Ожидание предсказуемого
Как Формула-1 провела безошибочный Гран-при США. Ну, почти безошибочныйПеред американской гонкой только самые ленивые фанаты Формулы-1 не подсчитали, что должно случиться, чтобы Льюис Хэмилтон уехал из Остина четырехкратным чемпионом мира. И нужно было, в общем-то, немногое. Однако пока еще единственный четырехкратный чемпион в пелотоне – Себастьян Феттель – все же смог оттянуть момент триумфа британского пилота. В Ferrari, наконец-то, вспомнили начало сезона и провели безупречный уикенд. Рассуждаем о чудом уцелевшей интриге в борьбе за личный титул (если ее еще можно так называть), о новых перипетиях в середине таблицы, о перспективах Формулы-1 и поздравляем Mercedes с очередной досрочной победой в Кубке конструкторов.
Хэмилтон и Феттель — великолепные
Впрочем нет. Если вы все еще тешите себя надеждой на то, что интрига в этом чемпионате жива, то прекращайте. С вероятностью 99,999999999 процента Льюис — чемпион. После победы в США его отрыв от Феттеля достиг 66 очков. Еще десять баллов в копилку Льюиса — и все, Себ может без лишней головной боли планировать отпуск в межсезонье.
А все из-за того, что Хэмилтон в завершающей стадии сезона был безупречен. И если на фоне личных проблем Феттеля и глобальных провалов Ferrari на этапах в Сингапуре, Малайзии и Японии разглядеть это было трудно, то гонкой в Остине Льюис черным по белому расписал, кто тут сейчас хозяин.
После старта, который великолепно выиграл Феттель, вполне реальным казался сценарий, при котором Льюис «включит Росберга» и займется вдумчивой минимизацией рисков. Но Хэм еще раз доказал, что он не из таких. Как только стало понятно, что Себастьян и Ferrari к этой части сезона подошли в форме, которая не позволяет при прочих равных конкурировать с Льюисом, британец провел успешную атаку на немца. И тут же усвистел вперед на несколько секунд.
Ну, а дальше Хэмилтон был образцово-показателен. Гонку он выиграл с внушительным преимуществом и одним пит-стопом. Уровень взаимопонимания между Mercedes-AMG и их примой сейчас такой же, как в лучшие годы у Шумахера был с Ferrari. Или у Хаккинена с McLaren. Во многом, именно поэтому четвертый подряд Кубок конструкторов, не дожидаясь конца сезона, отправился в расположение немецкой команды.
И все это при условии, что впервые за много лет у Хэмилтона наконец-то появился оппонент из другой команды, способный с ним бороться по-настоящему, а не просто собирать то, что Льюис плохо положил. Феттель в этом году тоже очень крут.
Когда в вашем напарнике неожиданно просыпается зверь, который портит потенциально беспроблемную гонку в Сингапуре прямо на старте, когда в весьма надежном до этого моторе ломаются патрубки турбины в субботу в Малайзии или когда в Японии приходится сойти с дистанции из-за чертовой свечи зажигания – нет ни одной причины не впасть в глубочайшую депрессию. Однако Себ все еще находит в себе силы показывать судьбе средний палец, хотя ему привычнее размахивать указательным.
Именно такой старт в Остине от него и ждали. Потому что это единственное, что он мог сделать на трассе Льюиса, который выиграл в Остине пять из последних шести гонок. Рвануть с решетки, как ошпаренный, а дальше смотреть, как все будет складываться. Сложилось все по самому предсказуемому и неблагоприятному для Ferrari сценарию, но это не значит, что Феттель не молодец.
Он и Ferrari попробовали за счет раннего пит-стопа опять приблизиться к Хэмилтону – и это у них получилось. Просто Льюис был недосягаем ни для кого в принципе. Феттель и итальянцы одними из первых поняли, что два пит-стопа — верная тактика в борьбе за высокие позиции. В этих условиях все было сделано ими безупречно, и максимальный результат, с учетом скорости Хэмилтона, был достигнут. Увы, так работать надо было на каждом предыдущем этапе – как показывает практика, это куда продуктивнее. А главное – надежнее.
В Renault что-то нащупали
Еще после Малайзии Феттель заявил, что в конце сезона за подиумы и победы будут бороться больше двух команд. И он был прав. Сначала шасси Red Bull вдруг поехало, а теперь и моторы Renault стали еще быстрее.
Французы привезли в США три свежих силовых агрегата. Один для себя, а еще по одному – для клиентов, Red Bull и Toro Rosso. В заводском коллективе мотор, на правах старожила, получил Нико Хюлькенберг, в Toro Rosso его поставили на болид Брендона Хартли, а в Red Bull выбор пал на Макса Ферстаппена. О чем его напарник, по его же словам, узнал из прессы. И именно по Максу понятно, что в Renault наметился ощутимый прогресс.
Все обладатели новых моторов Renault, естественно, получили штрафы и стартовали из самого конца пелотона, но уже к 23 кругу Макс... лидировал в гонке! Да, на первое место он вышел, потому что стартовал на чуть более выносливом «супер-софте», а лидеры ехали на «ультра-софте» и отправились в боксы чуть раньше. Но! Трасса в Остине - это, как минимум, две длинные прямые, где машины с моторами Mercedes-AMG всегда имеют преимущество. И даже там Макс умудрялся их обгонять! Поэтому после своей плановой остановки на 25 круге Ферстаппен вернулся на трассу в лидирующей группе и в итоге навязал борьбу еще двум машинам, которые были в ней всю гонку. Это ли не показатель прогресса Renault?
У середняков еще вообще ничего не решено
До конца сезона осталось всего-то три уикенда, а как все закончится в средней группе — вообще непонятно. После Гран-при США на чистое седьмое место переместилась Renault. Сайнс за рулем новой для себя машины провел близкий к эталонному этап и, квалифицировавшись в десятке, впервые в сезоне заставил Хюлькенберга прочувствовать горький вкус субботнего поражения. И даже если немец и говорит, что не особо старался в субботу, пытаясь сберечь комплект шин на гонку, проверить это мы пока не можем: Renault Халка резко испустила дух. А Сайнс разом привез в копилку команды шесть очков.
Haas уже позади Renault. В пяти очках перед французами – Toro Rosso, перспективы которой сейчас максимально туманны. Еще в двадцати – Williams. И после США кажется, что отыграть этот отрыв за три этапа совсем не сложно. Стролл из раза в раз доказывает, что подиум в Баку — скорее нелепое недоразумение, чем демонстрация реального потенциала, а Масса рвет жилы, но его вклад в очковую копилку почти всегда невелик. Да и неопределенность с составом на 2018-й вряд ли делают микроклимат внутри Williams благоприятным. Поэтому если вдруг в итоговом протоколе Кубка конструкторов напротив цифры «5» будет стоять название Renault, то удивляться этому вообще не стоит.
Непонятно только, что из этого сезона вынесет в следующий Force India. «Розовые» уже точно не лишатся четвертого места в командном зачете, но что будет с ними в 2018-м — вообще непонятно. Владельцы команды сосредоточены на своих проблемах с законом, а пилоты никак не могут понять того факта, что Формула-1 — это все же командный вид спорта.
Вот и в США Перес вполне справедливо просил команду отдать Окону приказ пропустить его вперед. Более того, мексиканец даже обещал вернуть позицию, если уехать от француза у него не получится. И аргументация у Серхио была — сзади подъезжал Сайнц очень хорошим темпом, который заодно еще и свою старую машину с Квятом прихватил.
Но Пересу сказали помалкивать и не атаковать Эстебана. Как итог, атаковать Эстебана начал Сайнц, который подъехал к Пересу, проехал его и уехал дальше. На счастье Force India, Карлос пройти француза так и не смог, а Квят не сподобился на атаку на Переса. Может, все-таки стоило прислушаться к Пересу. Ну да бог с ним. Ведь в Формулу-1 вернулся Квят!
Квяту действительно есть, о чем поговорить с Марко
Нет-нет, я все еще считаю, что Квят — сбитый летчик и ничего великого в Формуле-1, тем более внутри программы Red Bull, он скорее всего не добьется. Но все-таки он опытный «летчик»! А после США появились новые вопросы. И не к Дане, а к его команде.
В этом сезоне принято петь оды Сайнцу. Карлос действительно очень хорош. Он один принес Toro Rosso очков больше, чем Квят, Гасли и Хартли вместе взятые. Пока Даня попадал в нелепые аварии и мучался с отказами техники, а Пьер и Брендоном изучали многостраничные инструкции к своим новым машинам, Сайнц собирал все, что нужно было собрать, а иногда и вовсе делал почти невозможное. Например, четвертое место в Сингапуре.
И вот в США болид испанца достается Квяту. И Даниил впервые с Гран-при Испании, то есть аж с мая, приезжает в десятку! Причем всю гонку россиянин выглядел очень неплохо. На старте он остался недалеко от очковой зоны, совершил несколько обгонов на трассе, а не за счет пит-стопов, правильно работал с резиной – и вуаля, в середине дистанции Квят едет на девятом место прямо на хвосте у Переса, о борьбе с которым прежде он и помыслить не мог.
Да-да, в итоге Квят уступил девятую позицию Массе, который под конец гонки подъехал к россиянину на более свежих шинах. Но все же!
Понятно, что на этап в Остине Квят собирался, как на последний бой. Он не мог позволить себе ни единой ошибки и должен был провести этап безупречно. В целом, это у него получилось. Возможно, два этапа без практики, сгустившиеся тучи и вот это вот все заставили Даню наконец-то включить голову и, заодно, заставить задуматься Марко о будущем россиянина.
В программе Red Bull нет готового человека на место в Формуле-1, кроме Гасли. В следующем сезоне Toro Rosso перейдет на моторы Honda, а это – запредельно плохо. Поэтому «маленьким быкам» сейчас нужен Квят — парень, переживший за два года два понижения в классе, по сути, похоронивший свою карьеру, но вернувшийся из-за стечения обстоятельств сильным и напоминающим того себя, на которого все смотрели с надеждой. Ключевое слово, «напоминающим».
Чтобы заставить поверить всех в свой неразбазаренный потенциал, Даниилу нужно срочно делать что-то невозможное. Потому что мы и так знаем, что он может зарабатывать очки и даже приезжать на подиумы. И мы надеемся, такой шанс Квяту все-таки дадут.
Формуле-1 пора собраться и перестать принимать странные решения
Человека, который отнял подиум у Ферстаппена, пора отправлять на пенсию. Да, он выехал за пределы трассу, когда обгонял Райкконена на последнем круге, но, черт побери, это же гонки! Макс сделал именно то, ради чего мы все включаем телевизоры и компьютеры в любое время дня и ночи, вне зависимости от места проведения Гран-при.
Блюсти закон — это, конечно правильно, но тогда блюсти его надо всегда. Например, совершенно очевидно, что во время своего лучшего круга в Q3 на выходе из предпоследнего поворота трассы Хэмилтон укатил всеми четырьмя колесами за пределы трассы. И рядом с ним не было никого, кто выдавливал бы его с асфальта в борьбе. Почему, например, этот результат не был аннулирован?
Бояться перемен — это нормально. Готов поспорить, что многие из вас переживали за чемпионат, когда стало известно об уходе Берни. А что теперь? Во-первых, Формула-1 живее всех живых. А во-вторых, в следующем году в Liberty Media обещали запуск онлайн-трансляций, что может в корне изменить восприятие серии. Вероятнее всего, больше не придется наслаждаться перерывами на рекламу или смотреть только на то, что кажется интересным режиссеру трансляции. Это ли не здорово?
Но решения вроде того, что было принято в отношении Ферстаппена (гонщика дня по итогам народного голосования, между прочим) и его подиума, могут легко и просто поставить крест на всем хорошем, что может случиться с Формулой-1 в будущем. Поэтому, как говорится, судью на мыло.
Гран-при США, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
Оценки «Мотора»
Оцениваем работу гонщиков вне зависимости от занятого ими места.
5/5
Льюис Хэмилтон
Льюис достоин звания гонщика дня не меньше, чем Ферстаппен. Ведь он был безупречен
3/5
Вальттери Боттас
Невзрачная гонка, омраченная тактической ошибкой команды прямо перед финишем.
5/5
Себастьян Феттель
Феттелю не везло там, где должно было везти 100-процентно, но в США он сделал все, что мог
4/5
Кими Райкконен
Боролся до последнего, красиво обогнал Боттаса, показал себя командным игроком, но отнятый в его пользу подиум Макса подпортил впечатление
Б/О
Дэниэл Риккардо
До схода вел активную и красивую борьбу с Боттасом, но мотор Renault решил, что Дэну эту гонку лучше завершить пораньше
5/5
Макс Ферстаппен
Макс сам очень часто бывал неправ и вел себя по-дурацки, но в США судья был слишком суров
4/5
Фелипе Масса
Принес важные очки, провел неплохую гонку, но пока не сделал ничего такого, чтобы его не променяли на Кубицу. Хотя место в чемпионате он все-таки заслуживает
2/5
Лэнс Стролл
Отбиться от атак дебютанта Хартли — это конечного ого-го какое достижение для человека, который бывал на подиуме в Формуле-1
4/5
Даниил Квят
Наконец-то Даниил провел гонку, за которую не стыдно нам. Главное, чтобы она не стала для него последней
4/5
Брендон Хартли
Для человека, который вообще не планировал в 2017-м ехать в Формуле-1, новозеландец провел неплохой уикенд – машина же цела!
3/5
Серхио Перес
Проявил себя командным игроком, не стал кидаться на амбразуру, а может все-таки стоило?
5/5
Эстебан Окон
Не сдался под атаками Переса и Сайца, хотя до гонки жаловался на мигрень и расстройство желудка. Зачет!
Б/О
Нико Хюлькенберг
На новый мотор Renault очень хотелось посмотреть именно на машине Renault. Увы, не вышло
5/5
Карлос Сайнц
Если сезона лучше, чем этот, в карьере Сайнца не будет, то ему уже есть, чем гордиться. Приносить немаленькие очки сразу двум командам по ходу одного года — это уровень
Б/О
Фернандо Алонсо
Мы очень ждем следующий год, чтобы начать оценивать Алонсо
3/5
Стоффель Вандорн
Старался, но пропустил вперед даже Стролла...
3/5
Роман Грожан
Был невзрачен. На домашнем для команды Гран-при мог бы, наверное, выступить и получше
3/5
Кевин Магнуссен
Стал жертвой одного из самых бесполезных пилотов Формулы-1, но и сам не блистал
Б/О
Паскаль Верляйн
Очень хочется видеть Паскаля в другой команде
2/5
Маркус Экриссон
Очень не хочется видеть Маркуса в Формуле-1. Вообще
Итоги гонки
Позиция | Пилот | Команда |
---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes |
2. | Себастьян Феттель | Ferrari |
3. | Кими Райкконен | Ferrari |
4. | Макс Ферстаппен | Red Bull |
5. | Вальттери Боттас | Mercedes |
6. | Эстебан Окон | Force India |
7. | Карлос Сайнц | Renault |
8. | Серхио Перес | Force India |
9. | Фелипе Масса | Williams |
10. | Даниил Квят | Toro Rosso |
11. | Лэнс Стролл | Williams |
12. | Стоффель Вандорн | McLaren |
13. | Брендон Хартли | Toro Rosso |
14. | Роман Грожан | Haas |
15. | Маркус Эрикссон | Sauber |
16. | Кевин Магнуссен | Haas |
Личный зачет
Позиция | Пилот | Команда | Очки |
---|---|---|---|
1. | Льюис Хэмилтон | Mercedes | 331 |
2. | Себастьян Феттель | Ferrari | 265 |
3. | Вальттери Боттас | Mercedes | 244 |
4. | Дэниэл Риккардо | Red Bull | 192 |
5. | Кими Райкконен | Ferrari | 163 |
6. | Макс Ферстаппен | Red Bull | 123 |
7. | Серхио Перес | Force India | 86 |
8. | Эстебан Окон | Force India | 73 |
9. | Карлос Сайнц | Renault | 54 |
10. | Фелипе Масса | Williams | 36 |
11. | Нико Хюлькенберг | Renault | 34 |
12. | Лэнс Стролл | Williams | 32 |
13. | Роман Грожан | Haas | 28 |
14. | Кевин Магнуссен | Haas | 15 |
15. | Стоффель Вандорн | McLaren | 13 |
16. | Фернандо Алонсо | McLaren | 10 |
17. | Джолион Палмер | Renault | 8 |
18. | Паскаль Верляйн | Sauber | 5 |
19. | Даниил Квят | Toro Rosso | 5 |
Командный зачет
Позиция | Команда | Очки |
---|---|---|
1. | Mercedes | 575 |
2. | Ferrari | 428 |
3. | Red Bull | 315 |
4. | Force India | 159 |
5. | Williams | 68 |
6. | Toro Rosso | 53 |
7. | Renault | 48 |
8. | Haas | 43 |
9. | McLaren | 23 |
10. | Sauber | 5 |