Эксклюзив: на УАЗе готова замена «Буханки»
Изучаем шпионские фото нового семейства грузовичков из УльяновскаВ ходе рабочей поездки в Новороссийск редактор «Мотора» наткнулся на несколько грузовичков и микроавтобусов незнакомого вида. Угловатым дизайном они отдалённо напоминали Fiat Ducato прошлого поколения, но явно отличались совершенно другой конструкцией: наличием рамы (в отличие от несущего кузова на Ducato) и продольным расположением силового агрегата (что было видно по карданному валу).
Наше внимание привлекла оптика и колёсные диски явно УАЗовского происхождения. Также мы успели заметить панель приборов, очень похожую или даже идентичную с «Патриотовской». Все встреченные нами машины имели неразрезной мост спереди — как полноприводный микроавтобус, так и заднеприводный бортовой грузовичок. Судя по их виду, ходовая часть заимствована у внедорожника «Патриот» и грузовичка «Карго».
Значит, перед нами опытные образцы новых коммерческих УАЗов? Догадку подтвердил компетентный источник на заводе: действительно, на юге России ведутся ходовые испытания новой коммерческой модели — а вернее, целого семейства машин.
В последние месяцы в СМИ не раз писали о незавидной судьбе завода УАЗ: менеджментом якобы принято решение прекратить инвестиции и свернуть работы над модернизацией и расширением модельной линейки. А завод пока что продолжит производство нынешних трёх семейств — более или менее современных внедорожников «Патриот» и грузовичков «Cargo» на его основе, а также классического полноприводника «Хантер» и коммерческих моделей «старого грузового ряда» (под этим названием подразумеваются бескапотные «буханки» и «головастики» родом из 60-х годов прошлого века). Но в действительности всё оказалось куда интереснее.
По словам нашего собеседника, провести модернизацию модельной линейки было решено ещё в 2013 году. При этом затраты на внедрение новой модели нужно было минимизировать: по сути, речь шла лишь о создании нового кузова полукапотной компоновки для имеющегося шасси.
Работы отдали на аутсорс небольшим специализированным компаниям из Италии. Дизайном занималась студия Carcerano Creative Engineering, ранее работавшая над Fiat 500, Iveco Stralis и интерьером для Лады Приоры. За конструкцию кузова отвечало инженерное бюро Tesco Go (партнёр Audi, Nissan, китайской фирмы JMC и индусов из Ashok Leyland).
Профиль боковины с горизонтальным ребром роднит новинку с «Патриотом» — итальянцам удалось крайне скупыми средствами создать задатки фирменного стиля. Ради технологичности и ремонтопригодности кузов выполнен максимально простым — с обилием плоских поверхностей, а нижний пояс сделан отъёмным, из ударопрочного пластика (аналогично Iveco Daily). Оптика и элементы отделки просто заимствованы у серийных моделей УАЗа — всё ради максимальной унификации и удешевления.
Двигатель ЗМЗ-409 объёмом 2,7 литра без изменений заимствован у модели УАЗ Карго — как и прежде, наряду с бензиновым будет предложено и двухтопливное исполнение. Но этим дело не ограничится.
Одной из ключевых претензий покупателей к модели УАЗ Карго было отсутствие дизельного двигателя — а применение импортного мотора критически повысило бы стоимость машины. А вот новые коммерческие полукапотники наконец получат дизельный двигатель отечественного производства!
Разумеется, официальных подтверждений этого пока нет. Но от источника на Заволжском моторном заводе нам стало известно о продолжении работ над двигателем ЗМЗ-514. Это турбодизель объёмом 2,2 литра, унифицированный с бензиновыми агрегатами семейства ЗМЗ-405/406/409. Его уже выпускали небольшими сериями — и ставили на легковые УАЗы, но главной проблемой была низкая надёжность.
По словам заводчан, проблемы удалось решить при поддержке специалистов инжинирингового центра южнокорейской фирмы SsangYong Motor. Была доработана конструкция клапанного механизма и привода ГРМ, усилен блок цилиндров, крышки коренных подшипников коленвала объединили в единую жёсткую конструкцию. Попутно нарастили объём до 2,5 литра, что вместе с новой турбиной позволило увеличить мощность со 113 до 167 лошадиных сил. Кроме того, мотор довели до требований Евро-5.
Но покупателей «Уазиков» ожидает ещё один «моторный» сюрприз: для полноприводных микроавтобусов предложат бензиновый V8! Речь об очередном варианте легендарной нижневальной «восьмёрки» ЗМЗ, конструкция которой восходит к концу 1950-х годов. Разные модификации этого семейства двигателей ставились на грузовики ГАЗ-53, автобусы ПАЗ, горьковские бронетранспортёры, лимузины ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка».
Ранее Заволжский моторный завод сообщал о прекращении выпуска двигателей V8. Впрочем, в пресс-релизе говорилось лишь о газовом моторе ЗМЗ-5245 для автобусов ПАЗ. В действительности сборку моторов перенесли в цех малых серий, а для установки на УАЗы заслуженную «восьмёрку» немного освежили.
Обновлённый двигатель получил облегчённые поршни Federal Mogul, головки с улучшенной продувкой и повышенной степенью сжатия (по образцу легкового мотора от «Чайки» ГАЗ-14) плюс полностью новый компактный впускной коллектор из пластика. V8 объёмом 4,67 литра в таком исполнении развивает довольно скромные 215 лошадиных сил, но главным достоинством является высокие показатели тяги: 440 Нм при 2400 оборотов в минуту.
Восьмицилиндровым двигателем будут комплектоваться полноприводные микроавтобусы в топ-комплектации с салоном в бизнес-исполнении — с семью индивидуальными «капитанскими» креслами. Но не только: мощный мотор получит и внедорожник «Патриот». В обоих случаях он будет агрегатироваться исключительно с автоматической коробкой передач Punch Powerglide 6L50, уже знакомой по топ-версиям «Патриота». «Таких машин будут выпускать немного, их сборку будут вести вне основного конвейера. Это имиджевая история, они будут значительно дороже обычных автомобилей» — прокомментировал специалист по маркетингу, знакомый с вопросом.
Новое семейство коммерческой техники заменит собой как устаревшие машины «старого грузового ряда», которым в этом году исполняется 57 лет, так и капотную серию «Карго» на основе «Патриота». То есть в него войдут машины грузоподъёмностью 1 и 1,5 тонны — шасси и бортовые грузовики с одинарной и двойной кабиной, цельнометаллические фургоны и микроавтобусы.
Но это не всё: с новым семейством ульяновский завод сделал шаг на две ступеньки вверх по линейке грузоподъёмности. Впервые будут освоены машины грузоподъёмностью 3 и 4,5 тонны. Их появление — просто удача: ульяновцам удалось за крайне небольшую сумму выкупить у обанкротившегося завода ЗИЛ комплект документации и оснастку на модели ЗИЛ-5301 и ЗИЛ-4362. Их шасси и легли в основу «тяжёлых УАЗов». Место под их капотами займут трёхлитровые дизели WP3 китайской фирмы Weichai, собранные на совместном предприятии «МАЗ-Weichai» под Минском.
По нашим данным, премьера нового семейства состоится ближайшей осенью, так что старт продаж можно ожидать в апреле 2023 года. Название для новой модели пока не выбрано, но рассматриваются разные варианты — скажем, для микроавтобуса предложен бренд «Буханка». «Раньше мы бы посчитали такое название излишне фамильярным, но пример «Газона NEXT» показал, что российские покупатели хорошо реагируют на такой нейминг» — поделился с нами на условиях анонимности эксперт по маркетингу, участвующий в работе.