Опубликовано 25 января 2013, 17:06

Кузов на смех

Шесть автомобилей с необычными кузовами, которые никто не хотел покупать
Сделать что-то новое в консервативном автомобильном мире непросто. Одни изобретают квадратный руль, и покупатели пищат от восторга, а другие изменяют цвет подсветки салона и потом вынуждены закрывать целые заводы. "Мотор" вспоминает автомобили, которые никто не захотел покупать.
Фото компаний-производителей, с сайта mac.sa.gov.au и пользователя Detectandpreserve с сайта wikipedia.org
Фото компаний-производителей, с сайта mac.sa.gov.au и пользователя Detectandpreserve с сайта wikipedia.org

Сделать что-то новое в консервативном автомобильном мире непросто. Одни изобретают квадратный руль, и покупатели пищат от восторга, а другие лишь изменят цвет подсветки салона – и потом вынуждены закрывать целые заводы. "Мотор" вспоминает автомобили с кузовами "инновационных" форм, которые никто не захотел покупать.

[center]~ Opel Signum ~ [/center]

*2003-2008*

2003-2008

Заложенная в Opel Signum идея сделать стильный и просторный автомобиль для дальних поездок казалась неплохой, но ее реализация обернулась катастрофой. Когда машину представили, в компании заявляли о небывалой практичности в сочетании с «внешностью спорткупе». Это было неправдой. Внешность не была отвратительной, но «спортивности» в образе Opel Signum было не больше, чем у Жерара Депардье.

**«Мой брат живет в Америке»**

В Америке у Opel Signum был двоюродный брат -- Chevrolet Malibu Maxx. Автомобиль имел другую внешность, но полностью повторял Opel технически и концептуально. И тоже провалился.

«Мой брат живет в Америке»

В Америке у Opel Signum был двоюродный брат -- Chevrolet Malibu Maxx. Автомобиль имел другую внешность, но полностью повторял Opel технически и концептуально. И тоже провалился.

Не все гладко оказалось и с практичностью. Хэтчбек на базе Opel Vectra получил увеличенную на 13 сантиметров по сравнению с «донором» колесную базу, что прибавило ему простора на заднем ряду. Но вот багажником объемом 365 литров можно было удивить разве что владельца «Смарта».

А главная проблема заключалась в том, что у появившегося в том же 2003 году универсала Opel Vectra Caravan колесная база была увеличена на те же самые 13 сантиметров, а «трюм» был покрупнее – 530 литров. При этом «сарай» стоил дешевле!

Чем после этого мог взять Signum? Только системой трансформации салона Flexspace и задними сиденьями, которые регулировались по длине и углу наклона спинки, а также имели огромный трансформируемый центральный подлокотник. Но для успеха этого оказалось мало.

[center]~ Chevrolet Lumina APV/Pontiac Trans Sport/Oldsmobile Silhouette ~[/center]

*1989-1996*

1989-1996

Футуристичный Chevrolet Lumina APV, также известный под названиями Pontiac Trans Sport и Oldsmobile Silhouette, был создан для того, чтобы обосноваться на рынке семейных минивэнов, на котором в восьмидесятых доминировал Chrysler. Бить конкурентов решили инновациями и прикольными «фишками». Но высекли себя сами.

Как и заклятая троица конкурентов Chrysler/Plymouth Voyager и Dodge Caravan, вэн от GM имел переднеприводную компоновку. Но, во-первых, у него был удивительный дизайн, а во-вторых, Chevrolet Lumina APV был сделан на стальной пространственной раме с кузовными панелями из пластика – аналогичную технологию General Motors ранее обкатал на спорткаре Pontiac Fiero и позже активно применял на моделях Saturn.

Это не сделало автомобиль легче или дешевле конкурентов. Наоборот, «пластмассовый» кузов отпугивал покупателей: им хотелось настоящий «железный» автомобиль. Не помогали даже доводы о том, что Lumina APV была вполне безопасной, а пластиковые панели не боялись мелких сколов и царапин, да к тому же не ржавели.

Не привлекали американские семьи ни мощные моторы (некоторое время Lumina APV с ее 170-сильным 3.8 V6 была самым мощным минивэном на рынке) ни такие фишки, как электропривод боковой сдвижной двери (впервые в мире!), трансформируемые детские сиденья, антипробуксовочная система и пневмоэлементы в задней подвеске, удерживающие кузов в горизонтальном положении вне зависимости от нагрузки.

Все испортил дизайн: семейные люди просто хотели такую же машину, как у всех. Для них у Lumina APV был слишком длинный острый нос и пропорции пылесоса. Клиент, даже капризный, всегда прав – машине быстренько сделали рестайлинг, в ходе которого нос укоротили на 76 миллиметров, черные передние и задние стойки заменили крашеными в цвет кузова, а фары сделали обычной формы. Все равно не помогло – в 1996 году производство пришлось свернуть, чтобы потом заменить машину на другую: с металлическим кузовом, без инноваций и индивидуальности. И ее покупали.

[center]~ Renault Avantime ~[/center]

*2001-2003*

2001-2003

Renault Avantime стал одной из первых попыток европейцев объединить функциональность минивэна со стилем купе. Это был автомобиль-авантюра – трехдверный «автобус-купе» без центральных стоек.

Особенно Avantime был интересен в мелочах. Жабры над фарами, окрашенная в белый цвет крыша, «круглое» заднее стекло и задние фонари очень-очень хитрой формы. По замыслу французов, каждая деталь машины должна шокировать. Так и было.

Технически, правда, это был банальнейший Renault Espace с пространственной рамой и композитными кузовными панелями. Привод – на передние колеса. Моторы – четырех- и шестицилиндровые. Подвески – Макферсон спереди и полузависимая балка сзади.

Поскольку автомобиль был огромным, а дверей у него было всего две, то они были очень длинными. И чтобы ими можно было пользоваться на парковке, инженеры придумали хитроумный механизм открывания – одновременно с поворотом они еще и сдвигались вперед.

Салон машины был настолько роскошным, насколько мог быть роскошен Renault в принципе. Четыре сиденья имели встроенные ремни безопасности и обшивались роскошной английской кожей Bridge of Weir. Приборная панель располагалась по центру и была цифровой, а блоки управления климат-контролем находились на дверях. Еще одна интересная фишка Avantime – функция Grand Air: нажатием одной кнопки у машины опускались все стекла и открывалась панорамная крыша.

Производили Avantime во Франции на заводе фирмы Matra. За пару лет было выпущено всего 8557 машин, после чего Matra решила завязать с автобизнесом. Но из-за крайне низких продаж в Renault решили, что проще закрыть производство, нежели переводить его куда-то еще.

[center]~ Mazda REPU ~[/center]

*1974-1977*

1974-1977

Mazda REPU выглядит как обычный пикап – ничего особенного. Но в нашу подборку она попала по другой причине: потому что пикап – это один из самых неожиданных вариантов машины, в которой стоило бы размещать роторно-поршневой двигатель Ванкеля!

Главное достоинство "ротора" – малый вес и высокая мощность – делают его почти идеальным для спортивных машин. А недостатки – малый крутящий момент и чудовищный расход (в том числе и моторного масла) – ставят крест на его использовании в утилитарной технике. Но в портфолио фирмы Mazda роторными не только пикапы – автобусы бывали!

Кузов на смех

Построенный на базе семейства B-Series пикап REPU (Rotary Pickup) был очень комфортным: мотор работал плавно, не вибрировал и не тарахтел. А поскольку в 70-х бензин в Америке стоил дешевле воды, то в компании Mazda решили: почему бы и нет? Пусть заправлять REPU придется часто, заправка-то копеечная! И выпустили его на рынок США и Канады.

Накаркали! Как раз 1974 году, когда продажи пикапа только-только стартовали, бахнул топливный кризис, начисто лишивший REPU привлекательности. Почти все 15 тысяч произведенных машин были проданы еще до «чумы», после чего продажи исчислялись сотнями экземпляров. Зато, как и почти все роторные «Мазды», REPU успел поучаствовать в автогонках и даже занял первое место в 24-часовом марафоне по пустыне Мохаве в 1975 году. А вы говорите Ford F-150 Raptor!

[center]~ Chrysler Airflow ~[/center]

*1934-1937*

1934-1937

Это сейчас Chrysler Airflow выглядит, как вполне обычный автомобиль начала прошлого века. А в свое время эта машина была прорывом в области аэродинамики. Что, собственно, ее и сгубило.

Для проекта Airflow компания Chrysler построила даже аэродинамическую трубу, где испытала свыше 30 различных масштабных моделей. Однако революционной была не только форма, но и компоновка автомобиля. Двигатель сместили вперед, кабину – чуть назад, что позволило сделать почти «половинную» развесовку по осям. Это улучшало и управляемость, и плавность хода.

Но из-за радикально новой технологии производства у Airflow были серьезные проблемы с качеством: то мотор с опор слетит, то сварной шов лопнет. Конкуренты подлили масла в огонь, распространяя в газетах "утки" о том, что и форма кузова Airflow небезопасна. Но все это, конечно, была ерунда. Настоящая проблема оказалась в покупателях – они просто не хотели покупать этот нелепо выглядящий «обмылок».

[center]~ Chevrolet SSR ~[/center]

*2003-2006*

2003-2006

Пикап с жесткой складной крышей и мотором от Chevrolet Corvette? У нас два вопроса: кто придумал это недоразумение и почему Chevrolet SSR не оснастили семиместным салоном и надувным бассейном – так, до кучи?

Несмотря на то, что Chevrolet SSR получил моторы мощностью 300 и 400 сил, построен он был на платформе Chevrolet TrailBlazer – не самого выдающегося кольцевого болида. Кузов был тяжелым и высоким, поэтому максимум, что умел делать SSR – эффектно жечь задние шины. В принципе, тоже неплохо.

Но поскольку всякого добра в SSR засунули много (одна складная крыша чего стоит), то стоил он внушительные 42 тысячи долларов – а за эти деньги в США в то время можно было купить Porsche Cayenne. В итоге дилеры "Шеви" продали за год всего 9 тысяч машин и спустя некоторое время руководство General Motors признало, что прекратит выпуск этого автомобиля раньше планируемого. Обещание сдержали.