Леб и другие
"Мотор" представляет команды и пилотов нового сезона WRCМеньше недели осталось до официального старта первого этапа чемпионата мира по ралли 2012 года. 17 января с Ралли Монте-Карло начнется 40-й по счету сезон WRC. "Мотор" напоминает календарь стартующего на Лазурном берегу первенства, представляет команды и пилотов, и выделяет очевидных фаворитов. В том числе и самого главного.
Citroen
Перед началом сезона 2012 году оснований полагать, что Citroen в конце концов сорвется-таки с вершины мирового ралли, мало как никогда. DS3 WRC стал достойным приемником C4, Себастьен Леб по-прежнему быстр, а соперники за последние полтора месяца раллийного межсезонья вряд ли стали сильнее. Скорее, даже наоборот.
я выбрал вместо рекламы.
Сказать, что в стане "двойных шевронов" межсезонье прошло гладко, тоже нельзя. На посту руководителя Citroen Sport Оливье Кенеля сменил Ив Маттон: подобные перестановки происходят не каждый день, но новому боссу нужно очень сильно постараться, чтобы заставить сбоить четко отлаженый механизм. В прошлом году пилоты Citroen выиграли 10 из 13 гонок чемпионата. Мало кто удивится, если результаты "шевронов" в новом сезоне будут даже лучше.
В пилотском составе тоже произошли изменения. Леб по-прежнему в строю, а вот Себастьен Ожье после конфликта с руководством и титулованным напарником перебрался в стан Volkswagen. В следующем году француз будет работать над доводкой Polo WRC, и стартует в гонках за рулем Skoda Fabia класса S2000, а значит из числа претендентов на титул 2012 года его можно вычеркивать.
Самоустранение Ожье означает, что дорога к девятому титулу для Себастьена Леба теперь практически открыта. Помимо отсутствия Ожье есть еще один фактор, который должен сыграть на руку французу – в новом году ему не будут докучать постоянные вопросы о возможной отставке: контракт с Citroen подписан до конца 2013 года. Остальные плюсы француза давно известны, и перечислять их смысла нет. Поводов считать фаворитом предстоящего чемпионата кого-то другого совсем немного.
В напарники к восьмикратному чемпиону команда позвала Микко Хирвонена. Лишь немногие сомневаются в том, что по чистой скорости Себастьен Ожье быстрее финна, но пока в Citroen есть Леб, второго пилота лучше чем Микко "шевронам" просто не найти. Хирвонен быстр. Возможно, недостаточно для того, чтобы выиграть титул – принято считать, что переход в Citroen вроде как поставил крест на чемпионских амбициях финна. Однако для французов важнее другое его качество – стабильность. С этой точки зрения он гораздо более пригоден для борьбы за титул в командном зачете, чем амбициозный Ожье. Желание Себа-младшего во что бы то ни стало опередить Леба нередко приводило к тому, что DS3 Ожье оказывался в канаве. Все доказательства – в таблице личного зачета прошлого сезона. При пяти победах Себ уступил Хирвонену, побеждавшему лишь дважды. Пусть полтора десятка очков достались Микко в качестве подарка от Яри-Матти Латвалы, но без них финн оказался бы в таблице выше француза.
В долгосрочной перспективе вариант с Ожье был для Citroen, конечно, куда более привлекательным. Леб не становится моложе, а в качестве нового лидера французской марки Себа-младшего представить все-таки проще, чем Хирвонена. Но нужна ли Citroen подобная "долгосрочная" перспектива? Французы побеждают в WRC уже без малого десять лет. Рано или поздно настанет момент, когда в Париже задумаются о смене приоритетов. И не факт, что после ухода из большого спорта Леба-старого, "Ситроену" потребуется Леб-новый.
Клиентская программа Citroen Sport не столь обширна, как у M-Sport. Вполне возможно, DS3 WRC по ходу сезона захочет арендовать кто-то еще, однако обилие частников в стане Ford наталкивает на мысль о том, что предложение компании Малькольма Уилсона для частных пилотов более привлекательно.
Ford
От Ford многого ждали еще в прошлом году. Лучшего момента для победы над Citroen сложно было придумать: новый регламент, новые машины – все условия для того, чтобы перехватить инициативу у подопечных Малькольма Уилсона были. Не получилось. То ли Fiesta оказалась не столь хороша, как DS3, то ли у Ford действительно были не те пилоты, чтобы выигрывать титулы.
я выбрал вместо рекламы.
После поражения в 2011 году желающих поставить на Ford в году 2012-м будет меньше. Кардинальных изменений в межсезонье не произошло. По крайней мере, не случилось ничего такого, что могло бы говорить о серьезном усилении позиций команды. Напротив, боссы концерна определенное время и вовсе раздумывали, стоит ли вообще продолжать сотрудничество с M-Sport. И повод поразмыслить, надо сказать, был: пока парни Малькольма проигрывают Citroen, инвестиции американского концерна идут лишь на повышение ценности французских побед – не будь в WRC Ford, "двойным шевронам" просто не у кого было бы выигрывать.
"Голубой овал" все-таки останется в ралли в 2012 году, но в то, что одолеть Citroen все-таки удастся, верится с трудом.
Перемены, произошедшие в пилотском составе, "серьезным усилением" тоже не назовешь. С уходом Микко Хирвонена Ford потеряла какого-никакого, но все-таки лидера. С опытным финном Малькольм Уилсон перед стартом любой гонки мог быть уверен, что хотя бы одна из его машин точно приедет в "большие" очки. И если Микко не заставлять гнать "на все деньги", то он обязательно доберется до финиша, пусть зачастую и без шансов на победу. Выжать из себя больше Микко уже пытался в 2010 году – получилось плохо. Главный козырь Хирвонена – стабильность. И именно ее может потерять Ford в новом году.
От Яри-Матти Латвалы можно ждать всего что угодно. Молодой финн слишком нестабилен, чтобы с уверенностью говорить о его способностях повести за собой команду. Да, в природной скорости Латвалы никто сомневается: даже на асфальте Яри-Матти в последнее время почти так же быстр, как и французы. Но что делать Уилсону, если Латвала так и не научится довозить машину до финиша регулярно?
Впрочем, на этот случай у главы M-Sport теперь есть Петтер Сольберг. После ухода из спорта Subaru норвежец три года выступал за собственную команду, а теперь, наконец, получил еще один шанс проявить себя в заводском коллективе. Контракт с Ford для 37-летнего пилота, скорее всего, станет последним, который он заключил в WRC с официальной командой производителя. Сольберг – по-прежнему единственный, если не считать Леба, чемпион мира (пусть и с приставкой "экс") во всем пелотоне. Но главная проблема состоит в том, что у "Мистера Голливуда" уже очень давно не было заводского автомобиля. Последняя победа Сольберга в ралли случилась в далеком 2005 году, и прежде чем думать о победе в чемпионате, ему необходимо вспомнить как выигрывать гонки.
Также на Ford в этом сезоне поедет Хеннинг Сольберг. В заявочном листе на Ралли Монте-Карло значатся фамилии Мартина Прокопа и Отта Танака – чех и эстонец тоже будут пилотировать Fiesta WRC. О планах Кена Блока и Халида Аль-Кассими, выступавших на частных Ford в прошлом сезоне, пока ничего неизвестно.
MINI
MINI, как и планировалось, подала официальную заявку на участие в чемпионате мира – таким образом число заводских коллективов в WRC достигло трех.
я выбрал вместо рекламы.
Прошлый сезон был для марки тестовым – Prodrive, построившая раллийный John Cooper Works WRC на базе дорожного кроссовера Countryman, доводила технику до ума. Поэтому команда, приняв участие лишь в нескольких гонках, даже не была официально зарегистрирована. По полной программе MINI должна была начать выступать в сезоне 2012 года, но именно так – "по полной" – у новой конюшни, судя по всему, выступить не получится. Проект, получивший изначально поддержку со стороны владельца марки, в межсезонье оказался под угрозой срыва. Вряд ли можно говорить о том, что MINI по-настоящму рисковала пропустить чемпионат, но проблемы у команды есть.
В Мюнхене не слишком довольны тем, как освещается WRC на территории Германии, а также озабочены имиджевыми проблемами самого чемпионата – после нашумевшей истории с арестом уже экс-владельца компании-промоутера серии Владимира Антонова. Кроме того, финансовых вливаний требует еще один новый спортивный проект BMW – возвращение немецкой марки в DTM. На него в Мюнхене денег жалеть не хотят, ведь кольцевыми соперниками BMW станут принципиальные конкуренты по рынку Mercedes-Benz и Audi. Кампания MINI в WRC в маркетинговом плане видится в этом свете менее привлекательной, а потому главе Prodrive Дэвиду Ричардсу все сложнее находить общий язык с руководством немецкого концерна.
Денег на полный сезон у Prodrive хватает пока лишь на один заводской экипаж. Даниэль Сордо, по неофициальной информации из команды, все-таки сможет проехать все гонки чемпионата. Крису Мику, вовлеченному в проект Prodrive практически с самого старта, повезло меньше – чемпион IRC 2009 года уже точно не поедет на Ралли Монте-Карло. Его автомобиль отдан Пьеру Кампана, оплатить участие которого в гонке согласилась автомобильная федерация Франции. На решение руководства команды Мик отреагировал риторическим вопросом в twitter: "Задумывались над тем, каково это – услышать от любимой девушки, что она уходит от вас, чтобы заняться проституцией?"
И все же в Prodrive по-прежнему рассчитывают найти деньги на выступления Криса в 2012 году, но вряд ли в BMW. Руководство концерна не смогли переубедить даже безо всяких преувеличений великолепные результаты прошлого года – Даниэль Сордо, выступая на новом автомобиле, смог дважды подняться на подиум, а во Франции вплоть до последнего допа претендовал на победу. Испанец вполне может выиграть первую для MINI – и для себя, кстати, тоже – гонку WRC уже в этом году. О чем-то большем Prodrive пока думать не приходится.
Календарь сезона 2012 года
Дата | Гонка |
---|---|
17-22 января | Ралли Монте-Карло |
9-12 февраля | Ралли Швеции |
8-11 марта | Ралли Мексики |
29 марта – 1 апреля | Ралли Португалии |
27-29 апреля | Ралли Аргентины |
25-27 мая | Ралли Акрополис (Греция) |
22-24 июня | Ралли Новой Зеландии |
2-5 августа | Ралли Финляндии |
24-26 августа | Ралли Германии |
13-16 сентября | Ралли Великобритании |
4-7 октября | Ралли Франции -- Эльзас |
18-21 октября | Ралли Италии |
8-11 ноября | Ралли Испании |