Опубликовано 01 июня 2022, 12:31
8 мин.

Светофоры и трафик: обзор Гран-при Монако

Серхио Перес открыл счёт победам в сезоне и неожиданно стал претендентом на титул
К Гран-при Монако всегда приковано дополнительное внимание, это самый известный этап чемпионата мира. Тем не менее, в последние годы всё чаще звучит вопрос — а нужен ли он Формуле-1? Ведь со спортивной точки зрения гонки по улицам Монте-Карло редко получаются интересными. Да, всегда есть вероятность, что кто-то допустит ошибку и разобьёт машину, но, во-первых, к спорту такой интерес имеет довольно условное отношение, а во-вторых, в Формуле-1 выступают лучшие гонщики мира, и ошибаются они редко. Поэтому зрителям приходится смотреть, как пилоты просто едут к финишу.
Светофоры и трафик: обзор Гран-при Монако

В самом деле, тот факт, что трасса, проложенная по улицам княжества, не удовлетворяет требованиям современной Формулы-1, никто даже не скрывает. По правилам чемпионата, дистанция любой гонки должна лежать в диапазоне между 305 и 310 км, и только для Монако делается исключение — здесь на это ушло бы больше двух часов, так что обычно пилоты проезжают тут всего 260 км. На этот раз получилось даже меньше — из-за многочисленных задержек число кругов сократили с 78 до 64, то есть фактически пилоты проехали около 213 км — всего две трети от стандартной дистанции!

Светофоры и трафик: обзор Гран-при Монако

© Red Bull Content Pool

Самая большая проблема трассы, впрочем, не в этом, а в том, что тут совершенно невозможно обгонять. Даже в младших сериях подобное редко кому удаётся, что уж говорить о Формуле-1, где машины сейчас по гоночным меркам просто огромны. В результате едущий впереди пилот может, в принципе, задавать любой темп, опередить его всё равно не получится. Вся борьба сводится к тактической, то есть победа в большей степени зависит от командного мостика, чем от пилота.

Светофоры и трафик: обзор Гран-при Монако

© Red Bull Content Pool

Это со всей определённостью ощутил на себе лидер Ferrari Шарль Леклер. Для родившегося в Монако гонщика домашняя трасса — настоящий камень преткновения уже много лет. В трёх предыдущих выступлениях тут он даже ни разу не добрался до финиша. На сей раз Шарль был твёрдо намерен сломать эту традицию — и со своей стороны сделал для этого всё. В субботу завоевал блестящий поул, в воскресенье ехал чисто и надёжно, не допустив ни одной ошибки — и в итоге финишировал только четвёртым. Конечно, такое могло случиться только в Монако.

Монако Альбер II и его жена, княгиня Шарлен приветствуют монегаска Шарля Леклера перед гонкой

Монако Альбер II и его жена, княгиня Шарлен приветствуют монегаска Шарля Леклера перед гонкой

© Ferrari

Основную вину за обидное для Шарля поражения несут стратеги Ferrari — хотя, конечно определённую роль в этом сыграл дождь. О возможности осадков в день гонки синоптики предупреждали ещё за неделю до Гран-при, но когда до старта оставалась пара часов, передумали — казалось, все тучи покинули Монако и гонка пройдёт под ярким солнцем. Но вскоре выяснилось, что со стороны природы это был обходной манёвр — за несколько минут до старта на асфальт упали первые капли.

Шарль Леклер

Шарль Леклер

© Ferrari

Дождь был небольшим, но ожидалось его усиление, и организаторы резонно посчитали, что начинать гонку в таких условиях не имеет смысла — как только трасса промокнет, машины на сликах станут неуправляемыми, это приведёт к авариям, красным флагам и длительной остановке. Поэтому старт был отложен на несколько минут, а команды получили приказ дирекции гонки поставить на машины промежуточные шины. Ещё несколько минут спустя пришло распоряжение сменить их на дождевые — на трассу обрушился настоящий ливень.

Круги под дождем. На переднем плане Mercedes-AMG Джорджа Рассела

Круги под дождем. На переднем плане Mercedes-AMG Джорджа Рассела

© Mercedes-AMG Petronas

Избежать красных флагов, однако, всё равно не удалось — пару кругов машины проехали за автомобилем безопасности, после чего свернули в боксы, так как воды на трассе оказалось слишком много. Дождь вскоре практически стих, но обнаружилась новая напасть — отказал стартовый светофор, а телеметрия трассы частично вышла из строя. Всё это привело к значительной задержке, уже никак не связанной с погодой — телеметрию в итоге починить удалось, а вот светофор работал с перебоями, так что когда спустя почти час пилоты вновь выехали на трассу, было решено давать старт с хода.

Шарль Леклер

Шарль Леклер

© Ferrari

Это было последнее решение в гонке, которое оказалось на руку возглавлявшему пелотон Леклеру. Шарль уверенно лидировал, но трасса быстро сохла, а значит встал вопрос о выборе момента для перехода на более быструю резину — промежуточную или даже слики. В таких ситуациях обычно рискуют те, кто в случае неудачи теряет меньше других. Как ни странно, в Red Bull Racing посчитали таким человеком Серхио Переса.

Серхио Перес

Серхио Перес

© Red Bull Content Pool

На каком-то другом Гран-при это, возможно, никого бы не удивило, но в Монако Серхио выступал исключительно хорошо. В квалификации он уверенно объезжал Макса Ферстаппена во всех сессиях и в итоге выиграл субботнее внутрикомандное противостояние — правда, отчасти благодаря тому, что в финальной попытке разбил машину, из-за чего на трассе вывесили красный флаг. Так что после старта Серхио ехал третьим, позади двух Ferrari и впереди напарника, но именно его в Red Bull выбрали для эксперимента, переведя на шины Intermediate уже на 16-м круге.

Серхио Перес и Макс Ферстаппен

Серхио Перес и Макс Ферстаппен

© Red Bull Content Pool

Сложилось впечатление, что в команде скорее освобождают дорогу Ферстаппену — после случившегося в Испании новая просьба к Серхио пропустить Макса, конечно же, вызвала бы скандал. Но так или иначе, эксперимент сработал — промежуточная резина работала явно лучше дождевой. Реагировать нужно было быстро, и в Скудерии свой момент упустили. У Леклера был небольшой задел, но разница в скорости оказалась слишком велика. Свой 17-й круг Шарль проехал за 1:31,490, а на следующем свернул в боксы. На 17-м скорость Переса была примерно такой же, а вот 18-й он проехал за 1:25,215!

Леклер выехал из боксов только третьим, позади Переса, а также ещё не заезжавшего в боксы Сайнса. Впрочем, у Ferrari ещё оставался шанс ответить соперникам из Red Bull Racing той же монетой — ведь дождь больше не предвидился, так что пилотам предстоял ещё один переход на более быстрый шины, для сухой погоды. Увлечённость стратегов этой задачей и лишила в итоге Леклера подиума, причём уже спустя три круга после первой остановки.

Карлос Сайнс, Макс Ферстаппен, Шарль Леклер

Карлос Сайнс, Макс Ферстаппен, Шарль Леклер

© Ferrari

Почувствовав, что трасса практически высохла и позволяет ехать на сликах, в Ferrari зазвали обоих пилотов в боксы — одновременно. Но не учли, что Леклер ехал по трассе гораздо быстрее Сайнса и к повороту на пит-лейн уже практически догнал его. В результате пока механики обслуживали машину Карлоса, Шарлю пришлось стоять позади и ждать своей очереди. Эти три секунды определили порядок мест на финише — в Red Bull, увидев явную ошибку конкурентов, не упустили свой шанс и тоже провели двойной пит-стоп уже на следующем круге. Дистанция между их гонщиками была больше, остановка прошла без проблем, и Ферстаппен выскочил на трассу впереди Леклера.

Макс Ферстаппен

Макс Ферстаппен

© Red Bull Content Pool

Перес, в свою очередь, благодаря пит-стопу опередил Сайнса. Это во многом произошло из-за того, что Карлос попал в трафик — прямо в момент возвращения на трассу его опередил отстававший на круг (!) Николас Латифи из Williams, и испанец целых полкруга проехал позади. Статистика гонки говорит, что его круг выезда оказался на 2,5 секунды хуже, чем у конкурентов в тот же момент, и эти 2,5 секунды определили победителя Гран-при Монако.

Николас Латифи

Николас Латифи

© Williams Racing

Да, до финиша ещё было больше двух третей дистанции, впереди был и красный флаг после аварии Мика Шумахера, рестарт и длинный отрезок на изношенных шинах, но всё это не имело значения. Без ошибок соперника обогнать в Монако невозможно, даже имея очень значительный задел в скорости. Подтверждений тому в истории гонки немало, но в этом случае за примерами далеко ходить не пришлось — спросите у Льюиса Хэмилтона.

Льюис Хэмилтон

Льюис Хэмилтон

© Mercedes-AMG Petronas

Гонщику Mercedes в Монако вновь поразительно не везло. В квалификации он уверенно опережал напарника, но Рассел свою финальную попытку проехал чуть раньше остальных, благодаря чему поднялся на шестое место. У Льюса были все возможности ему ответить, но упоминавшаяся уже авария Серхио Переса перечеркнула все его усилия — Хэмилтон остался восьмым.

Джордж Рассел

Джордж Рассел

© Mercedes-AMG Petronas

Пытаясь отыграть, в гонке Льюис рано перешёл на промежуточную резину и демонстрировал блестящий темп — пока не упёрся в Alpine Эстебана Окона. Француз ехал медленно, но обогнать его было совершенно невозможно — правда, в какой-то момент Эстебан при обороне немного перешёл черту дозволенного, за что его наказали добавлением 5 секунд. Но Льюис потерял за задним антикрылом его машины намного больше — тем более что в боксы Окон не торопился.

Фернандо Алонсо

Фернандо Алонсо

© Alpine F1

В итоге после того, как Эстебан всё же заехал на пит-лейн, Хэмилтон упёрся в другую Alpine — Фернандо Алонсо. Занимавший седьмое место испанец намеренно ехал предельно медленно, примерно на три секунды медленнее остальных, но всё равно обогнать его у Льюиса не было никаких шансов — равно как и у Окона с Боттасом позади него. В таком порядке они и финишировали, но применённый после финиша штраф отбросил Эстебана за пределы первой десятки.

Джордж Рассел

Джордж Рассел

© Mercedes-AMG Petronas

Тем временем Рассел провёл очередную беспроблемную и очень уверенную гонку. Шестая стартовая позиция давала ему свободу манёвра, он спокойно дождался, пока состояние асфальта улучшится, и с дождевой резины перешёл сразу на слики. За счёт этого ему удалось опередить Ландо Норриса из McLaren и финишировать пятым. Статистика в этом сезоне у Джорджа просто умопомрачительная — он не только единственным завершил в очках все семь прошедших гонок этого чемпионата, но и во всех случаях сделал это не ниже, чем на пятой позиции! Благодаря этому Рассел по-прежнему удерживает четвёртое место в чемпионате.

Карлос Сайнс

Карлос Сайнс

© Ferrari

В конце дистанции Сайнс пытался оказать давление на Переса, шины которого явно находились не в лучшем состоянии, но, разумеется, безуспешно. Серхио Перес одержал первую победу в сезоне, ещё раз доказав, что его не стоит недооценивать — как в переносном, так и в прямом смысле, в свете обсуждения его будущего контракта в команде. Финишировавший вторым Карлос Сайнс остался разочарован исходом гонки — ведь если бы не медленный Williams Николаса Латифи, триумфатором гонки мог оказаться и он.

Светофоры и трафик: обзор Гран-при Монако

© Ferrari

Впрочем, как ни парадоксально, его второе место для Ferrari лучше, чем первое. Почти нет сомнений, что если бы Сайнс оказался на трассе первым, то в Red Bull нашли бы способ поменять местами своих пилотов, и вторым бы финишировал Ферстаппен, отыграв таким образом у Леклера вдвое больше очков. К тому же, успех Переса ставит руководство Red Bull Racing в сложное положение — ведь теперь мексиканец определённо участвует в борьбе за титул. Он уступает всего шесть очков Леклеру, и 15 — Ферстаппену. А если бы не принудительный размен позициями в Испании, то никакого отрыва от Серхио у двух лидеров не было бы вовсе.