкоду».
Какими они будут, новые «Шкоды»? Йозеф Кабан считает, что пришло время сделать чешский бренд чуть-чуть эмоциональнее. Автомобили марки Skoda по-прежнему будут удобными и практичными, но при этом станут более самобытными и объединенными общей дизайнерской концепцией.
Новую стилистическую нить шеф-дизайнер Skoda уже нащупал – это чистые линии и простые формы, как на женевском концепте Vision D. В каком виде эти идеи доберутся до конвейера, мы узнаем уже скоро: через месяц, во Франкфурте, чешская компания представит свою первую серийную модель, созданную под руководством Кабана. Его первую «Шкоду».