Дело в шляпе?
Чемпион Формулы-1 определится в последней гонке сезонаПосле победы Льюиса Хэмилтона в США решающая схватка Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо за чемпионский титул перенеслась на последний этап, в Бразилию. Судьбоносный болид Нараина Картикеяна, сломанный «Мустанг» Михаэля Шумахера, унизительная командная тактика Ferrari и ковбойские шляпы на подиуме. «Мотор» представляет обзор Гран-при США, где для Формулы-1 впервые в истории специально построили трассу.
До гонки
Возвращение Формулы-1 в Штаты получилось славным. Сомнений относительно того, нужны ли «королевские гонки» американцам, было немало: ведь у них – американцев – есть свои гонки, овальные. Но даже несмотря на то, что в минувший уикенд в США помимо Гран-при Формулы-1 прошел еще и заключительный этап NASCAR, болельщики пришли. Трибуны «Трассы Америк» заполнились наполовину уже в пятницу, а к воскресенью пустых мест не осталось вовсе.
Вплоть до старта гонки казалось, что собравшиеся на Circuit of the Americas зрители станут свидетелями того, как Себастьян Феттель завоюет свой третий подряд чемпионский титул. Немец был фантастически быстр в тренировках, поэтому сюрпризом его поул не стал. Удивительнее было то, что Льюис Хэмилтон проиграл в квалификации лидеру чемпионата всего десятую долю секунды.
Главный соперник Себа в чемпионате тем временем решал совсем другие задачи. По чистой скорости в квалификации Фернандо Алонсо был лишь девятым, но перед стартом смог подняться на два места. Одно из них ему "подарил" Роман Грожан, о штрафе которого было известно еще до квалификации. О втором заговорили незадолго до начала гонки, когда сотрудники Ferrari начали бросать недвусмысленные взгляды на коробку передач Фелипе Массы.
Бразилец на протяжении всего уикенда смотрелся лучше Алонсо. Фелипе был быстрее напарника во всех трех сегментах квалификации и во второй раз в сезоне смог его опередить в субботу. Но в воскресенье бразилец поплатился за свою прыть. В Ferrari забеспокоились, что Фернандо досталась четная – грязная – позиция на решетке: после тренировок пилоты в один голос твердили, что сцепление на левой стороне стартовой прямой не лучше, чем на льду. В итоге все было сделано в рамках регламента. Ferrari сорвала пломбу с коробки передач Фелипе, бразилец получил штраф и отправился стартовать с одиннадцатого места. Нандо переместился на седьмое. Оба оказались на чистой стороне трассы.
Гонка
После такого провалить старт Алонсо просто не имел права. Испанец отлично среагировал на сигнал светофора, еще на прямой поравнялся с Нико Хюлькебнбергом и Кими Райкконеном, а в первом повороте обошел еще и Михаэля Шумахера. Впереди остались только пара пилотов Red Bull Racing и Льюис Хэмилтон.
Британец, стартовавший с пыльной стороны трассы, предсказуемо уступил вторую позицию Уэбберу, но спустя несколько кругов отыгрался и бросился в погоню за Феттелем. Марк же вскоре забыл про обоих: на его RB8 начались механические проблемы, не позволившие ему держать темп лидеров. Тем временем Алонсо уверенно отрывался от остальных и столь же уверенно отставал от первой тройки. Третье место испанцу подарил сход Уэббера из-за очередного отказа генератора на автомобиле Red Bull. Но на большее рассчитывать Фернандо не приходилось. К финишу от пары лидеров испанец отстал более, чем на полминуты.
Развязка в борьбе за победу наступила на 43 круге. Хэмилтон достаточно долго висел на заднем антикрыле RB8 Феттеля, но обойти немца смог только при помощи Нараина Картикеяна. Индус в этом году уже успел удостоиться словесной оплеухи от чемпиона – после столкновения в Малайзии Себ назвал пилота HRT огурцом, и теперь, похоже, за огурца ответил. Феттель догнал Картикеяна на первом секторе, но тот пропускать его не спешил. Благодаря этому Хэмилтон подобрался к Себу и прошел его на задней прямой: разница в скорости была так велика, что отбиться у Феттеля шансов практически не было.
Уехать от Феттеля Льюису, впрочем, тоже не удалось. Себ преследовал McLaren по пятам вплоть до самого финиша, но ни разу толком не побывал даже в зоне DRS. Впрочем, три очка немец у Алонсо все равно отыграл.
Борьба продолжается, и Себ даже может себе позволить проиграть последнюю схватку в Бразилии. Главное – не нокаутом.
Гран-при США, который вы не видели
я выбрал вместо рекламы.
я выбрал вместо рекламы.
Успех: Фелипе Масса
Вот такой Масса и нужен Ferrari. Конечно, перед гонкой с Фелипе поступили, как со щенком, указав ему на коврик у двери, но, справедливости ради, он сам в этом виноват. Все, что сейчас остается Массе – помогать Алонсо. На протяжении сезона бразилец не всегда был полезен в этом отношении, но в Штатах пригодился. В «обычный» уикенд именно он должен был бы подняться на подиум вместо Алонсо, но сейчас каждый Гран-при для Фернандо – решающий. И все же, не отметить Массу нельзя. Не каждый может быть быстрее Алонсо. Пусть и всего один раз в год.
Провал: Mercedes AMG
«Не могу найти других слов, кроме ироничных, чтобы описать сегодняшнюю гонку», – сказал Михаэль Шумахер после финиша последнего Гран-при США в своей карьере. Но мы не можем найти даже ироничных. С Mercedes AMG происходит что-то странное, неописуемое. В субботу перед началом квалификации команда решила убрать с машины Нико Росберга все обновления, опробованные в последних гонках. «Фактически это автомобиль четырехмесячной давности», – сказал немец после того, как квалифицировался 17-м. «Новая» машина, которая была в руках у Шуми, квалифицировалась шестой, но финишировала в итоге позади «старой». Обе – вне очковой зоны. В пятый раз подряд. Не смешно.
Запомнилось: шляпы
Классная идея! В Формуле-1 и без того слишком много кепок, чтобы наряжать в них пилотов еще и на подиуме. В Штатах для призеров Гран-при Pirelli приготовила ковбойские шляпы. Гонка забудется, а в качестве одного из главных впечатлений от возвращения в Ф-1 в США останутся именно они.
Даешь ушанки на подиуме в Сочи!
Оценки от «Мотора»
«Мотор», не обращая внимания на заработанные очки, выставляет участникам Гран-при США собственные оценки.
* – оценка по десятибалльной шкале, от 1 до 10 / Команды представлены в соответствии с местами, занятыми в Кубке конструкторов 2011 года.
Red Bull Racing: 6/10*
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Себастьян Феттель | 1 | 2 | 18 | 273 |
Марк Уэббер | 3 | сход | 0 | 167 |
Команда завоевала Кубок конструкторов. Red Bull Racing действительно лучший на данный момент коллектив Ф-1. Но проблемы с надежностью настораживают. Отказ генератора на машине Уэббера – тревожный знак для Феттеля. Титул практически у него в кармане, но кто знает, не откажет ли генератор теперь и на его RB8...
McLaren: 8/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дженсон Баттон | 12 | 5 | 10 | 163 |
Льюис Хэмилтон | 2 | 1 | 25 | 190 |
Жаль, что у Дженсона Баттона в квалификации возникли проблемы, и нам не удалось посмотреть, на что он действительно был способен в гонке. Хэмилтон же провел феноменальный Гран-при – в воскресенье было особенно грустно, что он уже потерял шансы на титул. В любом случае, McLaren отработала уикенд на «хорошо». Обе машины наконец в очках.
Ferrari: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Фернандо Алонсо | 7 | 3 | 15 | 260 |
Фелипе Масса | 11 | 4 | 12 | 107 |
Оба пилота добились максимально возможного результата. Ferrari F2012 как не была самой быстрой машиной в пелотоне, так ею и не стала. Если у парней на «самовозках» с быками на бортах не возникнет проблем, они останутся лидерами. В Сан-Паулу Ferrari остается уповать только на проблемы у Феттеля.
Mercedes AMG: 2/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Михаэль Шумахер | 5 | 16 | 0 | 43 |
Нико Росберг | 17 | 13 | 0 | 93 |
Помните, что было с командой Honda в 2008 году? Нечто похожее. Но затем она победила – пусть и под другим названием. Помните, кто был у них тогда шефом? Правильно, Росс Браун. Может, он опять задумал что-нибудь эдакое? Других объяснений найти сложно.
Lotus: 6/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Кими Райкконен | 4 | 6 | 8 | 206 |
Роман Грожан | 8 | 7 | 6 | 96 |
Не так ярко, как в Абу-Даби, но тоже неплохо. Кими продолжает удерживать за собой третью строчку в личном зачете, Роман через раз пополняет копилку в Кубке конструкторов. В Остине француз провел неидеальную гонку, но зато он боролся.
Force India: 5/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пол ди Реста | 13 | 13 | 0 | 46 |
Нико Хюлькенберг | 6 | 8 | 4 | 53 |
Борьба в средней группе по-прежнему плотная, и четыре очка Нико Хюлькенберга – весьма неплохой улов. Немец был «лучшим из остальных». Пол ди Реста – один из двух пилотов, дважды останавливавшийся в боксах. Виноват сам: ошибся, развернуло, повредил резину, очков не набрал. А говорит: «Готов быть лидером команды».
Sauber: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Камуи Кобаяси | 16 | 14 | 0 | 58 |
Серхио Перес | 15 | 11 | 0 | 66 |
«Сухой» уикенд. Sauber, похоже, так и не догонит Mercedes AMG.
Toro Rosso: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Дэниэл Риккардо | 18 | 12 | 0 | 10 |
Жан-Эрик Вернь | 14 | сход | 0 | 12 |
Toro Rosso удался боевой Гран-при. Риккардо был среди тех, кто боролся на пороге очковой зоны, и в итоге опередил обоих пилотов Mercedes AMG. Хотя это, конечно, так себе достижение.
Williams: 7/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Пастор Мальдонадо | 9 | 9 | 2 | 45 |
Бруно Сенна | 10 | 10 | 1 | 31 |
Вторую гонку подряд оба пилота команды зарабатывают очки. Вот бы и с начала сезона так.
Caterham: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Хейкки Ковалайнен | 22 | 18 | 0 | 0 |
Виталий Петров | 21 | 17 | 0 | 0 |
В субботу случилось страшное – впервые в этом году Caterham в полном составе проиграл квалификацию «Марусе». В воскресенье все вернулись на свои места. Петров с Ковалайненом на 17-е и 18-е, Глок с Пиком – на 19-е и 20-е.
HRT: 3/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Педро де ла Роса | 23 | 21 | 0 | 0 |
Нараин Картикеян | 24 | 22 | 0 | 0 |
Перед началом уикенда ходили слухи, что с финансами в HRT все настолько плохо, что пилоты специально не пройдут квалификацию. Прошли. Правда зачем – непонятно. Ах да, должен же был Феттеля хоть кто-то остановить, если не Алонсо...
Marussia: 4/10
Пилот | Позиция на старте | Позиция на финише | Очки в гонке | Всего очков |
---|---|---|---|---|
Тимо Глок | 19 | 19 | 0 | 0 |
Шарль Пик | 20 | 20 | 0 | 0 |
Теперь у нас есть две практически равные команды в хвосте пелотона. Marussia догнала Caterham. И это при том, что у команды нет KERS, а в моторном отсеке стоит двигатель Cosworth, а не Renault. Молодцы.
Следующая остановка
Конечная. Не надо быть мудрецом, чтобы понимать: в Бразилии шансов на титул больше у Себастьяна Феттеля. У него быстрее машина, за него говорит математика. Ему достаточно в последней гонке приехать даже четвертым. А, как мы видели в Абу-Даби, он может приехать третьим, даже стартуя с пит-лейн. Но...
Вы, наверное, слышали фразу: «В гонках может случиться все, что угодно». Это «все, что угодно» должно случиться в конце недели в Сан-Паулу. Помните 2007 год, когда чемпионом стал практически потерявший шансы на титул Кими Райкконен? Сейчас ситуация в чемпионате очень сильно напоминает ту, что подарила, возможно, самую красивую развязку сезона в истории Формулы-1. Очень хочется увидеть в ближайшее воскресенье нечто похожее.