Чешская кухня
Узнаем секреты создания новых "Шкод"Современный дизайн – интернационален. Особенно автомобильный: какими будут новые «французы» и «баварцы» теперь решают голландцы, «корейцев» рисует немец, а шеф-дизайнером самого массового немецкого бренда является итальянец. Правда, бывают и исключения: за современный облик чешской марки Skoda отвечает местный – словацкий дизайнер Йозеф Кабан.
Кабан возглавил дизайн-студию Skoda больше трех лет назад, в феврале 2008-го, однако его первую «Шкоду» – концепт-кар Vision D – мы увидели лишь минувшей весной на автосалоне в Женеве. А все последние серийные новинки чешского бренда, кроссовер Yeti и седан Superb, были созданы еще его предшественником Йенсом Менске: разработка новых автомобилей, как мы выяснили в ходе посещения дизайн-студии Skoda, процесс не быстрый.
От постановки задачи и первых дизайнерских эскизов до утверждения проекта обычно проходит два-три года!
Потом – создание ходовых прототипов, тесты, многочисленные переделки и изменения в проекте, которые неизменно появляются в ходе испытаний и обкатки технологической цепочки производства. А это означает, что автомобили, которые мы видим в салонах сегодня, были придуманы еще лет пять назад...
Именно в этом и состоит главная задача автомобильных дизайнеров – создать продукт, который как минимум останется актуальным к моменту своего запуска в серийное производство, а в идеале – «опередит время», как бы пафосно это не звучало. В дизайн-студии Skoda над предсказаниями будущего трудятся около 70 человек 20 разных национальностей. В основном, правда, словаки, чехи и немцы, но есть и один украинец.
Ключевые сотрудники студии работают в "Шкоде" долго - по 8-15 лет. И это обычное дело. Как говорит Йозеф Кабан, почувствовать бренд, проникнуться его идеологией за пару лет не получится. И несмотря на то, что сам он занял свой пост совсем недавно, марку Skoda ее шеф-дизайнер считает родной. Ведь он с вырос в Чехословакии.
Дизайн-студия «Шкоды» - это два здания на въезде на территорию завода чешском городе Млада-Болеслав. В трехэтажном отреставрированном особняке расположены административные офисы и кабинет Йозефа Кабана, а дизайнеры сидят в перестроенном ангаре-лофте. Цветовая гамма обоих зданий – сдержанно-минималистичная: серые или белые стены, темные полы и очень много света, как естественного, так и искусственного.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50882/de8a3c315d6e305d0998c081c4bbca343fb8b79d.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50879/0fc8398ba53b2ccc6b75bb4462cffc3b3f5e9d41.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50881/4ed14a2ed12c936b8b380afce2c485a3e679158e.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50880/f62f7b95fdae85bb5b9e0c1c85d1d9b46d47a4e4.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50883/578106db30bd4b6295147f5af45d3f7f4ab141dd.jpeg)
Между зданиями – бетонированная площадка, обнесенная высоченными, метров по семь, стенами, и целиком выкрашенная в нейтрально-серый цвет. Здесь проходит просмотр проектов под естественным освещением: прототип можно поставить на вращающийся круг и рассмотреть его под любым углом. Хочешь под ярким солнцем, хочешь - на закате.
В начале работы над каждым новым проектом дизайнеры готовят до десятка эскизов. Рисуют и карандашами с фломастерами, и на компьютере, с помощью планшетов. Но цифровой вариант быстрее и удобнее с точки зрения внесения оперативных правок в проект. Поэтому все современные дизайнеры – гуру «Фотошопа».
Часть работ отсеивается после первого просмотра, другие – отправляются на доработку. И таких итераций в процессе работы над проектом – не одна и не две. Но чем дальше, тем крупнее становятся команды, трудящиеся над каждым проектом. На финише обычно остается два предложения, одно из которых получит шанс попасть на конвейер, а второе – будет сдано в архив. Однако хорошие идеи не пропадают – разработки, не дошедшие до финала, вполне могут быть задействованы дизайн-студиями других брендов концерна Volkswagen.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50887/bb77254522c84e6b0229489d8bdbc96a782e0210.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50886/32c1e3f123e1c001bd503c8e42fd5ceecefa88e0.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50889/c2174c13877c99dfed4f88ac1293c663382b7467.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50885/6f470e6f7cb86d530582e76b0d77c37b1b7d312d.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50888/c4f800056e4fb1034b0b7b1f48ebf959f829ec0a.jpeg)
Следующий этап – чисто «цифровой»: разработка детальной трехмерной модели и визуализация. На огромном экране, позволяющим «отрендерить» автомобиль в полном размере, можно внимательно изучить и оценить все стилистические решения, повертеть автомобиль под любым ракурсом и поместить его на городские улицы или на гоночный трек, поиграть цветом и светом, и даже виртуально посидеть в салоне.
На этом коллаже -- фрагменты трехмерной модели концепт-кара Vision D. Детализация - потрясающая, причем при желании машину можно рассматривать в полный размер, а можно увеличить отдельные ее детали.
Но никакие технологии пока не способны заменить живой, полноразмерный автомобиль, поэтому создание макета в масштабе 1:1 – обязательная часть каждого крупного проекта. И здесь ручной труд пока незаменим. Специальная машина на основе цифровой модели готовит лишь базовую «болванку» из пластилина, а доводкой поверхностей занимаются опытнейшие моделлеры с многолетним стажем. Только они способны собственными руками нащупать правильный угол «складки» на борту и предугадать, как потом заиграет «в лаке» выбранное натяжение поверхности капота или крыши.
После этого макет обклеивается пленкой, имитирующей лакокрасочное покрытие нужного цвета. Стекла затягивают непрозрачной «тонировкой», хотя в некоторых проектах моделируется и интерьер – тогда используется прозрачный пластик. Светотехника тоже либо «напечатанная» на принтере наклейка, либо – специально изготовленные прототипы фар и светильников.
я выбрал вместо рекламы.
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50895/6c1fce7ab9e0ef891d6060670a076892b164a2bc.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50897/cdc9980b728d413df71283f182dfe129d08efb0e.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50894/27becd6fa65bf1e42085966dbc5e48ba3a897306.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50896/543c98225bc5328c1332855828ded35c09dd32b9.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50893/c9dd0517953abcbefbf401aa99b72e6b8673fccd.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50892/7af75f8915d956d4a9f7b5f72a2dc9c3e5bdd416.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50898/d9dbbf1c0f32d3908fd22bf0c34e7b768db41e0b.jpeg)
Пластилиновая модель, конечно, не идеальна с математической точки зрения. Из-за того, что ее «лепят» вручную, она часто получается несимметричной. Но иногда ее делают несимметричной специально, чтобы посмотреть на различные стилистические решения на одном макете. Впрочем, это и не важно, ведь главная задача полноразмерного макета – получить зеленый свет от большого руководства для воплощения проекта «в металле».
Если речь идет о концепт-каре, то пластилиновая модель отправляется в кузовное ателье – с оглядкой на нее будут строить выставочный образец. Женевский концепт Vision D, например, делали почти четыре месяца в Италии, в дизайн-студии Italdesign, владельцем которой с недавних пор является концерн Volkswagen. А если это будущий серийный автомобиль, то за дело берутся технологи, инженеры, маркетологи. Но и у дизайнеров работа на этом не заканчивается – им придется вести свой проект до самого старта серийного производства. Вносить изменения, придумывать цвета для окраски кузова, разрабатывать коллекцию колесных дисков и аксессуаров.
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50902/2894fbfe5a4ea28c376d5f7591c3f3d5b5d96ad7.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50901/0aefd182341fd79f4c250a9755a55482ebf49311.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50899/b7e5ed792c6c88d46c28f6bad6a44d65f315014f.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50900/08682656179c8dd8286c33188e02d319133b7414.jpeg)
Подбор вариантов отделки салона – еще одна задача для дизайн-студии. В "Шкоде" этим занимаются восемь человек. Правда, их фантазия зачастую ограничена существующими коллекциями кожи, тканей и отделочных материалов, предлагаемых поставщиками.
Можно ли встретить такую же ткань, как на "Шкодах", в других автомобилях? Скорее всего, нет – между производителем и поставщиком текстиля есть негласное правило: выбранные для производства материалы исключают из каталогов и не предлагают другим клиентам.
"Экстерьер привлекает покупателей в автосалон, а интерьер заставляет их купить машину"
Петер Олах, дизайнер по интерьерам.
Самостоятельно «отделочники» придумывают только фактуру и цветовую гамму пластиковых деталей в салоне. Причем для разных стран цветовая гамма и пластики могут быть разными – в зависимости от вкусов того или иного рынка. Кстати, настоящего дерева и алюминия в интерьерах "Шкод" нет, вместо них используется крашенный пластик.
Современная стилистика интерьеров Skoda – подчеркнуто нейтральная и спокойная. Верхняя часть передней панели, например, всегда темная, а вот нижняя может быть и светлой, в зависимости от выбранного варианта отделки. Правда, имидж марки постепенно меняется, и, быть может, уже скоро мы увидим в интерьерах «Шкод» яркие цвета.
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50906/fae1ce96cf6291bd48d4ad53afb8e7693ee915e3.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50904/1858b19ef36ad782fb55634c1ecfd7b86653fd6d.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50905/95bffb76947c04cf85f6b65c837d57a6d20577f4.jpeg)
![](/thumb/65x0/filters:quality(75)/imgs/2015/03/08/23/50903/f67fade42640006ed9249c2e8cfcc9ca4b0f302d.jpeg)
Такие картинки-коллажи с визуализацией стилистике придуманного интерьера готовят к презентации каждого проекта.
Работа интерьерщиков прекращается за 13 месяцев до запуска в серийное производство. С этого момента проект замораживается и вносить изменения в него нельзя. Формируются технические задания для поставщиков, согласовываются и отправляются смежникам – им тоже нужно время на подготовку производства.
Несмотря на то, что до старта коммерческого производства остается еще достаточно времени, большинство сотрудников дизайн-студии, занятых на проекте, переключаются на новую задачу – они свое дело сделали. Кто-то подключается к текущему проекту, а кто-то начинает придумывать следующую новую «Шкоду».
Какими они будут, новые «Шкоды»? Йозеф Кабан считает, что пришло время сделать чешский бренд чуть-чуть эмоциональнее. Автомобили марки Skoda по-прежнему будут удобными и практичными, но при этом станут более самобытными и объединенными общей дизайнерской концепцией.
Новую стилистическую нить шеф-дизайнер Skoda уже нащупал – это чистые линии и простые формы, как на женевском концепте Vision D. В каком виде эти идеи доберутся до конвейера, мы узнаем уже скоро: через месяц, во Франкфурте, чешская компания представит свою первую серийную модель, созданную под руководством Кабана. Его первую «Шкоду».